В Бурятии замминистра обвинен в махинациях с жильём для сирот
Россия вышла на второе место в мире по производству оружия
Врачам и учителям в России запретят принимать подарки
Якутский энергетик получил премию Паралимпийского комитета России
Филармония Якутии приглашает на концерт «Солирует арфа»

Нерюнгринский районный совет депутатов – самый дорогой представительный орган среди районов республики. Председатель райсовета и его зам на освобожденной основе занимают высокооплачиваемые муниципальные должности. На оплату труда председателя идет 2 500 тысяч в год, заместителя - 2 120,2 тысячи рублей. Затраты на содержание Совета в целом за 2014 год выросли до 7 303,3 тысячи рублей.

Введение должности освобожденного председателя Нерюнгринского райсовета два года назад добился глава райoна Андрей Фитисов. Первые два созыва (семь лет) райсовет возглавляли председатели на общественных началах без отрыва от своих основных мест работы. И это было нормально. Во многих районах Российской федерации председатели Советов депутатов и сейчас так работают. К тому же в Нерюнгринском райсовете имелась освобожденная должность заместителя председателя. Но Андрей Фитисов убедил на публичных слушаниях народ, что должность освобожденного председателя не повлечет увеличения бюджетных расходов, а у муниципалитета появится дополнительная возможность защищать целевые программы и привлекать финансовые средства в экономику района. В итоге народ инициативу главы района поддержал. А стала ли от этого эффективней работа самого органа? Об этом интервью с депутатом Нерюнгринского райсовета Галиной Кошуковой.

- Галина Николаевна, какие особенности нынешнего созыва районного Совета вы можете отметить?

- Третий созыв Нерюнгринского районного Совет депутатов я могу назвать уникальным, потому как в его составе находятся представители пяти партий — «Единой России» (10 депутатов), КПРФ (5 депутатов), ЛДПР (5 депутатов), «Справедливой России» (4 депутата) и один от «Гражданской платформы». Первый раз у нас сложился такой многопартийный состав. При этом как такового большинства одной партии нет. Я считаю, это хорошо. У власти должна быть оппозиция. Без оппозиции власть не эффективна. Другая особенность - из 25 депутатов большинство не имеют опыт работы в представительном органе. Не все еще понимают, кто они есть. К примеру, идя на последнюю сессию, услышала от молодых коллег фразу: «Может, сегодня глава района не будет нас ругать…». Что это как не непонимание своей статусной принадлежности? Депутаты не должны переживать, понравится ли их решение главе. Они должны понимать, что это исполнительная власть у них на контроле. Однако именно с контрольными функциями у нас пока и есть проблемы.

- Поясните, пожалуйста.

- Приведу один, но яркий пример. Задолго до внесения проекта районного бюджета на 2015 год на публичные слушания фракция «Единой России» вышла с инициативой создать рабочую группу по контролю над формированием расходной части бюджета. По данному поводу руководитель фракции ЕР Нюргун Степанов 7 октября письменно обратился к председателю Совета Валерию Селину. Прошло два месяца, а ответа мы не получили. Это предложение рассматривалось на заседании бюджетной комиссии. Однако комиссия собралась не в полном составе, к ее работе присоединился председатель Совета Валерий Селин, который в состав комиссии не входит, но по регламенту имеет право решающего голоса, а он-то как раз предложение «Единой России» не поддержал и повлиял на результат голосования. Председателю Совета контроль над исполнительной властью оказался не нужен.

Но есть вещи, на которые депутатам надо обратить внимание: количество чиновников районной администрации с учетом сотрудников их обслуживающего учреждения, по моему мнению, явно завышено. В результате это влечет большой расход бюджета. Судите сами: на содержание центрального аппарата администрации тратится почти 56 миллионов, плюс 46 миллионов на МУ СОТО. На муниципальное учреждение «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений Нерюнгринского района» еще 56 миллионов. При том, что есть Управление финансов Нерюнгринской районной администрации, состоящее из 18 сотрудников, расходы на которых составляют еще 19 миллионов. С 2014 года выросли расходы на представительный орган – районный Совет депутатов до 7 305 тысяч. Не буду грузить всеми цифрами, скажу лишь, что если сложить все расходы на функционирование исполнительной власти района, то получиться сумма более 240 миллионов - почти годовой доход бюджета целого города Нерюнгри. При этом объем поступления доходов в бюджет Нерюнгринского района на 2015 год – 919 904 тысячи. То есть расходы на власть составляют почти четверть всего бюджета.

Президент нашей страны Владимир Путин обратился к регионам с призывом о снижении расходов бюджетов на 5% минимум. Но на примере нашего районного бюджета мы этого пока не видим.

Главный врач районной больницы Нюргун Степанов, он же депутат Совета, обратился с проектом целевой программы «Создание благополучных условий в целях привлечения и закрепления медицинских работников в медицинских организациях Нерюнгринского района» и просил главу района найти на ее финансирование 10 миллионов рублей. Не секрет, что у нас большой дефицит медицинских кадров, укомплектованность врачами составляет всего 60%, а средним медперсоналом – 78%. Единственный выход, как удержать в Нерюнгри медработников – обеспечить их хотя бы жильем. Глава района Андрей Фитисов сказал, что будет просить требуемое финансирование в правительстве республики. Однако, я считаю, можно обойтись и внутренними резервами. В 2014 году в результате реализации программы переселения в другие регионы страны в районе высвобождается 18 квартир. Почему бы не выделить эти квартиры медикам? И не нужно будет напрягать республиканское правительство. Известно, что в ближайшие годы бюджет Якутии будет испытывать большой дефицит, по многим программам планируется сокращение расходов, значит, на серьезную поддержку вряд ли можно рассчитывать.

Считаю, нужно сокращать и представительские расходы районной администрации: банкеты, подарки. Три недели назад Владимир Путин, выступая на «Форуме действий» Общероссийского народного фронта, сказал правильные слова: расточительство, неумение распорядиться государственными средствами не останутся незамеченными. Трата миллионов бюджетных средств Нерюнгринского района на букеты и банкеты – это ли не расточительство?

Я, как депутат, считаю неприемлемым, когда на содержание районной власти расходуется почти четверть миллиарда рублей, а на ремонты в школах и детских садах всего только 32 миллиона в год.

Думаю, к принятию бюджета на 2015 год депутаты должны подойти более взвешенно, чем год назад. Теперь уже нельзя будет списать недоработку на послевыборную суету и неопытность. Для качественной работы над проектом бюджета и требовалось создать рабочую группу, которую председатель совета Валерий Селин посчитал ненужной. Кстати, ответа от него с мотивированным отказом фракция «Единой России» (40% от депутатского состава) все еще ждет.

- С какими инициативами на районный совет Вы уже выходили в составе фракции ЕР?

- Я вышла с предложением полноценной реанимации детского лагеря «Мужество». Вот уже много лет, как лагерь в летний период может принимать детей лишь на дневное пребывание. Каждое утро в сезон автобусы собирают детей по городским остановкам, а вечером везут обратно. Городским ребятишкам лагерь оказывается доступным, а вот дети Иенгры, Золотинки, Серебряного Бора, увы, возможности отдохнуть в нем не имеют. Мое предложение было таковым: строить каждый год по одному новому корпусу. На заседании фракции ЕР предложение поддержали и вынесли его на Совет. Одобрила его и комиссия по бюджету. В результате вопрос был внесен в повестку в раздел «разное» последней сессии, которая состоялась 4 декабря. От депутатов пока не требовалось принятия конкретного решения, а планировалось обсуждение путей реализации предложения, итогом могло стать поручение составить проектно-сметную документацию. И каково же было наше удивление, когда в считанные часы до сессии, мы получили уведомление, что вопрос о лагере «Мужество» снят и не будет рассматриваться. Как выяснилось, на имя председателя Совета поступило обращение от депутата Алексея Наумова, который, кстати, является директором этого лагеря, и, казалось бы, должен быть заинтересован в его развитии. Однако депутат Наумов попросил снять вопрос с повестки. Не дав возможности депутатам обсудить это на сессии, Селин учел мнение одного депутата, видимо, забыв, что райсовет является коллегиальным органом. Что это, как не самоуправство председателя, который утверждает повестку?

Аналогично ушел с повестки и другой актуальный для жителей района вопрос о софинансировании расходов на крытый стадион «Горняк». Сегодня стадион испытывает нужду в средствах, тренеры получают крайне низкую зарплату – 15 тысяч. На фракции «Единой России», а затем и на депутатской комиссии было принято решение, направить обращение в уполномоченные органы республики с просьбой о возмещении затрат, приходящихся на долю госсобственности. Вопрос депутатами от ЕР был отработан. Но его сняли с повестки по той же схеме, что и о лагере «Мужество». Директор стадиона Сергей Миронов написал председателю райсовета ходатайство не рассматривать на сессии, подождать до завершения организационных вопросов. И председатель выполнил волю, в данном случае даже не депутата Совета. Это уже не вписывается ни в какие рамки регламента и совести.

- Как председатель райсовета прошлого созыва, что Вы можете сказать о том, оправдывают ли себя те затраты, что несет бюджет на оплату труда нынешнего освобожденного председателя и его заместителя?

- Я не стану давать никаких оценок. Отмечу лишь, что в формате работы, собственно, пока ничего не изменилось. В пору, когда освобожденного председателя не было, с тем же фронтом работы справлялась зампредседателя Тамара Петровна Архипова, она вела ежедневный прием граждан, направляла обращения для решения их актуальных проблем, координировала работу депутатов и комиссий. С тем, что теперь и председатель, и его зам, которые стали оба получать зарплату, при этом их обязанности не увеличились.

Насколько же инициатива Андрея Фитисова об освобожденном председателе райсовета себя оправдала, пусть ответит он сам. И, прежде всего, скажет, сколько целевых программ помог муниципалитету защитить Валерий Селин, и сколько привлек финансовых средств в экономику района.

К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Бюджет муниципального образования Нерюнгринский район на 2014 год составляет 4 миллиарда 425 миллионов рублей. ОДНАКО доля собственных средств дохода Нерюнгринского район составляет всего 20%. То есть, для муниципального образования, чей бюджет дотируется на 80%, - не слишком ли роскошно иметь и председателя райсовета, и зама на освобожденной основе? Во всей республике две таких освобожденных должности имеются только в Якутском окружном Совете депутатов. Но численность населения в столице в пять раз больше, чем во всем Нерюнгринском районе… Не слишком ли высокую зарплату положила администрация района обеим руководителям представительного органа?! Для сравнения: председатель райсовета Валерий Селин получает на 870 тысяч рублей в год больше, чем глава города Нерюнгри, а его заместитель Анатолий Шевченко - на 400 тысяч…

Лариса КОШКИНА.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
12.12.2014 15:58 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ