Якутянин - чемпион Международных армейских игр!
Петр Мамонов в реанимации: инфаркт
Как в Якутске снижают административные барьеры для МСП
Музыкальные инструменты для юных талантов Нерюнгринского района
День шахтёра - праздник мужественных и верных своему делу людей! Видео

5 февраля интернет взорвала новость: житель поселка Пеледуй, тщетно пытаясь проехать по трассе ВСТО, вступил в перестрелку с охранниками нефтепровода. Скрутить нарушителя удалось, лишь когда у него кончились патроны. Такие вот страсти кипят в Ленском районе. Вопрос проезда ленчан по дорогам нефтяников не нов, и похожие инциденты возникают с завидной регулярностью, правда, до применения оружия пока не доходило. Так кто же прав в данной ситуации – охрана нефтепровода, четко выполняющая инструкции или жители поселков, вынужденные пробиваться на «большую землю» теперь уже с помощью оружия?

Разумеется, при возникновении любых инцидентов у каждого своя правда. Так что же произошло на трассе 3 февраля на самом деле? Мы связались с главным возмутителем спокойствия - жителем Пеледуя Валерием Лейкиным - и во что он нам рассказал:

«3 февраля я со своими сыновьями выехал из Пеледуя в Иркутск по личным делам, в том числе связанным с посещением учреждений здравоохранения. На центральном посту ОАО «Сургутнефтегаз» дороги Витим-Талакан мою машину задержали, запретив выезд на автозимник Усть-Кут – Мирный без приведения веских причин.

Переговоры с охранниками ни к чему не привели, поэтому я был вынужден своим автомобилем перекрыть трассу. Я родился и вырос на этой земле, здесь похоронены мои родители. Почему я не могу выехать на федеральную дорогу, к которой нефтяники не имеют никакого отношения?! Подчеркиваю – речь идет не о вдольтрассовом проезде, а о выходе на зимник, которым мы пользовались всю жизнь, задолго до прихода на ленскую землю ОАО «Сургутнефтегаз»!

Я не стрелял в охрану, а лишь терпеливо ждал, когда меня пропустят. Противостояние длилось около 10 часов, за это время на трассе скопилось порядка пяти десятков автомобилей. Большая часть водителей поддержала мои требования, но охрана была непреклонна. Ситуация начала активно развиваться, после того как я согласился пропустить автомобиль человека, спешившего на похороны. Когда я сдал назад, сотрудники ДПС предприняли попытку расстелить под колеса моего автомобиля ленту с шипами. Я попросил их отойти от машины и произвел предупредительный выстрел в воздух из травматического пистолета. Далее меня скрутили и попытались надеть наручники. То же самое было проделано с моими сыновьями, попытавшимися вступиться за меня.

В ходе борьбы, конечно же, мы получили травмы, которые собираемся официально засвидетельствовать. Заявление в прокуратуру на противоправные действия, направленные против нас, также подготовлено. Правду найти очень сложно. Я обращался и в поселковую администрацию, и в суд. В данной ситуации считаю себя правым и буду отстаивать свою позицию до конца».

История конфликта, по мнению Валерия, – давняя. Он считает, что попал в немилость из-за того, что пару лет назад запретил внутренний осмотр своего автомобиля охраной ВСТО, и в итоге попал в «черный» список. Кроме этого, он сообщил нам, что, по его данным, стражи правопорядка в ходе борьбы также получили травмы, что было зафиксировано врачами прибывшей на место инцидента «скорой».

Кто прав, поможет установить видеозапись, которая была сделана в ходе конфликта. С помощью ее, считает Валерий, он сможет доказать свою невиновность и несостоятельность обвинений в насилии. Так или иначе, но, вероятнее всего, дело перейдет из правовой - в уголовную плоскость.

Вдольтрассовый проезд ВСТО, конечно же, не является дорогой общего пользования и, в первую очередь, был проложен для проезда технологического транспорта, обслуживающего нефтепровод. Дорога достаточно сложная, изобилующая крутыми спусками и подъемами, сложными поворотами и узкими участками. И здесь доводы руководства нефтяных компаний относительно запрета проезда по ВСТО, конечно, состоятельны и объективны. Нельзя сравнивать профессионала со стажем за рулем тяжелого грузовика и молодого, лихого таксиста, решившего по-быстрому перевезти пассажиров. Гибель людей на трассе ВСТО, не имеющих к нефтепроводу никакого отношения, к несчастью, далеко не редкость.

Мы все прекрасно понимаем, зачем и почему осваивается Талаканское месторождение, и какое значение это имеет для страны. Ничуть не идеализируя поступка Валерия Лейкина, и не делая из него героя, выступившего против системы, мы вместе с жителями поселков просто хотим понять - почему после внесения платы за проезд дорога становится более безопасной? Почему участок дороги от выезда с зимника на Витим, после того, как его заасфальтировали, стал недоступным для простых смертных?

Возможно, честные ответы на эти вопросы мы услышим во время очередного отчета Правительства РС(Я), чтобы жители четырех поселков не чувствовали себя индейцами резервации, созданной ради блага ВСТО.

За сутки до появления информации об инциденте в интернете, в редакцию районной газеты поступило письмо от жителей поселков Витим и Пеледуй с 186 подписями. Оно адресовано Председателю комитета по правам человека по Российской Федерации Элле Памфиловой, главе Республики Саха (Якутия) Егору Борисову и депутату Госдумы РФ Федоту Тумусову.

В нем, в частности, говорится, что жители нескольких поселков Ленского района длительное время лишены права, в соответствии с ч.1 ст.27 Конституции Российской Федерации, свободно передвигаться по территории России. Это выражается в следующем.

"Витим, Пеледуй, Толон, Иннялы находятся без государственного автомобильного, железнодорожного сообщения с районным центром и другими регионами страны. В советский период движение по этим направлениям осуществлялось регулярными авиарейсами и летом водными теплоходами. В настоящее время движение самолетов выполняется сезонно - весной и осенью в течение трех недель, по два рейса в неделю. В периоды так называемого межсезонья не представляется возможным попасть в районный центр в течение месяца.

Ведомственная автомобильная дорога по трассе нефтепровода ВСТО, по которой ранее жителям позволялось проезжать в Ленск и ближайший областной центр Иркутск, сейчас недоступна. Под расплывчатым объяснением: «нефтепромыслы являются режимными объектами» свободный проезд, якобы в целях безопасности, закрыли. Но в то же самое время частным такси за регулярную плату разрешают проезд и провоз пассажиров! Проехать нельзя - опасно, но за деньги можно. Стоимость проезда составляет 10 000 рублей.

С таким же «взаимодействием» сталкиваются директоры мелких коммерческих магазинов. Им разрешают провезти продукты питания по притрассовому проезду с оплатой 100 000 рублей за рейс. То есть, получается, что только за возможность(!) провезти груз индивидуальные предприниматели выплачивают такую сумму. Естественно, что она добавляется к стоимости товара и каждый килограмм, таким образом, становится дороже на 10-15 рублей, а это, в основном, продукты первой необходимости: мука (хлеб), крупы и т.д. Сейчас озвучено решение компаний о взимании платы за проезд в размере 20 000 рублей за 130 км по автодороге ОАО «Сургутнефтегаз» и 10 000 рублей за 70 км по автодороге ВЧНГ, по которым жители населенных пунктов выезжали на федеральный автозимник Усть-Кут – Мирный.

В районном центре Ленск находятся все жизнеобеспечивающие подразделения государственных органов: Налоговая инспекция, ГИБДД, БТИ, ГТИ, земельный и имущественный комитеты, больница, уполномоченная выдавать медицинские справки установленной формы на получение водительских прав, получение и продление охотничьих билетов. Воспользоваться своим транспортом для поездки в указанные конторы запрещают даже без объяснения причин: «вам отказано» - предельно лапидарно отвечают в службе безопасности. И, например, чтобы обменять водительские права за 800 рублей, гражданин 10 000 рублей отдает за поездку на такси.

«Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации» (ч.2 ст.6). Однако в нашем конкретном регионе в отсутствие государственных дорог, интересы и права нефтяных компаний становятся выше прав человека и гражданина.

Жители указанных поселков неоднократно озвучивали растущую день ото дня проблему, но руководители всех уровней власти от местных муниципальных до республиканских, все, как один, под формулировкой: «мы не можем ссориться с нефтяными компаниями», старательно ускользают от решения задачи. А она представляется совершенно серьезной в связи с тем, что от безысходности положения накапливается недовольство населения, способное вылиться в социальный взрыв. Отдельные эпизодические проявления уже имели место. Более того, инициативная группа приходит к убеждению, что летом 2015 года необходимо провести пикетирование с целью недопущения въезда на территорию МО «Поселок Витим» и МО «Поселок Пеледуй» автотранспорта нефтедобывающих компаний, таких, как ВЧНГ, "Транснефть" и их подрядчиков.

В целях объективности просим провести проверку фактов здесь, на месте, а не при посредстве электронных запросов, письменной переписки с предприятиями и главами.

В дополнение к письму необходимо добавить, что Лейкин Валерий своим поступком отразил боль и чаяние жителей Витима, Пеледуя и национальных якутских поселков Толон, Иннялы.

На этот раз обошлось без кровопролития. Но ситуация обостряется и вполне вероятно, что в очередной раз униженный житель нашего региона возьмется за огнестрельное оружие. Или в него выстрелят охранники. Что будет тогда?"

В заключение письма говорится, что случай с Лейкиным не единственный, так как люди доведены до отчаяния...

Дмитрий ПАВЛОВ.

Видео.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
06.02.2015 21:47 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ