«Конюх Кадырова» владеет ипподромом за 12 млн долларов
АЭБ предлагает кредит «Благоустройство жилого дома» по ставке 7,5 процента
Сухарный задерживает перевозки на Нижней Колыме
Заслуженный артист России найден мертвым
Названы крупнейшие должники России

ИА SakhaNews 8 июня на Коллегии министерства образования РС(Я) обсуждался вопрос об обеспечении психологической безопасности образовательной среды для несовершеннолетних.

Заместитель директора республиканского Центра психолого-медико-социального сопровождения Татьяна Мартынова выступила на коллегии с анализом ситуации в республике.

На сегодня самоубийства среди несовершеннолетних в республике происходят в два раза чаще, чем в среднем по России. В свою очередь, по данным независимого шведского Центра по изучению детской и подростковой суицидальности, Россия занимает первое место в мире по количеству самоубийств. Вывод напрашивается сам собой, и вывод весьма малоутешительный.

Наиболее тяжелая ситуация в Анабарском (39 случаев на сто тысяч человек), Усть-Янском (21,5), Эвено-Бытантайском (21,4), Нюрбинском (14,3), Абыйском (13), Момском (12,7), Среднеколымском (12,2) районах.

66% самоубийств, по данным республиканского Центра психолого-медико-социального сопровождения, совершают дети и подростки из сельских районов Якутии. Преимущественно это мальчики (83,5%), чаще (56,9%) 16-18 лет, из так называемых общеобразовательных классов. «Это дети, - пояснила Татьяна Мартынова, - которые не попали в профильные классы. Обнаружилось, что для учителей, для родителей и, прежде всего, в собственных глазах, они попали в категорию «неперспективных». Родители напрямую высказывали нам мнение, что создание профильных классов привело к дифференциации детей по социальному признаку, что больно ударяет, прежде всего, по психологическому здоровью самих детей. Модернизация образовательного процесса, таким образом, требует психологического обоснования».

В прошлом году Министерство образования было информировано об одиннадцати случаях суицида среди несовершеннолетних. Сами члены коллегии говорили о том, что это далеко не полные данные, и о некоторых случаях добровольного ухода подростков из жизни на местах просто не доводят до сведения Министерства. Впоследствии выяснялось, что на местах полагали: суициды, совершенные во вне учебное время, не относятся к компетенции Минобразования.

Между тем, нельзя сказать, что Министерство образования не предпринимало мер, по предотвращению этого явления. За последние два года было сделано одиннадцать выездных семинаров для педагогов по психологии, регулярно проводятся курсы повышения квалификации педагогов-психологов. Проводились исследования психолого-эмоционального состояния детей. В 26 улусах проводился опрос старшеклассников по следующим пунктам ( по пятибалльной системе):

1.Как вы думаете, насколько преподаватели соблюдают право учащихся на сохранность и неприкосновенность собственного достоинства – 2 балла.

2.Внимание педагогов к личности учащегося – 1,5 балла.

3.Готовность прийти на помощь учащемуся в трудную минуту – 1,5 балла.

4.Признание за учеником его права на собственное мнение – 1,5 балла.

Многие из учителей не принимают во внимание, что в психологии подростков заложена недооценка ценности собственной жизни, готовность доказывать свою правоту даже ценой собственной жизни. Подростки и дети часто не понимают, что смерть – это не временное состояние. Психологическая компетентность учителей на местах часто оставляет желать лучшего.

Даже отношение к работе Центра в улусах воспринимается неоднозначно. Так, психологов Центра обвиняли в том, что после их работы самоубийств несовершеннолетних стало даже больше, чем было. Тема суицидов долгое время замалчивалась на государственном уровне, возможно, поэтому на местах тоже наблюдается осуждение специалистов Центра за то, что они вслух поднимают такую проблему. Местное население осознанно замалчивает случаи самоубийств несовершеннолетних, считая, что все разговоры об этих трагедиях будут только умножать их количество. Между тем, специалисты Центра убеждены, что именно такая психологическая атмосфера среди окружающих является благодатной почвой для роста числа суицидов.

В связи с этим Институтом повышения квалификации работников образования был разработан Этический кодекс педагога. Есть предложение сделать его обязательным документом для работников образования, принять этот Кодекс на правительственном уровне. Кодекс обязывает педагогов соблюдать принцип не нанесения ущерба, физического, морального или социального, личности ребенка, строить свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности ребенка, сообщать о замеченных им нарушениях прав ребенка другими лицами, о случаях негуманного обращения с детьми.

Начальникам управлений образования подготовлены в настоящий момент два инструктивных письма Министерства образования,«О профилактике суицидов среди несовершеннолетних» и «О мерах по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков», где рекомендовано факультативно, в качестве дополнительного образования ввести часы по психологической адаптации и расширению коммуникативных возможностей. Рекомендовано также проводить регулярный мониторинг психологического здоровья детей.

Министерство планирует разработку системы обеспечения арктических улусов квалифицированными педагогами-психологами. Предусматривается организация психологических служб на уровне улусных муниципалитетов, ужесточение контроля над недопущением физического и психического насилия по отношению к несовершеннолетним. Также Министерство образования планирует ходатайствовать перед Министерством здравоохранения об организации кабинета психиатрической помощи детям с посттравматическими стрессовыми расстройствами. Это актуально на фоне того факта, что в республике на сегодня имеются лишь пять детских врачей-психиаторов, четверо из которых – в Якутске и один – в Нерюнгри. Как поддержат инициативу Министерства образования на вышестоящих уровнях власти, покажет время.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
09.06.2007 08:10 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ