ДЭК: Показания счётчиков лучше передавать дистанционно!
Якутян вводили в заблуждение рекламой тестов на COVID
Юрий Трутнев выделит на поездку в Якутию один день
В Якутске временно не работает ряд касс Энергосбыта
Не хватило кислорода? СМИ заявили о гибели пациентов на ИВЛ

Как изменилась столица за 15 лет – глазами зарубежных гостей

Для иностранных корреспондентов и обозревателей, долго работающих на российском направлении, Москва в последние годы является постоянным объектом и темой для сравнений настоящего и прошлого и выстраивания прогнозов на будущее.

Очередной взгляд на Москву в таком сравнительном контексте представил для своих читателей корреспондент германской газеты "Die Welt" Манфред Квиринг.

«Когда летом 1982 г. я впервые на длительное время отправился в Москву, в мое снаряжение входили черный галстук и большая коробка туалетной бумаги, - пишет корреспондент. - И то, и другое оказалось полезным. В ноябре умер руководитель партии и государства Леонид Брежнев, за ним последовали и многие члены геронтократического политбюро. Их похороны на Красной площади требовали присутствия и представителей СМИ. Инвестиции в черный галстук оправдали себя.

Туалетную бумагу я тоже не зря транспортировал. Ведь подобные вещи в советское время постоянно были в дефиците. Но если вдруг случалось невероятное, и неожиданно в магазины поступала партия оной, то москвичи шли домой с гирляндами рулонов вокруг шеи.

Глубокие потрясения, значение и глубинное влияние которых трудно постижимо для посторонних, так быстро и так основательно изменили за последние два десятилетия город, что возникла опасность просто забыть вчерашнюю Москву. Слишком быстро новое становится обыденным. И как хорошо, если вдруг объявятся родственники, которые последний раз посещали город 20 лет назад и теперь свежим взглядом видят все изменения.

Первое удивление для прибывшего вызовет Домодедово. Аэропорт, бывший в советское время еще более страшным кошмаром, чем нынешнее пресловутое Шереметьево-2, частным владельцем превращен в современный, светлый, приятный аэровокзал. Оформление длится там не больше, чем в берлинском Тегеле. В «Шереме» случалось, что прилетевший в течение 2 часов имел возможность под недоверчивыми взглядами пограничников задуматься в полумраке зала оформления над тем, насколько вообще хороша была мысль отправиться в эту страну. Между тем, поведение пограничников изменилось, иногда они улыбаются, а один, как говорят, даже как-то пошутил.

Удивление возникнет и при взгляде на кольцевую автодорогу протяженностью в 110 километров, опоясывающую столицу и освобождающую центр от большей части транзитного транспорта. Когда-то она имела по две полосы в каждом направлении, была темной, в колдобинах и без разграничительной полосы. Она стала печально известной «дорогой смерти»: лобовые столкновения случались ежедневно. С колоссальными усилиями мэр Москвы Юрий Лужков модернизировал автостраду в 90-годы. Теперь водители вечером имеют привилегию на ярко освещенной пятиполосной автостраде в лучшем случае «дергаться» в пробках мимо сияющих торговых центров на столичной околице.

С ростом благосостояния в городе резко возросло число автомобилей. Давно уже прошли те времена, когда пара сотен тысяч советских автолюбителей могли почти свободно ездить в столице. Сегодня на улицах скапливается свыше 3,5 миллиона легковых машин, создавая такие транспортные проблемы, которых уже давно не знают другие столицы. Несмотря на постоянное расширение сети дорог – «властелином колец» называют мэра Лужкова за структуру улиц и организацию движения - 9-миллионный город стоит на пороге транспортного коллапса. Только прекрасно функционирующее метро предотвращает пока самое худшее.

Что привезти? - звучал раньше обычный вопрос, когда друзья и родные собирались в путь в советскую империю. И обычно в ответ перечень недостающего был длинным. Поэтому для знатоков Советского Союза, давно не приезжавших в страну, столкновение с нынешней действительностью становится культурным шоком. Супермаркеты, расположенные на каждом углу, прекрасно укомплектованы, хотя большой процент импортных товаров говорит о диспропорциях в производстве.

Дискуссии о времени работы магазинов? Не ведомы. Многие «святилища» торговли открыты 7 дней в неделю круглосуточно. И нет ничего, чего бы не было. Битва за дурно пахнущий кусок замороженной жирной свинины осталась в другой эпохе.

Вместо этого в центре постоянно увеличивается число магазинов, предлагающих эксклюзивные товары. Одежда, косметика, автомобили - все самые последние бренды. Недавно «Мерседес» с большой пышностью отметил открытие своего нового центра продаж на Ленинградском шоссе. Бентли открыл небольшой, но изысканный выставочный зал прямо напротив центрального здания ФСБ на Лубянке. А кто хочет приобрести «Порше» или «Харлей-Дэвидсон», найдет их на Кутузовском проспекте.

Когда-то скучный, в буквальном смысле серый город уступил место светлым фасадам, торговым центрам, офисным зданиям и засилью цветной рекламы. Москва и ее мэр впали в строительное безумие. Защитники памятников старины отчаянно пытаются спасти архитектурные жемчужины, как правило, безуспешно. Старые здания или сравниваются с землей, или подвергаются псевдореконструкции, в ходе которой иногда сохраняется лишь фасад. Главное, чтобы было быстро.

В сотнях новых ресторанов, начиная от закусочных и кончая сверхдорогими аристократичными заведениями, предлагается - от итальянской до азиатской кухни - все, что только знает кулинарный мир.

Неужели эти новые пристрастия в еде («Суши - питание 21-го века» - гласит рекламная перетяжка на улице) вызвали к жизни новый тип московских женщин? Как бы там ни было, молодые столичные дамы кардинально отличаются от своих предшественниц 80-х годов, которые целыми днями питались в основном белым хлебом и 20-процентными сливками. Сегодняшняя москвичка, стройная, как кипарис, элегантная, с аккуратным макияжем, предпочитает салат и йогурт. Все это стоит немало. Женевская фирма Mercer Human Resources Consulting в своем списке самых дорогих городов мира поставила Москву на 4-е место после Токио, Осаки и Лондона.

Москва, вновь сменившая Санкт-Петербург в статусе столицы в 1918 году, сегодня является неоспоримым центром России во всех отношениях. Здесь не только делается политика в Кремле. Это также и экономический и финансовый центр страны с федеральным по конституции устройством. Здесь сконцентрированы 90% всех финансовых ресурсов, что вызывает зависть провинции. Но в Москву, тем не менее, влечет каждого, кто хочет сделать карьеру. «В Москву, в Москву!» - мечта чеховских «Трех сестер» остается актуальной.

И хотя с горячими нефтяными долларами социальная пропасть все углубляется, но настоящие различия становятся заметны только в сельской местности. Трое из четырех бедняков в России живут в сельских регионах, где сто раз подумают, прежде чем истратят хоть один рубль.

Москва же летит, словно светящийся космический корабль, вращаясь все дальше и дальше по своей орбите. Пока цена на нефть остается высокой. И все больше отдаляясь от своей родной планеты по имени Россия».

Приведенная выше статья довольно точно отражает те изменения, которые произошли в Москве за последние 15 лет. Конечно, это только внешний и далеко не всесторонний взгляд на современную Москву, на ее проблемы и перспективы. Но если бы автор побывал в ряде других российских городов (в первую очередь – в столицах национальных республик), то он и там нашел бы много изменений. Все это говорит о том, что развитие главных городов России может и должно потянуть за собой и позитивные изменения в регионах. Для того, чтобы этот процесс приобрел поступательный и необратимый характер, России нужна внутриполитическая стабильность и безусловная ответственность всех российских граждан за будущее своего Отечества.

Дмитрий ПОПОВ

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
06.09.2005 18:02 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ