Более половины трудовых мигрантов намерены осесть в России
Фонд капитального ремонта Якутии сменил адрес
Любители бега получат футболки и медали от «Водоканала»
В Ленском районе возводят школу с детсадом и интернатом
В Магаданской области объявлено экстренное предупреждение

6 июня 1946 года вышел первый номер отраслевой газеты авиаторов Якутии "Северная трасса". Она изначально была определена как печатный орган Политотдела ЯТУГВФ и территориального комитета профсоюза авиаторов Якутии.

Ее первым редактором был Г.И.Прусский. Издание газеты финансировалось Политическим Управлением ГУГВФ, то есть из бюджета ЦКВКП(Б). Газета выходила 2 раза в неделю по средам и субботам, объемом 0,5 печатных листа тиражом в 1000 экземпляров. Своей типографской базы ЯУГВФ не имела, поэтому печатали газету в типографии Ленского пароходства. Газета была подписная – за 2 рубля в месяц подписывались предприятия и аэропорты. В штате редакции был один-единственный корреспондент А.З.Перегудова. В сентябре 1946 года редактором был назначен М.И.Барышников.

Газета на своих страницах регулярно освещала вопросы выполнения государственного плана, обеспечения безопасности полетов и культуры обслуживания пассажиров, повышения эффективности производства, социалистические обязательства управления, предприятий и ход их выполнения.

В 1947 году газета начала печататься в типографии Якутского Управления ГВФ. С 14 марта 1949 года газету "Северная трасса" перевели в положение издания закрытого типа, многотиражки оборонного предприятия на основании указания уполномоченного Совета Министров СССР по охране военных и государственных тайн.

В марте 1953 года издание газеты было приостановлено в связи с реорганизацией ЯТУГВФ в Якутскую авиагруппу ВСТУГВФ. В 1957 году ЯАГ была реорганизована в самостоятельную Якутскую отдельную авиагруппу с подчинением непосредственно ГУГВФ. В связи с этим в 1958 году было возобновлено издание газеты. Редактором был назначен М.Ф.Рябов, штатным корреспондентом Л.П.Музлова.

В августе 1959 года литературным сотрудником-корректором в редакцию газеты была принята Алла Георгиевна Омолоева, имевшая удостоверение Школы рабочих корреспондентов при газете "Социалистическая Якутия". Она училась заочно на факультете физики и математики. К тому времени в редакции работали литературный сотрудник – дипломированный учитель Людмила Петровна Музлова, секретарь-машинистка Валентина Стенникова, которую позже сменила Лидия Жукова.

В 1960 году в редакцию поступили молодые сотрудники Валерий Куклин, окончивший среднюю школу и москвич Дмитрий Файвилович. Газета тогда выходила размером А3 в двухполосном формате тиражом в 200 экземпляров и печаталась в своей типографии, которая называлась "Типография газеты "Северная трасса". Директором типографии был Александр Васильевич Татаринцев, опытный типографист со стажем с 1918 года. Он же выпускал в свое время в Иркутске подпольную газету большевиков. Типография находилась в небольшом деревянном домике без всяких удобств.

В типографии печатниками работали Татьяна Андриановна Каймонова, Валентина Ефимовна Кузнеченко (Швецова), наборщиками вручную работали Нина Иосифовна Харькова и Тамара Прокопьевна Браславская.

В 1962 году для типографии было построено новое просторное здание. Газета стала выпускаться с большим тиражом, наборщиками вручную приняли Татьяну Петровну Попову (Хаттасову) и Ильгению Николаевну Слепцову. В те годы в редакцию поступили Геннадий Сергеевич Резник и секретарь-машинистка Нинель Семеновна Рылькова.

Контроль за качеством, правдивостью публикуемых материалов ежедневно осуществлял Политотдел. За допущенные ошибки строго спрашивали с редактора. 29 марта 1963 года был издан приказ Политотдела №12 "О допущенных ошибках в газете "Северная трасса". Этим приказом литературному работнику Куклину был объявлен выговор, а редактору Рябову было указано на недопустимость подобного.

В 1964 году на укрепление кадров редакции газеты "Северная трасса" был направлен главный редактор газеты "Социалистическая Якутия" Василий Александрович Самородский. Это был переломный период в работе редакции газеты. Самородский был профессиональным журналистом высокого класса, опытный партийный работник, умелый организатор. Он добился от Управления планового командирования корреспондентов в предприятия Управления и привлек к работе внештатных корреспондентов.

К сожалению, такому маститому журналисту не суждено было долго руководить редакцией газеты, вскоре он умер. После смерти Самородского редактором газеты был назначен и работал около двух лет А.Е.Чилингаров, которого потом направили на работу редактором одной из районных газет. После него редакцией газеты руководили Валентина Васильевна Меньшикова, потом – Геннадий Сергеевич Резник.

В конце 1968 года редактором газеты "Северная трасса" назначили корреспондента казахстанской газеты "Советский пилот" Юрия Андреевича Остапенко. Он первым делом установил деловые контакты с начальником Политотдела Игорем Сергеевичем Жигулевым, его заместителем Владимиром Ильичом Селиверстовым и работавшими в то время опытными партийными работниками Яковом Львовичем Логлоровым и Валентиной Васильевной Меньшиковой. Через них и бывая в командировках в предприятиях южанин легко прошел адаптацию к нелегким условиям жизни и работы на севере.

Познакомившись с коллективом редакции и типографии, условиями их работы, пришел к выводу, что необходимо со старинного способа набора газеты вручную перейти к строкоотливной машине линотип. Для этого нужно было соответствующее помещение. По совету Селиверстова он обратился к заместителю начальника управления по строительству и эксплуатации наземных сооружений Иннокентию Семеновичу Кычкину.

Опытный политработник вник в суть просьбы нового редактора газеты "Северная трасса" и обещал помочь. К осени на территории типографии газеты уже стоял цех. И начался новый этап издания газеты. В это время газета выпускалась всего один раз в неделю в 4-полосном варианте тиражом 500 экземпляров.

Будучи в командировке в одном из аэропортов увидела давно отправленный, но еще не открытый сверток газеты, что свидетельствовало о том безразличии к газете, которое имело место. Размеренная жизнь редакции его не устраивала с первых дней работы. Нужно было что-то делать. После смерти Селиверстова в авиакатастрофе Остапенко близко сошелся с мудрым, опытным партийным работником Логлоровым, он дорожил его советами.

Старый политработник послушал, что тревожит редактора газеты, и посоветовал ему провести в газете какую-нибудь громкую акцию. В то время произошла катастрофа вертолета по вине пьяных пилотов, а второй экипаж с другого подразделения даже не пытался удержать пьяный экипаж от полета. Остапенко с трудом уговорил заместителя начальника летно-штурманского отдела по ПАНХ Анатолия Федоровича Крючкова за его подписью разместить в газете на первой полосе статью "По ту сторону товарищества".

Материалы авиационных катастроф были секретными, а тут такая громкая акция. В адрес редактора посыпались от руководства и даже из Москвы упреки в том, что такой дискредитирующий авиаторов материал вышел в печать. Однако цель была достигнута – на страницах газеты развернулась широкая дискуссия по поводу этого события, газета стала востребованной. Остапенко получил поддержку от опытных политработников.

По совету Логлорова Остапенко включил газету в каталог "Союзпечати", что придало газете новый импульс развития. Редакция стала привлекать сторонних заказчиков, в газете появился запас бумаги и газету стали печатать в 8-12-полосном вариантах, а приуроченные к большим юбилеям и значительным датам выпуски достигали 16 полос.

Газета стала печатать многоплановые материалы, появились тематические полосы "За летное мастерство", "За качественное техническое обслуживание", "За культуру обслуживания пассажиров", в газете печатались письма и обращения читателей. Много уделялось внимания организации социалистического соревнования, рационализаторской и изобретательской деятельности авиаторов, распространению передового опыта, вопросам организации летной работы и обеспечению безопасности полетов.

Выступали в газете начальник управления и его заместители, командиры авиапредприятий, политработники. Среди политработников активно печатали в газете свои материалы Ю.Н.Никишенков из Алдана, А.М.Резунов из Нюрбы, А.Г.Усенко из Магана, Ю.И.Спиридонов из Якутска, М.Е.Васильев из Магана и Якутска. Очень активно сотрудничал с газетой Алданский ОАО. Опытнейший политработник Никишенков видел в этом стимул для улучшения труда каждого работника и повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия в целом.

Остапенко широко привлекал для работы в газете общественных корреспондентов. Среди них были авиатехник из Магана Валентин Феоктистов, инженер из Усть-Неры Валентин Ветряков, диспетчер из Олекминска Валерий Быков, Альберт Понтен из Нюрбы, Раиса Туманова из Нюрбы, руководители комсомольской организации Якутска Рашид Валеев, Иван Негенбля, Валерий Гришуков, Валерий Стефанский, фотокорреспондент А.С.Фаламов и многие другие.

В те же годы в редакции газеты собрался сильный творческий коллектив – Валерий Куклин, Геннадий Резник, Надежда Мамедова, Тамара Михеева, Геннадий Ермаков, Бернард Симокайтис, Наталья Харлампьева, Валерий Слепченко, Алла Омолоева.

В газете широко освещалось героическое прошлое авиаторов - участников Великой Отечественной войны, участников перегонки американских боевых самолетов на фронт. Множество интервью с героями войны и перегонки печатались в "Северной трассе". Газета широко освещала трудовой подвиг авиаторов, работающих на Ледовитом океане, тружеников Колымо-Индигирского, Тиксинского ОАО, Чокурдахской ОАЭ и Якутского ОАО, работу вертолетчиков Нюрбы на строительстве газопровода Мастах–Якутск, Байкало-амурской магистрали, работу летчиков ЯОАО на строительстве ГОК-12 в Полярном и так далее.

В 1978 году газета была закрыта в связи с началом выпуска общеотраслевой газеты "Воздушный транспорт". После перевода Остапенко в Москву последним редактором газеты была А.Г.Омолоева. С этого времени авиаторы Якутии были лишены информации. В новой газете гражданской авиации публиковать материалы удавалось редко, в республиканских газетах тоже ограниченно.

Выпуск "Северной трассы" был возобновлен в 1991 году по инициативе заместителя последнего политотдела ЯУГА В.П.Петрова. Была создана редакция, состоящая из пяти человек: Петров – редактор, И.А.Спиридонова – ответственный секретарь, В.Н.Губарев, И.Е.Негенбля – корреспонденты, А.А.Меньшиков – корректор. На страницах газеты, которая выходила два раза в неделю объемом в один печатный лист, регулярно освещалась ситуация в отрасли и давалась информация о том, как будет развиваться положение дел.

Финансирование издания газеты производилось управлением, потом концерном, затем – национальной авиакомпанией "Сахаавиа". Достаточно часто печатались и мои материалы. Я работал заместителем начальника концерна Якутавиа, регионального управления воздушного транспорта, владел достоверной информацией об экономике отрасли и она пригодились газете.

Сотрудники газеты, как и все работники банкротной авиакомпании НАК "Сахаавиа" многие месяцы не получали заработную плату, но энтузиасты продолжали работать. В 1998 году из-за финансовых трудностей авиакомпании газета была закрыта. В 2004 году по инициативе Рескома профсоюза в очередной раз был возобновлен выпуск газеты.

Тогда, совместным решением департамента воздушного транспорта "Межтерриториального управления воздушного транспорта ФАВТ" и президиума Рескома профсоюза было определено солидарное финансирование выпуска газеты всеми предприятиями по определенному графику.

Редакция газеты работает на общественных началах. Главный редактор – М.Е.Васильев, выпускающий редактор – В.П.Петров, фотокорреспондент – А.С.Фаламов. Мы в своей работе широко привлекаем известных журналистов республики: Л.Р.Сахаутдинову, И.Е.Негенбля, М.М.Афанасьева, И.В.Степанова, сотрудников пресс-служб авиакомпаний Якутия, Полярные авиалинии, аэропорта Якутск, ФКП Аэропорты Севера. Следуя нашему примеру, стали выпускать свои газеты рескомы профсоюзов культуры, образования, здравоохранения, а среди территориальных организаций воздушного транспорта наша газета – единственная.

В нашей газете мы затрагиваем широкий спектр тем. Наш читатель практически из первых рук узнает ежеквартально о состоянии дел в отрасли и предприятиях из интервью руководителя департамента воздушного транспорта. Газетой практикуется ежегодный концентрированный отчет руководителей о работе, проведенной каждым предприятием за предыдущий год.

Много материалов публикуется о прошлом ратном и трудовом героизме авиаторов Якутии, в газете в плакатном варианте (на развороте) сделано 8 выпусков об авиаторах Якутии – участниках Великой Отечественной войны и перегонки американских боевых самолетов на фронт. Таких же выпусков, посвященных юбилейным датам авиапредприятий, сделано много. Постоянно публикуются очерки о выдающихся представителях авиации.

Ежегодно публикуются материалы о работе с неработающими ветеранами и молодежью, широко освещается культурно-массовая и спортивно-массовая жизнь авиаторов, их участие в республиканских фестивалях и спартакиадах. В каждом номере по одной полосе посвящается новостям Российской авиации и правовым консультациям начальника правового отдела Федерации профсоюзов Н.И.Барковской.

Газета востребована, она распространяется по авиапредприятиям, в авиационное училище, Совету ветеранов, Совету молодежи, школам №24, 30, 38, ДК им. Ю.А.Гагарина, библиотекам "Созвездие" и им. А.С.Пушкина, в министерство транспорта, курирующему транспорт заместителю Председателя Правительства, ФПРС(Я), ЦК ОПАР и другим.

Так что издаваемая общественной редакцией газета "Северная трасса", которой исполняется 70 лет, живет полнокровной жизнью и пользуется уважением читателя.

Пользуясь юбилейной датой нашей многострадальной газеты, выражаю искреннюю благодарность нашим хозяйственным руководителям за их понимание востребованности в отрасли своего информационного поля и за поддержку газеты "Северная трасса". Так же выражаю благодарность всем, кто бескорыстно сотрудничает с общественной редакцией газеты и желаю им творческих успехов, здоровья, счастья, благополучия.

Михаил ВАСИЛЬЕВ.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
17.06.2016 05:56 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ