Квартиру Дмитрия Рогозина обстреляли из пневматики
В Якутии ожидаются метель и сильный порывистый ветер
Каким быть побережью озера Сайсары?
В Якутске возвращают любовь к чтению
Сроки ввода в эксплуатацию ЯГРЭС-2 вновь перенесли

ИА SakhaNews. История Якутии хранит еще много тайн и загадок, еще немало славных имен подернуто пылью времени. О судьбах якутской интеллигенции в беседе с корреспондентом «Литературной газеты» Анастасией Ермаковой рассказал известный якутский драматург Василий Васильев-Харысхал. Разговор коснулся и скандального постановления Конституционного суда РС(Я), разделившего жителей северной республики на коренных и некоренных.

Приводим текст интервью полностью.

– Василий Егорович, вы занимаетесь историей якутской интеллигенции. Чем отличается якутская интеллигенция от русской, французской, немецкой? Есть ли какие-то индивидуальные, отличительные черты?

– Когда работал в эмигрантских архивах, с большим удивлением в анкетах увидел такую запись: «Никифоров Гаврил Васильевич. Русский эмигрант (якут)». Якутская интеллигенция образование получила в российских высших учебных заведениях. И дворянство они получали наравне с русскими и пострадали от большевиков точно так же, как русские интеллигенты. И я не встречал никаких отличий от русской интеллигенции. Разве что их было ничтожно мало.

– Вы ездите по всему миру, собираете материал об известных якутах. А сколько их было и как сложилась их судьба?

– Незавидна судьба дореволюционной якутской интеллигенции. Что интересно, трое якутов до революции окончили Сорбонну, один Геттингенский университет. Вилюйский казак Семён Лаврентьевич Кондаков открыл синтетический каучук, на котором ездят все автомашины мира. Первый учёный якут Константин Гаврилович Неустроев-Урсик был расстрелян в Иркутске за участие в революционном движении. По надуманным чекистами «заговорам» в августе 1920 и в феврале 1922 гг. расстреляли более 300 человек. Большую часть якутской интеллигенции унесла Гражданская война.

В 1927 году 250 образованных интеллигентов были расстреляны за то, что добивались для Якутии статуса союзной республики, как Казахстан, Узбекистан. 650 якутов отправили на Соловки. Трое из которых (Корнилов Михаил Фёдорович, Старостин Егор Егорович, Старостин Семён Константинович), спасая свою жизнь, убежали в Финляндию. Когда Советский Союз напал на Финляндию, все трое пошли воевать за Финляндию, двое погибли. Оставшийся в живых Старостин Семён Константинович жил в Швеции, был информатором у профессора-лингвиста Бьорна Коллиндера.

В Маньчжурии до 1925 года жили 63 якутских эмигранта. Из них 55 человек, поверив «в гуманность народной власти», вернулись на родину и прямиком этапом отправились на Беломорканал. Хочу отметить двух эмигрантов. Это библиофил Михаил Зиновьевич Винокуров, работавший в Библиотеке Конгресса США, спасший и упорядочивший архив Русской Америки, собравший уникальные документы по истории, культуре, духовности России и Якутии. Его архивы нашли в 2001 году в Джуно (Аляска) и в 2008-м часть вернули Якутии. Это и выдающийся философ, журналист Асклипиодот Афанасьевич Рязанский, после падения империи Маньчжоу-Го перебравшийся в Австралию.

– А до вас кто-нибудь такую работу проделывал?

– Именно по якутской интеллигенции – до меня никто! Во-первых, надо быть беспристрастным исследователем, во-вторых, не бояться материальных трудностей. 2001 году в Вашингтоне узнал, что архив Винокурова находится в Джуно. Без колебаний купил билет. Когда оказался в Джуно, у меня в кармане было два доллара… В-третьих, досконально знать тему исследования и систему каталогизации, шифры архивов. И последнее – чутьё.

– Ваши пьесы идут на сценах якутских театров. Насколько они популярны? И кто ходит на спектакли?

– Я воспитанник старой школы якутской классической драматургии. Совершенно не принимаю всеразрушающую модернистскую театральную школу вседозволенности. Для меня добро – это добро, зло – это зло. В советское время из-за коммунистической идеологии были преданы забвению многие достойные сыны якутской интеллигенции. Вот я и возвращаю их добрые имена. У меня поставлено 12 пьес. И не только в якутском театре. Все спектакли идут с полным аншлагом. И что примечательно, основная масса зрителей – молодёжь! В этом не только моя заслуга. Когда якутскую литературу, писателей задвинули на задворки, единственным местом для души, настоящим духовным храмом стал Саха академический государственный театр имени Ойунского. Его миссию очень чётко определил и направил гениальный режиссёр Андрей Борисов. У нас очень слаженный ансамбль: драматург–режиссёр–сценограф–актёры.

– Недавно Конституционный суд Якутии постановил внести в основной закон уточнения насчёт определения коренного народа. Теперь это только представители якутского этноса. Хотя в республике проживают 120 национальностей. Как вы к этому относитесь?

– Ваш вопрос – провокация! Опять та же болезнь дарвинизма! «Развитые», «чуть развитые», «недоразвитые», «только отошедшие от груди мамы-обезьяны»! Вводите в заблуждение людей, не знающих историю, духовность, культуру, вероисповедание! Для народа саха не существует вопроса «коренной», «не коренной». Мы все в свою землю вросли корнями. И не отталкиваем представителей других народностей, изъявивших желание развести костёр жизни на вечной мерзлоте. Самый яркий пример – ленские ямщики.

Справка:

Василий Егорович Васильев (Харысхал) родился 6 ноября 1950 г. на участке Мээндиги Соморсунского наслега Амгинского района Якутской АССР. Академик Академии духовности РС(Я), член Союза писателей СССР. Заслуженный работник культуры РС(Я). лауреат лит

После окончания средней школы в 1968 г. работал трактористом в колхозе.

В 1969-1974 гг. учился в Якутском госуниверситете. Работал корреспондентом газеты "Кыым".

В 1982-1985 гг. заведовал Якутским отделением Всесоюзного бюро пропаганды художественной литературы при СП Якутии.

В 1984 г. был участником VII первого Всесоюзного совещания молодых писателей. В настоящее время - собкор газеты "Саха сирэ".

Творческую деятельность начал в 1975 г.

В 1980 г. за пьесу "Амма5а саас этэ" ("В Амге была весна") удостоился 3-й премии в конкурсе СП Якутии и Минкультуры ЯАССР.

В 1982 г. пьеса была поставлена в Якутском драмтеатре им. П.А.Ойунского, в 1985 г. – награждена дипломом Минкультуры СССР.

Драма "Далекая, близкая война" (1984) была отмечена 1-й премией Минкультуры ЯАССР в конкурсе в честь 40-летия Победы.

В драматических произведениях автор показывает тружеников тыла, их самоотверженный труд во время войны. Кроме пьес, он пишет рассказы и повести, очерки, которые печатаются в республиканских газетах и журнале "Чолбон".


Ссылки по теме:

Спасибо за добавление статьи в:
Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
02.01.2017 10:41 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ