Квартиру Дмитрия Рогозина обстреляли из пневматики
В Якутии ожидаются метель и сильный порывистый ветер
Каким быть побережью озера Сайсары?
В Якутске возвращают любовь к чтению
Сроки ввода в эксплуатацию ЯГРЭС-2 вновь перенесли

Когда воспитанники Центра слуха и речи СУВАГ читают стихи на уроках в обычных классах обычных школ, это становится маленьким чудом. Когда эти дети поют и танцуют на больших сценах Нерюнгри, аплодирующие зрители приветствуют их стоя. Их спортивные победы радуют вдвойне.

Удивленные аплодисменты - дань уважения и благодарности не только самим юным артистам, сумевшим преодолеть свои врожденные недуги, но и профессионализму и терпению педагогов и медиков нерюнгринского центра СУВАГ, умеющим делать, казалось бы, невозможное.

ДИАГНОЗ – НЕ ПРИГОВОР

Всех детей дает Бог. И «особенные» - как их называют - дети не являются исключением.

Не секрет, что появление в семье таких детей для многих родителей является настоящим шоком, глубочайшей психологической травмой. Любой родитель скажет вам: «Да лучше я сам сто раз переболею, чем видеть, как страдает мой ребенок!». А здесь – не просто болезнь, которая лечится - и рано или поздно проходит. Здесь глубокая душевная травма, непреходящая боль - как многие думают, на всю жизнь.

Именно такие родители и дети приезжают в Нерюнгри из всех районов Якутии. В горе и отчаянии впервые приходят в СУВАГ.

Именно здесь, в этом удивительном Центре, они начинают понимать, что диагноз – не приговор. Что любой ребенок – не проклятье и не насмешка Бога, а настоящее и большое счастье для родителя. Их ребенок - в том числе.

Родители бывают разные. Многие из них, особенно молодые, теряются. Многие поначалу не знают, как вести себя с ребенком с ограниченными возможностями. Бывает даже, что они начинают стыдиться своего малыша! Конечно, это не нормально. Для этого в Центре слуха и речи СУВАГ есть психологи, задача которых – помочь семье найти общий язык с особенным ребенком. В буквальном смысле понять и услышать его, понять себя. Дети воспринимают себя такими, какие они есть. А для родителей - преодолеть в себе первый шок, стресс и страх - в этом есть первый шаг к будущим общим маленьким и большим победам над обстоятельствами.

В центре СУВАГ своих подопечных всегда встречают теплыми дружескими объятиями. Пользу объятий - как и все, что делается в Центре слуха и речи - можно объяснить наукой. Но дети наук пока не знают, они чувствуют сердцем: здесь их ждут, любят, принимают такими, какие они есть. С первых мгновений завязывается дружба, формируется доверие необычного малыша к миру и людям.

С этого и начинается общая кропотливая работа. Шаг за шагом специалисты Центра развивают у малышей слух, учат их звукам, собирают речь в слоги, слова, предложения.

И рано или поздно они вместе приходят к общим успехам – неожиданным и долгожданным одновременно.

ПЕРВЫЙ В РОССИИ

Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи СУВАГ был открыт в Нерюнгри в 1990 году. Время тогда было бурное, революционное. Наша страна, долго прятавшаяся за «железным занавесом», наконец-то, открылась для мировых научных достижений и современных технологий.

Нерюнгри – молодой город энтузиастов и в хорошем смысле «авантюристов», с первых лет существования был «впереди планеты всей». Нерюнгринский СУВАГ стал первым центром в России, который начал осуществлять обучение и реабилитацию детей, имеющих нарушение слуха и речи по верботональному методу.

Метод был разработан в середине прошлого века в Хорватии. Его автор – хорватский академик, ученый-лингвист Петар Губерина (его 16-килограммовый бюст стоит теперь и в нерюнгринском Центре) - создал в Загребе первый реабилитационный центр СУВАГ в 1961 году. Суть метода - в развитии слухового и речевого центров у глухого ребенка. Детей с абсолютной глухотой практически нет. Это значит, что через развитие слухового восприятия можно формировать речь.

Уникальность верботонального метода в том, что он может быть использован в реабилитации детей с психоневрологическими проблемами, задержкой психического развития и сложными недостатками развития. Сегодня по верботональному методу работают около 400 реабилитационных центров в 40 странах мира, его эффективность подтверждена более чем полувековой историей.

На момент создания нерюнгринского центра СУВАГ в нашей стране о верботональном методе было уже известно. К сожалению, в советские времена, отличавшиеся известным консерватизмом, метод не получил должного распространения. Были единичные случаи, когда глухих детей через Минздрав СССР отправляли на реабилитацию в Югославию, в загребский центр. За несколько месяцев они достигали таких результатов, каких в России тогда не удавалось добиться за долгие годы. Специалисты профильного института Академии педагогических наук СССР, осматривавшие детей до и после реабилитации, считали их речь «просто фантастической».

Инициатива создания Центра в Нерюнгри принадлежала Ассоциации общественных организаций Детского Фонда имени Ленина. Главной движущей силой в создании центра в Нерюнгри были матери глухих детей. Первыми российскими специалистами, прошедшими стажировку в Загребе и освоившими верботональный метод были сурдопедагоги Лия Никольская и Галина Головина. В составе этой же группы прошли обучение в Центре SUVAG в Загребе нерюнгринские матери Зинаида Максимова и Мария Калюжная. Инициативная группа родителей детей с нарушениями слуха и речи добилась открытия группы детского сада для своих детей в Нерюнгри. В группу поначалу приняли всего 15 детей (сейчас в СУВАГе одновременно занимается 106 детей).

Первым директором Центра СУВАГ в Нерюнгри (в 1991-1995 годах) стал Дмитрий Донской. Зинаида Максимова тогда начинала преподавать фонетическую ритмику в дошкольной группе детей с нарушениями слуха и речи. Потом в течение 16 лет - с 1995 по 2011 год - она возглавляла Центр СУВАГ, став за эти годы учителем-дефектологом высшей категории кандидатом философских наук, отличником образования Якутии.

В 2012-2016 годах директором Центра была Наталья Токарева. С 2016 года Центр возглавляет Наталья Савицкая. В нерюнгринском СУВАГе она работает с 1995 года, учитель-дефектолог высшей категории, прошла ступеньки заведующей дошкольным отделением и заместителем директора.

СПЕЦИАЛИСТЫ

Четверть века работы Центра в Нерюнгри, кропотливая работа его руководителей с кадрами, помогли создать дружный и высокопрофессиональный коллектив. Многие трудятся в Центре с первого дня его создания.

Самые распространенные специализации сотрудников Центра СУВАГ – педагог-дефектолог, педагог-психолог, педиатры, невролог, сурдолог, психиатр, воспитатели. Практически все сотрудники имеют высшее педагогическое образование.

В нерюнгринском Центре СУВАГ, который работает под началом министерства труда и социального развития Якутии, работают три отличника образования республики, два почетных работника общего образования РФ, почетный работник Минтруда РФ, пятнадцать отличников социальной службы и семь отличников здравоохранения Якутии. Многие специалисты хорошо знакомы с мировыми достижениями в своей профессии. Восемь человек обучались на курсах по верботональной методике в Загребе. Еще шесть нерюнгринских специалистов посетили США по обмену опытом работы по Программе Фонда помощи детям и семьям Кистоун и Фонда помощи детям-сиротам и инвалидам.

Рассказывает директор центра, отличник социальной службы Якутии, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории Наталья Савицкая:

«Сегодня я могу с гордостью сказать, что руковожу замечательным коллективом, который не выдвигает красивые и громкие лозунги, а просто добросовестно, профессионально и с душой делает своё дело. Особенностью нашего Центра от других подобных учреждений является комплексный подход. Педагогика, психология и медицина у нас идут нераздельно друг от друга.

Все работники нашего Центра представляют собой единый творческий организм, и главное для всех - любовь к детям. Высоким профессионализмом обладают наши медицинские работники – врачи, медсестры, которые любят работу, к пациентам относится внимательно, выстраивают хорошие деловые отношения с коллегами, обладают профессиональной компетентностью и мастерством.

Среди них – врачи Андрей Осипов, Наталья Михайлова, Лена Шарина, медицинские сестры Валентина Малышева, Марина Кривцова, Елена Мирзаахметова.

Наши педагоги – учителя-дефектологи, педагоги-психологи, воспитатели - люди уникальной профессии. Обучая других, они всегда остаются учениками. Их дело очень тонкое и сложное, которое не поддается штампам, зачастую не может быть описано стандартными методами, но это важное дело, ведь оно несет помощь тем, кто в ней так нуждается. Задача наших педагогов - подобрать особый ключик к каждому ребёнку, раскрыть его индивидуальный внутренний мир, поселить в душе ребёнка надежду и уверенность в собственных силах, помочь ребёнку раскрыться.

Хочется отметить таких учителей-дефектологов, как Людмила Рябухина, Надежда Барышникова, Марина Харченко, Оксана Шушлебина, Акулина Лаврентьева, Наталья Кидыба.

Конечно, нельзя обойти вниманием и специальные занятия - это и серьезная подготовка к школе, и фонетическая ритмика, и музыкальная стимуляция - просто выше всяких похвал. Учителями-дефектологами Натальей Нургалиевой, Натальей Кузьминой, Натальей Павленковой подбирается уникальный материал к каждому занятию.

Деятельность психологов Центра Татьяны Алексеевой и Елены Уваровой, направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники коррекционно-образовательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психологи дают им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывают поддержку.

Благодаря профессионализму, чуткому отношению к детям, заботе и вниманию со стороны воспитателей Людмилы Мироненко, Ольги Задолинной, Клавдии Елисеевой, Екатерины Амировой, дети постепенно становятся активными участниками детского коллектива.

Отдельно хочу отметить работу нашего младшего обслуживающего персонала, которым руководит отличник социальной службы РС(Я) Вера Киприянова. Наши помощники не только соблюдают и поддерживают чистоту и порядок в помещениях и помогают детям, а если необходимо, то и родителям. Это - младшие воспитатели Валентина Мисовская и Людмила Дмитриева, санитарки Наталья Гуляева и Ирина Цурцумия, повар Наталья Михайлова.

Наталья Бондаренко, работающая в учреждении главным бухгалтером, - специалист высокой квалификации, владеющий исключительными познаниями законодательства, практики, и делопроизводства в организации.

В структуре Центра осуществляет свою деятельность под руководством Екатерины Ямбулатовой организационно-методический отдел, предназначенный для обобщения и внедрения передовых видов и форм предоставления социальных услуг, организации публикаций в научной, научно-методической литературе и организация и проведение курсов повышения квалификации для специалистов и лиц, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. С 2007 года Центр СУВАГ проводит курсы повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования для специалистов в области дефектологии (Лицензия 232 Серия СЯ №001808 от 24.07.2012 г.). С 2009 года проводит краткосрочное обучение лиц, имеющих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья».

О том, как работают специалисты СУВАГа, может компетентно рассказать учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, отличник социальной службы Республики Саха (Якутия) Людмила Рябухина:

«Сегодня одним из наиболее перспективных направлений реабилитации детей с большими потерями слуха является операция кохлеарной имплантации. Она помогает даже полностью глухим людям восстановить слух.

Однако, сама по себе кохлеарная имплантация не позволяет глухим детям сразу же различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому, после проведения операции ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи. У меня на реабилитации находятся дети с кохлеарным имплантом. В результате курса реабилитации после кохлеарной имплантации дети могут посещать детский сад и обучаться в общеобразовательной школе, успешно пройдя процесс интеграции в общество слышащих людей.

Моя работа с детьми ориентирована на результат. И я не просто учу ребенка говорить, но и возвращаю ему уверенность в себе. Вот почему удовлетворение от моего труда очень велико».

Рассказывает учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, отличник социальной службы Республики Саха (Якутия) Акулина Лаврентьева:

«С 2008 года значительно изменился контингент детей нашего Центра. Наряду с детьми-инвалидами по слуху, увеличилось число детей с задержкой психоречевого развития. К нам в центр едут родители с детьми со всех улусов республики, объединенных одной общей проблемой: почему мой ребенок не говорит? Что делать? Как научить своего ребенка говорить?

Дети с нарушениями речи по приезду поступают к нам в логопедическую группу. В логопедической группе проводятся: групповые и индивидуальные занятия по постановке и автоматизации звуков, по формированию грамматических форм речи, по развитию фонематического слуха, по развитию связной и диалогической речи. Здесь с ними проводится курс интенсивной и продуктивной реабилитации, основанной на верботональном методе обучения. За многолетнюю работу Центра этот метод доказал свою актуальность и успешность не только в работе с детьми с нарушениями слуха, но и с детьми с нарушениями речи, с задержкой психоречевого развития. Это позволяет добиться значительных успехов: в конце курса у детей формируется речь, они начинают говорить, вести диалог, общаться друг с другом».

Многие нерюнгрицы помнят, как несколько лет назад в Нерюнгри приезжал посол Хорватии в России Небойша Кохарович. Человек, который хорошо знает первый СУВАГ в родном для него Загребе, сказал буквально следующее: «Я потрясен высоким уровнем специалистов центра в Нерюнгри!»

Центр, как настоящая большая семья, живет своей полноценной жизнью: радостями, переживаниями, победами над недугами, а сотрудники, как настоящие родители, отдают детям внимание, любовь и заботу.

СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ

Уникальность и незаменимость реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи в Нерюнгри никто не оспаривает. Он давно известен не только в России, но и, без преувеличения, в мире.

Когда в Нерюнгри приезжал председатель Фонда развития верботонального метода, хорватский профессор Младен Ловрич, он пожелал всем, кто нуждается в помощи Центра, получить её в полном объеме.

«Трехступенчатая структура центра – медицинское сопровождение, реабилитация, социальная адаптация, да еще и научная работа - не имеет аналогов. Центр в Нерюнгри единственный в своем роде. Людей с проблемами слуха – один-два на тысячу, это люди особенные, с особым восприятием жизни. Замечательно, что, благодаря центру, все пациенты могут интегрироваться в социум, вести нормальный образ жизни. Полностью глухих людей нет. Всегда нужно верить в лучшее и находить оптимальную возможность, чтобы помочь человеку с ограниченными возможностями слуха развивать его речь», - говорил профессор Ловрич.

По правилам, в республиканском центре могут проходить реабилитацию только жители Республики Саха (Якутия). На практике нередко получается так, что многие жители других регионов России с такими детьми специально приезжают в Нерюнгри, становятся его жителями. Люди продают квартиры в других регионах, покупают жилье в Нерюнгри. Всё – для того, чтобы помочь своему ребенку, родительские чувства здесь совершенно понятны.

В прежние годы, узнав об успешном методе лечения и реабилитации, в Нерюнгри приезжали жить семьи из Молдавии, Украины, Грузии. Сейчас издалека в Южную Якутию приезжают единицы, но две трети воспитанников центра (в настоящий момент - 79 человек из 106) составляют приезжие – из других районов республики. В Центре есть приспособленное жилье на 20 мест. Оно расположено буквально в соседнем с центром многоквартирном доме, так что долго идти по морозу с детьми не приходится.

Занятия с детьми в Центре – каждодневный, кропотливый, очень скрупулезный и настойчивый труд. С детьми занимаются музыкальной стимуляцией, фонетической ритмикой, диалогической речью.

Реабилитационный процесс начинается с тщательной диагностики. Специалисты не только выясняют характер патологии, но и определяют оптимальные возможности ребёнка для успешной реабилитации. Затем происходит психолого-педагогическая реабилитация. В Центре оборудованы кабинеты Монтессори-терапии, сенсорная комната, комната для занятий по социально-бытовой адаптации и другие. Помимо специальных игровых центров, развивающих не только слух, но и все органы чувств, есть, например, модель квартиры – с кухней, спальней, ванной, где дети получают первичные навыки бытовой адаптации. В рамках социокультурной реабилитации воспитанники активно участвуют в познавательно-досуговой деятельности.

Специалистам нерюнгринского Центра СУВАГ удалось создать для детей с ограниченными возможностями и их родителей настоящий уютный дом. С раннего утра и до позднего вечера этот теплый дом наполнен голосами детей и взрослых. Они не просто проходят реабилитацию, но и участвуют в творческих выставках, праздниках, соревнованиях и других интересных делах.

ВМЕСТЕ СО ВСЕМИ

Главный итог упорной совместной работы педагогов, родителей, детей – дальнейшая социализация ребенка, его вхождение в полноценную жизнь, когда ни он сам, ни окружающие уже не замечают его былых недугов.

Вот несколько выдержек из писем от родителей бывших воспитанников центра (фамилии изменены).

"Уважаемый коллектив центра СУВАГ! Примите от нас искренние слова благодарности за ваш непростой труд, за любовь, за заботу. Каждый день вы дарите нашим детям заботу и ласку. Мы очень рады, что попали именно к вам, в ваш дружный, высокопрофессиональный коллектив с прекрасными работниками! Огромное спасибо за ваш труд и терпение. Под вашим чутким руководством наш мальчик стал понимать и слышать мир! Огромное вам спасибо. Семья Семеновых (Мегино-Кангаласский улус, декабрь 2016 года)".

«Когда мы обратились в СУВАГ в Нерюнгри, нашей Иришке было 3,5 года. На тот момент мы прошли многих специалистов из различных центров развития в Якутске. Но там все разводили руками. Никто не мог расшевелить, разговорить нашу доченьку. И только тут, в СУВАГе, мы поняли, что такое действительно помощь! Только тут, в СУВАГе, мы увидели, как меняются детки в лучшую сторону. Огромными шагами наши дети научились здесь дружить, играть, разговаривать! Родители Ирочки Петровой (Якутск, апрель 2015 года)".

"Уважаемый коллектив СУВАГ, примите искренние слова благодарности за ваш профессионализм, самоотдачу, искреннее желание помогать нашим детям! В стенах СУВАГ впервые мы произнесли слова, предложения! Сердечно благодарим вас за терпение, чуткость, поддержку. С уважением, Ивановы (Абыйский улус, поселок Белая Гора).

"Хоть мы были у вас очень короткое время, мы многому научились. Все ваши врачи, педагоги и другие работники очень хорошо относились к нам. … В начале реабилитации я еще думала, что приехали зря, но потом все пошло хорошо. И теперь уезжаем нехотя, но что поделаешь… Приедем еще обязательно! С благодарностью, мама Медведевой Н. (Усть-Алданский улус, село Танда, октябрь 2016 года)".

"Примите, пожалуйста, искренние слова благодарности низкий поклон Вам за все достижения нашей доченьки Софии. Мы первый раз приехали в апреле 2015 года, доча говорила всего 8 слов, ей было 4 года. За 4 месяца София научилась говорить все слова. За месяц выучила несколько стихов, умеет говорить как отдельными словами, предложениями… Научилась общаться диалогами, понимая обращенную речь, сама осознанно может высказывать, просить то, что желает. Всего перечислять наши успехи можно бесконечно. Мы до слез счастливы такими достижения нашей Софии. С уважением, семья Трофимовых (Якутск)".

Детки из СУВАГа возраста вырастают, учатся говорить, читать, писать, петь, танцевать. Задержавшись поначалу в развитии, потом они, как правило, догоняют своих ровесников.

После этого начинается их интеграция обычную жизнь. Они посещают художественные школы, занимаются в кружках разной направленности. Многие ребята идут в спортивные секции, добиваются выдающихся спортивных результатов. Продолжают учебу в обычной средней школе, уже ничем не отличаясь от своих сверстников. Впереди – колледжи, институты и университеты, работа на предприятиях.

В центре СУВАГ Нерюнгри внимательно наблюдают за успехами своих бывших воспитанников. 22 питомца центра поступили в высшие учебные заведения. 12 человек – в средние специальные учебные заведения. Среди вузов, которые окончили ребята - СВФУ им. М.К.Аммосова, Финансово-экономический институт Владивостока, Санкт-Петербургский институт декоративно-прикладного искусства, НГТУ в Новосибирске, Фармацевтический институт в Благовещенске, Художественный институт в Керчи. Семь человек поступили на отделение организации перевозок и управления на транспорте нерюнгринского ЮЯТК, стали студентами Якутского колледжа технологий и дизайна традиционных промыслов народов Якутии, педучилища №2 в Якутске и других учебных заведений.

А в СУВАГ приходят новые дети, и все начинается сначала. И маленькое чудо здесь по-прежнему происходит каждый день.

НЕМНОГО О ПРОБЛЕМАХ

Судьба детей, боль и слезы их родителей, ростки надежды и победы над обстоятельствами – все это происходит в нерюнгринском СУВАГе. То, что делают для особенных детей в центре, не сделает больше никто! Поэтому не приходится сомневаться, что такому замечательному и уникальному центру как СУВАГ в Нерюнгри, необходима постоянная поддержка и внимание на всех уровнях.

За последние 10 лет количество детей-инвалидов в России увеличилось более, чем в четыре раза. А в ближайшие пять лет прогнозируется удвоение числа детей-инвалидов.

Якутия, конечно, не является исключением. Ни для кого в республике не секрет, что уже сегодня квоты в нерюнгринский центр СУВАГ достаются далеко не всем нуждающимся. Трагедия в том, что время идет, ребенок растет, и теряет драгоценные годы, когда его еще можно спасти и ему помочь.

В 2016 году реабилитацию в нерюнгринском центре СУВАГ получил 651 ребенок из всех районов Якутии, включая большое количество (около 170 человек) детей из города Якутска. Из них 593 ребенка-инвалида и 58 – с ограниченными возможностями здоровья.

100% детей имеют резидуально-органическое поражение центральной нервной системы, 98% - задержку речевого развития, 71% - задержку психоречевого развития, 22% - тяжелое поражение слуха, 14% - детский аутизм, 11% – умственную отсталость, 3,4% - эпилепсию и 3,4% - детский церебральный паралич с двигательными нарушениями.

Другими словами, пациенты и воспитанники уникальных специалистов центра – дети с очень тяжелыми заболеваниями, которые требуют максимального психо-эмоционального напряжения всех сотрудников. Надо искренне порадоваться результатам работы этого коллектива: 87% детей при выписке выходят из СУВАГа с явными улучшениями! Это больший успех, который радует и родителей, и сотрудников центра.

Конечно, жизнь работников центра идеальной быть не может. Бывают в ней и огорчения, о которых рядовые сотрудники также были вынуждены поделиться с журналистом.

Как рассказал автору этих строк заведующий отделением медико-социальной реабилитации центра СУВАГ, кандидат медицинских наук Андрей Осипов, в ноябре 2016 года в СУВАГе ООО Инвестиционная компания «Экономпроект» провело специальную оценку условий труда. К сожалению, по результатам этой экспертизы продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска медицинским работникам сократилась на 14 дней.

В отделении медико-социальной реабилитации трудятся 14 человек: три штатных врача – сурдолог, педиатр и терапевт, три врача «приходящих» - невролог, психиатр и врач функциональной диагностики, и восемь медсестер.

Медицинские работники обращались за разъяснениями в правовой отдел, на что им был дан ответ: «В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда, или заключением государственной экспертизы, условий труда, а также отнесения условий труда по результатам специальной оценки условий труда к вредным 1-й степени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам не предоставляется».

Видимо, этот вопрос надо решать на более высоком уровне. Будем надеяться, что у таких уникальных для России центров, как СУВАГ найдутся лоббисты в самом хорошем смысле этого слова - люди, обладающие государственным мышлением.

И тогда нерюнгринские врачи и педагоги еще много лет будут давать всем родителям Якутии надежду на маленькое чудо, продолжая спасать наших замечательных детей.

Это нужно всем нам.

Олег СОЛОДУХИН.

г. Нерюнгри

Спасибо за добавление статьи в:
Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
04.02.2017 08:24 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ