Названа оптимальная цена на нефть для добычи в Арктике
Уволен уполномоченный России при ЕСПЧ
В квартире бывшего губернатора Челябинской области идет обыск
Ушел из жизни экс-футболист «Спартака» и ЦСКА
Во сколько обойдется ремонт водоочистных сооружений в РС(Я)

В Якутии государственный контроль (надзор) осуществляют 14 федеральных органов исполнительной власти, 15 региональных органов и 9 органов местного самоуправления, наделенных полномочиями по осуществлению муниципального контроля.

В ходе формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прокуратуре Республики Саха (Якутия) удалось добиться значительного сокращения их числа в течение последних четырех лет. Так, если в 2013 году сводный план состоял из более 11 000 мероприятий, то на 2017 год прокуратурой республики согласовано 4 839 проверочных мероприятий органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Изменения федерального законодательства, а также комплекс мер, принятых органами прокуратуры республики, положительно повлияли на динамику количества внеплановых проверочных мероприятий органов контроля. Так, общее количество внеплановых проверок сократилось на 6,5%, в том числе в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства – на 6,75%. В результате общее количество проверок с 2013 года сократилось на 26%, в том числе в отношении субъектов среднего и малого предпринимательства – на 36,8%.

За 2016 год органами прокуратуры республики было выявлено 550 нарушений прав субъектов предпринимательской деятельности (аналогичный показатель 2015 года – 409). Они касались незаконного проведения проверок, несоблюдения требований к их организации и проведению (ненадлежащим оформлением распоряжений и актов по результатам проверок, пробелов при ведении журналов учета проверок).

В целях устранения нарушений было принято 250 актов прокурорского реагирования (аналогичный показатель 2015 года – 238), к ответственности было привлечено 126 должностных лиц (аналогичный показатель 2015 года – 79). В частности, по фактам незаконного проведения проверок меры административного характера органами прокуратуры республики были приняты в отношении должностных лиц Управлений Роспотребнадзора и Росреестра, Государственной инспекции труда в РС(Я), министерства транспорта и дорожного хозяйства, министерства охраны природы и министерства образования республики, органов муниципального контроля.

Так, например, проверкой прокуратуры республики по обращению МУП «Теплоэнергия» был установлен факт проведения Государственной инспекцией труда в РС(Я) внеплановой выездной проверки по анонимному обращению. По постановлению прокурора решением мирового судьи от 23.09.2016 г. должностное лицо, проводившее проверку, было привлечено к административной ответственности ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ, назначен штраф 3 000 рублей.

Был выявлен факт организации и проведения 30.08.2016 г. внеплановой выездной проверки по обращению отдела полиции №2 МУ МВД РФ «Якутское» о факте ухода из частного детского сада «Baby Town» ООО «Семицветик» малолетних детей без согласования с прокуратурой республики. По объяснению должностного лица, проводившего проверку, проверка была проведена по основанию, предусмотренному подпунктом «в» п.2 ч.2 статьи 10 Федерального закона №294-ФЗ, в связи с чем не требовала согласования с органом прокуратуры. Однако по указанному основанию проверка может быть проведена только в случае обращения потребителей-граждан, права которых нарушены. В Министерство образования же поступила информация не гражданина, а отдела полиции. По постановлению прокурора решением мирового судьи от 08.11.2016 г. должностное лицо было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения. По представлению прокуратуры республики от 19.10.2016 г. результаты незаконной внеплановой выездной проверки Министерством образования республики были отменены.

Факты незаконного и необоснованного проведения внеплановых проверок были выявлены в Верхоянском, Мирнинском, Нюрбинском, Сунтарском, Таттинском и Чурапчинском районах.

К примеру, за проведение внеплановой проверки в отсутствие соответствующего распоряжения к административной ответственности по ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ прокурором Мирнинского района были привлечены два должностных лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РС(Я) в г.Мирном, за проведение проверки, не предусмотренной ежегодным планом – два специалиста Мирнинского комитета охраны природы РС(Я).

По постановлениям прокурора Нюрбинского района к административной ответственности по ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ за проведение проверок с грубыми нарушениями закона (без согласования с органом прокуратуры, в отсутствие распоряжения, в отсутствие оснований, вне ежегодного плана) были привлечены 11 должностных лиц контролирующих органов: территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РС(Я) – 2, территориального отдела Управления Росреестра по РС(Я) – 1, Министерства охраны природы РС(Я) – 4 и органов муниципального контроля – 4. Общая сумма наложенных штрафов составила 18 000 рублей, семи должностным лицам были назначены наказания в виде предупреждения.

В Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 1 января 2017 года произошли изменения.

Понятие «мероприятие по контролю» дополнено действиями органов контроля и привлекаемых экспертов по рассмотрению иной информации о деятельности проверяемого, по осмотру его производственных объектов и перевозимых грузов. Введён госконтроль за деятельностью по возврату просроченной задолженности.

Обязанность представления уведомления о начале деятельности теперь возложена также на юрлица и предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание, ремонт и техническое диагностирование внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Введено понятие «индикаторы риска нарушения обязательных требований» – это утверждаемые федеральными органами параметры, отклонение от которых свидетельствует о высокой вероятности нарушения и может являться основанием для проведения внеплановой проверки. Индикаторы используются при применении риск-ориентированного подхода в ходе организации государственного контроля (надзора) по направлениям, которые определены постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 №806. С 18 марта 2017 года к их числу отнесено 37 основных направлений госконтроля, в том числе пожарный и санитарно-эпидемиологический надзор, надзор в области связи и за соблюдением трудового законодательства, а с 1 января 2018 года он будет применяться по иным видам госконтроля и сферам деятельности по критериям и правилам, определяемым Правительством РФ.

Полномочия органов государственного и муниципального контроля дополнены организацией и проведением мероприятий по профилактике нарушений, а также проведением мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с организациями и предпринимателями. В рамках мероприятий по профилактике нарушений предпринимателей, устранения способствующих им причин и условий органы контроля будут: публиковать на своих официальных сайтах перечни нормативных правовых актов, соблюдение которых они контролируют; проводить по ним разъяснительную работу; ежегодно обобщать и размещать на своём сайте практику контроля, выявляемые нарушения; при наличии сведений о готовящемся нарушении – объявлять предпринимателям предостережение о его недопустимости, принимать меры по его соблюдению.

Без взаимодействия с организациями и предпринимателями на основании задания с привлечением специалистов теперь могут проводиться: рейдовые осмотры территорий и транспортных средств, обследования земельных объектов, исследование и измерение параметров окружающей среды и т.д. По выявленным в ходе таких мероприятий нарушениям могут вноситься представления о назначении внеплановой проверки, при получении информации о готовящемся нарушении – предостережения.

Нормативными актами может быть предусмотрена обязанность органа контроля использования при проведении плановой проверки – проверочных листов (списка контрольных вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении организацией обязательных требований, составляющих предмет проверки).

Уточнено закреплённое ранее основание проведения внеплановой проверки «нарушение прав потребителей» – при условии, что заявитель обращался за восстановлением своих прав к юридическому лицу, предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо его требования удовлетворены.

Дополнены новые основания проведения внеплановой проверки:

поступление в орган контроля заявления от юридического лица или предпринимателя о предоставлении правового статуса, лицензии или разрешения на осуществление иных юридически значимых действий;

рассмотрение или предварительная проверка поступивших в органы контроля обращений в ранее установленных законом случаях;

мотивированное представление должностного лица органа контроля по результатам мероприятий контроля без взаимодействия с организациями и предпринимателями;

выявление при проведении таких мероприятий по видам госконтроля, которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, отклонения от установленных параметров деятельности.

Уточнён порядок рассмотрения органом контроля анонимных обращений граждан. В частности, требуется принимать разумные меры к установлению обратившегося лица. Электронные обращения могут являться основанием для проверки только при условии авторизации заявителя в единой системе идентификации и аутентификации. При отсутствии достоверной информации о лице, достаточных данных о нарушении – может быть проведена предварительная проверка поступившей информации (запрос доп. сведений и материалов у заявителей, рассмотрение имеющихся у органа контроля документов, мероприятие контроля без взаимодействия, запрос пояснений у проверяемого (но их представление не является обязательным). Орган контроля вправе через суд взыскать с гражданина расходы, понесённые в связи с рассмотрением обращения, содержащего заведомо ложные сведения.

Распоряжение или приказ руководителя органа контроля теперь также должны содержать: вид контроля, подлежащие проверке требования, в т.ч. реквизиты проверочного листа, если он должен использоваться, иные сведения типовой формы.

Положение о присвоении учётного номера проверкам и включения в единый реестр теперь применяются и к осуществлению муниципального контроля.

Уточнено, что уведомление о проведении плановой проверки направляется не «в течении», а «за три» рабочих дня, в том числе в виде электронного документа.

При проведении выездной проверки запрещается требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, которые были представлены ими в ходе проведения документарной проверки.

При проведении проверки орган контроля теперь не вправе - требовать от юридического лица, предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки, может запрашивать их у иных органов в рамках межведомственного информационного взаимодействия (пока за исключением муниципального контроля).

В случае, если проведение выездной проверки оказалось невозможным, орган контроля в течении трех месяцев вправе принять решение о выездной проверке без предварительного уведомления. Официально закреплено понятие и порядок проведения контрольной закупки.

Кроме того, напомним, что до 31.12.2018. действует мораторий на внеплановые проверки субъектов малого предпринимательства.

Более детально о произошедших изменениях можно ознакомиться на сайте прокуратуры республики в разделе «Правовое просвещение».

Жанна ПРОТОПОПОВА,

прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства

в сфере экономики и экологии

Ирина МАШКОВА,

старший помощник прокурора РС(Я)

по правовому обеспечению

Спасибо за добавление статьи в:
20.03.2017 10:24 (UTC+9)
Комментарии: 3
Лучше 20.03.2017 12:05

бы они защищали граждан от произвола полиции и следственного комитета.


Так 20.03.2017 13:48

Скоро малого бизнеса в Якутии не будет.И проверять будет некого..Останутся одни проверяющие.

.Ляпота......


Нерюнгри 20.03.2017 14:26

Молодцы Теплосервис, что вытащили на свет божий наглых инспекторов Трудовой инспекции. Самые беспредельщики это Трудинспекция , и Роспотребнадзор.Не инспекторы, а каратели с пономочиями государственных органов.


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ