Молодёжь стала возвращаться в якутские сёла
Глава Нюрбинского района отстранен от должности
В Якутии опрокинулся в реку грузовик «Урал» с дизельным топливом
Ушел из жизни директор Природного парка "Ленские Столбы"
В Киеве при взрыве авто погиб руководитель охраны Вороненкова

Мы сидели рядом и беседовали, нет, это он больше мне рассказывал, а я слушал. Доставая газеты, вырезки и фотографии… Но вот время истекло. Расходиться пора. Петр Николаевич устало откинулся на диван и по его немного побледневшему, но посветлевшему лицу я понял, насколько он углубился в воспоминания о прожитом… Снова пережил дни и годы, словно пробежался по миру, по жизни… Так и есть, так и бывает. Он немного грустно усмехнулся: «20 июня! - обязательно встречу этот день здесь, в Якутске. Потом, может, родятся новые идеи и проекты. Но в начале – 20 июня». Он не просто рассказывал мне, а возвращался в свою молодость, уставший, он словно по весям и по полям российским прогулялся… И с ним и я. А 20 июня ему исполняется 75 лет.

В его мыслях и в его молодости имена до боли знакомые, из детства… Там - как Валентин Катаев, и он, молодой студент Петр, встретились случайно у Третьяковки. Петр не робея представился и высказался о спектакле по «Траве забвения», познакомились, поговорили. И потом Петр приглашался к Катаевым в гости. Дружба, несмотря на возрастные различия, несмотря на то, что рассказывали, будто он, Катаев, предал Бориса Леонидовича, что он… Но он был Валентин Катаев!

В образах, образах-рассказах Петра Николаевича, таких живых, словно кинокартинки – Иннокентий Смоктуновский и Иоаким Дмитриевич Избеков. На сцене МХАТа могло ли, могло! Но не состоялся спектакль, где могли б сыграть Иоаким, актер и шаман (он в молодости был кутуруксутом шамана), и Смоктуновский, великий актер, шекспировский, золотого века русского театра, советской эпохи… К сожалению, идея Петра Николаевича, получившая согласие, не осуществилась.

Воспоминания, воспоминания, как кадры кинохроники… бесконечно, как жизнь и так коротко, как миг. Пора вернуться в настоящее… И вот мы попрощались с Петром Николаевичем, а теперь пока коротко изложу по порядку наш с ним разговор, вернее, его рассказ о жизни и творчестве.

Петр Николаевич – коренной москвич, выросший на Таганке. Он приехал в Якутск в 1985-м. Его театральность, его интеллигентность, романтизм на излете 1960-х, потом 1970-х. И он мне напоминает Эдуарда Волкова, тоже москвича, неприкаянностью и нездешностью… Он актер, режиссер, театрал, киношник, профессиями своими очень дорожит, боготворит, как и журналист Эдуард Волков-Тарагай Бере, который очень дорожил своим журнализмом до боли сердечной… Мы, может, не такие уж друзья, близкие, но мы в чем-то понимаем друг друга. А это очень дорогого стоит. Нас познакомила «Молодежка» 1980-90-х, атмосфера, дух, которой растворился, как дым табачно-журналистский, витавший в коридорах и кабинетах Дома печати, выветрился… Они – странники, оставляющие добрый след…

В Якутии, Москве или в Тверской области Петр Николаевич ищет не только интересные факты и сюжеты, он смотрит дальше, глубже в поисках истинного смысла.

«Самое главное в моей профессии, и во всем, чем я занимаюсь, это когда ты встречаешься с человеком, уважать то, что в человеке есть, какую культуру он несет, с которой он родился. Здесь я, не разделяя человека, откуда он – будь он с любой точки земного мира…».

Мы листаем дальше с короткими остановками страницы жизни Петра Николаевича. Вот книга «Время как судьба» с дарственной надписью: «Петру – попутчику в нашем общем поезде – дружески Вадим Абдрашитов. 30.01.17».

На фотографиях из того «общего поезда» Петр Николаевич с любимыми миллионами киноманов и знаменитыми персонами золотого времени советского кинематографа 1960-1980-х годов: Олегом Борисовым, Анатолием Солоницыным, Еленой Кореневой, Александром Миндадазе… В его воспоминаниях Олег Ефремов (учился у него на режиссерском курсе), Андрей Тарковский, Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин… МХАТ, фильм «Подсолнухи» Витторио де Сика с участием Софи Лорен и Марчелло Мастроянни, но и сериалы, примета времени… Российские провинциальные театры… Жизнь Петра Николаевича, богатая на крутые повороты, на одном из своих изгибов, 33 года назад. Приневолило его оставить этот мир кино и театра и приехать в Якутию. С молодой женой Мариной. Его манила таинственная Якутия «изучать шаманизм и этот мир» в ту эпоху, когда после периода принудительного забвения просыпался интерес к древним поверьям и обычаям. Это стремление было детское, глубокое. Якутия в жизни Петра Николаевича начиналась с материнского чтения детских северных сказок (он уверен – в том числе были и якутские) про морозы и оленей.

«Из Москвы уехал, потому что нас учили любить всю страну, и это я хорошо сохранил… Самое главное – человек. Периферийность… Не люблю это слово «периферия»… Якутия на моих глазах за эти годы превратилась в «обалденно» культурный центр! Кинематография! Театр! Саха театр. Театр Пушкина. Симфонический оркестр. Орган. Цирк! У нас все есть. За 30 лет в Республике Саха есть все! В городах Подмосковья нет. И не будет там в ближайшие 50 лет, а, может, и сто».

Банальное «большое видится на расстоянии…» - на самом деле сказано в точку. Начинал он открывать себя для якутян с кинотеатра «Центральный», с показа «Остановился поезд» как раз Вадима Абрашитова. Потом были и театр-студия «Эхо», и открытие филиала «Фора-фильма» с Андреем Разумовским, и «Северфильм» с Алексеем Романовым, работа в Русском театре, на радио и телевидении и много других разных проектов.

«Моя родина – Вся Россия…», - в этом весь Петр Николаевич. Это ощущение простора и бесконечности – это его душа и его вера… Он имеет право так говорить. Петр Николаевич работал как актер и режиссер на театральных подмостках многих регионов страны: Орджоникидзе, Одесса, Ростов-на-Дону, Куйбышев, Калинин, Кашин… Молодым часть этих названий ни о чем не говорит: фамилии чьи-то, вроде были вождями, которые словно исчезли вместе с империей СССР. Наименования городов, нареченные «светлыми» именами вождей страны Советов Петр Николаевич сохранил, как часть своей жизни и воспоминаний о молодости и зрелости в те советские годы. А вот в Якутске он состоялся не только как режиссер-постановщик, сценарист, но и журналист и преподаватель актерского мастерства.

Тогда, в конце 1980-х и начале 1990-х, опираясь на «молодежкинский» заряд, Петр Николаевич стремился поддержать атмосферу творческого полета, постепенно овладевавшего сердцами молодых в нашем Якутске, по мере сил расширить пространство кино и театра, культуры и искусства – и ему, как мне кажется, это вполне удалось. И этот полет, как и судьба и творчество Петра Николаевича Колбасина, продолжаются в новом XXI веке.

Олег СИДОРОВ.

На снимках: Петр Николаевич Колбасин; с Олегом Борисовым; в фильме «Любовь к трем апельсинам» (режиссер Виктор Титов); в спектакле «Р.В.С.» по повести Аркадия Гайдара; в роли начальника тайной полиции в фильме «Мать» (режиссер Глеб Панфилов).

Спасибо за добавление статьи в:
19.06.2017 02:35 (UTC+9)
Комментарии: 6
Тыал 19.06.2017 13:31

Главное что будет 20 июня 2017 года. До завтра !?


Молодежкинцы 90-х 19.06.2017 15:35

Петр Николаевич, от всей души поздравляем Вас с юбилеем! Будьте всегда счастливы, а ваш творческий родник пусть будет неиссякаемым! Все помним, это было прекрасно! Здоровья вам и новых побед.


:-/ 19.06.2017 16:47

...рассказывали, будто он, Катаев, предал Бориса Леонидовича, что он… Но он был Валентин Катаев!...

кое- как догадался, что речь о Пастернаке.


Дед Щукарь 20.06.2017 08:55

А по-моему, речь о Борисе Полевом, который был главредом журнала "Юность" до Валентина Катаева.


кактак 20.06.2017 09:43

попутчику в нашем общем поезде, интересная фраза, только слово попутчик звучит как случайный спутник ..


иркутские декабристы 21.06.2017 11:13

Пётр Николаевич! С юбилеем вас! Вам здоровья прежде всего, чтобы ваши новые замыслы (а они у вас всегда бьют ключом) воплотить. Ваши театр Эхо, театр киноактера вспоминаем часто. Стараемся сохранить записи программы Кабинет. Очень радуют якутские киноработы. Когда вы в 90-х стояли у истоков, готовили операторов, мало кто верил, что Якутии будут рукоплескать на фестивалях.


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ