Якутянин стал призером межрегиональной спартакиады
После тяжелой болезни скончался президент Вьетнама
В Якутии у клиентов банка похитили более 40 млн рублей
Жителей северо-востока Якутии ждут сильные морозы
22 сентября в селе Маган будет работать выездная касса Энергосбыта

В Якутске в кинозале «Республика», принадлежащем компании «Сахафильм», вот уже второй месяц идет новая картина молодого, еще неизвестного широкому зрителю режиссера Дмитрия Давыдова «Костер на ветру». Но он уже один из самых титулованных якутских фильмов. Фильм, пробившийся на фестивальные экраны Южной Кореи, Канады, Австралии и т.д., получающий восхищенные отзывы киноманов и киноведов, заставляет сопереживать героям и задуматься о вечных проблемах бытия.

Гость Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова доктор филологических наук, профессор кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова Ирина Анненкова во время командировки посмотрела этот фильм. Он ее восхитил. В чем же секрет обаяния этого фильма? Я попросил Ирину Васильевну поделиться своими впечатлениями.

- Потрясение. Перед нами фильм очень высокого художественного и этико-нравственного уровня. Фильм, который показывает глубинное понимание того, чем, во имя чего и для чего живет человек на этом свете. Казалось бы, в фильме почти ничего не происходит: только первое событие – нечаянная смерть за кадром одного из героев. Но через это трагическое событие авторы фильма показывают нам то, как человек несет свой крест, как он претерпевает страдания, как он перебарывает в себе раздражение, обиду, боль, как он умеет смириться с тем, что происходит в его жизни, и спокойно, молча нести свой крест. Нам показано, как он терпит самого себя: и эта борьба подчас тяжелее борьбы с внешними обстоятельствами.

Причем показано это через личность уже довольно пожилого, почти старого человека, у которого жизнь практически подходит к концу, и есть эпизод, когда он решает уйти из жизни, узнав о самоубийстве в тюрьме своего сына, виновника первой трагедии. Но лик Христа останавливает его, и он понимает, что надо идти дальше. То, как он молча, и при этом смиренно, но переживая внутри себя сильные страсти, продолжает идти по жизни, показано очень просто, без морализаторства и навязывания представлений об истинно христианской жизненной позиции человека. Вот что оказывается стержневым в «Костре на ветру». Мы видим, как человек через такую внешне спокойную, несобытийную, размеренную и очень простую, почти аскетическую, жизнь преображает все вокруг себя. Он делает свое дело, к которому призван – вытачивает шкатулки, подметает снег на чужом крыльце, убирает дом… Но самое главное – он молится! Молится своими словами, перед маленькой простой иконой в углу… И эта молитва спасает несчастливого и заброшенного мальчика, его маму, кого-то из соседей… Но самое главное – эта молитва спасает самого главного героя. Так постепенно люди вдруг начинают понимать, что они единое целое. Человек спасается сам через молитву и преображает мир вокруг себя.

- Может ли такой фильм быть востребован российским зрителем?

- Одна из студенток отделения журналистики Северо-Восточного федерального университета во время защиты дипломной работы верно заметила, что современное медиапространство России делается по западным лекалам. То, что предлагает нам сегодняшняя киноиндустрия, – это голливудский «экшен», бесконечное, непрерывное действие, которое не дает возможности остановиться и задуматься о себе, о жизни, о мире, о Боге... На этом фоне фильм «Костер на ветру» такой тихий, неспешный и, казалось бы, незаметный, тем более, что он снят непрофессионалами. Но ведь именно в тишине созидается человеческая душа, именно в тишине созидаются истинные человеческие отношения.

В фильме не одна сквозная тематическая линия, их несколько. Но есть одна из них, которая сначала не совсем понятна. Главный герой Игнат время от времени останавливается перед окнами одного и того же дома в селе: остановится, посмотрит на него молча и идет дальше. Приютив у себя мальчика, он берет его везде с собой, и так же, как и раньше, останавливается перед этим домом. Мальчик спрашивает: «А кто здесь живет?», – и Игнат отвечает: «Человек». В конце фильма выясняется, что этот человек – женщина, которую Игнат давно любит. Это абсолютно христианское понимание человека: нет ни мужского, ни женского, ни эллина, ни иудея, но есть в каждом из нас образ Божий.

Фильм заканчивается очень трагически. Причем, по большому счету, авторы нас подводят к такому финалу: длительное шитье белой (смертной!) рубашки, осознанное дарение ножа человеку, который не может простить Игнату смерти своего сына и продолжает жить в озлоблении, заливая горе водкой… Конец ожидаем. И все-таки – он бьет в самое сердце своей неожиданностью, ведь к трагедии нельзя привыкнуть – она всегда экстраординарна! Кажется, что вот настал момент, когда главный герой преодолел одиночество, он обрел счастье с той, которую так давно любил… Но в том-то все и дело, что он и не был одинок: он всегда был с Богом. И эта женщина тоже не остается одинока: единственное, что она забирает из дома Игната после его смерти, это икона Спасителя, перед которой тот молился все эти годы, перед которой познал молитву и его юный друг.

Мне кажется, этот фильм нужно показывать во всех школах, во всех кинотеатрах, потому что он очень глубокий и возвышающий человека. И то, что там играют непрофессиональные актеры, важно и показательно, это большой плюс фильма «Костер на ветру».

- Да, в фильме играют непрофессиональные актеры, жители села Амга, сценарист и режиссер фильма Давыдов – директор школы в селе Чапчылган…

- Опыт таких фильмов уже был, он есть. Мы знаем фильм Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», и это не единственный пример. Но «Костер на ветру» существенно отличается от фильмов профессиональных киноинтеллектуалов. Дмитрий Давыдов – сам часть этого непростого, сурового, внутренне напряженного мира. Он не анализирует людей – он им сострадает. Возможно, сказываются и особенности якутского характера – немногословного, внешне неэмоционального, но очень сильного по накалу внутренней жизни. Замечательно, что фильм снят на якутском языке с русскими субтитрами: аскетизм якутского языка еще больше подчеркивает, что не внешнее в жизни человека важно и делает его человеком. В фильме звучит чудесная музыка, поддерживающая и усиливающая все глубинные смыслы кинотекста. На мой взгляд, если такие фильмы будут сниматься у нас в стране, то постепенно это будет заставлять всех нас, и взрослых, и молодежь, возвращаться к истокам, возвращаться к тихому, вдумчивому осмыслению своего места в этом мире и того, что мы несем с собой дальше, после нашей смерти. Чудесный фильм! Я просто хочу поклониться тем людям, которые его сняли. И дай Бог им снять еще не один такой духовно здоровый фильм.

Записал Олег СИДОРОВ.

Справка:

Анненкова Ирина Васильевна - профессор кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени. М.В.Ломоносова, доктор филологических наук по двум специальностям – филологической и философской.

Шеф-редактор журнала "Журналистика и культура русской речи", член редакционных коллегий и редакционных советов журналов "Медиаальманах" и "Медиалингвистика".

Автор более 120 публикаций, в том числе монографий «Медиадискурс XXI века. Лингвофилософский аспект языка СМИ», «Метаморфозы мира. Новая геополитическая роль России» (в соавторстве), «Неизгнанная мысль. Филология П.М.Бицилли», учебных пособий «Риторика для журналистов. Историко-культурный, теоретический и практический аспекты», «Русский язык и культура речи».

Фото: покровахрам.рф.

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
20.06.2017 03:32 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ