В Якутии назначен начальник ГУ МЧС
Минобрнауки Якутии преуспело с внедрением проектного управления
Ленские речники: «Есть даты, которые сплачивают нацию»
«Аврора» признана лучшей авиакомпанией в Якутске
Алданские пожарные разыграли «Кубок победителей»

ИА SakhaNews. Экипаж легендарного летчика 30-х годов Сигизмунда Леваневского, возможно, разбился в Якутии, на озере Себян-Кюель. Если исследователям удастся найти средства на проведение очередной экспедиция по поиску останков самолета и экипажа, экспедиция может начаться в апреле 2018 года, сообщил ТАСС руководитель прошлой экспедиции, действительный член РГО, журналист и кинорежиссер Юрий Сальников.

Леваневский — один из первых Героев Советского Союза, награжденный за участие в спасении команды и пассажиров ледокола "Челюскин" в 1934 году. Самолет с его экипажем бесследно пропал над Арктикой 13 августа 1937 года.

В 2013 году, на заседании попечительского совета Русского географического общества, президент РФ Владимир Путин поручил найти место гибели Леваневского и пяти его товарищей. Тогда же исследователям был выделен грант, которого хватило на две экспедиции.

ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ

В 1930-е весь мир следил за беспосадочными перелетами из СССР в США после трансконтинентального перелета Чкалова. Летчик Леваневский, прославившийся участием в операции по спасению пассажиров затонувшего парохода "Челюскин", предпринимал попытку такого перелета в 1935-м, но не смог добраться из Москвы до Сан-Франциско и сел на аэродроме в Новгородской области.

В 1937-м пилот с экипажем из пяти человек решил добраться до Аляски. В свой последний полет экспериментальный четырехмоторный самолет ДБ-А с бортовым номером Н-209 отправился 12 августа 1937 года. Первый пробный рейс по самой короткой межконтинентальной трассе Москва–Северный Полюс–Фэрбенкс (Аляска), оборвался 13 августа.

"Поскольку мой папа был радистом в этом экипаже, я слушала каждый день радио в Чкаловске, в комнате для полетов, — рассказала Галина Галковская-Айвазян - дочь радиста Николая Галковского. — И мы сидели — я, мама, бабушка — и каждый звук, что он передавал, слушали. И потом он передал — я помню, как сейчас: "Перелетаем Северный полюс, высота 4 600 метров, и один мотор вышел из строя…" Дальше гудки — и все".

Организованные сразу после пропажи экипажа поиски не дали результатов, а после начала Второй Мировой войны о необходимости найти Леваневского и его самолет надолго забыли.

ЗЛОЙ РОК ПОИСКОВИКОВ

К 1980-м годам исследователи и полярники определили несколько мест, где мог завершиться перелет экипажа Н-209. По одной из версий, самолет сошел с курса и потерпел крушение в Якутии, на озере Себян-Кюель. "Действительно, это очень на правду похоже, потому что на озере нашли металл, на котором выцарапано шесть фамилий", — говорит Галковская-Айвазян. Однако табличка была в плохом состоянии, и на ней были видны концовки "…ский" двух длинных фамилий в списке — верхней и нижней, предположительно — "Галковский" и "Леваневский".

Нашел табличку исследователь Евгений Попов. Однако его экспедиция тоже окончилась трагически. "Они сообщили в Москву, и они полетели с этим куском железа, и они погибли — это просто какой-то рок. Вертолет этот разбился, и все погибли — это было в 1985 году", — рассказала Галковская-Айвазян.

Предположение, что ДБ-А упал на территории Якутии, основывалось на том, что у самолета отказал правый мотор, а два левых продолжали работать, создавая более мощную тягу, и самолет свернул с курса. Экспедиция газеты "Советская Россия", организованная в том же 1985 году, пыталась доказать, что этого не могло случиться. Специалисты указывали на то, что теоретически такое развитие событий было возможно, но практически — вряд ли, хотя бы потому, что штурман экипажа — Виктор Левченко — был одним из лучших морских и авиационных штурманов того времени.

ЭКСПЕДИЦИЯ НА АЛЯСКУ

Юрий Сальников, около 40 лет посвятивший поискам пропавшего экипажа, уверен, что искать останки Леваневского и его экипажа необходимо у берегов Аляски. "Поиски необходимо вести в восьми милях от мыса Оликток — это самый восточный мыс, а дальше — граница с Канадой", — рассказал он. По словам исследователя, в этом месте уже обнаружены подводные аномалии, указывающие, что на дне находятся посторонние предметы.

Планируется, что вместе с российскими специалистами на поиски останков пропавшего летчика и его команды отправятся участник прошлых поисковых экспедиций, директор института геофизики Фэрбенкса (Аляска) Дэвид Стоун и канадский специалист по поиску самолетов и кораблей, затонувших в океане, Билл Тума.

Экспедиции исследователей из США уже искали близ Оликтока исчезнувший экипаж Леваневского в 1987, 1990, 2001 годах. В 2013 и 2015 году под руководством Сальникова прошли две экспедиции на средства гранта Русского географического общества (РГО), которые не увенчались успехом. Однако ученые смогли собрать свидетельства нескольких местных жителей, которые в детстве слышали звук ревущего мотора падающего самолета.

Состоится ли очередная поисковая экспедиция — зависит от того, удастся ли ее организаторам найти средства. "Нам нужно $30–40 тысяч на проведение экспедиции. Дэвид Стоун организовал сбор средств чрез краудфандинг (добровольные пожертвования), но нам удалось собрать пока лишь $5 тысяч", — сообщил Юрий Сальников.

Спасибо за добавление статьи в:
Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
12.08.2017 08:43 (UTC+9)
Комментарии: 8
Питер 12.08.2017 09:54

Молодцы,. конечно. Всем нужны бабки, желательно баксы. Самолет разбился в Якутии, но в Якутии неинтересно. Поэтому искать будем на Аляске, в США.. Хороший отдых себе придумали за чужой счет.


Да 12.08.2017 09:59

Им ещё и средства соберите,что драйв получить.


очередной Статива нашелся?)))) 12.08.2017 11:30

был я в экспедиции на Себян-Кюеле в 1985 году, Статива (был такой фанат Леваневского, геофизик) искал там самолет магнитометрами. Все озеро прошерстили уже. Нашли амерский то-ли Дуглас, то-ли Либерейтор. И все. Леваневский в СЛО сгинул это точно.


Врет тётка 12.08.2017 11:32

"Нашел табличку исследователь Евгений Попов. Однако его экспедиция тоже окончилась трагически. "Они сообщили в Москву, и они полетели с этим куском железа, и они погибли — это просто какой-то рок. Вертолет этот разбился, и все погибли — это было в 1985 году", — рассказала Галковская-Айвазян."

Это вообще было в 60-х годах!


Ещё как врёт! 13.08.2017 10:54
Это из серии "слышала звон, да не знает, где он". Табличка эта, если и существовала, то была деревянной, по крайней мере, из других источников, следует именно это. Единственный разбившийся вертолет в районе Себяна - а было это в 1970 году - никуда с важным донесением не спешил, а рыскал в непогоду за водкой между стадами и Себяном. И в итоге дорыскался. Жиганский экипаж с момента прибытия на оперативную точку не просыхал, так что итог закономерный, без всякой мистики.

http://www.airdisaster.ru/database.php?id=455


грустно 12.08.2017 13:07

но сейчас, во время всеобщего отмыва денег, почему-то четко понимаешь, что эта вроде бы патриотическая экспедиция - ради удовлетворения личных интересов ее организаторов - получить впечатления за казенные и чужие деньги.Кто-то слышал рев мотора - этим кто-то уже 80 с хвостиком и вряд ли они помнят, в каком месяце своего младенчества это слышали)).


А если 12.08.2017 20:53
им налить грамм 100, они и про НЛО расскажут, и ещё много чего вспомнят.

декабрист 13.08.2017 12:58

Ничего нового. Эта версия уже набила оскомину.


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ