Поиски пропавшего в Якутии вертолета пока не увенчались успехом
Сколько в Якутии тратят на оплату коммуналки?
Ушел из жизни народный артист РСФСР
Цены на нефть показали рекордный рост
Как в Якутии реализуются программы антинаркотической направленности

В Москве в Храме Христа Спасителя прошла международная конференция «Святитель Иннокентий (Вениаминов) и Православие в Сибири и Америке». Она была посвящена истории Православия в одном из крупнейших регионов страны — Республике Саха (Якутия) и роли святителя Иннокентия (Вениаминова) в деле просвещения якутов и других народов Крайнего Севера. В преддверии конференции на вопросы корреспондента Пресс-службы Московской Патриархии ответил епископ Якутский и Ленский Зосима.

— Владыка, в этом году исполняется 210 лет со дня рождения святителя Иннокентия, митрополита Московского. Расскажите, пожалуйста, как эту дату отметили в Якутии.

— Юбилей широко отмечается во всех епархиях Дальнего Востока, где жил и трудился святитель Иннокентий. В Якутской епархии торжества начались в Ленске — первом городе, построенном русскими на якутской земле. В 2001 году Ленск был смыт целиком наводнением и фактически отстроен заново. В городе возведен и уже освящен храм во имя святителя Иннокентия. В этом году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II из Троице-Сергиевой Лавры нам была передана частица мощей святителя. В торжественной встрече святыни приняли участие представители городской администрации и духовенства.

Городская администрация приняла самое активное участие в праздновании этого знаменательного юбилея. Во многих школах прошли детские конкурсы сочинений и рисунков, посвященных святителю Иннокентию, в городской прессе появилось множество статей об Апостоле Сибири.

В начале лета был совершен переход из Якутска до Охотского моря — той самой дорогой, по которой святитель Иннокентий когда-то ехал со своими малолетними детьми и женой. В свое время, благодаря Пояркову, первооткрывателю этой дороги, Россия получила выход к морю и возможность торговать с разными народами. Путь сохранял свое значение вплоть до конца XIX века, но в наши дни им уже практически не пользуются. Мы поставили себе целью пройти, в память о святителе Иннокентии, по этой забытой дороге.

Надо отметить, что этот путь остается весьма трудным и в наши дни. Группа местных казаков из шести человек преодолела его за две недели — отчасти пешком, отчасти на лошадях, а также на лодках вниз по Лене. Достигнув большого поселка на берегу Охотского моря, участники перехода с удивлением обнаружили, что местные жители — а многие из них прямые потомки первых поселенцев этого края — никогда не слышали о святителе Иннокентии.

Уже второй год в нашей епархии совершается миссионерский сплав по Лене. За это время в поселках вдоль реки было построено и освящено три храма и часовня. В 2007 году, в память о миссионерских трудах святителя, мы прошли по всей Лене — от верховьев до устья — на пароходе. Группа, в состав которой вошли представители миссионерского факультета Свято-Тихоновского университета и студенты миссионерского отделения Ярославской духовной семинарии, преодолела 3200 км. По дороге миссионеры делали остановки — давали концерты, рассказывали о святителе Иннокентии, проводили духовные беседы, а где есть храмы — совершали богослужения. Часть пути — от верховьев до Якутска — я прошел вместе с миссионерами.

Начиная с 1990-х годов жители отдаленных поселков были отрезаны от большой земли. Наш приход, живое общение с миссионерами позволили многим из них встретиться с «некнижным» Православием, увидеть и почувствовать Православие душой. Так Церковь была открыта через живое общение с людьми, про которое и Апостол говорит, что «вера от слышания» (Рим 10:17).

В городе Ленске мы столкнулись с протестантской миссией из Москвы, которая путешествовала параллельно с нами. Это было довольно тревожным сигналом — нам стало очевидно, что необходимо как можно шире распространять миссию во избежание активизации протестантских проповедников. Мне звонят из Ленска и просят помочь — некие люди объявляют себя христианами, говорят, что борются с пьянством и наркоманией, а потом собирают народ и проповедуют протестантизм.

В декабре по всей стране будет отмечаться 375-летие вхождения Якутии в состав России. В Москве и в Санкт-Петербурге пройдут Дни Якутии. В рамках этих торжеств и мы будем подводить итоги юбилейного года, посвященного памяти святителя Иннокентия, митрополита Московского.

5 декабря состоится международная церковно-историческая конференция, посвященная 210-летию со дня рождения святителя Иннокентия и 30-летию его прославления. 9 декабря в Храме Христа Спасителя будет совершена Божественная литургия, которую возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В богослужении примут участие представители многих народов, среди которых жил и которым проповедовал святитель Иннокентий. Ожидаются большие группы православных священников и мирян с Аляски, из Америки, Франции, Англии, Кореи и даже Китая. Часть песнопений за литургией будет на якутском языке — их исполнит наш детский хор «Соловушки».

— Насколько активно в Вашей епархии используется якутский язык?

— С точки зрения миссионерства, это крайне необходимо. Когда мы, посещая места традиционного проживания якутов, проповедуем, говорим или поем на якутском языке, люди начинают тянуться к Церкви. Еще святитель Иннокентий говорил, что пастыри обязаны учить местный язык и говорить с паствой по-якутски.

Но мы только возрождаемся (нашей епархии 15 лет), и, конечно, наработок у нас не так много. Однако некоторые песнопения переведены на якутский. Они звучат и в кафедральном соборе, и во многих приходах, где живут одни якуты — там большая часть богослужения проходит на якутском языке.

Наши будущие священнослужители изучают якутский язык — в этом деле нам помогают сотрудники Якутского государственного университета.

— Как в Вашей епархии осуществляется подготовка священнослужителей?

— В прошлом году мы открыли духовное училище. Для нас это жизненно важно — большинство наших студентов не смогли бы поехать на 5 лет в центральные семинарии ввиду нехватки средств и колоссальных расстояний. К тому же многие привыкли к традиционной условиям жизни.

Например, у нас в первом классе учится юкагир из Среднеколымска. Юкагиры очень немногочисленный народ — их во всем мире осталось около ста пятидесяти человек. У них свой язык, своя оленеводческая культура. Конечно, для нашего учащегося-юкагира оторваться от своей общности и поехать далеко — нереально. Он, даже обучаясь в нашем училище в Якутске, и то часто приходит ко мне с просьбой: «Отпустите меня в тайгу, я не могу без тайги». Приходится на некоторое время его отпустить, чтобы погулял и вернулся обратно учиться.

— Потом он вернется к себе и будет там священнослужителем?

— Да, он говорит о том, что хочет построить храм для своих и проповедовать. Конечно, такие люди никогда не поедут в центральную семинарию и учиться там не смогут. Но благодаря тому, что у нас в Якутии теперь есть духовное образование, многие, даже закончив вуз, стремятся поступить в Якутское духовное училище.

Можно смело говорить, что многие представители молодежи искренне желают духовного возрождения своих народов — а Якутия многонациональна — и приходят с этим желанием учиться к нам. Поэтому сейчас поставлен вопрос о расширении духовного училища. Идет речь о строительстве целого комплекса зданий, где будут размещаться, в частности, регентская и иконописная школы.

— Когда в Якутии было больше храмов — до революции или сейчас?

— У нас сейчас 28 храмов, а до революции было 333! Но мне попадался такой документ — отчет в Антирелигиозную комиссию 1932 года — где было написано, что все храмы и часовни закрыты.

— А насколько сильны в Якутии языческие традиции?

— Конечно, сейчас идет возрождение национальных традиций, возрождаются национальные праздники, причем многие из них реставрируются по очень древним обрядам, которые в XIX–XX веке были довольно крепко забыты. Сейчас все это потихоньку восстанавливается благодаря усилиям современных этноученых и интеллигенции. Например, стрельба из лука с целью найти невесту — как у нас в русской сказке, когда лягушка стрелу поймала.

Параллельно с этим возрождается духовная жизнь республики, возрождается Православие. Народ Якутии глубоко православный, и 375 лет, которые мы теперь отмечаем, это еще и 375 лет Православия в Якутии. Конечно, это уже не одно и не два, а множество поколений местных людей, которые жили в православной традиции. Как отмечали исследователи середины XIX века, к тому времени 99,9 % жителей Якутии были крещеными — это уникальный феномен для всего Дальнего Востока. Единственный народ, который целиком принял Православие, это именно якуты.

У нас нет ни национализма, ни религиозных конфликтов. Верующие, неверующие, язычники, христиане — все живут очень дружно. Безусловно, значительная часть населения посещает и национальные праздники, и православные храмы. Тем не менее, надо отметить и то, что сейчас мы возрождаем православные праздники и традиции, например, на Крещение — купание, водоосвящение. И если в первый год искупалось около пяти тысяч человек, то на следующий год таких было уже около 30 тысяч. То есть люди на глазах вспоминают свои корни, свои традиции.

Понемногу жизнь церковная возрождается, сейчас уже появились даже первые якутские иконописцы. Еще раз напомню: прошло только 15 лет. Человек в этом возрасте считается еще подростком, и для епархии, которая только-только начинает возрождаться, 15 лет — это небольшой срок. Но есть определенные результаты, определенные достижения, и мы им очень радуемся.

Полный текст интервью: patriarchia.ru/db/text/333221.html

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
10.12.2007 06:25 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ