Покупайте СУГ оптом! Это выгодно!
Пусть «Тепло Рождественской звезды» согреет всех!
Работники Нерюнгринской райадминистрации - в полуфинале конкурса «Лидеры России»
Совет Федерации назначил выборы президента России
«Мост через Лену позволит повысить национальную безопасность»

В эти дни на сцене Государственного академического Русского театра драматического им. А.С.Пушкина в Якутске идут интенсивные репетиции спектакля «Путь Святителя» по пьесе Владимира Фёдорова «Алмазный крест» о митрополите Московском и Коломенском, апостоле Америки и Сибири, Святителе Иннокентии (Вениаминове), в честь 220-летия со дня его рождения и 40-летия канонизации. С 14 по 17 декабря в Центральном выставочном комплексе « Экспоцентр» в Москве будут проходить Дни Республики Саха (Якутия) в Москве, посвященные 385-летию вхождения Якутии в состав Российского государства. Премьера этой постановки станет заключительным мероприятием.

Мы обратились к артдиректору и художественному руководителю культурной программы выставки «Тепло вечной мерзлоты», постановщику спектакля Андрею Борисову с просьбой рассказать о подготовке к предстоящему мероприятию.

– Обширная культурная программа духовными нитями вплетена в общую концепцию Дней Республики Саха (Якутии) в Москве. Она покажет наивысшие достижения культуры и лучшие творческие коллективы республики: ансамбль скрипачей «Виртуозы Якутии», симфонический оркестр филармонии «Simphonica ARTica», струнный ансамбль «Arco ARTico», Русский театр, Сахатеатр, Театр Олонхо, Национальный театр танца, Театр коренных малочисленных народов Севера, детскую театральную студию «Тускул» при ТЮЗе, ансамбль «Ямские бубенцы», а также солистов Театра оперы и балета, Филармонии Якутии и Театра эстрады. Репертуар коллективов объединен общей идеей – это 220-летие со дня рождения Святителя Иннокентия, духовным подвигом которого совершалось распространение православия на север России, Сибирь и Дальний Восток.

Если культурные программы предыдущих юбилейных Дней республики в Москве в 2002 и 2007 годах были разбросаны по разным площадкам театрально-зрелищных учреждений, то в 2012 году, на праздновании 380–летия, мы собрали все коллективы в одном здании Гостиного двора. Но все равно, выступая в одном здании, например, Театр Олонхо, Сахатеатр и Русский театр, отдельно давали свои спектакли. А нынче, находясь в одном здании павильона №3 Экспоцентра, вначале отдельно представляя свои коллективы, в конце всё будет подчинено финальному действу: спектаклю-мистерии Русского театра «Путь Святителя», в котором принимают участие все творческие силы. Это будет закрытием Дней республики в Москве. Это очень важно понять.

– Андрей Саввич, вы ставите в Русском театре уже третий спектакль на православную тему. Это «Три разговора» В.Соловьева, «Одиссея инока якутского» и новая постановка «Путь Святителя» В.Федорова. Почему именно тему православия вы взяли за центральное звено?

– В театре на первом месте всегда судьба человека, судьба народа, а православие становится немаловажным фоном происходящих событий. «Три разговора» не совсем на православную тему, скорее всего – на философскую. В «Одиссее инока» – о судьбе якутского священника, и то, что он был православным, это было немаловажным аспектом этого спектакля, но все-таки в нем показывалась судьба человека, история республики, страны, революции.

И наконец, в новой постановке разворачивается тема православия в лице главного героя. Поэтому, можно сказать, что от спектакля к спектаклю мы приближались к теме православия. Но, тем не менее, несмотря на то, что происходит христианизация Сибири и Дальнего Востока, Русской Америки, Аляски и главным героем является Святитель Иннокентий (Вениаминов), тем не менее, для театра важен путь этого человека, его подвиг, его чувства, его мысли, его патриотизм, его борьба за становление Российской империи, за то, чтобы народы через церковно-славянскую грамоту стали образованными. В данном случае православие является главной темой этого спектакля.

Почему я обращаю внимание на это? Потому что в этой всемирной вестернизации всего и вся, Европа и мир в духовном плане начинают умалять не только религиозные аспекты, а ещё и умалять духовные ценности, на которых стоит Россия, государство российское, русский народ, и тем более те малочисленные народы, которые близки по своей культуре к православию. В данном случае якутам очень близко тенгрианство. Некоторые учёные считают, что тенгрианство было предтечей православия. Эту тему я уже затрагивал в спектакле русского театра «Апостол государев» о Петре Бекетове.

– Во всех восьми спектаклях, поставленных в Русском театре, а сейчас и в девятом, вы исследуете русскую душу. В чем её секрет? В этой постановке «Путь Святителя» вы сможете дать ответ?

– В этом спектакле дело даже не в самой душе конкретного человека, конкретного народа. В этом спектакле исследуется тема: как же это произошло, где истоки утраты этой великой культуры, великой веры, почему народ-богоносец вдруг начинает утрачивать основные опоры православного духа.

– То есть ответа ещё нет. Вы продолжаете исследовать дальше?

– В этом смысле интересны рассказы об алеутах, индейцах, сибиряках-камчадалах, якутах, и других малых народах. На фоне их притяжения к православию, вдруг у русского народа, русского государства, его ментальности, началось то, что сам же народ-богоносец начал рушить храмы, сжигать иконы. Сегодня важно это понять. В научном плане это понятно: реформы Петра Великого, церковные реформы Никона… Сейчас в историческом плане это достаточно изучено, но в художественном плане через судьбу народа, через судьбу главного героя в данном случае Святителя Иннокентия (Вениаминова), оно ещё не исследовано. А театр – это всегда художественное постижение темы, изучение через чувства, через метаистории, образно-художественное, это не научное, даже не историческое.

– В 2005 году вы не сразу дали согласие на постановку спектакля «И любви, ещё живой продолженье, продолженье…», посвященного 50-летию алмазодобывающей промышленности, опасаясь конъюнктурности. Но после этого успешного «конъюктурного» спектакля у вас уже состоялись десятки постановок как Сахатеатре, так и Русском, приобщенных к какой-то дате. У Маяковского есть строки «В наше время тот – поэт, тот – писатель, кто полезен». Действительно ли режиссер должен быть полезен обществу на фоне современных режиссеров типа Кирилла Серебренникова?

– Серебренников полезен некоторой части меньшинств. Есть такое выражение – стёб-«либерасты». В этом плане он полезен. Можно быть, не в целом полезен государству. Государство же состоит из граждан. А если он интересен какой-то части, то значит – он полезен этой части. Но это не значит, что он полезен государству. Сегодняшний театр всё больше начинает эпатировать. Эпатаж ради успеха. Появилось много режиссеров-провокаторов. Они думают, что провоцируют неприятие бездуховности, телесности. Но на самом деле они провоцируют в человеке бесовское, низменное. Как можно в детском театре показывать морг?! Я против этого!

Есть выражение Оскара Уайльда «Всякое искусство совершенно бесполезно». Но для меня путеводной звездой является потрясающее высказывание философа, культуролога Михаила Бахтина, суть которого состоит в том, что искусство должно быть сплошь ответственно перед жизнью, и жизнь должна быть ответственна перед искусством, то есть и народ, и государство должны хранить искусство, пестовать его, давать возможность творить, быть искусством. Но в то же время искусство должно быть ответственным перед обществом, перед жизнью, перед государством. И в этом смысле мои спектакли, которые часто бывают приурочены к датам, на самом деле не потому, что это «датные» спектакли, а потому, что темы над которыми я думал, обретают актуальность в общественном сознании.

Например, сегодня своевременна тема республики, поэтому я в Сахатеаре ставлю спектакль о Максиме Аммосове. Тема республики актуальна, потому что стоит вопрос: чем является наша республика – суверенным ли государством, или автономной республикой, или республикой в унитарном государстве?

В Русском театре я ставлю о Святителе Вениаминове не потому, что исполнилось 385 лет со дня вхождения республики в состав России, а потому, что в мировом масштабе очевидна утрата духовных ценностей. А русское православие, его соборность, русская культура в духовном плане удивительны! Они противостоят культуре западной меркантильной, долларовой. А может, даже наши духовные ценности мешают России, как государству, где потребительство, где купля–продажа становится главным? Может, это мешает развитию экономики России? Но почему-то же русский народ, его литература, его музыка в мировом пространстве явились и стали опорой. Может быть, в этом спасение мировой культуры? Ни для кого не секрет, и не является никакой не пропагандой, политикой, идеологией, ура-патриотизмом, или ура-государственностью – это сам путь Святителя Иннокентия. Это правда. Это признается всеми: алеутами, тунгусами, якутами. Через православие, через русскую культуру пришла грамота, пришло приобщение к мировой культуре.

На церемонии вручения мне «Золотой маски» я рассказал, что в интернете моих сокурсников – одного называют гениальным, другого российским, кого – советским, кого – выдающимся, а меня называют русским. Зал расхохотался. Но я объяснил почему. Потому, что я учился в русской театральной школе, моим соратником, художником-постановщиком долгие годы был русский Геннадий Сотников, потому что я преклоняюсь перед великим русским театром. Но, с другой стороны, я являюсь создателем совсем не русского театра, Театра Олонхо, не похожего на другие театры. Вот что делает Русский театр. Зал аплодировал. Поэтому я ставлю этот спектакль.

– Десять лет назад в Москве в Храме Христа Спасителя Партриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил вам икону с ликом Святителя Иннокентия. Не является ли для вас это знаком?

– После литургии на якутском языке он благословил меня и вручил икону именно Вениаминова. С одной стороны, я был польщен получением иконы из рук самого патриарха, с другой, в духовном плане был потрясен. Но меня не преследуют знаки. Это я их вижу и замечаю. Каждый человек – он уже есть чудо, то, что он родился, живет. Это чудо! Не каждый человек замечает знаки и символы – это другой вопрос. Надо научиться читать послания судьбы, природы, генной памяти, божественные послания. И на них обращать внимание, на то, что интуиция или душа предков тебя предупреждает или спасает. Это является твоим диалогом с Богом или с параллельным миром.

– Вопрос, который интересует горожан, – это возвращение блудного сына Андрея Габышева, вашего ученика, в родные пенаты. Как вы начали работу с ним над новой постановкой?

– Когда он у меня учился, по внешнему виду я его почему-то называл жатайским парнем, хотя таковым он не является. Он сначала поступил на актерский факультет. А потом, когда начал интересоваться режиссурой, я обратил внимание на то, что Андрей, будучи совсем молодым человеком, чувствовал тему, её актуальность в выборе отрывков, этюдов, в выборе дипломного спектакля. Поэтому я назначил его главным режиссером Мирнинского театра. Вчерашний студент становится одним из основателей молодого Мирнинского театра. Парадокс! Позже я видел его в Москве, уже внешне православного. Я видел, как он ставит спектакль о Колчаке, видел репетиции, видел, как человек 15 московских актеров очень доверяют ему. Мне, его учителю, это очень понравилось. Я не ожидал, что в постановке спектакля о Святителе Иннокентии он станет режиссером, моим главным помощником. Первый спектакль для Андрея на сцене Русского театра – и сразу крупная масштабная работа под руководством своего учителя, в этом есть какая-то закономерность. Дай Бог, чтобы у нас всё получилось! Но я уверен, что у нас всё получится, ведь тут важен не художественный результат даже, важна – эта миссия. Мы делаем это не ради успеха, а ради той радости приобщения к пути Святителя. Мы хотим, чтобы зритель, увидев этот спектакль, проникся подлинным чувством уважения и понимания важности православия, русской культуры, значения такого явления, как Святитель Иннокентий в судьбе народов Сибири и Дальнего Востока, России и всего мира.

В заключение приведу слова самого Святителя Иннокентия: «Дабы произвести впечатление на сердце, надо и говорить от сердца, ибо от избытка сердца глаголят уста. Потому только тот, кто преисполнен веры и любви, может обладать красноречием и премудростью, которым не смогут противиться сердца слушателей».

Галина ИВАНОВА

Справка:

Борисов Андрей Саввич родился 28 ноября 1951 года в селе Ниджили Кобяйского района ЯАССР.

В 1974 году окончил высшее театральное училище им. Щепкина в г.Москве. В 1982 году – Государственный театральный институт им. А.В.Луначарского по специальности «режиссер».

До окончания ГИТИС работал артистом драмы Якутского драматического театра, позже – режиссером-постановщиком и главным режиссером театра. С 1990 года является художественным руководителем Саха академического государственного театра им. П.А.Ойунского.

Избирался народным депутатом СССР последнего созыва (1989-1991), президентом общественно-политического союза «Саха омук».

С 2000 года – по 2006 год - ректор-организатор Арктического государственного института культуры и искусств, доцент по кафедре «Мастерство актера».

Со дня основания Академии духовности Республики Саха (Якутия) является действительным членом (академиком) Академии.

Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 1990 года назначен министром культуры Республики Саха (Якутия).

С ноября 2014 года государственный советник Республики Саха (Якутия).

Лауреат Премии комсомола Якутии (1984), лауреат Государственной премии СССР (1986), лауреат Государственной премии РФ (1999), заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия) (1987), заслуженный деятель искусств РФ (2002), народный артист РФ (2007).


Ссылки по теме:

Спасибо за добавление статьи в:
Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
27.11.2017 14:59 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ