Скончался заслуженный артист России
Якутск примет Кубок мира по вольной борьбе в марте 2019 года
Создана арктическая экспедиционная группировка
У берегов Британии сел на мель российский сухогруз
В мире подскочил спрос на ювелирную продукцию с бриллиантами

ИА SakhaNews. Российская Федерация – страна с чудовищно неравномерной налоговой базой, считает известный в России и за рубежом ученый-экономист, регионовед, профессор МГУ Наталья Зубаревич. В интервью Общественному телевидению России в программе "Правда", она рассказала, что, на ее взгляд, сегодня тормозит развитие экономики в России.

Говоря о неравномерности налоговой базы, профессор отметила, что "в одних регионах вы можете какие-то налоги собрать с того, что там есть (и даже очень много), а в других – шиш и перекати-поле". "Второй пункт: страна, живущая на нефтяную ренту. Основную часть денег федеральный бюджет получает от нефти и существенно поменьше от газа. Итак, вот эти налоги нефтегазовые – они называются, как правило, рентные налоги. Слушайте, почему Ханты-Мансийский округ должен гулять по буфету в результате того, что вся страна вкладывала деньги в развитие этих нефтегазодобывающих территорий? Согласны? Когда-то это были ресурсы всей страны, они шли на освоение. Поэтому эти нефтяные деньги изымаются на федеральный уровень. Называется это налог на добычу полезных ископаемых…"

Так вот, что получают регионы? Налог на прибыль (для развитых регионов это очень важно) и НФДЛ так называемый, налог на доходы физлиц. Дальше – налоги на имущество, какая-то часть акцизов. Но есть регионы, которым вообще нечего собрать с территории. А есть, которым этого хватает для жизни. А есть, который купается, и один – Москва называется, потому что дикая концентрация высокооплачиваемых рабочих мест. Ну, я так невежливо скажу: вы только на зарплаты госуправленцев высокого уровня посмотрите и силовиков. Неплохо, неплохо.

Так вот, НДПИ пришел в федеральный бюджет, пошлины экспортные, кусочек налога на прибыль – собрали все. И наш большой и сильный (за исключением последних трех лет) федеральный бюджет выделяет регионам трансферты".

"У нас есть честный формульный налог… простите, трансферт, который называется "дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности". Она по формуле: у тебя маленький валовой региональный продукт, ты бедный – тебе докладывают больше; ты средненький – тебе докладывают меньше. Но доля этой честной дотации сейчас стала 37–39%, а в "жирные" годы была 23–25%. А все остальное распределялось то по министерским каким-то методикам, то просто решениями партии и правительства. Вот я вам могу назвать, что это в результате дает.

Если мы посмотрим структуру трансфертов в горячо любимой Республике Чечня, то вот то, что по формуле – это примерно треть, 35%, ну, максимум 40% всего того, что она получает. А все остальное – лопаточкой, лопаточкой (субсидии на капитальное строительство, прочие межбюджетные трансферты). И эта "лопаточка" в результате в отдельные годы приводила к тому, что на 80% с лишним дотационная Чечня по душевым доходам ее бюджета была выше среднероссийского уровня. Это как? Сейчас уже этого нет, уже немножко подопустили. Ингушетия – похожая история".

Самым же крупным получателем трансфертов, сказала Натлья Зубаревич, является "новый регион России – Крым вместе с Севастополем. Вот сейчас, по году этому получат порядка 90 миллиардов рублей трансфертов (это гигантская сумма, конечно) из 1,5 триллиона, которые распределяются полностью. Второе место занимает Дагестан – по году будет где-то под 70 миллиардов, но там население довольно большое. А третье место устойчиво делят – либо Чечня на третьем (60 миллиардов), либо Якутия. Якутию мы тоже поддерживаем".

Критическая проблема межбюджетных отношений, подчеркивает Зубаревич, "в их фантастической непрозрачности. Как принимаются многие решения – ну, мы можем только догадываться. И это колоссально дестимулирует. Зачем бегать, зачем надрываться, развивать экономику? Ты пошел в нужный кабинет, ты правильно поплакался – и "лопаточка" повернулась в твою сторону".

Ведущая программы Анастасия Урнова напомнила, что есть мнение, что Москва "жирует", но мэр столицы Сергей Собянин сказал, что "Москва только налогами отдает в федеральный бюджет (я практически его цитирую) триллион рублей. И он же говорит, что сейчас каждый десятый пенсионер по всей стране получает пенсии за счет отчислений непосредственно москвичей".

"Действительно, Москва, поскольку в ней гигантское количество "белых" зарплат и высокий уровень зарплат, платит очень большие отчисления в Пенсионный фонд. И за счет этого взноса Москвы действительно содержится очень большое количество пенсионеров в других регионах, - согласилась Наталья Зубаревич. - С этим спорить невозможно. Это достоинство Москвы или это просто автоматическая история столицы, в которой сверхцентрализованная система управления, чертова туча федеральных и городских структур с не бедными зарплатами и так далее? Я не вижу здесь как бы преимуществ города как работника, "вот это он сделает". Автоматически это происходит.

Теперь про то, сколько налогов собирается в Москве. Ну, шикарно собрать налоги "Роснефти", "Лукойла" и далее по списку. Главный налогоплательщик из крупного бизнеса в Москве – это "Сбербанк".

"По расходам Москвы еще раз. 12% за январь-ноябрь 2017 года (а это фактически каждый девятый рубль московского бюджета) – это благоустройство. Это безумие. Я назову цифру: порядка 190 миллиардов рублей за 11 месяцев! Ну, чтобы вам было понятно. Бюджет многих краев – он меньше. Москва… Ну, я не понимаю, как это назвать. Это называется "благоустройство городской среды"? Я считаю, что это вызывающее потребление, вызывающее. На фоне беднеющей страны это просто вызывающее потребление".

Поэтому еще раз: сверхцентрализованная система управления как государством, так и бизнесом приводит к феерическим доходам бюджета Москвы. Один вам пример. Все доходы по 2017 году бюджетов субъектов (ну, еще года нет, 11 месяцев, но так пролонгируем) будет чуть больше 10 триллионов рублей, в том числе доходы бюджета Москвы – больше 2 триллионов рублей".

"Еще пример. Все доходы бюджетов всего Сибирского федерального округа, где живет больше 19 миллионов человек, в 1,7 раза меньше, чем доходы бюджета Москвы, где живет 12,6 миллиона человек".

"Первое – надо что-то делать с законом о консолидированных группах налогоплательщиков, потому что с его помощью теряют налог на прибыль… часть налога на прибыль более развитые регионы. Второе – федералы, отдайте 3 процентных пункта налога на прибыль, хватит зажуливать регионы!"

"Дальше. Хватит перераспределять акцизы в пользу федералов. Поэтому есть некоторые ресурсы в части доходно базы, но они не такие большие. Тыва… Да я не то что помру, а еще век пройдет, но Тыва никогда не будет такой, как Ханты-Мансийский автономный округ. Это мы понимаем.

Второе – перераспределение. Так, как мы перераспределяем сейчас… Я вам могу сказать: сейчас супер-пупер-приоритет – это новые территории, полученные в 2014 году. То, как туда вливаются деньги – это фантастика! Вот вам пример – инвестиции (пока, к сожалению, только три квартала, год будет в конце января). Если взять за 100% все инвестиции в Российской Федерации… Ну, вы понимаете, что инвестиции – это в будущее, да? Вот куда деньги пришли – там будет развитие. Согласны?

Итак, я вам просто называю цифры. 15% всех инвестиций в стране – это Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа (вместе с Тюменской областью – больше 17%, с югом). Итак, главное направление инвестиций – воспроизводство сырьевой базы. 11,5% – Москва. Бизнес инвестирует… А у нас основной инвестор – бизнес, не государство. Хорошо, если доля государства – 15%. Все остальное – инвестиции как бы бизнес-акторов. А бизнес не дурак…"

"Я говорю, что бюджетные деньги – 15%. Что видит бизнес? Он видит два конкурентных преимущества – агломерационное (столичное) и сырьевое (нефтегазовое). И если вы посмотрите на всю Сибирь, то доля всей Сибири – 9,4%, а доля всего Дальнего Востока – 7,5%. А доля Крыма (сейчас я буду вспоминать цифру) – ну, это будет что-то на уровне 6%. То есть мы на Крым тратим инвестиционно уже почти столько, как на весь Дальний Восток. Разница только в том, что в крымских инвестициях 80% с лишним, почти 85% – деньги бюджета, а не бизнеса.

Нет, у нас госорганы и вообще бюрократия считают бизнес той дойной коровой, которую можно доить, она должна благодарственно мычать, а когда у нее отрезают еще филейные части, она должна нежно тереться о голову хозяина – государства. Вот так они видят российский бизнес".

"А еще я забыла добавить третий момент – у нас есть очень по-разному управляемые регионы. Богатому, конечно, легче. Когда у тебя денег куча, даже твои ошибки можно залить деньгами. Что, в общем, первый год и делали. Помните монетизацию льгот? Все залили – троекратно увеличили трансферты и вперед, как бы порешали вопрос. Сейчас этот номер уже у большинства регионов не проходит. Дополнительных денег не дают. Объем трансфертов – он как начался с 2012 в 1,5 триллиона (ну, 1,5–1,6), так он и не меняется или даже малость-малость снижается. То есть залить нечем. И на первую позицию выходит качество управления".

В нормальной системе управления все-таки желательно, убеждена Наталья Зубаревич, "чтобы регионом руководил человек, который в нем корнями, который реально хочет, чтобы он развивался, который выучен нормально, а не просто какой-то тмутараканский, и у которого есть некоторая степень свободы в принятии решений, а не бесконечное козыряние: "Пришла очередная бумага? Так, сейчас зарплату повышаем. Завтра – дороги, увеличиваем жилищное строительство. Третье – ветхое аварийное жилье". И все по команде. И попробуй, дурак, не отчитайся.

И второй момент – губернатор должен понимать то, за что наказуема его деятельность. Вот смотрите. В Российской Федерации еще не был ни один губернатор наказан за плохие социально-экономические бюджетные показатели. Ни один! Правила работы с губернатором: "У тебя в регионе должно быть все тихо и спокойно, чтобы люди не шебаршились. У тебя не должно быть элитных конфликтов сильных, чтобы грохот и шум не раздавался. Ты должен выполнять все указы сверху и правильно понимать. И четвертое – правильный результат на выборах". Вот до последнего времени это была азбука губернатора от А до Я. Но что-то сломалось и в этой системе. И губернаторы, которые вроде все выполняли, вдруг оказываются уголовно наказуемыми. Меняются правила игры. И я назову – куда. Боюсь, что я не услышу это в публичном пространстве, но я это говорю публично.

Поскольку экономический рост не очень, поскольку социальное напряжение все-таки подрастает, должны быть козлы отпущения. И этими козлами все в большей мере становятся уже не только мэры, которых, честно говоря, сажают пачками, но и губернаторы. Как вы знаете, уже и федеральные министры. Вот это неправильный дизайн отношений центра и регионов".

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
30.01.2018 06:06 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ