«Единая Россия» выдвинула кандидата в губернаторы Хабаровского края
Весь общественный транспорт в России оборудуют кондиционерами
Россия обложит товары из США дополнительными пошлинами
В «Якутскэнерго» – акция «Погаси долги без пени!»
Для россиян предпенсионного возраста готовят программы занятости

ИА SakhaNews. Госдума рассмотрит законопроект об изучении родных языков в первом чтении 19 июня. Согласно первоначальной версии поправок к закону «Об образовании» (внесены в Госдуму 10 апреля), преподавание и изучение государственных языков республик РФ «осуществляется на добровольной основе и не может осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ». Проект резко раскритиковали в национальных республиках. Рассмотрение инициативы ускорили на этой неделе, когда появился согласованный вариант поправок: ранее проект был отправлен в рассылку до 6 июля, и первое чтение должно было состояться уже во время осенней сессии.

Поправки в закон «Об образовании» могут негативно сказаться на знании национальных языков, считает председатель Ассоциации национальных СМИ, гендиректор Медиагруппы «Ситим» Мария Христофорова (полностью текст статьи здесь):

– Даже в сегодняшней ситуации у нас возникают сложности с кадрами, владеющими родным языком. И это при том, что якутский язык среди национальных языков в Российской Федерации – далеко не самый редкий, на нем говорят несколько сот тысяч человек.

И не только о якутском языке речь. У нас была горячая дискуссия на конференции «Современное состояние и перспективы развития национальной печати», прошедшей в апреле этого года в Северной Осетии. Члены Ассоциации национальных СМИ открыто говорили о бесперспективности подобных шагов, риске в кратчайшие сроки потерять национальные языки, если не уделять должного внимания их изучению в школе.

В выработанной резолюции говорится о том, что «руководителям вузов всех регионов необходимо принять неотложные меры для сохранения и развития национального вузовского образования». Но как можно требовать усиления национального образования в вузе, если в школе будет невозможно изучать родной язык?

На фоне общественных дискуссий о законопроекте депутаты Госдумы обозначили готовность корректировать заявленные подходы. Так, например, замглавы фракции «Единая Россия» Андрей Исаев выступил с разъяснениями о том, что «предметы вариативной части (изучение национальных языков – Ред.) не имеют статуса факультативных (внеурочных). Для факультативов утверждаются отдельные планы внеурочной работы. Согласно подготовленному законопроекту, языки национальных республик остаются именно в вариативной части образовательной программы».

Андрей Исаев также отметил, что на заседании рабочей группы был создан компромиссный вариант поправок – с одной стороны, они обеспечивают возможность получения образования и обучения родным языкам и государственным языкам республик в рамках образовательной программы, а с другой стороны, закрепляют право выбора языка за учащимися и их родителями.

Стоит отметить, что Исаев высказал очень правильные и актуальные для национальных республик мысли. Так, по его словам во многих национальных школах существуют сложности с учебниками на родных языках, рецензирование этих учебников не проводится, поскольку нет специалистов, которые могли бы этим заняться. Для решения этой проблемы депутат предлагает создать специальный федеральный фонд поддержки родных языков – и прописать функционал этого фонда в законе.

Вместе с тем, 6 июня газета «КоммерсантЪ» написала, что, по словам главы комитета Госдумы по образованию Вячеслава Никонова, исключения национальных языков из обязательной части госстандартов не будет. «Изучение родного языка будет обязательным для тех, кто его выбирает», – цитируется Никонова "Ъ".

Тем не менее, Никонов заявил, что законопроект будет переработан и обсужден во втором чтении. Для работы над законопроектом была создана специальная рабочая группа, куда вошли авторы законопроекта, депутаты Государственной Думы, представляющие национальные республики, руководство комитета Госдумы по образованию и науке, руководитель Рособрнадзора, представители министерства просвещения.

В завершение отмечу, что есть и положительная и отрицательная сторона возникновения этого закона. До сих пор научное и методическое обеспечение обучения родным языкам было отдано на откуп самим национальным регионам, из федерального бюджета на эти цели средств не выделялось. Например, в Якутии большим толчком для изучения родного языка и культуры послужила Концепция развития национальной школы, принятая в 90-х годах прошлого века. В ней были отражены интересы обучения не только на якутском языке, но и на русском и языках коренных малочисленных народов Севера.

К сожалению, принятая концепция с тех пор не корректировалась, что помешало ей вобрать в себя современные методы обучения, связанные, в том числе, с цифровыми технологиями. Тем не менее, опыт Якутии был одним из наиболее передовых в Российской Федерации, и за нашим опытом к нам регулярно обращались коллеги из других регионов.

Рассчитываем, что в результате общественных дискуссий будет принят наиболее оптимальный вариант корректировок в закон «Об образовании», который позволит не только не утратить накопленный опыт обучения национальным языкам, но и даст дополнительный импульс и поддержку для наиболее передовых региональных инициатив, позволит вывести их на федеральный уровень. В этом контексте особенно значимы детские, юношеские и молодежные СМИ, издаваемые на национальных языках – уже сегодня они представляют собой уникальное подспорье для учебного процесса. Например, в России есть мультиязычная детская газета «Бэлэм Буол+» («Будь готов+»), которая публикует материалы одновременно на трех языках: якутском, русском и английском. На площадке Ассоциации национальных СМИ мы сегодня аккумулируем подобный опыт по всем национальным регионам Российской Федерации.

По данным члена ЯРО ВПП «Справедливая Россия» Юрия Григорьева, в республике якутский язык изучается на добровольной основе в 121 школе, эвенский – в 12, эвенкийский в 5, юкагирский – в 2, чукотский – в одной школе. Языки народов Севера изучаются на факультативных занятиях.

Справка:

Христофорова Мария Николаевна родилась в Якутске.

В 1989 году окончила Якутский сельскохозяйственный институт, по специальности «Зоотехнология».

В 1989-91 гг. работала в Институте региональной экономики.

В 1991-94 гг. - младший научный сотрудник Института проблем малочисленных народов Севера.

В 1994-96 гг. - помощник депутата Госдумы РФ.

В 1996-98 гг. – работа в аппарате правительства республики.

В 1998-2003 гг. - директор ГУП «Агроинформ» Министерства сельского хозяйства РС(Я).

В 2003-2004 гг. - советник генерального директора - пресс-секретарь ИГ «АЛРОСА».

С 2004 г. - генеральный директор Медиагруппы «Ситим».

Награждена почетной грамотой Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, почетным знаком МЧС РФ «За пропаганду спасательного дела», знаком Госкомспорта РС(Я) за вклад в развитие физкультуры и спорта. Отличник культуры РС(Я), лауреат Национальной премии в области медиабизнеса «Медиаменеджер России-2011», лауреат премии «Экономическая опора России-2012», почетный член Фонда предпринимательских инициатив, отличник молодежной политики РС(Я).

Медиагруппа «Ситим» активно занимается продвижением положительного имиджа Республики Саха (Якутия):

- 2011 г. - рекорд Гиннеса «Самый большой ансамбль хомусистов (варганистов)»;

- 2012 г. - рекорд России в номинации «Самое большое замороженное молоко в условиях Севера»;

- 2012 г. - рекорд Гиннеса в номинации «Самый большой хороводный танец осуохай»;

- 2012 г. - рекорд России и Европы в номинации «Самый продолжительный осуохай».

По итогам 2011 года МГ «Ситим» за проект «Хомус (варган) в культурном пространстве мира», вошедший в «пятерку» лучших проектов, получила диплом Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник».

Издания Медиагруппы «Ситим»: «Кыым» (2009 г.), «Спорт Якутии» (2011, 2012 гг.), «Хатан», «Кюрюлген» (2010, 2011, 2012 гг.). Являются лауреатами премии Национальной тиражной службы РФ «Тираж – рекорд года».


Ссылки по теме:

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
12.06.2018 22:23 (UTC+9)
Комментарии: 13
Декабрист 13.06.2018 10:27

Как то все запутано. Сейчас изучают в добровольном порядке,-это пишут заявления родители, что они согласны чтобы их дитя изучало родной(допустим, якутский язык), или как? И если достигнут компромисс, и языки народов РФ останутся в обязательной части, то тут же говорится опять о добровольном выборе языка. Я считаю, что для русскоязычной части нац. республик надо оставить добровольным изучение нац. языков республик, где они проживают. Как говорится, насильно мил не будешь, и не надо пытаться заставлять тех же русских, украинцев и др. изучать нац. языки, это дело добровольное. А что касается детей коренных (опять это слово, которое многим не нравится, но приходится его употреблять, в конце-концов пока еще по Конституции Россия федеративное государство) народов и народностей изучение своего языка должно быть обязательным, не в ущерб, конечно, изучению языка межнационального общения,-русского. Тут может возникать еще одна проблема, -в РФ нет понятия национальности, все мы просто граждане РФ. А следовало бы вернуться, опять же в добровольном порядке, к отображению в документах этого понятия. Иначе, иногда возникают различные неудобства. Да и что тут плохого, или стыдного, или вносящего какой то раскол в общество было бы если бы в паспортах, например, как раньше, вносилась бы строка что человек представляет русский народ, или что он чеченец, башкир, удмурт или саха и т.д.?

Повторяю, это нa добровольной основе.


Иван 13.06.2018 11:14

Считаю, что русский язык тоже должен изучаться только добровольно, нельзя превращать средние школы в русские национальные, которыми они по сути стали. Русский язык всего лишь один из языков народов страны и не более.


Заноза Столичная Ивану 13.06.2018 11:42

На каком языке будете общаться с татарином (вот только не надо говорить, что поймете татарский язык), бурятом, чеченцем? так что не городите ерунды


Иван 13.06.2018 11:50
На международном - английском...

Заноза 13.06.2018 12:32

вот они , плоды фантазера МЕНа


да, 13.06.2018 14:46
закидоны Михаила Ефимовича, как и Егора Жиркова с его концепцией национальной школы, до сих пор аукаются. Хотели тогда физику и математику на якутский переводить.

Марина 13.06.2018 14:48
по-моему, больше шума из ничего. Никто национальные языки не собирается ущемлять, как их изучали, так и будут изучать, но на добровольной основе.Так что здесь вопрос больше к самим людям - хотят ли они, чтобы их дети изучали местный язык. Дело скорее не в законе, а в настроенности людей.

он 13.06.2018 13:11

Такой же Иван, как я Настрадамус. Ты очередной провокатор спрятавшийся под личиной Ивана.


Ивану 13.06.2018 14:44

Свои законы не пытайтесь устанавливать. У нас единый государственный - русский. Причем тут английский?! Нравится он, езжайте в Британию, в США. Как говорится, флаг вам в руки.


Иван 13.06.2018 23:30
Ты прав эту статью Конституции пора пересмотреть.

Ивану 13.06.2018 16:23

никто якутский язык не запрещает, прекрати истерику.


Русский, говорящий на якутском. 13.06.2018 17:28

Мне кажется, языки надо изучать не на факультативном уровне, а как полноценный предмет (дисциплину). И не в ущерб какого то урока. Если добавится 4 часа занятий в неделю, ученику так плохо не будет. Зато, если постоянно проживающий в национальной республике человек будет уметь общаться на национальном языке этого региона, будет только польза и, в первую очередь, ему. Если владеешь другим языком, получаешь информацию намного большую. Когда с языком "сталкиваешься" постоянно, то надо его знать. И не надо запрещать детям в получении этого права.


эксперт 13.06.2018 17:40
А кто запрещает? весь сыр-бор начался с Татарстана, где урезали часы на русский язык. Там родители возмутились и пошло-поехало.

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ