Ил Тумэн над согласие главе Якутии на назначение ряда министров
Мы всем сердцем разделяем вашу боль. Скорбим вместе с вами
Представитель «Алмазэргиэнбанка» принял участие в конкурсе Лидеры России»
Опубликовано зимнее расписание аэропорта «Якутск»
Ил Тумэн дал согласие на назначение премьера Якутии

ИА SakhaNews. Госдума рассмотрит законопроект об изучении родных языков в первом чтении 19 июня. Согласно первоначальной версии поправок к закону «Об образовании» (внесены в Госдуму 10 апреля), преподавание и изучение государственных языков республик РФ «осуществляется на добровольной основе и не может осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ». Проект резко раскритиковали в национальных республиках. Рассмотрение инициативы ускорили на этой неделе, когда появился согласованный вариант поправок: ранее проект был отправлен в рассылку до 6 июля, и первое чтение должно было состояться уже во время осенней сессии.

Поправки в закон «Об образовании» могут негативно сказаться на знании национальных языков, считает председатель Ассоциации национальных СМИ, гендиректор Медиагруппы «Ситим» Мария Христофорова (полностью текст статьи здесь):

– Даже в сегодняшней ситуации у нас возникают сложности с кадрами, владеющими родным языком. И это при том, что якутский язык среди национальных языков в Российской Федерации – далеко не самый редкий, на нем говорят несколько сот тысяч человек.

И не только о якутском языке речь. У нас была горячая дискуссия на конференции «Современное состояние и перспективы развития национальной печати», прошедшей в апреле этого года в Северной Осетии. Члены Ассоциации национальных СМИ открыто говорили о бесперспективности подобных шагов, риске в кратчайшие сроки потерять национальные языки, если не уделять должного внимания их изучению в школе.

В выработанной резолюции говорится о том, что «руководителям вузов всех регионов необходимо принять неотложные меры для сохранения и развития национального вузовского образования». Но как можно требовать усиления национального образования в вузе, если в школе будет невозможно изучать родной язык?

На фоне общественных дискуссий о законопроекте депутаты Госдумы обозначили готовность корректировать заявленные подходы. Так, например, замглавы фракции «Единая Россия» Андрей Исаев выступил с разъяснениями о том, что «предметы вариативной части (изучение национальных языков – Ред.) не имеют статуса факультативных (внеурочных). Для факультативов утверждаются отдельные планы внеурочной работы. Согласно подготовленному законопроекту, языки национальных республик остаются именно в вариативной части образовательной программы».

Андрей Исаев также отметил, что на заседании рабочей группы был создан компромиссный вариант поправок – с одной стороны, они обеспечивают возможность получения образования и обучения родным языкам и государственным языкам республик в рамках образовательной программы, а с другой стороны, закрепляют право выбора языка за учащимися и их родителями.

Стоит отметить, что Исаев высказал очень правильные и актуальные для национальных республик мысли. Так, по его словам во многих национальных школах существуют сложности с учебниками на родных языках, рецензирование этих учебников не проводится, поскольку нет специалистов, которые могли бы этим заняться. Для решения этой проблемы депутат предлагает создать специальный федеральный фонд поддержки родных языков – и прописать функционал этого фонда в законе.

Вместе с тем, 6 июня газета «КоммерсантЪ» написала, что, по словам главы комитета Госдумы по образованию Вячеслава Никонова, исключения национальных языков из обязательной части госстандартов не будет. «Изучение родного языка будет обязательным для тех, кто его выбирает», – цитируется Никонова "Ъ".

Тем не менее, Никонов заявил, что законопроект будет переработан и обсужден во втором чтении. Для работы над законопроектом была создана специальная рабочая группа, куда вошли авторы законопроекта, депутаты Государственной Думы, представляющие национальные республики, руководство комитета Госдумы по образованию и науке, руководитель Рособрнадзора, представители министерства просвещения.

В завершение отмечу, что есть и положительная и отрицательная сторона возникновения этого закона. До сих пор научное и методическое обеспечение обучения родным языкам было отдано на откуп самим национальным регионам, из федерального бюджета на эти цели средств не выделялось. Например, в Якутии большим толчком для изучения родного языка и культуры послужила Концепция развития национальной школы, принятая в 90-х годах прошлого века. В ней были отражены интересы обучения не только на якутском языке, но и на русском и языках коренных малочисленных народов Севера.

К сожалению, принятая концепция с тех пор не корректировалась, что помешало ей вобрать в себя современные методы обучения, связанные, в том числе, с цифровыми технологиями. Тем не менее, опыт Якутии был одним из наиболее передовых в Российской Федерации, и за нашим опытом к нам регулярно обращались коллеги из других регионов.

Рассчитываем, что в результате общественных дискуссий будет принят наиболее оптимальный вариант корректировок в закон «Об образовании», который позволит не только не утратить накопленный опыт обучения национальным языкам, но и даст дополнительный импульс и поддержку для наиболее передовых региональных инициатив, позволит вывести их на федеральный уровень. В этом контексте особенно значимы детские, юношеские и молодежные СМИ, издаваемые на национальных языках – уже сегодня они представляют собой уникальное подспорье для учебного процесса. Например, в России есть мультиязычная детская газета «Бэлэм Буол+» («Будь готов+»), которая публикует материалы одновременно на трех языках: якутском, русском и английском. На площадке Ассоциации национальных СМИ мы сегодня аккумулируем подобный опыт по всем национальным регионам Российской Федерации.

По данным члена ЯРО ВПП «Справедливая Россия» Юрия Григорьева, в республике якутский язык изучается на добровольной основе в 121 школе, эвенский – в 12, эвенкийский в 5, юкагирский – в 2, чукотский – в одной школе. Языки народов Севера изучаются на факультативных занятиях.

Справка:

Христофорова Мария Николаевна родилась в Якутске.

В 1989 году окончила Якутский сельскохозяйственный институт, по специальности «Зоотехнология».

В 1989-91 гг. работала в Институте региональной экономики.

В 1991-94 гг. - младший научный сотрудник Института проблем малочисленных народов Севера.

В 1994-96 гг. - помощник депутата Госдумы РФ.

В 1996-98 гг. – работа в аппарате правительства республики.

В 1998-2003 гг. - директор ГУП «Агроинформ» Министерства сельского хозяйства РС(Я).

В 2003-2004 гг. - советник генерального директора - пресс-секретарь ИГ «АЛРОСА».

С 2004 г. - генеральный директор Медиагруппы «Ситим».

Награждена почетной грамотой Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, почетным знаком МЧС РФ «За пропаганду спасательного дела», знаком Госкомспорта РС(Я) за вклад в развитие физкультуры и спорта. Отличник культуры РС(Я), лауреат Национальной премии в области медиабизнеса «Медиаменеджер России-2011», лауреат премии «Экономическая опора России-2012», почетный член Фонда предпринимательских инициатив, отличник молодежной политики РС(Я).

Медиагруппа «Ситим» активно занимается продвижением положительного имиджа Республики Саха (Якутия):

- 2011 г. - рекорд Гиннеса «Самый большой ансамбль хомусистов (варганистов)»;

- 2012 г. - рекорд России в номинации «Самое большое замороженное молоко в условиях Севера»;

- 2012 г. - рекорд Гиннеса в номинации «Самый большой хороводный танец осуохай»;

- 2012 г. - рекорд России и Европы в номинации «Самый продолжительный осуохай».

По итогам 2011 года МГ «Ситим» за проект «Хомус (варган) в культурном пространстве мира», вошедший в «пятерку» лучших проектов, получила диплом Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник».

Издания Медиагруппы «Ситим»: «Кыым» (2009 г.), «Спорт Якутии» (2011, 2012 гг.), «Хатан», «Кюрюлген» (2010, 2011, 2012 гг.). Являются лауреатами премии Национальной тиражной службы РФ «Тираж – рекорд года».


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
12.06.2018 22:23 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ