В школах Якутска с 6 апреля стартует дистанционное обучение
В Якутии заработал Единый колл-центр судебных приставов
В Якутии продлили ограничительные меры до конца апреля и ввели новые
Два магазина в Якутске попались на продаже запрещённой продукции
Действие проездных билетов на общественный транспорт Якутска продлят

01.06.05 – 03.06.05

«Российские вести», 01.06.05.

Состоялось очередное заседание Совета по языковой политике при президенте РС(Я). Вице-президент республики А.Акимов поздравил собравшихся с Днем славянской письменности и культуры и еще одним знаменательным для якутян событием.

На днях на заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) принята программа языкового строительства на 2005 - 2007 годы. Министерство образования выступило координатором программы. Следующий этап работы - ее реализация. Вице-президент отметил, что языковая ситуация меняется в лучшую сторону, это реально заметно в школах и вузах Якутии.

Выпускаются словари, учебники и методическая литература, принято решение о строительстве здания национальной гимназии. Тему образования продолжила начальник управления образования МО "г. Якутск" Е.Евсикова.

Сегодня в системе управления образования мэрии столицы работают четырнадцать дошкольных образовательных учреждений, где в сорока девяти группах ведутся воспитание и обучение на якутском языке.

Что касается школьников, то всего детей саха - 14220, родным языком владеют 13236, изучают якутский язык и литературу 11244 учащихся. Пять лет назад школ с якутскими классами было пятнадцать, сегодня - двадцать три. Созданы классы, где все предметы ведутся на якутском языке до 7 класса.

В нескольких школах открыты музеи, где собраны уникальные материалы по истории якутской письменности, о первых педагогах, действуют более двадцати кружков культуроведческого направления.

Обсуждался вопрос о финансировании издания научных работ, предусмотренных по Государственной целевой программе языкового строительства РС(Я) на 2005 год. С информацией выступил первый заместитель министра науки и профессионального образования республики И.Егоров. Основными исполнителями являются институты гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера. Вышел в свет первый том Толкового словаря якутского языка. Директор Института гуманитарных исследований АН РС(Я) В.Иванов сообщил, что в рабочем варианте составлены остальные тома. Второй том находится в издательстве, готовится к печати третий. По предварительным данным, выход последнего, двенадцатого тома был запланирован на 2018 год.

"Известия", 01.06.05

В статье рассказывается о митинге пациентов диализных центров, который прошел у здания Минздравсоцразвития РФ.

Они требовали помощи от Министерства. « Прийти смогли далеко не все - за больных детей митинговали их матери. У этих детей не работают почки и нет подходящего для пересадки органа у родных, поэтому они годами живут в больницах, в которых есть аппараты "искусственная почка".

Однако донорских органов нет уже третий год – «вся система трансплантологии в стране замерла после "дела врачей" 20-й горбольницы и Московского городского центра органного донорства, которых обвинили в изъятии почек у живого человека. Спустя два года Мосгорсуд оправдал врачей, но по ходатайству прокуратуры Верховный суд приговор отменил, дело направлено на повторное рассмотрение», пишут «Известия».


. Инициаторы митинга - члены ассоциации больных "Нефрон" , пациенты диализных центров Москвы, врачи - говорили о том, что эта история по сути уничтожает не только высокотехнологичную отрасль медицины. Она отнимает надежду на нормальную жизнь у тех, кого трансплантация могла бы спасти.

Само "дело врачей" во многом стало возможным потому, что до сих пор нет четких подзаконных актов, инструкций и других необходимых документов.

«Матери держали перед собой большие фотографии детей с грустными глазами - на больничных койках, с иголками систем переливания крови в тонких ручках. И старались не плакать, называя их имена. - Даша Каньшина из Краснодара, 17 лет, на диализе полтора года. - Артем Епишин, 13 лет, из Тулы, на диализе полтора года. - Васильев Илья, 13 лет, из Красноярска, на диализе 5 лет. - Нестрой Вася из Якутии , 12 лет, на диализе год. - Олеся из Нижневартовска, 3, 5 года, на диализе всю жизнь. - Дима Поздняков, 13 лет, из Хабаровска, на диализе 6 лет... Всего в стране больше 4500 таких детей».

ИНТЕРФАКС , 03.06.05.

Европейская комиссия до 3 июля принимает комментарии заинтересованных сторон (участников рынка) по соглашению "АЛРОСА" и De Beers, говорится в сообщении комиссии. По плану, который ожидает окончательного решения Еврокомиссии, российская АК "АЛРОСА", на долю которой приходится 23 процента мировой добычи алмазов, к 2010 году снизит продажи драгкамней в адрес De Beers почти в 3 раза - до $275 млн. "АЛРОСА" и De Beers в декабре 2001 года подписали пятилетний контракт на сумму $4 млрд., который подразумевает фиксированный ежегодный объем поставок алмазов "АЛРОСА" в адрес De Beers на сумму $800 млн.

«Коммерсант - Восточная Сибирь", 03.06.05.

2 июня пресс-служба Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД - филиал ОАО "РЖД") сообщила о разработке программы модернизации участка Байкало-Амурской магистрали (БАМ), которая будет реализована в 2006-2009 годах.

За счет строительства на ряде перегонов второго пути, частичной электрификации, а также восстановления нефтеналивной станции Уяр (Красноярский край) ВСЖД намерена увеличить через четыре года пропускную способность БАМа с 8-10 до 24 поездов в сутки. Таким образом, РЖД надеется решить и проблему с нехваткой мощностей по отгрузке нефти в КНР.

В структуру ВСЖД входят 1,86 тысяч из 3,1 тысяч км Байкало-Амурской магистрали, проложенные от Тайшета (Иркутская область) до станции Хани (Якутия) . Оставшийся участок находится в ведении Дальневосточной железной дороги.

В 2006 году дорога начнет проектные работы, затем в течение трех лет восстановит 16 разъездов на станциях магистрали и построит вторые пути на восьми перегонах. Модернизация будет проходить в три этапа, в 2009 году дорога построит высоковольтную линию ВЛ-500кВ на участке Лена-Восточная - Северобайкальск и третью нитку ВЛ-220кВ до подстанции Новый Уоян.

ИНТЕРФАКС, 03.06.05.

В Хабаровске состоялось заседание консультативного совета по делам коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока при полномочном представителе президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.

На встрече обсуждались вопросы защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в рамках деятельности министерства регионального развития РФ и работа региональных ассоциаций коренных малочисленных народов Севера на территориях промышленного освоения недр в местах компактного проживания коренного населения.

По данным статистики, средняя продолжительность жизни представителей народов Севера на 10-15 лет ниже, чем в целом по России. Число самоубийств среди народов Севера в 3-4 раза превышает среднероссийские показатели. Среди коренного населения значительно выше уровень заболеваемости туберкулезом, алкоголизмом, психическими расстройствами. Состояние экологической безопасности в местах проживания и хозяйственной деятельности народов Севера требует повышенного внимания, поскольку практически все природные ресурсы и их промышленная добыча сосредоточены именно в этих районах.

В трех субъектах Дальневосточного федерального округа: Якутии, Хабаровском крае и Чукотском автономном округе, - работу по реализации конституционных прав коренных народов коллегия признала успешной.

"Гудок», 03.06.05

«…Первое звено железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск было уложено... 20 лет назад . За это время можно было проложить дорогу не только до Якутска - до Магадана! Но сколько потрясений вместили эти два десятилетия: распалась союзная держава, Россия бросилась в объятия рынка, затеяв грандиозный передел собственности. Многие стройки были заморожены, в том числе и АЯМ. А нужна ли эта дорога? Этот вопрос задавался не раз, и всегда ответ был: да! Нужна как воздух! Жизнеобеспечение огромной - в три миллиона квадратных километров -территории Республики Саха (Якутия) не может держаться на тонкой ниточке автомагистрали. Якутяне не могут жить, как на острове, в ожидании северного завоза - когда вскроются льды на реке Ленеги пойдут по ней караваны судов, стараясь успеть завезти все необходимое в отдаленные улусы до конца короткого здешнего лета.

Как развиваться республике, если в ней плотность главных путей сообщения, рельсовых, парадоксально, оскорбительно мала: 15 сантиметров на квадратный километр! Да и плотность автодорог в 25 (!) раз ниже отнюдь не высокого среднероссийского показателя. Пора Якутии вырываться из плена бездорожья. Это стало главным лейтмотивом политики президента республики Вячеслава Штырова.

Разработана Транспортная стратегия Якутии, которая стала частью и продолжением Транспортной стратегии России. Появились план конкретных действий и список приоритетных проектов. Главное место среди них заняло завершение строительства железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск.

Длина этой дороги невелика -всего 805 километров, она в четыре раза короче БАМа. И если бы в свое время бросили на АЯМ высвободившиеся там строительные подразделения - поезда давно ходили бы до Якутска. Но лишь спустя пять лет после начала стройки, в конце 1992 года, первый гудок услышали в Алдане, в центре золоторудной промышленности Якутии, где золота за 80 лет добыто столько, что его хватило бы не на один АЯМ. И тем не менее именно из-за нехватки финансовых ресурсов притормозилась стройка. Только в 1997 году рельсы пришли в Томмот. Десять с лишним лет ушло на то, чтобы проложить стальную колею в 360 километров! Но за четыре года на этой маленькой дороге, еще не сданной в постоянную эксплуатацию, объем перевозок вырос с 1 до 2 миллионов тонн. А когда она дойдет до Якутска, то уже на первом этапе (сданная в объеме пускового комплекса) сможет перевозить не менее 5 миллионов тонн грузов. И это позволит навсегда забыть о северном завозе, ежегодно омертвлявшем миллионы государственных средств. А со сдачей магистрали в постоянную эксплуатацию объемы перевозок на ней удвоятся.

Прогноз этот отнюдь не виртуальный. Президент республики поручил Минэкономразвития Якутии вместе с Институтом региональной экономики до конца года разработать концепцию освоения природных богатств территории в зоне строящейся железнодорожной магистрали. Об этом шла речь на недавнем совещании в Алдане , в котором принимали участие не только руководители Республики Саха (Якутия), но и представители Министерства транспорта РФ, Федерального агентства железнодорожного транспорта и Корпорации "Трансстрой". Кстати, последняя выиграла генподряд на строительство по конкурсу.

На этом совещании не хотели терять времени и потому решили уже к началу будущего года разработать проект логистической схемы грузопотоков с учетом ввода в эксплуатацию железной дороги. Не поспешили ли? Нет. Дело в том, что подписано соглашение между Республикой Саха (Якутия) и корпорацией "Трансстрой" о взаимодействии и сотрудничестве в развитии транспортной и социальной инфраструктуры республики.

В нем много пунктов, упомянем лишь о главном: транспортные строители обязались на два года раньше срока (в проекте намечен 2010 год) обеспечить ввод пускового комплекса Томмот - Кердем. А это значит, к 2008 году путеукладчик выйдет на правый берег реки Лены. Более того, уже в 2007 году планируется начать строительство внеклассного (длиной 2, 8 километра) моста через Лену. И когда он будет построен, первый поезд придет в Якутск.

Во всех этих планах есть одно "но": все это произойдет, если будет обеспечено нормальное, ритмичное финансирование стройки. А этого пока нет. По проекту сметная стоимость пускового комплекса Томмот - Кердем оценивается в 15 миллиардов рублей. Из них минимум - немногим более 1 миллиарда - взял на себя Минфин, 4 миллиарда Правительство России поручило изыскать Компании "РЖД" , а остальные затраты возложены на бюджет республики. Пока же только она и финансирует стройку.

В федеральном бюджете запланировано выделить в этом году на АЯМ 340 миллионов рублей , но и с ними не спешат расстаться. Что же касается Компании "РЖД", то тут такая коллизия: обязав ее выделить деньги, Правительство не указало, из каких источников. Ввести инвестиционную составляющую в тариф на перевозки не разрешают. Может быть, государство пожертвует своими дивидендами от акций Компании? Но уровень инфляции в этом году превысил утвержденный индекс повышения тарифов на перевозки, так что вряд ли будут большие дивиденды».

« Те, кто не знает страны за Садовым кольцом столицы, думают, что о строительстве железной дороги в Якутии должна болеть голова у самой Якутии. Но рассуждает так лишь тот, кто не видит дальше своего носа. Северная республика не просто часть России, это ее стратегический ресурс. Вячеслав Штыров считает, что запасов кладовых природных ископаемых здесь хватит и для будущих поколений. Судите сами: в зоне строящейся магистрали только прогнозные запасы угля оцениваются в 42 миллиарда тонн. Потенциальная их стоимость - 1 триллион (!) долларов. Уже к 2010 году Якутия планирует удвоить его добычу и отправлять по железной дороге потребителям, главным образом на экспорт, 20 миллионов тонн ежегодно. Кроме того, близ Томмота открыты крупные залежи урановой руды. За два последних года цена на нее на мировом рынке подпрыгнула в два с лишним раза - с 24, 2 до 63 - 65 долларов за килограмм. Доля России на этом рынке 30 - 40 процентов, и, чтобы не потерять ее, необходимо освоение новых месторождений. Там, где уран, там и золото, серебро, молибден, ванадий... Одного только золота более 200 месторождений.

Велики в Южной Якутии и запасы железной руды - около 2 миллиардов тонн. А южнее Алдана, всего в 8 километрах от железной дороги, - самое крупное за Уралом Селигдарское месторождение апатитов, миллионы тонн ценнейших удобрений, которые всегда были и будут в цене. И последнее: в зоне магистрали найдены нефть и газ - причем в таких объемах, что речь уже идет о строительстве газопровода в Находку. А теперь скажите: нужен России этот Клондайк?»

www.kolyma.ru, 03.06.05.

На 1 июня 2005 года на Колымский аффинажный завод золотодобывающими предприятиями поставлено 4065,8 кг драгоценного металла.

Это на 323,3 кг больше по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. Из общего количества золота 25 недропользователей Магаданской области поставили на завод 4055 кг металла, один недропользователь Чукотского автономного округа - 3 кг, предприятия Якутии поставку не осуществляли , один недропользователь Хабаровского край сдал на переработку 7,8 кг золота. Поставка серебра составила 85,5 тонн, что больше поставки аналогичного периода 2004 года на 39,6 тонны. (www.kolyma.ru)

"Благовещенск", 03.06.05.

"Все новое - это хорошо забытое старое" как нельзя лучше подходит к интеграции экономики Амурской области и Республики Саха.

При этом можно долго и с долей ностальгии вспоминать систему социалистической экономики. Но есть и более свежие примеры: активные экономические связи между Амурской областью и Якутией начались еще в 2002 году, когда губернатор Леонид Коротков и якутский президент Михаил Штыров подписали соглашение о сотрудничестве.

Кстати, не будет большим преувеличением, если мы скажем, что частные предприниматели, как амурские, так и якутские, давно и устойчиво занимаются товарным обменом. Поэтому стремление областных властей перевести амурско-якутский "ченч" на цивилизованный уровень было предопределено.

Недавно официальная делегация во главе с Леонидом Коротковым вернулась из поездки в Якутию. О результатах поездки и своих впечатлениях мы попросили рассказать мэра г.Благовещенска Александра Мигулю и депутата Амурского областного Совета Владимира Кулинича .

Александр Мигуля делился своими впечатлениями о поездке в Якутию очень осторожно и предложил остановиться на тех направлениях сотрудничества г.Благовещенска с Республикой Саха, которые уже имеют практическую основу. «Прежде всего, меня интересуют программы, связанные с переселением якутян на постоянное место жительство в наш город. Поэтому во время встреч с руководством республики мы обсуждали преимущества вложения инвестиций в строительство жилья для северных переселенцев в г.Благовещенске. Действительно, всем известная государственная программа переселения из районов Крайнего Севера ориентирована, в основном, на западные регионы России. Тогда как в г.Благовещенске жилье и качественнее, и дешевле. А главное, переезд в Амурскую область не создаст в будущем проблем для встреч с родными и близкими в Якутии. Мы достаточно близкие соседи, и затраты на дорогу будут доступны даже людям с очень умеренным достатком».

Александра Мигулю привлекла программа энергосберегающих технологий , разработанная администрацией г.Нерюнгри . В условиях сурового северного климата администрация этого города сумела объединить усилия и предприятий ЖКХ, и самого населения. В системе теплоснабжения оборудованы датчики учета подачи теплоэнергии, которые реагируют на любые отклонения от нормы. Даже самые незначительные потери тепла оперативно фиксируются, а причины - устраняются.

На вопрос, чем интересуются якутяне, Мигуля ответил: «Собственной продукцией предприятий г.Благовещенска: мясными полуфабрикатами, колбасными изделиями, молочной продукцией, яйцом и кормами. Крупнейшие наши производители давно работают с Якутией по поставкам продуктов питания. Поэтому моя задача сегодня - поддержать их интересы на уровне руководства Республики Саха. Договориться, чтобы благовещенские предприниматели увеличивали объем своих поставок. Имели стабильные и перспективные отношения с бюджетными организациями Якутии в виде заключения договоров на выполнение муниципальных заказов по поставкам продуктов питания. Есть и еще одно интересное предложение: крупные якутские предприниматели готовы открыть в г.Благовещенске свои фирменные магазины по продаже того, чем традиционно богата Якутия. Это - алмазы, меха и рыба. Якутяне живут богаче, а дороги лучше - у нас».

Владимир Кулинич - депутат областного Совета нового созыва. Баллотировался от регионального отделения Российской партии Пенсионеров. Работает в Комитете областного Совета по вопросам экономики, межрегиональных, внешнеэкономических связей и собственности. «По данным официальной статистики, за последние два года значительно увеличился товарооборот между Якутией и Амурской областью. Появились новые сферы взаимных интересов" и новые возможности. Для меня, как депутата, работающего в Комитете по экономическим вопросам, поездка была очень важна, поскольку дала реальное представление о перспективах сотрудничества такого межрегионального уровня».

«Перспективы сотрудничества отражены в документе, который был подписан руководством официальной делегации. Прежде всего, это развитие горнодобывающей отрасли, дальнейшее развитие проекта строительства дороги до Улаг-Эльгинского месторождения. Будем продолжать сотрудничество в области сельского хозяйства - якутяне очень заинтересованы в закупке наших кормов, в частности, комбикорма. У них с этим проблемы - климат не позволяет наладить собственное производство сельхозкормов. Еще один серьезный вопрос, который обсуждался во время поездки, - ЖКХ. Договорились о совместном производстве оборудования для котельных на базе "Агромаша". Есть хорошие возможности для развития торговых связей. У них, кстати, очень неплохо развита легкая промышленность: производят товары, по качеству превышающие китайские».

Как депутата, Владимира Кулинича интересовала работа коллег из Законодательного Собрания Якутии: « Хорошо, что в рамках официального визита удалось встретиться с депутатами. И, поверьте, разговор состоялся весьма конструктивный, тем более что перечень вопросов, входящих в компетенцию коллег - якутян, аналогичен нашим. Договорились активнее обмениваться опытом законотворческой работы. Причем не в теории, а на практике: будем приезжать друг к другу на заседания. А при необходимости и поддерживать законодательную инициативу наших регионов в Государственной Думе».


«Российские вести», 01.06.05.

Состоялось очередное заседание Совета по языковой политике при президенте РС(Я). Вице-президент республики А.Акимов поздравил собравшихся с Днем славянской письменности и культуры и еще одним знаменательным для якутян событием.

На днях на заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) принята программа языкового строительства на 2005 - 2007 годы. Министерство образования выступило координатором программы. Следующий этап работы - ее реализация. Вице-президент отметил, что языковая ситуация меняется в лучшую сторону, это реально заметно в школах и вузах Якутии.

Выпускаются словари, учебники и методическая литература, принято решение о строительстве здания национальной гимназии. Тему образования продолжила начальник управления образования МО "г. Якутск" Е.Евсикова.

Сегодня в системе управления образования мэрии столицы работают четырнадцать дошкольных образовательных учреждений, где в сорока девяти группах ведутся воспитание и обучение на якутском языке.

Что касается школьников, то всего детей саха - 14220, родным языком владеют 13236, изучают якутский язык и литературу 11244 учащихся. Пять лет назад школ с якутскими классами было пятнадцать, сегодня - двадцать три. Созданы классы, где все предметы ведутся на якутском языке до 7 класса.

В нескольких школах открыты музеи, где собраны уникальные материалы по истории якутской письменности, о первых педагогах, действуют более двадцати кружков культуроведческого направления.

Обсуждался вопрос о финансировании издания научных работ, предусмотренных по Государственной целевой программе языкового строительства РС(Я) на 2005 год. С информацией выступил первый заместитель министра науки и профессионального образования республики И.Егоров. Основными исполнителями являются институты гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера. Вышел в свет первый том Толкового словаря якутского языка. Директор Института гуманитарных исследований АН РС(Я) В.Иванов сообщил, что в рабочем варианте составлены остальные тома. Второй том находится в издательстве, готовится к печати третий. По предварительным данным, выход последнего, двенадцатого тома был запланирован на 2018 год.

"Известия", 01.06.05

В статье рассказывается о митинге пациентов диализных центров, который прошел у здания Минздравсоцразвития РФ.

Они требовали помощи от Министерства. « Прийти смогли далеко не все - за больных детей митинговали их матери. У этих детей не работают почки и нет подходящего для пересадки органа у родных, поэтому они годами живут в больницах, в которых есть аппараты "искусственная почка".

Однако донорских органов нет уже третий год – «вся система трансплантологии в стране замерла после "дела врачей" 20-й горбольницы и Московского городского центра органного донорства, которых обвинили в изъятии почек у живого человека. Спустя два года Мосгорсуд оправдал врачей, но по ходатайству прокуратуры Верховный суд приговор отменил, дело направлено на повторное рассмотрение», пишут «Известия».


. Инициаторы митинга - члены ассоциации больных "Нефрон" , пациенты диализных центров Москвы, врачи - говорили о том, что эта история по сути уничтожает не только высокотехнологичную отрасль медицины. Она отнимает надежду на нормальную жизнь у тех, кого трансплантация могла бы спасти.

Само "дело врачей" во многом стало возможным потому, что до сих пор нет четких подзаконных актов, инструкций и других необходимых документов.

«Матери держали перед собой большие фотографии детей с грустными глазами - на больничных койках, с иголками систем переливания крови в тонких ручках. И старались не плакать, называя их имена. - Даша Каньшина из Краснодара, 17 лет, на диализе полтора года. - Артем Епишин, 13 лет, из Тулы, на диализе полтора года. - Васильев Илья, 13 лет, из Красноярска, на диализе 5 лет. - Нестрой Вася из Якутии , 12 лет, на диализе год. - Олеся из Нижневартовска, 3, 5 года, на диализе всю жизнь. - Дима Поздняков, 13 лет, из Хабаровска, на диализе 6 лет... Всего в стране больше 4500 таких детей».

"Строительная газета», 03.06.05.

По сути дела, подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Якутии к зиме не носит характера сезонности.

Два дня назад в столице республики много часов шел снег. В арктических районах отопление в летние месяцы отключается всего на две-три недели. Главная забота сейчас - обеспечение топливом. В республике полторы тысячи котельных, из них 918 - на угле, 224 используют газ, остальные работают на сырой нефти, газоконденсате, дизтопливе. Незначительное количество - на электроэнергии и дровах.

Только что разрешен критический вопрос: из-за мелководья на Вилюе срывался завоз топлива в группу районов, прилегающих к этой реке. Правительством республики, Министерством ЖКХ, энергетиками решено открыть створы двух Вилюйских ГЭС на двое суток. За это время суда завезут грузы, включая топливо и продукцию технического назначения, до верховьев реки.

В республике действует оперативный штаб внутриправительственной комиссии по подготовке к зиме, который руководит работами в этом отношении во всех министерствах и ведомствах. Все они уже сдали свои формы и планы. Надо сказать, что в группу арктических районов топливо было завезено еще по зимникам. По обеспечению топливом и материалами других районов пока проблем нет. К счастью, период половодья на реках республики прошел без чрезвычайных происшествий на объектах коммунального хозяйства и энергетики. По малым рекам все должно быть доставлено вовремя.

"Строительная газета», 03.06.05.

За последние два-три года произошел прорыв в развитии наземных видов транспорта нашей республики.

Даже на память, не перечитывая страниц хроники, можно перечислить основные вехи резкого движения вперед. Это открытие грузового и пассажирского движения по железной дороге Беркакит - Алдан - Томмот. Это начало нового этапа строительства магистрали от Томмота до Якутска. Это строительство новых и обустройство старых автомобильных путей сообщения.

В текущем году будут ликвидированы грузовые разрывы на автодороге "Вилюй". Далее дорожные строители всерьез возьмутся за пути сообщения на юго-восток через Амгу на Усть-Маю, а далее - на выход к портам Охотского побережья. На восток и северо-восток благоустраивается дорога "Колыма". В Жатае построен и уже введен в эксплуатацию новый, современный слип для подъема судов, каким может похвастаться далеко не каждый порт в стране, а по технологичности ему сейчас нет равных.

Со строительством железной дороги до Якутска возникали некоторые сомнения в обеспечении загрузки речных судов. Кое у кого они сохраняются и до сих пор. Но перевозки по воде, во-первых, обходятся гораздо дешевле. Во-вторых, доставку грузов во все арктические районы в необходимых объемах еще долгие годы сможет обеспечить только флот. В связи с развитием транспортных артерий в республике возникают и вопросы взаимодействия, взаимовлияния всех грузоперевозчиков. Именно с этой целью, а кроме того, и с целью обеспечения правовой стороны деятельности в республике создан Транспортный союз. Подобные организации в России сейчас можно пересчитать на пальцах одной руки. Так что якутянам, откровенно говоря, есть чем гордиться.

Проблема координации работы всех видов транспорта совсем не проста, как это кажется на первый взгляд. Решение ее, по сути дела, начинается, когда дороги-то еще только проектируются. В целях наиболее полного охвата населения и исключения дублирования рейсов речным и авиатранспортом ежегодно Министерство транспорта осуществляет корректировку населенных пунктов республики, включенных в сеть таких социальных перевозок.

Для большинства из 80 населенных пунктов речной транспорт является единственным видом транспорта, что несомненно усиливает его социально значимый характер. Рост тарифов в 2005 году в связи с отсутствием дотации прогнозируется от 130 процентов до 2, 8 раза. В то же время сдерживание роста тарифов недопустимо, так как технический возраст 85 процентов парка скоростного пассажирского флота превысил нормативный срок эксплуатации. Содержание флота с таким солидным возрастом в технически допустимом для эксплуатации состоянии требует дополнительных затрат на его содержание.

В ближайшие годы вообще реально стоит угроза прекращения пассажирских перевозок речным транспортом из-за отсутствия пассажирского флота, а его обновление перевозчикам самостоятельно не осилить.

В последние годы в связи с проводимой в республике политикой сдерживания тарифов и возмещения перевозчикам выпадающих доходов из бюджета наметилась тенденция оживления пассажирских перевозок. В 2004 году к уровню 2001 года она составила 153, 6 процента. Этот факт еще раз подтверждает, что необходимым условием функционирования пассажирских перевозок речным транспортом все-таки является их дотирование. В этом году исполняется ровно 110 лет с начала регулярного пассажирского судоходства на реке Лене, которое было организовано благодаря предприимчивости купца первой гильдии Н. Е. Глотова.

Уже на заре развития пассажирских перевозок по рекам Якутии было понятно, что только государственная поддержка может обеспечить населению, северянам возможность воспользоваться правом передвижения, что, собственно, и записано в Конституции страны. Пока же право есть, но средств на то, чтобы им воспользоваться, у населения нет, и люди становятся заложниками севера.

«Вечерняя Москва", 03.06.05.

В Москве прошел 1У Международный фестиваль экранного творчества детей «Московские каникулы».

Фестиваль проводится региональным общественным благотворительным фондом "Московский детский фонд" с 1997 года. В этот раз на нем было представлено 470 фильмов, сделанных детьми и для детей. Причем география кинотворчества самая обширная - от берегов Балтийского моря до Тихого океана. По традиции, киноработы оценивали два жюри - взрослое и большое детское. Церемония открытия фестиваля состоялась в Центральном доме кино.

Публике продемонстрировали несколько короткометражек, занимавших призовые места на прошлых фестивалях, и отрывки из мультфильма "Щелкунчик" , получившего в этом году национальную кинопремию "Золотой орел". Юные зрители сопровождали увиденное взрывами хохота и громкими аплодисментами. И, как отмечали все присутствующие, фильмы подростков не уступали по профессионализму и качеству творениям взрослых. Украшением церемонии стал Виктор Косых, сыгравший главную роль в фильме "Неуловимые мстители". Актер травил байки и рассказывал забавные истории со съемок знаменитого фильма. После церемонии юные участники разбрелись по огромному фойе Дома кино, вкушая первые плоды славы, раздавая интервью и поедая огромные шоколадки, подаренные каждому присутствующему. Впереди их ожидали напряженные дни работы фестиваля - просмотры фильмов, мастер-классы у мэтров отечественного кино, интересные встречи, увлекательная культурная программа и, конечно, участие в большом детском жюри.

1 июня, в Международный день защиты детей, стали известны победители фестиваля. Гран-при "Московских каникул" - бронзовую статуэтку Конька-Горбунка и видеокамеру получила детская телестудия "Аргыс" (Республика Саха - Якутия) за фильм "Совесть" . Большое детское жюри первое место присудило игровому фильму о Великой Отечественной войне "Весна придет!" , снятому видеогруппой "Радиус" Останкинского детского дома Нижегородской области. Профессиональным взрослым жюри этот фильм был отмечен как "Лучший игровой фильм". Лауреатом фестиваля в номинации "Лучший фильм о Великой Отечественной войне" стало Детское телевизионное агентство Московского городского телевизионного учебного центра с фильмом "Поезд памяти".

ИНТЕРФАКС , 03.06.05.

Европейская комиссия до 3 июля принимает комментарии заинтересованных сторон (участников рынка) по соглашению "АЛРОСА" и De Beers, говорится в сообщении комиссии. По плану, который ожидает окончательного решения Еврокомиссии, российская АК "АЛРОСА", на долю которой приходится 23 процента мировой добычи алмазов, к 2010 году снизит продажи драгкамней в адрес De Beers почти в 3 раза - до $275 млн. "АЛРОСА" и De Beers в декабре 2001 года подписали пятилетний контракт на сумму $4 млрд., который подразумевает фиксированный ежегодный объем поставок алмазов "АЛРОСА" в адрес De Beers на сумму $800 млн.

«Коммерсант - Восточная Сибирь", 03.06.05.

2 июня пресс-служба Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД - филиал ОАО "РЖД") сообщила о разработке программы модернизации участка Байкало-Амурской магистрали (БАМ), которая будет реализована в 2006-2009 годах.

За счет строительства на ряде перегонов второго пути, частичной электрификации, а также восстановления нефтеналивной станции Уяр (Красноярский край) ВСЖД намерена увеличить через четыре года пропускную способность БАМа с 8-10 до 24 поездов в сутки. Таким образом, РЖД надеется решить и проблему с нехваткой мощностей по отгрузке нефти в КНР.

В структуру ВСЖД входят 1,86 тысяч из 3,1 тысяч км Байкало-Амурской магистрали, проложенные от Тайшета (Иркутская область) до станции Хани (Якутия) . Оставшийся участок находится в ведении Дальневосточной железной дороги.

В 2006 году дорога начнет проектные работы, затем в течение трех лет восстановит 16 разъездов на станциях магистрали и построит вторые пути на восьми перегонах. Модернизация будет проходить в три этапа, в 2009 году дорога построит высоковольтную линию ВЛ-500кВ на участке Лена-Восточная - Северобайкальск и третью нитку ВЛ-220кВ до подстанции Новый Уоян.

ИНТЕРФАКС, 03.06.05.

В Хабаровске состоялось заседание консультативного совета по делам коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока при полномочном представителе президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.

На встрече обсуждались вопросы защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в рамках деятельности министерства регионального развития РФ и работа региональных ассоциаций коренных малочисленных народов Севера на территориях промышленного освоения недр в местах компактного проживания коренного населения.

По данным статистики, средняя продолжительность жизни представителей народов Севера на 10-15 лет ниже, чем в целом по России. Число самоубийств среди народов Севера в 3-4 раза превышает среднероссийские показатели. Среди коренного населения значительно выше уровень заболеваемости туберкулезом, алкоголизмом, психическими расстройствами. Состояние экологической безопасности в местах проживания и хозяйственной деятельности народов Севера требует повышенного внимания, поскольку практически все природные ресурсы и их промышленная добыча сосредоточены именно в этих районах.

В трех субъектах Дальневосточного федерального округа: Якутии, Хабаровском крае и Чукотском автономном округе, - работу по реализации конституционных прав коренных народов коллегия признала успешной.

"Гудок», 03.06.05

«…Первое звено железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск было уложено... 20 лет назад . За это время можно было проложить дорогу не только до Якутска - до Магадана! Но сколько потрясений вместили эти два десятилетия: распалась союзная держава, Россия бросилась в объятия рынка, затеяв грандиозный передел собственности. Многие стройки были заморожены, в том числе и АЯМ. А нужна ли эта дорога? Этот вопрос задавался не раз, и всегда ответ был: да! Нужна как воздух! Жизнеобеспечение огромной - в три миллиона квадратных километров -территории Республики Саха (Якутия) не может держаться на тонкой ниточке автомагистрали. Якутяне не могут жить, как на острове, в ожидании северного завоза - когда вскроются льды на реке Ленеги пойдут по ней караваны судов, стараясь успеть завезти все необходимое в отдаленные улусы до конца короткого здешнего лета.

Как развиваться республике, если в ней плотность главных путей сообщения, рельсовых, парадоксально, оскорбительно мала: 15 сантиметров на квадратный километр! Да и плотность автодорог в 25 (!) раз ниже отнюдь не высокого среднероссийского показателя. Пора Якутии вырываться из плена бездорожья. Это стало главным лейтмотивом политики президента республики Вячеслава Штырова.

Разработана Транспортная стратегия Якутии, которая стала частью и продолжением Транспортной стратегии России. Появились план конкретных действий и список приоритетных проектов. Главное место среди них заняло завершение строительства железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск.

Длина этой дороги невелика -всего 805 километров, она в четыре раза короче БАМа. И если бы в свое время бросили на АЯМ высвободившиеся там строительные подразделения - поезда давно ходили бы до Якутска. Но лишь спустя пять лет после начала стройки, в конце 1992 года, первый гудок услышали в Алдане, в центре золоторудной промышленности Якутии, где золота за 80 лет добыто столько, что его хватило бы не на один АЯМ. И тем не менее именно из-за нехватки финансовых ресурсов притормозилась стройка. Только в 1997 году рельсы пришли в Томмот. Десять с лишним лет ушло на то, чтобы проложить стальную колею в 360 километров! Но за четыре года на этой маленькой дороге, еще не сданной в постоянную эксплуатацию, объем перевозок вырос с 1 до 2 миллионов тонн. А когда она дойдет до Якутска, то уже на первом этапе (сданная в объеме пускового комплекса) сможет перевозить не менее 5 миллионов тонн грузов. И это позволит навсегда забыть о северном завозе, ежегодно омертвлявшем миллионы государственных средств. А со сдачей магистрали в постоянную эксплуатацию объемы перевозок на ней удвоятся.

Прогноз этот отнюдь не виртуальный. Президент республики поручил Минэкономразвития Якутии вместе с Институтом региональной экономики до конца года разработать концепцию освоения природных богатств территории в зоне строящейся железнодорожной магистрали. Об этом шла речь на недавнем совещании в Алдане , в котором принимали участие не только руководители Республики Саха (Якутия), но и представители Министерства транспорта РФ, Федерального агентства железнодорожного транспорта и Корпорации "Трансстрой". Кстати, последняя выиграла генподряд на строительство по конкурсу.

На этом совещании не хотели терять времени и потому решили уже к началу будущего года разработать проект логистической схемы грузопотоков с учетом ввода в эксплуатацию железной дороги. Не поспешили ли? Нет. Дело в том, что подписано соглашение между Республикой Саха (Якутия) и корпорацией "Трансстрой" о взаимодействии и сотрудничестве в развитии транспортной и социальной инфраструктуры республики.

В нем много пунктов, упомянем лишь о главном: транспортные строители обязались на два года раньше срока (в проекте намечен 2010 год) обеспечить ввод пускового комплекса Томмот - Кердем. А это значит, к 2008 году путеукладчик выйдет на правый берег реки Лены. Более того, уже в 2007 году планируется начать строительство внеклассного (длиной 2, 8 километра) моста через Лену. И когда он будет построен, первый поезд придет в Якутск.

Во всех этих планах есть одно "но": все это произойдет, если будет обеспечено нормальное, ритмичное финансирование стройки. А этого пока нет. По проекту сметная стоимость пускового комплекса Томмот - Кердем оценивается в 15 миллиардов рублей. Из них минимум - немногим более 1 миллиарда - взял на себя Минфин, 4 миллиарда Правительство России поручило изыскать Компании "РЖД" , а остальные затраты возложены на бюджет республики. Пока же только она и финансирует стройку.

В федеральном бюджете запланировано выделить в этом году на АЯМ 340 миллионов рублей , но и с ними не спешат расстаться. Что же касается Компании "РЖД", то тут такая коллизия: обязав ее выделить деньги, Правительство не указало, из каких источников. Ввести инвестиционную составляющую в тариф на перевозки не разрешают. Может быть, государство пожертвует своими дивидендами от акций Компании? Но уровень инфляции в этом году превысил утвержденный индекс повышения тарифов на перевозки, так что вряд ли будут большие дивиденды».

« Те, кто не знает страны за Садовым кольцом столицы, думают, что о строительстве железной дороги в Якутии должна болеть голова у самой Якутии. Но рассуждает так лишь тот, кто не видит дальше своего носа. Северная республика не просто часть России, это ее стратегический ресурс. Вячеслав Штыров считает, что запасов кладовых природных ископаемых здесь хватит и для будущих поколений. Судите сами: в зоне строящейся магистрали только прогнозные запасы угля оцениваются в 42 миллиарда тонн. Потенциальная их стоимость - 1 триллион (!) долларов. Уже к 2010 году Якутия планирует удвоить его добычу и отправлять по железной дороге потребителям, главным образом на экспорт, 20 миллионов тонн ежегодно. Кроме того, близ Томмота открыты крупные залежи урановой руды. За два последних года цена на нее на мировом рынке подпрыгнула в два с лишним раза - с 24, 2 до 63 - 65 долларов за килограмм. Доля России на этом рынке 30 - 40 процентов, и, чтобы не потерять ее, необходимо освоение новых месторождений. Там, где уран, там и золото, серебро, молибден, ванадий... Одного только золота более 200 месторождений.

Велики в Южной Якутии и запасы железной руды - около 2 миллиардов тонн. А южнее Алдана, всего в 8 километрах от железной дороги, - самое крупное за Уралом Селигдарское месторождение апатитов, миллионы тонн ценнейших удобрений, которые всегда были и будут в цене. И последнее: в зоне магистрали найдены нефть и газ - причем в таких объемах, что речь уже идет о строительстве газопровода в Находку. А теперь скажите: нужен России этот Клондайк?»

www.kolyma.ru, 03.06.05.

На 1 июня 2005 года на Колымский аффинажный завод золотодобывающими предприятиями поставлено 4065,8 кг драгоценного металла.

Это на 323,3 кг больше по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. Из общего количества золота 25 недропользователей Магаданской области поставили на завод 4055 кг металла, один недропользователь Чукотского автономного округа - 3 кг, предприятия Якутии поставку не осуществляли , один недропользователь Хабаровского край сдал на переработку 7,8 кг золота. Поставка серебра составила 85,5 тонн, что больше поставки аналогичного периода 2004 года на 39,6 тонны. (www.kolyma.ru)

"Благовещенск", 03.06.05.

"Все новое - это хорошо забытое старое" как нельзя лучше подходит к интеграции экономики Амурской области и Республики Саха.

При этом можно долго и с долей ностальгии вспоминать систему социалистической экономики. Но есть и более свежие примеры: активные экономические связи между Амурской областью и Якутией начались еще в 2002 году, когда губернатор Леонид Коротков и якутский президент Михаил Штыров подписали соглашение о сотрудничестве.

Кстати, не будет большим преувеличением, если мы скажем, что частные предприниматели, как амурские, так и якутские, давно и устойчиво занимаются товарным обменом. Поэтому стремление областных властей перевести амурско-якутский "ченч" на цивилизованный уровень было предопределено.

Недавно официальная делегация во главе с Леонидом Коротковым вернулась из поездки в Якутию. О результатах поездки и своих впечатлениях мы попросили рассказать мэра г.Благовещенска Александра Мигулю и депутата Амурского областного Совета Владимира Кулинича .

Александр Мигуля делился своими впечатлениями о поездке в Якутию очень осторожно и предложил остановиться на тех направлениях сотрудничества г.Благовещенска с Республикой Саха, которые уже имеют практическую основу. «Прежде всего, меня интересуют программы, связанные с переселением якутян на постоянное место жительство в наш город. Поэтому во время встреч с руководством республики мы обсуждали преимущества вложения инвестиций в строительство жилья для северных переселенцев в г.Благовещенске. Действительно, всем известная государственная программа переселения из районов Крайнего Севера ориентирована, в основном, на западные регионы России. Тогда как в г.Благовещенске жилье и качественнее, и дешевле. А главное, переезд в Амурскую область не создаст в будущем проблем для встреч с родными и близкими в Якутии. Мы достаточно близкие соседи, и затраты на дорогу будут доступны даже людям с очень умеренным достатком».

Александра Мигулю привлекла программа энергосберегающих технологий , разработанная администрацией г.Нерюнгри . В условиях сурового северного климата администрация этого города сумела объединить усилия и предприятий ЖКХ, и самого населения. В системе теплоснабжения оборудованы датчики учета подачи теплоэнергии, которые реагируют на любые отклонения от нормы. Даже самые незначительные потери тепла оперативно фиксируются, а причины - устраняются.

На вопрос, чем интересуются якутяне, Мигуля ответил: «Собственной продукцией предприятий г.Благовещенска: мясными полуфабрикатами, колбасными изделиями, молочной продукцией, яйцом и кормами. Крупнейшие наши производители давно работают с Якутией по поставкам продуктов питания. Поэтому моя задача сегодня - поддержать их интересы на уровне руководства Республики Саха. Договориться, чтобы благовещенские предприниматели увеличивали объем своих поставок. Имели стабильные и перспективные отношения с бюджетными организациями Якутии в виде заключения договоров на выполнение муниципальных заказов по поставкам продуктов питания. Есть и еще одно интересное предложение: крупные якутские предприниматели готовы открыть в г.Благовещенске свои фирменные магазины по продаже того, чем традиционно богата Якутия. Это - алмазы, меха и рыба. Якутяне живут богаче, а дороги лучше - у нас».

Владимир Кулинич - депутат областного Совета нового созыва. Баллотировался от регионального отделения Российской партии Пенсионеров. Работает в Комитете областного Совета по вопросам экономики, межрегиональных, внешнеэкономических связей и собственности. «По данным официальной статистики, за последние два года значительно увеличился товарооборот между Якутией и Амурской областью. Появились новые сферы взаимных интересов" и новые возможности. Для меня, как депутата, работающего в Комитете по экономическим вопросам, поездка была очень важна, поскольку дала реальное представление о перспективах сотрудничества такого межрегионального уровня».

«Перспективы сотрудничества отражены в документе, который был подписан руководством официальной делегации. Прежде всего, это развитие горнодобывающей отрасли, дальнейшее развитие проекта строительства дороги до Улаг-Эльгинского месторождения. Будем продолжать сотрудничество в области сельского хозяйства - якутяне очень заинтересованы в закупке наших кормов, в частности, комбикорма. У них с этим проблемы - климат не позволяет наладить собственное производство сельхозкормов. Еще один серьезный вопрос, который обсуждался во время поездки, - ЖКХ. Договорились о совместном производстве оборудования для котельных на базе "Агромаша". Есть хорошие возможности для развития торговых связей. У них, кстати, очень неплохо развита легкая промышленность: производят товары, по качеству превышающие китайские».

Как депутата, Владимира Кулинича интересовала работа коллег из Законодательного Собрания Якутии: « Хорошо, что в рамках официального визита удалось встретиться с депутатами. И, поверьте, разговор состоялся весьма конструктивный, тем более что перечень вопросов, входящих в компетенцию коллег - якутян, аналогичен нашим. Договорились активнее обмениваться опытом законотворческой работы. Причем не в теории, а на практике: будем приезжать друг к другу на заседания. А при необходимости и поддерживать законодательную инициативу наших регионов в Государственной Думе».


Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
14.06.2005 17:35 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ