В Якутске отметили День российского предпринимательства
АЭБ активно развивает волонтерское направление деятельности в Мирном
Гендиректор АЛРОСА увеличил свою долю в компании
На Нижнюю Колыму прилетели журавли
Во Владимирской области проходит контртеррористическая операция

В Якутске 12 марта открылся Республиканский форум работников дошкольного образования «Дошкольное образование – инвестиции в будущее». Почетным гостем мероприятия является доктор психологических наук, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО), почетный доктор Гетеборгского университета Николай Веракса. Нам удалось получить у него эксклюзивное интервью.

– Николай Евгеньевич, почему вы сделали психологию дошкольного воспитания делом всей жизни, ведь поначалу вас увлекла физика и вы поступили в знаменитый МИФИ?

– Понимаете, я родился сразу после войны в семье военного летчика. Мальчишкой я очень хотел летать. Но тогда в Москве еще было достаточно много инвалидов: без рук, без ног, на тележках, с самодельными хваталками вместо пальцев. Их изуродовала война. Они были нищие, неустроенные, убогие, одним словом. Это произвело на меня тяжелейшее впечатление на всю жизнь. Когда пришла пора поступать в вуз, я пошел в престижный Московский инженерно-физический институт, полагая что там чистая математика и физика. Но он готовил специалистов ядерной физики, и я перешел сначала в Институт химического машиностроения, где был факультет, который в наше время назвали бы факультетом робототехники. Но и тот вуз тоже оказался далек от гуманитарных задач. К тому времени я точно понял, что хочу служить мирным делам, и выбрал факультет психологии Московского университета имени М.В.Ломоносова. И совсем не жалею об этом.

– Вам принадлежит концепция структурно-диалектической психологии, вы основатель программы «От рождения до школы», вами написано большое количество учебников для вузов, вас часто приглашают читать лекции в университеты Великобритании, Кубы, Мексики, Малайзии, Сингапура, Польши, США. С октября 2018 года вы читаете свой авторский курс педагогам детских садов Якутии. Что вас привело к нам? Научный эксперимент или желание совершить прорыв в отдельно взятом регионе?

– Есть такое. Понимаете, в стране нужно развивать частные инициативы. Государственные институты образования имеют конечно определяющее значение, но они не всегда гибкие. Когда есть необходимость быстро проводить в жизнь новые идеи, а времени не так много, такие кафедры удобны.

Я, честно признаюсь, устал от государственных образовательных структур и необходимости заполнять для них огромное количество бумаг, отчетов, приложений. Это превращается в бессмысленность. Раньше вузы обладали большей мобильностью. Я смотрел программы, по которым учился великий психолог Лев Выготский. Они порой занимали всего полстраницы текста. Но это не помешало формированию ученого Выготского! А сейчас учебные программы напоминают пространные спецификации. Из них уходит содержание, все сосредотачивается на соответствии внешним требованиям.

Жизнь-то коротка. Хочется реализовать поскорей свои идеи, сделать так, чтобы детство проживалось эффективно и полезно.

Детство ведь не просто период жизни человека, а некоторое состояние, отношение к миру, которое хочется сохранить на всю жизнь. Это важно иметь в виду специалистам системы образования. В раннем возрасте маленький человек чрезвычайно внимателен и любознателен, он умеет удивляться, испытывать радость от встреч с другими ребятами и взрослыми, он восхищается, когда видит что-то необычное, красивое. Это особая система отношений, которая есть только у детей.

Но чаще дети взрослеют и утрачивают эти качества, которые бы очень пригодились бы в дальнейшей жизни: науке, творчестве, семейной жизни. Вот почему нужно очень деликатно обращаться с ними. Дети намного талантливее взрослых. Я представляю, как это сделать. Правительство Республики Саха (Якутия), по крайней мере, те ее руководители, с которыми я знаком, похоже в этом тоже разделяют мои идеи.

– Вы когда-то сказали, что детство – это стратегический возраст. Что вы имели в виду?

– Эта пора закладывает основу всего, что будет с человеком в его жизни. В раннем детстве схемы на будущее еще не выработаны. Человек еще выбирает. Поле возможностей для него не ограничено. В этом вся прелесть дошкольного возраста. Здесь важно, чтобы это поле возможностей было правильно осознано и осмыслено. Детям надо опробовать себя в разных сферах. А мы, педагоги и родители, должны дать им право на реализацию желаний.

Воображение, творческие способности ребенка бесконечны. Он открыт миру. Но в последнее время возникла опасность – цифровые продукты в виде компьютерных игр. Под влиянием их дети достаточно быстро теряют открытость миру. Все эти продукты забивают ум маленького ребенка готовыми, заведомо примитивными схемами. Вот мы, взрослые, часто не видим объекты, а знаем только их общеизвестное предназначение. А детьми мы были совсем другими.

Расскажу такой случай. В Третьяковской галерее есть знаменитая картина Александра Иванова «Явление Христа народу». Разглядывая ее, посетители рассуждали, как много персонажей на ней, кто на полотне изображен, какая там сцена из Евангелия. Но потом к картине подошел малыш и сказал: «Какая здесь рама большая!» То есть мальчик увидел нечто очевидное, чего никто из взрослых не заметил.

– Вы однажды затронули вопрос разницы заработной платы учителей-предметников в старших классах и воспитателей детсадов.

– Зарплата – это всего лишь индикатор. Мы с единомышленниками считаем, что профессиональная подготовка воспитателя должна быть на порядок сложнее, серьезней, чем подготовка учителя физики. На воспитателе лежит гораздо более высокая ответственность за будущее, чем на предметнике, соответственно он и получать должен больше. Но пока мы видим обратное.

– Такая несправедливость существует только у нас в России?

– Во всем мире так, к сожалению. Но человечество уже начинает ставить вопросы. Люди начали понимать, что ребенок сложнее космического корабля.

Что останавливает от радикальных перемен в воспитании? Ребенок рождается в семье. Родители его могут быть необразованными. И считать: «Ну ведь растет же. Не надо ничего с ним делать». И таких семей очень много.

Но так или иначе очень скоро перед человечеством будут стоять проблемы глобального выживания. Кто их сможет решить? Только особым образом подготовленные люди. Понадобится много высокообразованных, высококультурных, высокотехнологичных специалистов, которые смогут быстро, слаженно, компетентно устранять угрозы, о которых мы пока понятия не имеем.

– Цивилизация развивается очень быстро. Ресурсы истощаются, климат Земли меняется, возникают новые болезни и так далее…

– Да. Наступит момент, когда человечеству придется предъявить весь свой потенциал. И если мы сейчас не начнем заботиться о будущем, потом будет поздно.

– В эти дни в Якутске идет форум «Дошкольное образование – инвестиции в будущее». За этим стоит убеждение, что наши дети – будущие трудовые ресурсы?

– Есть знаменитый американский экономист Джеймс Хекман, который в 2000 году получил Нобелевскую премию. Его исследования позволили политикам по-новому осознать суть таких смежных областей, как образование, работа-обучение, важность учета общего равновесия для анализа рынков труда, антидискриминационный закон и гражданские права. Изучив экономическую отдачу от образования, он доказал, что наибольшую выгоду для экономики приносят инвестиции в дошкольное образование. Один вложенный доллар, как оказалось, может принести семикратную отдачу.

В Якутии сфере образования уделяется большое внимание. И есть видимые результаты работы. Это не сколько заслуга вашего руководства, а дело рук тысяч педагогов-энтузиастов, творчески работающих в этой области. Главная надежда моя на них, на их максимальную поддержку и понимание.

– Николай Евгеньевич, какое мнение у вас о раннем обучении детей? Ведь об этом нет общего мнения. И у нас в Якутии есть родители, которые чуть ли не с двух лет усиленно учат малышей чтению, счету, записывают в кружки по иностранным языкам, шахматам и прочим вещам. Таким детям просто поиграть некогда!

– Есть такая проблема. У родителей должен быть план относительно ребенка. Они должны волноваться за него и иметь представление о будущем ребенка. Но тут есть одна сложность. Ребенок не всегда соответствует родительским представлениям. Насколько ребенок психологически способен двигаться в направлении, задаваемом родителями? Если ребенок хорошо видит цветовые сочетания, есть смысл отдать в художественную школу. Если он проявляет музыкальные способности, то можно учить музыке. Нужно чутко чувствовать своего ребенка, слышать интонации его голоса. Понимать, в какую сторону он ГОТОВ двигаться и всячески помогать ему. А не бездумно нагружать занятиями.

Я расскажу о детстве Сергея Прокофьева. Поняв, что у сына есть музыкальные задатки, мать наняла ему в учителя композитора Танеева! Когда мальчик подходил к роялю и извлекал звуки, они записывались на ноты. Для этого мама наняла переписчика нот. По этим записям потом ставились домашние музыкальные спектакли. Пятилетний Прокофьев не имел шансов не стать великим композитором.

– Как вы относитесь к вопросу преподавания национального языка в образовательных учреждениях? У нас в Якутии два государственных языка: русский и якутский. Однако в Якутске, где из 50 школ только 5 имеют возможность давать детям уроки якутского языка и литературы, есть некая напряженность. Не все дети, желающие изучать родной язык, имеют шанс получать такие знания. Не хватает не то что национальных школ, а вообще школ и детсадов. Многих очень печалит будущность нашего языка. Что вы об этом думаете?

– Лично я владею английским и испанским языками, пытался изучать французский и немецкий. Но мне не хватило времени, чтобы довести это дело до совершенства. И очень сейчас сожалею. Языки – это огромное богатство.

Я расскажу вам пример из жизни. У меня был аспирант из Африки. У него в стране было 1 500 языков. Каждое племя говорило на своем наречии. И если б один язык в этих условиях был объявлен государственным, в стране началась бы гражданская война. Из политических соображений официальным языком там сделали английский. Мой ученик рассказывал, что учиться пришлось в школе с английским языком. Приезжая домой на каникулы, он не мог полноценно делиться тем, чему научился. Многие понятия были непереводимы. Это было для него трагедией – жить в своей стране и говорить на чужом языке.

Существует опасность, что через определенное время большинство языков исчезнет совсем. Мне, как ученому, очень жаль. Ведь язык – это контекст познания мира. Если в день теряется по три языка, многогранность мирового восприятия постепенно утрачивается. Я за то, чтобы языки сохранялись.

Есть языки, которые не потеряли связь с природой. Они удерживают особый взгляд на природу. Выдающийся русский философ Алексеев говорил: «Человечество всегда думало ХОРОШО». Каждый язык сохранял определенный тип мышления. Это позволяло народам сохраняться. В этом плане все языки очень важны для понимания творчества человечества в целом.

–Каждый год в Москве при МГУ имени М.В.Ломоносова вы проводите конференции по дошкольному воспитанию. Есть ли польза от них?

– Польза сначала была неочевидна. Но она есть. Дошкольное образование – задача мирового уровня. Люди, которые занимаются этим, должны знать самые лучшие наработки, мировые достижения в практике и теории, которые появляются. На конференции нам удается приглашать весьма известных людей. В этом году приедет сама Кэти Сильва. Она выдающийся исследователь. Ее лонгитюдное исследование с детьми в течение 15 лет легло в основу труда Хекмана, который обосновал выгодность вкладывания в дошкольное образование. И впервые на конференции Якутия будет фокус-регионом. Достойный внимания опыт якутян будет представлен всему педагогическому сообществу.

Я вообще за народную дипломатию. Очень мне по душе создавать условия, где незнакомые прежде люди встречаются и начинают взаимодействовать. В мире много достойных людей. Гораздо больше тех, кто мешает им общаться. Конечно, организация такой конференции – большая головная боль, хлопоты. Тем не менее я придерживаюсь принципа: если не мы, то кто?

– Спасибо большое, Николай Евгеньевич!

Беседовала Аита ШАПОШНИКОВА.

На фото: профессор Н.Веракса с участниками Республиканского форума работников дошкольного образования; в Академии наук РС(Я); Н.Веракса с министром образования и науки РС(Я) Владимиром Егоровым.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
13.03.2019 18:13 (UTC+9)
Комментарии: 4
ветеран труда 13.03.2019 18:41

Тысячу раз прав профессор , когда сказал, что педагогов завалили писаниной! Специально, что ли, разрушают среднее образование?! ЕГЭ еще этот, не к ночи будет помянут! (((( Тыкалка, как говорил Валентин Распутин!


Да уж, 13.03.2019 19:24

Потерявши голову, плакать по волосам - незавидная участь. Однако отдать ребенка в передовой садик - задача непосильная. Это как русская рулетка, попасть куда надо - не от родителя зависит.


Участница форума 13.03.2019 21:58
У нас немало хороших детских садов! Они есть практически в каждом районе. И в Якутске они есть. Туллукчаан, Прометейчик, Кюнчээн, Северные звездочки! И скоро будет еще больше! Какие стендовые выставки у нас были на форуме! Какие доклады прозвучали!

почему 13.03.2019 20:49

Огромная благодарность за интервью !! Спасибо Вам за такие содержательные публикации.Всем удачи!


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ