Ледовый затор возник на реке Лене ниже Жиганска
В Якутске открывается персональная выставка Никаса Сафронова
Первый танкер с нефтепродуктами прибыл в Ленск
Компания Илона Маска вывела в космос 60 спутников проекта Starlink
В столице алмазного края открыли автогоночный сезон

Приближающаяся юбилейная дата празднования Победы в Великой отечественной войне заставляет вновь и вновь задумываться о прошлом и настоящем. Как будто появляется возможность в буквальном смысле сверить часы и сквозь призму победы наших отцов, дедов и прадедов посмотреть на то, как и чем живет сегодня страна. И достойна ли эта жизнь великого подвига наших предков.

История, как известно, не терпит сослагательного наклонения. И все же… О видении исторических событий, симпатиях и антипатиях к историческим фигурам – в продолжении большого интервью Государственного советника Республики Саха (Якутия) Вячеслава Штырова на портале SakhaNews.

- Вячеслав Анатольевич, вы посмотрели музей "Россия - моя история". Как вам такая подача истории, в том числе для молодого поколения?

- Должен сказать, что мне понравился этот музей, он современный, интерактивный и познавательный. Причем в отличие от других подобных музеев, здесь все выстроено в логические цепочки. Если взять, допустим, историю российского государства по отдельным периодам, важным событиям, то благодаря музею можно узнать много чего нового.

К истории у россиян традиционно большой интерес, многие люди прекрасно знают историю России, нашей республики. Но все равно есть много деталей, тонкостей, которые позволяют с одной стороны лучше понять исторические события, а с другой – пробуждают еще больший интерес к ним. Мне кажется, если здесь походить, можно сдавать запросто любой экзамен, в том числе и кандидатский минимум. Поэтому это замечательный музей и очень хорошо, что он у нас появился в Якутии и, я думаю, он повлияет на то, чтобы молодежь стала больше интересоваться историей.

А почему вообще нужна история? Есть неоднократно высказанная многими великими людьми мысль о том, что кто хозяин прошлого, тот хозяин будущего. Иными словами, кто хорошо знает причинно-следственные связи и понимает, почему происходили те или иные события, во-первых, может учитывать этот опыт и не повторять совершенных ошибок, а во-вторых, может предсказать, в каком направлении будут развиваться события. Поэтому это чрезвычайно важно.

- Какая историческая личность и историческая эпоха по духу, по делам вам ближе?

- Если говорить об исторических эпохах, то как-то так получилось, что с самой юности меня интересовал период возникновения Русского государства, Средневековье, первые князья, Рюрики, становление Киевской Руси и все, что там происходило. Мне также интересна в более широком контексте история не только с традиционной точки зрения – взаимоотношений с Западом, а прежде всего – как сказалось на России, на становлении государственности нашей страны, на русской культуре, на нашем менталитете, общение с Востоком. Потому что традиционный взгляд на Восток, как на нечто такое отсталое, где кроме Китая никаких проблесков цивилизации не было, неверен. Просто от кочевых народов, которые занимали огромные территории от Желтого моря до Венгерской пушты, остались другие артефакты. Если на Западе были каменные сооружения, замки, то здесь использовались деревянные или иные материалы, которые в то время были достаточно прогрессивными и полезными. Просто они недолговечны и от них ничего не сохранилось.

А многие вещи, которые получила Киевская Русь от восточных соседей, в том числе находясь в составе Золотой орды, сохранились до сих пор. Просто мы не придаем этому значения. Например, почта – она тогда была образована и сейчас существует примерно в том виде, как и во времена Чингисхана. Или, например, налоговая система и система учета населения. Говорят, что первая перепись населения в нашей стране произошла в 1897 году. Ничего подобного – уже в 13 веке были переписаны все хозяйства и люди. Да и много слов было заимствовано с Востока, элементов одежды, образ мысли, поведения. И это не отсталость реакционная, как считают европейцы, наоборот, это приспособление к природе, истории, событиям, которые происходили.

Взгляд на историю, как на процесс творчества всех народов, которые населяют нашу страну, совместной исторической судьбы, гораздо интереснее, чем упрощенный такой подход. Например, как Россия имела политические и экономические отношения с европейскими странами.

- А историческая личность?

- Меня всегда интересовала и привлекала такая фигура, как князь Олег, или, например, князь Святослав. Это что касается начала нашего государства. А более поздние времена – это, конечно, Иван III. Он как-то незаслуженно находится в тени своих предшественников, Дмитрия Донского, или своих потомков, таких как Иван Грозный. А на самом деле это создатель нашего государства. При нем территория расширилась почти в семь раз и, собственно говоря, появилось государство, которое потом стало одним из самых великих держав на планете.

Важна его созидательная деятельность. Не завоевательная, потому что расширение территории происходило путем колонизации, когда земли присоединялись по экономическим причинам к взаимной выгоде людей, которые их населяли. Было образовано централизованное государство, началось строительство городов, кремлевских стен, например, возродилась Русская Православная церковь как оплот государственности и духовности. Так что это интересный период времени, которому обычно мало уделяется внимания. Все больше в фокусе находятся события, связанные с войнами, трагедиями или победами. А вот такая созидательная деятельность очень важна. И этот дух созидания мы должны постоянно сами в себе поддерживать.

А что касается нашей новейшей истории – я прямо скажу, что моя оценка деятельности Иосифа Виссарионовича Сталина не совпадает с официальной линией. Я считаю, что он очень много сделал для развития нашего государства и сохранения русского народа. А многие вещи, которые ему приписывают, неверны. В частности, все, что написал Солженицын – это чистая ложь. Если мы заглянем в образ мышления этого человека, то убедимся, что это поразительный пример ненависти к русскому народу. А мы его в герои возводим.

- Есть мнение, что история - это субъективная наука. Как вы относитесь к интерпретации событий истории, особенно относительно периода начала 1990-х годов, а также 2000-х годов?

- Как это говорится, большое видится на расстоянии. Поэтому пока что трудно сделать какую-то серьезную аналитику, чтобы дать оценку 90-ым годам, а тем более 2000-ым. Потому что процессы, которые тогда были начаты, еще продолжаются и не завершены. Еще не устоялась экономическая и политическая система в нашей стране. Ранее мы с вами говорили о том, что существуют большие недостатки в самом построении структуры власти. Ее требуется демократизировать, сделать более гибкой, сделать более честной. Поэтому сейчас все еще идет процесс, он не завершен, и мы не можем сказать, к чему он в итоге приведет. Это узнают наши потомки.

А на первый взгляд, если сделать оперативную оценку происходящему, то, конечно же, мне кажется, мы заблудились. Мы не туда пошли в 1991 году.

Хотя история не имеет сослагательного наклонения, но, тем не менее, выбор всегда есть. И все события, которые связаны с деятельностью человека, носят вероятностный характер, потому что очень много субъективного. Это не законы физики, Ньютона, которые выполняются автоматически. Это плод сознательной деятельности человека, поэтому всегда есть выбор. И мы могли сделать другой выбор и превратить быстро нашу страну в одну из ведущих стран мира. Тем более что все предпосылки для этого были.

Это ведь неправда, когда говорят, что Советский Союз был отсталым – ничего подобного. Это было одно из самых развитых государств мира. Часто говорят, что тогда люди жили бедно – двадцатое место мы занимали по уровню жизни в мире, а сейчас – во второй сотне находимся.

Поэтому оперативно можно сказать, что многое сделано неверно, много сделано ошибок и нам надо исправлять их. Мы могли бы быть совсем другим государством.

Маргарита НИФОНТОВА.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
08.05.2019 17:14 (UTC+9)
Комментарии: 34
Питер 08.05.2019 17:34

Нет, не в 1991. Роковой поворот произошел в 2014 году - он и стал нашим бодрым путем в исторический тупик.


Нет, не в 2014, гораздо раньше. 08.05.2019 20:16
Я бы сказал в 1993, после октябрьских событий в Москве, когда Ельцин окружил себя силовиками и во всём положился на них, а Путин довернул в 2004 ещё круче. 2014 год был уже следствием.

колючка 10.05.2019 03:50
А что у нас в стране было в 2014??? Чётт ничего припомнить не могу такого эпохального и судьбоносного. Жили и жили.

Марина 08.05.2019 17:51

Возможно, вы и правы.


А вёл страну не туда , в том числе и Штыров. 08.05.2019 17:56

.


Василий 08.05.2019 22:45
Начиная с Михаила Ефимовича, все первые лица ресапублики вели нас не туда. Псевдопатриоты и хамелеоны кочующие от одной партии к другой, нанесли стране больше вреда чем все враги и войны за сто лет.

колючка 10.05.2019 03:53
Во-во, я об этом тоже подумала, когда статью читала. Что-то нынче рулевые в отставке слишком сетуют, что путь не тот, а сами почему по нему народ тащили?

05 25 08.05.2019 18:22

в 91 году развалился плавильный котел. И ХОРОШО.

В этом котле одни катались как сыр в масле, а другие пахали за гроши.

То что вырулили не туда - это поправимо. Достаточно просто посмотреть на некоторые страны бывшего СССР, нормально живут, не бегают с протянутой рукой за РФ, стали туристической жемчужиной.

С них нужно брать пример, а мы в ТУПИКЕ, в ТУПИКЕ в который нас завели те же самые люди, которые развалили Союз.

Как то так.


Согласен. 08.05.2019 20:18
В 91-ом были надежды на светлое будущее, сейчас впереди только а-ля КНДР (((

05 25 09.05.2019 05:21
с моей личной точки зрения для одних народов геноцид закончился и они получили некую передышку, а вот для других, для других все продолжилось, только в более закамуфлированном виде.

колючка 10.05.2019 04:01
Блин! Харэ уже "прибОлтить"! Не было в СССР геноцида народов. Для тупого попугая из балтийской микроскопии поясняю -- при царе твоего народа - якутов было менее 100 тышш по периписи, а БЛАГОДАРЯ советской власти их стало более 400 тышш! Ты савецкой власти ботинки вылизывать должен за то, что она твой народ так лелеяла, берегла, холила, что он за её годы стал таким большим и гораздо более здоровым физически!

=Не было в СССР геноцида= 10.05.2019 15:24
Тётя, тут разговор идёт за КНДР. Угомонись и не лезь в тему.

колючка 11.05.2019 00:17
Товарищ племянничек из КНДР! Ты, как с ТЁТЕЙ разговариваешь??? !!! Упал-отжался и срочно вспомнил, что молодым везде у нас дорога. так что марш на обочину полемики и не мешай общаться старшим!

Налогоплательщик 08.05.2019 18:46

Про почту, которая не изменилась со времен Чингизхана, это в точку.

Но кто как не Штыров прызывал нас на прорыв, уже не помню какой по счёту.

А по сути верно, покайтесь, завели страну родную в ж...


Волк 08.05.2019 18:48

Из власти турнули ...вот он и " запел"..


Хгм...м 08.05.2019 19:06
Согласен...как во власти - так молчок, а как из власти - так сверчок.

майтрея 08.05.2019 18:57

Хороший мужик Штыров, думающий.


две шаги налево .. две шаги направо ... шаг вперед - и два назад 08.05.2019 23:42

вот и весь путь продвижения России к "светлому будущему" ...


Людмила 09.05.2019 05:15

Роль личности всегда имела значение и будет в истории. Вы совершенно правильно сказали. Люди вне власти интересуются историей, и, кто говорит о Сталине, не знает, что он сделал для нашей республики.


Митя 09.05.2019 05:35

Всегда относился к Штырову с симпатией, несмотря на доходившую до меня иногда нелестную для него информацию. Но в этом интервью проявилось много такого, что вынудило меня засомневаться в его здравомыслии. Последняя капля: «В частности, все, что написал Солженицын – это чистая ложь. Если мы заглянем в образ мышления этого человека, то убедимся, что это поразительный пример ненависти к русскому народу. А мы его в герои возводим». Такое о русском националисте Солженицыне мог сказать только человек, не читавший Солженицына вообще или читавший его через строчку. Что они там в Совфеде с людьми делают? Или он всегда был такой и нормальные туда в принципе не попадают?


колючка 10.05.2019 04:05
Митя??? А ты-то сам читал соЛЖЕницына? Меня не спрашивай, я читала и имею полное собрание сочинений в личной библиотеке. Тут я со Штыровым согласна полностью, и даже могу развить тему дальше.

Митя 10.05.2019 12:58
У Солженицына ещё не было полных собраний. У вас, предполагаю, семитомник, изданный миллионным тиражом Инком НВ в 1991, в котором менее половины, написанного Солженицыным. Так вы настаиваете, что всё, им написанное – «чистая ложь»? Мне будет достаточно одного конкретного примера лжи Солженицына. Ну, просто для того, чтобы убедиться ещё раз в том, что вы балаболка.

=и даже могу развить тему дальше= 10.05.2019 16:34
Жги! Ты же и лагеря прошла и горнило ВОВ, да, колючая? Ну, как и Штыров, чтобы так говорить о Солженицине.

колючка 11.05.2019 00:54
Запросто. Открываем "Двести лет вместе", наугад - 362 стр, и видим мешанину от ссылок якобы на Арада в 13% -13,5% евреев в Красной Армии до ссылок на якобы на Институт Военной Истории в 434 тысяч, но 13 % по той таблице --это 3.906.500 человек(калькулятор нам в руки). И так жаль, что всё-то там " из неопубликованных данных " -- и это вообще-то "Исследования новейшей русской истории". От такая от история от соЛЖА.

Не надо меня, Митя, ловить там, где я тебя раскатаю на асфальт.


Игорь 09.05.2019 08:11

В открытом доступе есть письмо министра геологии Е. А. Козловского, обращенное к президенту Медведеву, в котором он отказывается от государственной награды. Ознакомьтесь.


а для кого то 09.05.2019 09:00

даже очень туда. они оказались влиятельнее, коль повернули страну туда куда им надо


Руссо туристо 09.05.2019 19:49

Уважаемый Вячеслав Анатольевич, напомните по чьему указанию АК Якутия были приобретены SSJ 100 и Ан 140(которые сразу же поставили под забор}? Кто потом в 2006 году с пафосом докладывал Путину о «поддержке отечественного авиастроения” ? А ведь это были кап затраты на деньги налогоплательщиков Якутии (мои в том числе) , которые потом довели компанию до цугундера. Мы за это заплатили дважды . А напомните как был «приватизирован» Якутгазпром и что мы имеем в финале ? Выведенные из компании средства в ООо инвестор и долги перед банками. А ведь платят за этот банкет потребители газа Якутии. А расскажите как флагман золотодобычи Якутии Алданзолото был доведён практически до банкротства а потом за бесценок отдан группе Полюс? Вопросы, вопрсы, вопросы....


колючка 10.05.2019 04:09
Хааарошие вопросы, правда на АН - 140 я успела полетать. Не думаю, что ответит.

ну да 10.05.2019 09:28

пошла страна куда вожаки стада баранов повели им не нужны были даже пастухи...


Иван 10.05.2019 14:27

Да ладно уж не туда, был бы Вячеслав простым инженером с зарплатой 40000 рублей ...


Хгм...м 10.05.2019 19:03
В 400 руб...

Лучше пусть раскажет, зачем 11.05.2019 01:04

Якутуголь продали в частные руки. Кака в этом была необходимость? И куда делись деньги от продажи Якутугля. Очень мутная история. Хотелось бы услышать ее из первых уст.


А заодно пусть поведает нам, как он представляет 11.05.2019 01:06
себе будущее Нерюнгри и Южной Якутии. Ведь что то имел в виду, когда Якутуголь продавал.

Михаил 12.05.2019 10:32

Время показывает, что Россия взяла в 1991 году не тот курс. Достаточно говорит тот факт, что при колоссальном природном ресурсе богатеют только люди, которым достались недра и заводы и фабрики,

Взять бы пример Норвегии - где природные богатства идет в Фонд будущих поколений, Это абсолютный фонд, сумма вложений превысил 1 трлн долларов. При этом у них есть только нефть и газ....

Честность верхушки власти и есть стабильность в стране,

У нас просто не хватает честных людей в верхушке власти.... в этом заключается место в рейтинге счастливых стран.


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ