В Якутии построят три ФАП в местах, где не оказывалась медицинская помощь
График плановых работ якутских энергетиков на 16-18 ноября
Скоропостижно скончался лидер движения "Новая Россия"
Угрожает ли Якутии африканская чума свиней?
Эксперты назвали размер будущих пенсий в России

ИА SakhaNews. В Нерюнгри не любят пешеходов. Многие последние решения городской администрации обращены на пользу автомобилистам, но ущемляют права на комфортную городскую среду тех, кто предпочитает передвигаться по городу пешком. Методическая ликвидация необходимых горожанам пешеходных переходов, загромождение городских дворов автомобилями, безобразное состояние тротуаров, особенно на окраинах города – явления одного и того же порядка, направленные на усложнение жизни пешеходов.

О ЛЮБВИ К ГОРОДУ

Давайте начнем издалека.

Когда в дни великих праздников к нам приезжают (чаще всего из Москвы) какие-нибудь первостроители, почетные и не очень почетные, граждане и начинают втолковывать о том, как героически они строили наш город, как старались для нас, новых поколений… Говорить длинные речи о том, что наш город, построенный ими с огромной любовью - самый комфортный и самый лучший город на земле…

И сразу хочется спросить: если вы, уважаемые первостроители, построили такой прекрасный город, то почему же вы сейчас не живете в нашем городе вместе с нами, а предпочитаете любить наш Нерюнгри из прекрасного далека?

Допустим, если бы такие слова о любви к Нерюнгри говорила Саима Каримова – великая женщина и выдающийся геолог, я бы верил ей на сто процентов. Только потому, что она жила в Нерюнгри с 1950 года (когда не то, что города – поселка Нерунгра на карте еще не было) до последнего своего вздоха 1 января 2013 года.

Нет сомнений, что Каримова (при её-то заслугах!), в любой момент могла бы найти себе местечко потеплее далекого и прохладного северного города. Ей стоило об этом только намекнуть в любом высоком кабинете, в которые она - Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, Почетный гражданин Якутии легко была вхожа. Но она, настоящий патриот, до последнего своего дня была рядом с нами. Жила в городе, которому отдала свои лучшие годы и посвятила все свои трудовые достижения. Отдавала ему себя до конца – в прямом и в переносном смысле слова.

Жила в обычной девятиэтажке – доме номер 6/2 по проспекту Дружбы народов. Нерюнгринцы новых поколений часто встречали её на улице, даже не догадываясь, кто перед ними. А она никогда не напрашивалась на приветствия и благодарности, хотя вполне их заслужила.

Саима Каримова была истинным патриотом Нерюнгри – города, который появился, благодаря ей, и вырос в буквальном смысле у нее на глазах. Никогда не кричала вслух о том, как сильно она любит Нерюнгри, а просто - тихо и без пафоса - любила своё детище. Это и есть настоящая любовь.

Если мы любим Нерюнгри то должны делать это так, как это делала Саима Каримова. Поэтому, приезжающие к нам на два дня, лучше молчите. Не надо нам, нерюнгринцам, рассказывать, как вы любите город, в котором не живете.

«КОСЯКИ» ПЕРВОСТРОИТЕЛЕЙ

Не секрет, что город Нерюнгри, несмотря на генеральный план и достаточно грамотное для советских времен его проектирование, получился во многом не таким, как задумывался. Никто не отрицает трудовой подвиг первостроителей, их самоотверженность, «палаток первых неуют» и прочие вещи, которые давно стали мифами и легендами, вросшими в общественное сознание.

Но также не секрет, что первостроители оставили нам, живущим сегодня в Нерюнгри, немало «косяков» и долговременных проблем, делающих жизнь в городе не такой уж комфортной, как это кажется на первый взгляд.

Некоторые их «косяки» поправила и ежедневно продолжает поправлять жизнь. Фанерные и недолговечные деревяшки постепенно уступают место новым домам. Кардинально новый облик приобретают предприятия торговли и общественного питания. Кто бы мог в советское время подумать, что большинство магазинов будет перестроено в связи с современными требованиями? Что тихая и далеко не центральная улочка Карла Маркса превратится в самую оживленную торговую улицу города? А в неприметной и блеклой когда-то четырехэтажке - доме номер 13 на этой улице – под торговые помещения будут выкуплены все квартиры на первом этаже?

Или кто знал, проектируя город, что через 45 лет после его основания, частные автомобили будут не у 2 процентов жителей города, как рассчитывали в советское время дефицита автомобилей и целевых вкладов, а у 67 процентов нерюнгринцев? Причем, и эта цифра не предел и, скорей всего, будет продолжать увеличиваться. Кто же знал, что из-за загромождения ставшими доступными автомобилями, все запланированные проектировщиками города внутриквартальные проезды с местом для автостоянок полетят к чертям? А на практике эта теснота летом 2019 года превратится в открытое противостояние, например, агрессивного автолюбителя, уничтожившего детскую площадку, мешавшую стоянке во дворе его автомобиля и детьми? Кстати, не думаю, что это последний случай открытого противостояния внутридворовых интересов: возможно, что скоро мы узнаем о новых случаях этакой маленькой «гражданской войны».

Другие «косяки» первостроителей каждый день напоминают нам о том, что город Нерюнгри был спроектирован и построен далеко не идеально. Много лет удивляет, что, проектируя город в регионе со столь влажным климатом, никто не задумался над эффективной работой систем стоков. Каждый, даже небольшой дождь летом в нашем городе превращается в настоящее стихийное бедствие! Пешеходы оказываются по колено в воде, а автомобилям приходится преодолевать водные препятствия, то и дело, налетая на подводные выбоины в асфальте.

Попробуйте пройти по городу пешком во время или сразу после дождя. Четная сторона улицы Ленина, четная сторона улицы Карла Маркса, середина Чурапчинской, нечетная сторона Южно-Якутской и все без исключения перекрестки во время дождя представляют собой широкие горные реки с бурным течением, которые можно преодолевать, лишь залезая по щиколотку в холодную и грязную воду. Обратите внимание: во время дождя «емкости» на нечетной стороне улицы Ленина пусты. Вода стекает по обочинам, по серединам улиц и где угодно, но только не по специально подготовленным для этого сточным траншеям. Такая же история много лет наблюдается на четной стороне ул.Карла Маркса.

ВСЁ ЗАПРЕТИЛ – И ОТДЫХАЙ?

Думаю, что если бы людей, от которых зависит решение вопросов строительства ливневых стоков в городе Нерюнгри, после каждого дождя можно было бы выгонять пешком, например, на улицу Ленина и заставлять по несколько раз преодолевать пешеходные переходы по щиколотку в воде, вопрос ливневок в городе решился бы намного быстрее.

Но, увы, любимый город они, видимо, видят только из окон автомобилей и об ощущениях пешеходов в такие моменты вряд ли догадываются.

Следующий эксперимент хотелось бы провести над теми, кто принял решение о хронометраже пешеходного перехода в начале улицы Ленина между домами номер 49/1 и 51 на проспекте Геологов. Ширина проезжей части улицы – 14 метров. Зеленый светофор на этом перекрестке работает 11 секунд. Хотим посмотреть на то, как расторопно бегают по этому перекрестку люди, которым, ходить пешком по городу, видимо, приходится не часто. По такому случаю даже принесем видеокамеры и буду заключать пари: уложатся за 11 секунд или не уложатся?

С автомобилями на этом перекрестке всё в порядке: несутся как живые.

О том, что в Нерюнгри в интересах автомобилистов настойчиво закрывают пешеходные переходы, в городе сегодня не говорит только ленивый. Утверждение о том, что нерегулируемые пешеходные переходы ликвидируются как несоответствующие ГОСТам, конечно же, не выдерживает критики. Чтобы перекрыть дорогу, запретить купаться в реке, ликвидировать переходы, не соответствующие государственным стандартам - много ума не надо. Всё запретил - и сиди без дела, потирай руки и получай новогоднюю премию.

Только сразу возникает вопрос: кто должен организовать городскую комфортную среду, при этом исполняя государственные стандарты?

На надо делать дураков из горожан, которым тоже есть, что сказать о ГОСТах. Если открыть этот документ, то окажется, что сегодня ни один пешеходный переход в городе Нерюнгри, ни одна остановка общественного транспорта на территории городских поселений не соответствуют требованиям государственных стандартов.

Стандарты по организации пешеходных переходов вступили в силу в феврале 2014 года. Основной проблемой для города Нерюнгри, является отсутствие дублирующих дорожных знаков 5.19.1 над проезжей частью на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении. Другая проблема - отсутствие светофорного регулирования с применением вызывной фазы для движения пешеходов, на пешеходных переходах на улицах Кравченко, Карла Маркса, Южно Якутской и т.д. с числом полос две и более в каждом направлении.

Специалисты указывают на отсутствие тротуаров и подходов к пешеходным переходам. Отсутствует освещение на пешеходных переходах и остановках общественного транспорта, не обеспечена видимость на подходах к пешеходным переходам, прекращена работа по замене дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 на знаки со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета и т.д.

Теперь вопрос. А что мешает властям поселений, включая город Нерюнгри, сделать тротуары и подходы, поставить дублирующие знаки и выполнить другие манипуляции по приведению пешеходных переходов в соответствие ГОСТам. Почему в Нерюнгри одним переходам не требуется ГОСТ, а другие закрывают, ссылаясь на его отсутствие?

АКЦИЯ НЕПОВИНОВЕНИЯ?

Ситуация с пешеходными переходами в городе Нерюнгри, «благодаря» странным решениям об их ликвидации, напоминает акцию гражданского неповиновения. Принимая такие решения, с горожанами никто не советуется. Интересы пешеходов, среди которых немало пожилых людей, никого не интересуют. В результате горожане клянут всеми синонимами русского языка городские власти за внезапно возникшие неудобства.

Вот, например, «ликвидированный» переход через улицу Карла Маркса – напротив магазина «Океан». Кто не понимает, что закрывать переходы напротив магазинов (в данном случае, на той же стороне улицы находится в этом месте еще и крупная автобусная остановка) – дело совершенно бесполезное!

Для эксперимента: встаньте на крылечке у магазина «Океан» - и посмотрите сверху, сколько людей «нелегально» проходит по закрытому ныне переходу через улицу Карла Маркса, фактически бросаясь под колеса автомобилей и нарушая правила дорожного движения. Сразу поймете, что с решением закрыть данный переход что-то не так! Это выглядит не как забота о безопасности, а больше похоже на не объявленную войну с собственным народом!

Судя по логике решений, улицу Карла Маркса решили превратить в трассу «Формулы-1». За последнее время здесь ликвидировали сразу три перехода. На этой улице больше нет перехода (опять напротив крупного магазина!), связывавшего торговый центр «Планета» с новым сквером первостроителей и «Почтой России». Ликвидирован переход от автобусной остановки у контейнерного рынка и кинотеатра «Октябрь» к городскому парку.

История с другим нерюнгринским пешеходным переходом на улице Ленина (и опять напротив крупного магазина!), связывающим сквер имени А.С.Пушкина с магазином «Панорама» напоминает скверный анекдот. Этот пешеходный переход недавно закрыли со стандартной формулировкой – несоответствие ГОСТу. Чтобы «тупые» пешеходы по привычке не рвались через этот (надо сказать, очень удобный для пешеходов и востребованный) переход, на разделяющей полосы дорожного движения аллее посадили убогие ёлочки.

Насмешили весь город! Через несколько дней ёлочки были с корнем вырваны из земли, а пешеходы как ходили по этому переходу к «Панораме», так и ходят. Только теперь - оглядываясь, не проезжает ли поблизости патрульный автомобиль ГИБДД, и огрызаясь на злые сигналы автомобилистов, желающих побыстрее проскочить место бывшего перехода.

Несовершенство наших законов компенсируется необязательностью их исполнения? Но это же ненормально!

НАРОДНАЯ ТРОПА

В заключение вернемся к первопроходцам, проектировавшим наш город. Вы не задумывались, почему жители Нерюнгри всегда ходят, например, по территориям школ?

Да потому что многие места в Нерюнгри были спроектированы крайне неудачно! Люди всегда будут ходить так, как им ближе и удобнее. И при этом совершенно неважно, каким высоким и железным забором будет обнесена территория. Проложенная удобная народная тропа не зарастет никогда! В сетке забора всегда будет сделана дырка (чаще несколько).

Для примера можно привести здание бывшей школы номер 13 (теперь МФЦ), забор около которой, сколько бы раз его ни заваривали новые хозяева, будет сломан всегда!

Есть легенда (очень близкая к правде), как трижды Герой Соцтруда, академик Игорь Курчатов, став во главе Института атомной энергии, решил проблему хождения по газонам с присущей советскому физику логикой и изящностью. Он распорядился не асфальтировать дорожки на прилегающей к институту территории, а дождаться, пока сотрудники института сами протопчут тропинки там, где им удобнее всего ходить. А потом их, конечно, заасфальтировал.

Именно по такому принципу надо принимать решения по пешеходным переходам в Нерюнгри! Пока есть квартал «В», магазин «Океан» и автобусная остановка, люди будут переходить улицу Карла Маркса именно в этом месте – независимо от того, есть там официальный переход или нет.

Пока работает магазин «Панорама» и идут занятия в Центре культуры и духовности им. А.С.Пушкина, пока живут люди в квартале «К», они будут переходить по переходу, ныне закрытому и стыдливо заставленному (уже вырванными с корнями) ёлочками.

Воевать с собственным народом – занятие сколь бесполезное, столь и неблагодарное!

Олег СОЛОДУХИН.

Г.Нерюнгри.

Фото автора.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
04.08.2019 01:44 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ