ИА SakhaNews. Руководство еврейской общины Литвы приняло решение закрыть свой офис и синагогу в Вильнюсе из-за опасений за безопасность ее прихожан, сообщает «Интерфакс».
«В условиях нагнетаемой напряжённости ни община, ни синагога не имеют возможности обеспечить безопасность приходящих сюда людей, среди которых есть и пострадавшие во время Холокоста от нацистов», – говорится в заявлении еврейской общины, которое цитирует "Российская газета".
Всплеск антисемитских настроений произошел после снятия мемориальной доски в честь «лесного брата» Йонаса Норейки с фасада библиотеки Литовской академии наук. Она была демонтирована по распоряжению мэра Вильнюса Ремигиюса Шимашюса, который заявил о доказательствах причастности Норейки к созданию еврейского гетто. Демонтаж доски вызвал противоречивые отклики в стране, и президент призвал ввести мораторий на стирание исторической памяти.
«То, что остаются безнаказанными публикуемые в открытых для общества аккаунтах партий и их председателей антисемитские комментарии и записи, что даже христианская святая Мария названа «жидовкой», вынуждает задуматься, находимся ли мы в безопасности? Мы бы хотели услышать мнение и четкую позицию руководства Литвы, будут ли и в дальнейшем в Литве попустительствовать публичной пропаганде в поддержку почитания участвовавших в уничтожении евреев лиц», – отмечают в еврейской общине.
На фоне создавшейся напряжённости авторы заявления просят также защитить от вероятных актов вандализма еврейское кладбище Вильнюса.
Издание приводит данные архивов, согласно которым уничтожение евреев в Литве началось еще до прихода фашистов, а всего за пять месяцев 1941 года было истреблено более 200 000 женщин, стариков и детей – 98 процентов еврейского населения страны. После войны эксперты признали, что процент погибших евреев оказался в Литве самым высоким среди всех оккупированных нацистами стран.
В последние годы еврейская община России неоднократно выражала протест в связи с проведением в Литве маршей националистов, которые несли плакаты с фотографиями людей, признанных военными преступниками.