Президент Литвы помиловал двух граждан России
Показательные выступления «Белых медведей» поразили хангалассцев
Названы финалисты конкурса «Язык предков», проходящего под эгидой АЛРОСА
Якутия вошла в тройку призеров конкурса «Самый читающий регион»
Якутское село Барылас оказалось подходящим местом для пчеловодства

Пятьдесят восемь лет посвятил становлению и развитию аэропорта Якутска, почти с нуля наладив работу службы организации пассажирских перевозок, Анатолий Петрович Кочетов. Сегодня заслуженному работнику транспорта РС(Я), почётному гражданину Якутска, советнику гендиректора АО «Аэропорт Якутск» исполнилось 80 лет.

Руководство и коллектив АО «Аэропорт Якутск» поздравляет Анатолия Петровича с юбилеем, желает ему крепкого здоровья, благополучия и прекрасного настроения.

Дитя войны

Анатолий Петрович родился 21 октября 1939 года в селе Табук Черемховского района Иркутской области. Что он дитя войны, понял рано. Ещё до его рождения отца Петра Парфиловича (Перфильевича по поздним документам) призвали в армию. Отец участвовал в боях на Халхин-Голе в Монголии. Вернувшись, он почти сразу же отправился на фронт – началась Великая Отечественная война.

Военные годы были тяжёлые, голодные, как назло, царила засуха. Петр Парфилович вернулся домой в 1945-м. Однако с его возвращением, в первые годы после войны, жить легче не стало, засуха простояла вплоть до 1948 года.

Анатолий Петрович работал в колхозе с семи лет. Все дети Кочетовых, две девочки и три мальчика, выходили работать за мать, сама она не могла – подорвала здоровье в лихую военную годину.

Отец Анатолия Петровича говорил сыну: «Есть желание учиться – учись, но я сам тебе в этом не помогу». У него самого было три класса образования. Всю жизнь посвятил труду, был награждён Орденом Ленина, Орденом трудового красного знамени, имел звание почётного колхозника.

Глядя, как тяжело живут их родители, у детей было лишь одно желание – вырваться из деревни. Выходцами из Иркутской области были известные инженеры, кинорежиссеры, и деревенские ребята, слыша об их достижениях, тоже хотели стать образованными людьми, внести свой вклад в развитие страны.

…Главными чертами, которые привили ему родители, Анатолий Петрович считает работоспособность, порядочность и честность. Именно с такими качествами он вошел в большую жизнь.

Юность в сапогах

Анатолий Петрович окончил школу в 1957 году. Председатель колхоза никого не хотел отпускать из села: рабочая сила была нужна. А ведь в то время паспортов не было, все зависело от того, отпустит председатель колхоза тебя со справкой-направлением или нет. Вопреки обстоятельствам Анатолий решил вырваться из колхоза и поступить в Иркутское военное авиационно-техническое училище (знаменитое ИВАТУ).

Почти одновременно с ним в Иркутск учиться на учителя иностранных языков приехала якутянка Нинель Зидгенизова. Судьбе было угодно, чтобы молодые люди встретились. 23 февраля 1960 года стал важным днём в их жизни. В этот день студентки иняза и курсанты ИВАТУ были приглашены на праздник в Театр музыкальной комедии. Анатолий уже был знаком с Нинель, но танцевал с ней впервые. Так началась их дружба.

8 августа 1961 года молодая пара прилетела в Якутск, 12-го расписалась, а 15-го новоиспечённый муж уже улетел обратно.

На третьем курсе училища специализацию курсантов решили перепрофилировать на ракетные войска. Чтобы уложиться в учебную программу, занимались с утра до вечера, нагрузка была огромная.

По окончании училища по всей стране было объявлено сокращение военных «миллион двести». Кочетов попал под сокращение и вернулся к жене в Якутск. Повезло и с работой: взяли техником в ЛЭРМ Якутского объединенного авиаотряда.

Так начались зачастую непростые, но в целом счастливые, плодотворные и долгие отношения Кочетова Анатолия Петровича с аэропортом Якутска.

Под рёв самолетов

Трудовой путь Анатолия Петровича начался с благословения заслуженного пилота СССР, Героя Социалистического труда, командира Якутского объединенного авиаотряда Валерия Ильича Кузьмина.

А первым наставником молодого техника по приборам ЛЭРМ Якутского ОАО стал начальник цеха Борис Алексеевич Гаринов, участник перегоночной трассы АлСиб. Анатолий Петрович вспоминает о нём, как о замечательном, умном и спокойном человеке, который стал для него хорошим учителем. Благодаря ему Кочетов начал постигать первые азы профессии. Техником он проработал недолго – в 1962 году поступил в Рижский Краснознамённый институт инженеров гражданской авиации имени Ленинского комсомола. В том же году весной у молодой семьи Кочетовых родилась дочь Людмила. А осенью отцу семейства пришлось уехать на учёбу. Каждые каникулы он спешил домой, к родным.

Нинель Николаевна вспоминала, что во время учёбы мужа было трудно почти шесть лет растить ребенка. Её мама подбадривала дочь: «Терпи, пусть учится, потом вам будет легче жить». Так и случилось: Кочетовы прожили душа в душу 58 лет. С февраля по ноябрь 1967 г. в должности техника, инженера по радиооборудованию Анатолий Петрович проходил практику в аэропорту Якутск, а уже с 1 апреля 1968 года, после защиты диплома, заступил на работу в АТБ. Через год стал старшим инженером, в течение 12 лет вырос до начальника.

В этом отрезке жизненного пути близкими товарищами, соратниками Анатолия Петровича стали Виктор Николаевич Репников, Михаил Егорович Васильев, Филипп Семенович Сергеев, Дмитрий Данилович Шамаев.

Во время работы в авиационно-технической базе Анатолию Кочетову удалось создать деловой морально-психологический климат в коллективе и решить множество технических вопросов, связанных с освоением и эксплуатацией турбовинтовых самолетов в условиях Крайнего Севера. Под руководством Анатолия Петровича была внедрена система бездефектности, направленная на повышение безопасности полетов, он внёс рационализаторские предложения (создание собственного стендового оборудования, предназначенного для проверки спецоборудования самолетов; установление сигнализации засорения топливного фильтра на воздушном судне Ан-12).

Немало различной техники в те годы пришлось эксплуатировать впервые. Одновременно с началом эксплуатация Ан-12 началось строительство газопровода в Мастахе в Кобяйском районе. Но технологии погрузки и перевозки грузов нестандартных габаритов (газопроводных труб в том числе) не было, пришлось учиться на собственных ошибках (бывало, трубы из-за неправильной погрузки просто вылетали из самолета).

Анатолий Петрович с самого начала своей трудовой деятельности проявил себя как грамотный и инициативный специалист, хороший организатор, поэтому в 1980 году он был назначен начальником службы организации перевозок – одного из самых ответственных и сложных участков работы. Высокая текучесть кадров, мизерная зарплата, недостаточная квалификация персонала – вот проблемы, которые принялся успешно решать новый руководитель. Первое, что он сделал, – добился систематического обучения работников, улучшения условий труда, повышения заработной платы.

«В 1980 году летом меня пригласил на беседу первый заместитель командира Якутского ОАО Репников В.Н. и предложил возглавить службу организации перевозок, – вспоминает Анатолий Петрович. – В ту пору в перевозках не была создана команда, которая могла бы выполнять план и задания для перевозок пассажиров и грузов. С работой меня ознакомил мой предшественник Сергеев Ф.С., который уезжал на учебу в академию. Он проработал в СОП один год и много сделал для организации нормальной работы, у меня была ответственная миссия продолжить его дело. Много начальников сменилось до Сергеева, и мне пришлось все создавать заново. В структуру СОП входили пассажирская служба, грузовая служба и служба бортпроводников. Общее количество составляло где-то около 400 человек. В службе не было квалифицированных кадров, полагались только на свой опыт. За первый год в пассажирской службе сменилось 80 процентов личного состава. Так было и в грузовой службе, и в службе бортпроводников. Документации в службах никакой не было. Мы с Сергеевым Ф.С. пришли из АТБ, где все было регламентировано технологиями, постановлениями и другими документами. Сергеев затеял работу по внедрению технологий, должностных инструкций, а я продолжил эту работу. Первое, за что я взялся, это создание коллектива, для этого надо было привлечь в службу квалифицированных работников. Часть пришла после окончания ЯАТУ ГА, все они получили должности диспетчеров и начальников смен. Дежурных не хватало, да и возраст был предельный, за смену так набегаются, что и домой еле уходили. В 1981 г. на базе СПТУ управления во главе с начальником СОП Мантуровым А.Н. добились создания группы по обучению дежурных для СОП. К нам стали поступать выпускники Ленинградского АТУ ГА. Это был этакий бум специалистов с высшим образованием. И интенсивность перевозок с каждым годом все возрастала. И к 1993 году пик перевозок достиг 1,5 миллиона пассажиров и 35 тысяч тонн грузов в год. Конечно, без помощи администрации мы бы не смогли так быстро создать достойный коллектив, который участвовал наравне со всеми службами в социалистических соревнованиях и занимал призовые места. Таким образом, уже к 1984 г. в службе собрались работоспособные коллективы».

В 2012 году Анатолий Кочетов принимал активное участие в работах по вводу в строй нового пассажирского терминала аэропорта «Якутск». Он осуществлял контроль за ходом строительства и укомплектованием современным оборудованием: телескопическими трапами, стойками регистрации, информационными системами, лифтами и эскалаторами, предназначенными для комфортного пребывания пассажиров, в том числе для маломобильных групп населения.

Под руководством Кочетова А.П. удалось максимально автоматизировать процессы обслуживания пассажиров, в частности, была введена в эксплуатацию и успешно действует сейчас система звукового и визуального оповещения пассажиров на основе автоматизированной программы с вводом времени начала обслуживания рейса. Система звукового оповещения работает в автоматическом режиме, на трёх языках (русском, английском, якутском), сопровождается визуальным оповещением с автоматическим включением табло за стойкой регистрации (на выходах, на посадку) и автоматическим выключением за 40 минут до вылета воздушного судна.

В настоящее время Анатолий Петрович – советник генерального директора по организации перевозок АО «Аэропорт Якутск».

За высокий профессионализм, добросовестное отношение к труду Анатолий Петрович получил признание коллег не только на своем предприятии, но и в других организациях, взаимодействующих с аэропортом. Кочетов – отличник Аэрофлота, ветеран труда авиации Якутии, заслуженный работник транспорта РС(Я), почётный работник воздушного транспорта РС(Я), обладатель знака отличия «Гражданская доблесть».

В 2014 г. Анатолий Петрович Кочетов был награжден премией Главы РС(Я) за особый вклад в социально-экономическое развитие республики, в 2016 г. - Почётной Грамотой Президента РФ В.В.Путина.

Гендиректор АО “Аэропорт Якутск” Сергей Игнатенко сегодня вручил ветерану авиации почётную грамоту Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС(Я). Руководство и коллектив авиапредприятия поздравили старшего коллегу во время производственного разбора.

Пресс-служба АО «Аэропорт Якутск»

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
21.10.2019 15:56 (UTC+9)
Комментарии: 1
С ЮБИЛЕЕМ! !!! 22.10.2019 11:59

Анатолий Петрович,от всей души поздравляю тебя с Юбилеем! Всё что сказано о тебе выше,все соответствует действительности! Как земляк - черемховец,я знаю тебя уже более 40 лет и по работе и в быту. Добавить просто нечего! Здоровья тебе и благополучия на долгие годы!


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ