Высокопоставленный чиновник попался на взятках
На КГЭС начались судоходные попуски
Желающих строить аэропорт "Мирный" не нашлось
О госпитализации Габышева "позаботился" сотрудник ФСБ
Родители, следите за безопасностью своих детей!

Имя автора легендарного марша «Прощание славянки» Василия Агапкина навечно вписано в историю нашего Отечества. 3 февраля, в день его рождения, хочется с благодарностью вспомнить о нем.

«Прощание славянки» — марш, написанный под впечатлением от событий Первой Балканской войны (1912—1913) Василием Ивановичем Агапкиным, штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка, стоявшего в Тамбове. Не утратив своей популярности за прошедшие годы, он, по существу, стал национальным маршем, символизирующим проводы на фронт, на воинскую службу или в дальнее путешествие.

За рубежом «Прощание славянки» - одна из самых узнаваемых музыкальных эмблем Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации (Из Википедии).

Услышанный когда-то давно марш «Прощание славянки» с самых первых аккордов словно пронзил меня. Вряд ли по молодости лет я осознавала всю значимость слов, заложенный в них патриотический посыл, но необыкновенно напевную мелодию, ее внутренний драматический накал приняла всем сердцем сразу и навсегда.

С годами я еще сильнее проникалась высоким настроем и вдохновляющим порывом этого потрясающего музыкального произведения. Тем более что без него не обходились ни главные торжества страны, ни военные парады, ни любые важные события, что само по себе было значимо и символично.

Начало 20-х годов. Тамбов. Фото: 900igr.net.

В знаменитом фильме Михаила Калатозова «Летят журавли» (1957 г.), трогающем своей предельной чистотой и искренностью, марш в сцене проводов добровольцев на войну – самая высокая нота стремительно развивающейся мелодрамы. Он звучал и грозно, и отчаянно, и грустно, и бесстрашно. Но главное – с надеждой!

Именно после этой картины, получившей «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, к произведению Василия Агапкина пришла всенародная популярность… после долгих лет забвения. С тех пор его исполнение вошло в традиционный ритуал отправки новобранцев к местам службы.

Записи «Прощания славянки» начали издавать большими тиражами, марш сопровождал десятки отечественных кинолент и спектаклей, включался в репертуар практически всех военных оркестров страны. Как и всякий шедевр, проверенный временем, он теперь навечно зачислен в арсенал отечественной духовой музыки. Навечно, потому что в искусстве одной из главнейших по праву считается тема прощания с домом, с Родиной. Особенно для людей, уходящих на трудное опасное дело во имя великих целей…

Немного фактов. 7 ноября 1941 года состоялся знаменитый парад на Красной площади в Москве в честь 24-й годовщины Октябрьской революции. В те дни линия фронта пролегала всего в нескольких десятках километров от столицы. Несмотря на опасность и напряженность ситуации, праздничное мероприятие не отменили. И это еще больше укрепляло моральный дух солдат, уходивших на фронт, а также тех, кто вынужденно оставался под бомбежками в родном городе. Именно В.И.Агапкину было доверено дирижировать сводным оркестром.

А на Параде Победы, 24 июня 1945-го, автор марша руководил группой барабанщиков, под дробь которых бросались к подножию Мавзолея черно-белые с фашистской свастикой штандарты третьего рейха. Жестокий и беспощадный враг, принесший миру столько зла, горя и боли, повержен! А наше красное знамя уже развевается на рейхстаге! Это два моих самых любимых кадра из военной кинохроники тех времен. Думаю, их чаще нужно показывать недругам России, чтобы они не забывали и не забывались…

Но вернемся к нашему герою. По абсолютному музыкальному слуху военного дирижера Василия Агапкина в 1951 году был настроен перезвон Курантов Спасской башни Московского Кремля – одних из древнейших часов в мире.

Какие строки биографии! Кто бы мог предположить, что такая необычная судьба выпадет на долю никому неизвестного трубача тамбовского кавалерийского полка, написавшего в 28 лет свое ставшее бессмертным произведение. В далеком 1912-ом!

«Прощание славянки» справедливо назвали маршем столетия. Поэтому празднование его юбилея в 2012 году получило статус события общенационального масштаба. Во многих странах прошли фестивали, посвященные легендарному русскому маршу, который там любят и знают. Послушайте его в исполнении хора Китайской народной армии на их главном военном параде! Просто мороз по коже!

Такая музыка не может не сплотить людей. Суровая сдержанность, строгая интонация, чистая мелодия… И сегодня марш не выбивается из заданного ритма. Он звучит в унисон с гулом современной военной техники, проходящей по брусчатке Красной площади на торжественных парадах в честь Дня Победы, многократно усиливая впечатления от происходящего.

Когда раздаются его гордые и грозные узнаваемые аккорды, люди в залах всегда встают и расправляют плечи. Как мощно исполняет любимый марш Кубанский казачий хор, завершающий им свои незабываемые концерты! И гордость, и боль за Отчизну, и священный трепет души… Великое очищение чувств в такой возвышенный момент.

На обложке первого издания значились две надписи, указывающие, что этот марш – посвящение всем славянским женщинам, а также событиям на Балканах.

Как давно всё было – более века назад… А он по-прежнему в строю! Этим можно только гордиться.

Пока у нашего народа есть сильная надежная армия, живы её традиции и память о героическом прошлом, не искоренён национальный дух, «Прощание славянки» будет отзываться в сердцах миллионов. По степени эмоционального воздействия этот марш сродни другому гениальному произведению – «Священной войне» А.Александрова. Патриотическая песня-набат периода Великой Отечественной войны стала своеобразным гимном защиты Отечества.

Не могу в такой момент не вспомнить добрым словом и почитаемую в народе песню «Варяг» с ее жестокой пронзительной правдой: «Врагу не сдается наш гордый «Варяг». Пощады никто не желает…» Русские матросы не спустили славный Андреевский флаг. Они не думали о подвиге, о смерти, они думали о чести! Как и положено истинным сынам Отчизны.

Есть у нашего народа великие песни… И им суждено бессмертие!

Если верить прессе, "Прощание славянки", пожалуй, единственная мелодия, которой посвящена мемориальная доска. Она установлена на здании Музейно-выставочного центра Тамбова. Жители города буквально осыпали ее цветами. На состоявшихся по этому случаю торжествах звучала главная мысль: сто лет для этого марша – не срок. Такая музыка живет вечно!

…Впервые особенно обостренно мне довелось прочувствовать оголенный нерв «Прощания славянки» в ноябре 1985-го во время круиза по четырем странам Европы.

Советский лайнер «Константин Симонов», стоявший у причала Лондонского морского порта, готовился вскоре отдать швартовы. Через эстуарий реки Темзы он должен был выйти в Северное море и взять курс на немецкий Гамбург.

За час до посадки к группе советских туристов, собравшихся на берегу, пробились из шумной толпы зевак две женщины – пожилая и помоложе. Из сумбурного торопливого разговора выяснилось, что обе – русские. Одна попала в Англию во время второй мировой войны, другая вышла замуж за британца восемнадцать лет назад.

Обе выглядели очень взволнованными. Им так хотелось узнать новости о далекой любимой Родине, о многом расспросить. Ведь из-за существовавшего в те годы «железного занавеса» трудно было получить правдивую информацию.

Все наперебой начали рассказывать, что да как… Бросились доставать из сумок московские конфеты, сувениры, водку, смущая нежданными «презентами» бывших соотечественниц. Наше скорое прощание получилось очень трогательным и сердечным. Мы крепко жали друг другу руки, желали счастья и уже, толпясь на трапе и будучи в расстроенных чувствах, то и дело оглядывались на вдруг заплакавших навзрыд незнакомок.

А когда по давно заведенной на флоте традиции на всех четырех палубах судна грянул марш «Прощание славянки», ни я, ни мои попутчики, придвинувшиеся к холодным перилам борта, не смогли сдержать слез и эмоций от увиденного. По бетонному пирсу еще долго бежали, постепенно растворяясь в тающей белёсой дымке, две женщины с вскинутыми в последнем взмахе белыми платочками.

И было в этом что-то до боли невозвратное, грустное, щемящее…

P.S. В день празднования столетнего юбилея нашего великого марша я в который раз прослушала знакомое каждой своей нотой «Прощание славянки». И, как всегда, проплакала с первой до последней строки, не в силах устоять перед пронзительной, жизнеутверждающей музыкой… Не получается по-другому…

Благодарно помянув Василия Ивановича Агапкина, решила, что непременно надо вновь побывать на Ваганьковском кладбище. Чтобы увидеть выбитые на надгробном камне первые такты любимой «Славянки»… Чтобы поклониться автору и положить цветы памяти… За святое и вечное…

Наталия КИМ.

Справка:

Агапкин Василий Иванович родился в деревне Шанчерово Рязанской губернии в 1884 году. Рос в небогатой крестьянской семье. Мать его умерла, когда ему был год. Отец с сыном перебрались в Астрахань. Когда мальчику было десять лет, его отец скончался.

На протяжении нескольких лет ребенок выживал благодаря подаяниям добрых людей, пока его не зачислили учеником в оркестр Царевского резервного батальона. Выяснилось, что у него практически идеальный музыкальный слух.

В 1906-1909 годах служил в драгунском полку под Тифлисом.

В начале 1910 года поступил на сверхсрочную службу, получив в Тамбове назначение трубачом в запасной артиллерийский полк.

С осени 1911 года без отрыва от прохождения воинской службы приступил к занятиям в классе медных духовых инструментов при местном музыкальном училище.

После Октябрьской революции, в 1918 году, Агапкин добровольцем вступает в Красную Армию. В красном гусарском полку организует духовой оркестр.

Через два года, в самый разгар Гражданской войны, вернулся в Тамбов, где стал руководить музыкальной студией, параллельно возглавляя оркестр войск ГПУ. В конце лета 1922 года вместе с оркестром дает в Тамбове прощальный концерт, после чего отправляется на постоянное место жительства в Москву.

В 1924 году оркестр Агапкина принимает участие в прощальной церемонии во время похорон Владимира Ильича Ленина.

В 1928 году организует оркестр из беспризорников.

В 30-е годы возглавлял оркестр Высшей школы НКВД, с которым записал ряд музыкальных произведений.

Когда началась Великая Отечественная война, 57-летнего Агапкина назначили старшим капельмейстером в мотострелковую дивизию имени Дзержинского, которая была образована при войсках НКВД. Ему присваивают звание интенданта первого ранга.

7 ноября 1941 года во время легендарного парада на Красной площади Агапкин дирижирует сводным оркестром.

Агапкин входил в состав сводного оркестра и на Параде Победы, который состоялся после Великой Отечественной войны, 24 июня 1945 года.

После войны переехал в Подмосковье в небольшой городок Хотьково. Дом, в котором он провел последние годы жизни, находится напротив Абрамцевского музея, по улице Береговой.

На пенсию Агапкин вышел в возрасте 72 лет. Осенью 1964-го он скончался. Композитору было 80. Его похоронили на Ваганьковском кладбище. Имя Агапкина сегодня носит детская школа искусств в Рязанской области в городе Михайлове. В 2014 году в деревне Шанчерово, где он родился, был открыт бронзовый бюст композитора, который выполнил скульптор Олег Седов.

За свою карьеру композитор написал несколько десятков мелодий, многие из которых имели популярность. Среди его произведений преимущественно вальсы, марши, пьесы. Помимо "Прощания славянки", ему принадлежит "Кавалерийский марш" и марш "Лейтенанту".

Написано им много вальсов: "Голубая ночь", "Ночь над Москвой", "Волшебный сон", "Любовь музыканта", "Сиротка", "Рассвет над Москвой", "Раннее утро", "Стон Варшавы".

Множество инструментальных пьес: "На берегу Черного моря", "Дочь улицы", "ДнепроГЭС", "Душевные раны", "Китайская серенада", "Кузнецы", "Неаполитанские ночи", "Люсины глазки", "Моя фантазия", "Привет ВКП", "Старый вальс", "Фокусы", "Полет в стратосферу".


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
03.02.2020 01:05 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ