В московском бизнес-центре прогремел взрыв
Курс доллара упал ниже 73 рублей впервые с начала марта
В Москве и Подмосковье временно ограничено посещение кладбищ
Fitch изменило долгосрочный прогноз по рейтингам Якутии на "негативный"
Ил Тумэн увеличил дефицит госбюджета Якутии

ИА SakhaNews. Почти 80 процентов всех юкагиров - интересного и загадочного народа - проживает в Якутии. Ученые пытаются на основе юкагирского языка – одного из древних языков Сибирского пространства - воссоздать древний праязык, сообщает пресс-служба ДДН им. А.Е.Кулаковского.

Очень многие, как исторические, так и лингвистические данные о юкагирах, вызывают споры в научной среде. Язык юкагиров мало изучен: идет только лишь его представление в словарях, научной литературе.

Ситуация усугубляется крайне тяжелой этнической ситуацией народа, его малочисленностью. На сегодняшний день, по данным переписи 2010 года, юкагиров насчитывается всего 1603 человека. Из них в Якутии проживают 1281, т.е. почти 80 процентов. Носителей языка осталось менее... 30 человек. В слабой форме языком владеют около 20 человек.

О судьбе этого народа и его языка 15 февраля шла речь на круглом столе «Юкагиров тропа не пропала…» в Якутске в Национальной библиотеке РС(Я), посвященном Декаде родного языка.

"Юкагиры делятся на две группы: лесные и тундренные. Как считают многие ученые, эти две группы являются отдельными народами. Пять тысяч лет назад юкагиры расселялись по всей Восточной Сибири, от Енисея до Чукотки. К моменту прихода русских в 17 веке ареал распространения юкагирских племен сокращается и к этому моменту русские их обнаруживают от нижнего течения Лены до восточного побережья Чукотки, включая Анадырь.

При этом и казаки, и позднейшие исследователи сходились во мнении, что как народ юкагиры один, но подразделяли их на племена. Одной из главных задач казаков было объясачивание местного населения, соответственно, сразу же велся учет родов для наложения ясака.

По тем данным известно 13 юкагирских племен. Их территория распространения включает в себя Яну (4 рода), Индигирку (3 рода), Колыму (3 рода) и остальные на Чукотке. В силу разных обстоятельств: ясачная политика, уничтожение, войны, эпидемии привели к тому, что уже в середине 18 века численность юкагиров резко сокращается.

Мы знаем, что в древности, в момент прихода якутов юкагиров было очень много. Об этом говорят якутские легенды, которые отражают восприятие народа. К примеру, знаменитое северное сияние дьүкээбил – дьүкэгиир уоттара – гласит, что юкагиров было так много, что свет их костров отражался на небе и появлялось северное сияние. Другая легенда повествует о том, как появились черные окончания крыльев у стерхов – птицы уставали в полете и начинали касаться крыльями костров", - рассказал н.с. ИГИиПМНС СО РАН Вячеслав Иванович Шадрин, выступивший с докладом «Юкагирские роды: вчера и сегодня».

В 17 веке, когда пришли русские, юкагиров было не так много - 5,5-6 тысячи человек. Впрочем, абсолютное большинство ученых историков склоняется к тому, что на самом деле численность юкагиров была гораздо больше, потому что не все были учтены, и численность составляла 10 тысяч человек. Якутов в 17 веке было было 30 тысяч, т.е. примерно в три раза больше. После этого происходит много серьезных изменений и к середине 18 века численность юкагиров варьируется от тысячи до 1,5 тысячи.

К середине 18 века выделяют только несколько больших племенных объединений - это анаулы, алаи, когимэ и чуванцы. В середине 18 века происходят знаменитые походы Павлуцкого на чукчей. Русские казаки в качестве проводников используют юкагиров, все это вызывает активное противодействие чукчей, которые записывают юкагиров во враги.

К 1770 году в Восточной Чукотке юкагиров практически не остается, они подверглись фактически полному истреблению со стороны чукчей и коряков. Исторически известно, что небольшие группы юкагиров ушли вместе с казачьими командами в Нижнеколымский острог, часть отошла к чуванцам. Чуванцы спаслись во многом благодаря тому, что перестали себя официально относить к юкагирским родам. С конца 19 века их начинают выделять в отдельный народ. Однако большая часть чуванцев очекучивается, часть окорячивается, а в начале 20 века основная часть обрусела. Такова этническая судьба наиболее восточной группы юкагиров.

Западную группу юкагиров тоже постигла печальная участь. Они не были истреблены физически как восточная группа, но полностью ассимилированы с якутами, эвенами. Здесь тоже есть ряд причин, одной из основных является та самая градация тогдашних племен и народов. Юкагиры относились к бродячим родам, на них накладывался самый высокий оклад ясака, они платили больше всех. Так получилось, что янские юкагиры в основном стали растворяться в эвенских и якутских родах, но историческая память у них сохранилась по сегодняшний день. Ярким примером являются юкагиры с. Казачье Усть-Янского района. Последние пять лет они ввели в школе факультативное изучение языка, проводят мероприятия, направленные на возрождение своего этнического самосознания.

"Интересна судьба юкагирских родов. Они проживали практически по всему течению Индигирки. Очень интересное исследование этой группы в последние 3-5 лет проводит московский историк Александр Немировский. Мы знаем Зашиверский острог, но мало кто знает, что рядом с ним проживали юкагирские племена. К сожалению, так же, как и сам Зашиверск, эти племена исчезли, но их следы мы обнаруживаем до сих пор.

Например, в Аллаиховском районе, который до сих пор остается центром проживания тундренных юкагиров, правда, они утеряли язык. А южную часть по ясачным книгам, когда численность племени сокращалась и оставались единицы, приписывали к родам, которые они считали родственными.

Интересно, что юкагиры верхнего течения Индигирки своими родичами называли верхнеколымских юкагиров и их переселяли туда. В памяти нелемских юкагиров на сегодняшний момент мы не обнаруживаем следов этих индигирских переселенцев. По ясачным книгам конца 18 века 3-5 человек были переселены, но сам факт, что верхнеиндигирские роды были близки к верхнеколымским очень знаменателен. Раньше в русских данных, сказках, исторических сведениях юкагиров делили на каменных – а это те, кто проживал в горах. Каменных юкагиров, скорее всего, можно объединить в единую группу, которая включает Верхнюю Индигирку, Верхнюю Колыму и продолжается по хребтам вплоть до Западной Чукотки", - рассказал Вячеслав Иванович Шадрин.

К началу двадцатого века в этнической картине юкагирских родов выделяются только две группы, которые сохранили свой язык, культуру, образ жизни. Это когимэ (лесные юкагиры) Верхнеколымского района и алаи (тундренные юкагиры) Аллаиховского, Нижнеколымского, Усть-Янского районов. Остальные юкагиры оставались единичными вкраплениями в Усть-Янском и Булунском районах.

"Деятельность юкагироведов отдела северной филологии ИГИиПМНС СО РАН базируется на сочетании фундаментальных и прикладных научных исследований, социальной и образовательной практики. В настоящее время в отделе северной филологии работают пять научных сотрудников: Курилов Г.Н., - д.ф.н., Курилова С.Н. – к.ф.н., Лукина М.П. – к.ф.н., н.с., Прокопьева П.Е. – к.п.н., прокопьева А.Е. – к.ф.н., два лаборанта Помогаева А.А., Курилова Л.Г. Основными направлениями работы юкагироведов института являются: исследование лексики, словообразования, грамматики юкагирского языка, составление академических словарей юкагирских диалектов, а также изучение жанровых особенностей и семиотики юкагирского фольклора", - сообщила к.ф.н., ИГИиПМНС СО РАН Маргарита Петровна Лукина в докладе «Юкагирский язык и фольклор в современных научных исследованиях».

Юкагироведы неоднократно выезжали в места их компактного проживания – в Верхнеколымский и Нижнеколымский районы Якутии, Магаданскую область - с целью сбора фольклорных, лингвистических и этнографических материалов и изучения этнокультурной ситуации. Ситуация характеризуется как критическая. Уходят из жизни истинные носители языка и культуры. В этих условиях вся ответственность за сохранение, возрождение языков и культуры ложится на энтузиастов среднего и более молодого поколения.

За последние годы увидели свет более десяти монографий сотрудников отдела, большинство из которых опубликованы в издательстве «Наука» г. Новосибирска. Кроме фундаментальных исследований, сотрудники института разрабатывают и выпускают учебно-методические пособия по диалектам юкагирского языка. За эти годы выпустили более двадцати учебных пособий по языку, фольклору и традиционной культуре юкагиров.

В рамках проекта ЮНЕСКО, инициированного Министерством образования РС(Я) и ИПМНС СО РАН, выпустили 14 дисков по юкагирскому языку, фольклору и культуре. Юкагироведы совместно с СВФУ им. М.К. Аммосова инициировали и реализовали проект «Программа сохранения и развития языков и культур малочисленных народов Севера на цифровых носителях и в Киберпространстве на 2011-2014 гг.», в ходе которого издано 16 электронных пособий по языку и культуре юкагиров. При участии юкагироведов ИГИиПМНС СО РАН также выпускаются различные учебные пособия для учителей и носителей языка, которые необходимы в образовательной практике.

"Приложение «Народные юкагирские игры» поможет получить визуализированную информацию о народных юкагирских играх, которые на сегодня практически забыты. Они имеют познавательное содержание и обладают этническим своеобразием, отражают реалии кочевого быта и приобщают к культуре выживания в условиях Арктики.

Игры имеют практическую направленность, т.к. способствуют формированию сообразительности, наблюдательности, выдержки и направлены на поддержание и развитие необходимых в трудовой деятельности качеств в условиях Севера и Арктики. Использование игровых методов будет привлекать интерес не только детей, но и взрослого населения.

Всего предложено 10 уровней народных юкагирских игр от стрельбы из лука до оленьих гонок. Игра доступна на русском, юкагирском и английском языках. Игры можно скачать в плеймаркете, они доступны на телефонах на базе андроидов", - рассказала к.и.н. СВФУ им. М.К. Аммосова Валентина Семеновна Акимова в своем докладе «Юкагирские народные игры в твоем телефоне».

Также в работе круглого стола приняли участие главный архивист отдела использования документов Национального архива РС(Я) А.В. Казаев с докладом «Документы Национального архива РС(Я) об исследователе юкагиров В.И. Иохельсоне» и к.п.н., ИГИиПМНС СО РАН П.Е. Прокопьева с докладом «Сохранить для будущих поколений: работа по составлению словаря исчезающего языка лесных юкагиров».


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
18.02.2020 02:49 (UTC+9)
Комментарии: 3
Мнение 18.02.2020 09:00

Может юкагиров стало меньше из-за того, что якуты вытесняли юкагиров с более рыбных мест рек и охотничных? Поэтому плохо питались и зиму не выдерживали? Например, юкагиры жили в Среднеколымске, где много озер и рыбы в реке, а потом якуты их выдавили в Верховье Колымы, где они сейчас и проживают.


Соседка 18.02.2020 15:39

Всех юкагиров из с.Нелемное, Верхнеколымского района,кого я знаю с советских времён ,это талантливый, дружелюбный народ. В советское время в Зырянке была школа - интернат, где учились и жили дети из Нелемного и других поселений. Конечно, много перемешанной крови из-за брака с исследователями, например, поляки- Дзингалевский, американец-Дуглас, но все предки живут в Нелемном.


Север 18.02.2020 17:40

Истребление было и будет главной политикой страны.На себя посмотри как проживаешь?Тут даже маткапитал не поможет.Если не было в свое время респб. Саха и тебя тоже не было.


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ