«Дочка» АЛРОСА сокращает ИТР в Ленске
В Нюрбе восстановлено энергоснабжение
Какие льготы имеют бизнесмены-арендаторы во время пандемии
Мост через реку Тюкян в Якутии открыт
В Якутии за сутки потушили семь лесных пожаров

Как толкует словарь, «шахматы – это настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства, науки и спорта». Но если педагогу по шахматам предстоит научить 3-5-летних малышей этой древнейшей игре, насчитывающей полторы тысячи веков, то на шахматной доске обязательно должны появиться … сказочные персонажи! Не верите?

Именно работа в детском саду номер 18 «Прометейчик» имени Т.С.Комаровой вдохновила педагога дополнительного образования по шахматам Дмитрия Николаевича Морозова на сочинение… шахматных сказок для детей. Удивительные сказки талантливого педагога посвящены каждой шахматной фигуре!

В 1992 году после окончания Бурятского государственного педагогического института им. Даржи-Банзарова я начал работать инструктором по физической культуре в Кысыл-Сырской средней школе Вилюйского района Якутии. Спустя 23 года по зову сердца перешел в детский сад «Родничок», чтобы заниматься физкультурой уже с дошколятами. Там впервые решил организовать шахматный кружок, поскольку желающих научиться играть было много.

Любовь к шахматам мне прививал отец с 8-летнего возраста. Помню, именно тогда у меня появлялось неудержимое желание, стремление к победе любой ценой. Я, как и все дети, увлекался «коллекционированием» «съеденных» фигур. Что греха таить, иногда жульничал, обижался, когда проигрывал. Но отец как настоящий учитель настойчиво учил меня играть по правилам.

Во время работы в детском саду «Родничок» села Кысыл-Сыр я прошел курсы повышения квалификации по федеральному курсу, которые проводил Игорь Георгиевич Сухин «Шахматы в школе». Эти курсы изменили мой взгляд на преподавание этой сложной и интересной игры.Теперь я стал воспринимать шахматы не как спортивную игру, а как средство обучения всесторонне развитой личности дошкольника. В 2018 году, переехав в Якутск, стал педагогом дополнительного образования по шахматам в МАДОУ «Детский сад номер 18 «Прометейчик» им. Т.С.Комаровой».

Наш детский сад «Прометейчик» - ресурсный центр по развитию детской одаренности в Республике Саха (Якутия) проекта «Одаренный ребенок». В основе его деятельности лежит концепция развития талантов человека, то есть начиная с раннего возраста обучение музыке, рисованию, шахматам, языкам, здесь и спорт, и STEAM-образование.

В детском саду свою работу с детьми я провожу по шахматно-задачной технологии И.Г.Сухина в центре интеллектуальных игр «Каисса» детского сада «Прометейчик». Шахматным образованием в нашем саду охвачено 544 ребенка. Это систематические занятия со всеми детьми, начиная со второй младшей группы, детско-взрослые сообщества, индивидуальные занятия.

По каким направлениям я работаю с детьми? Первое направление - художественные шахматы. Во время занятий дети со мной или воспитателями рисуют или лепят шахматные фигуры. Второе направление - театральные шахматы. Здесь мы с родителями и воспитателями занимаемся постановкой и разработкой сценариев. Третье направление – шахматные подвижные игры. На этом этапе дети со мной, а также с воспитателями и родителями играют в игры. Четвертое направление - шахматные стихотворения, загадки, ребусы. На этих занятиях дети разучивают занимательные стихи и разгадывают загадки. Пятое направление - геометрия и математика шахмат.

В нашем детском саду также работает шахматный клуб «Белая ладья». Занятия в клубе ведутся по трем направлениям - педагог, родитель, ребенок. В непринужденной игровой форме дети вместе с родителями изучают шахматную теорию. Каждая фигура рассматривается отдельно с помощью стихов, загадок и сказок. Родители наших воспитанников участвуют во всех мероприятиях клуба, помогают в театрализации сценариев шахматных сказок.

Также в нашем детском саду создана шахматная кафедра. Воспитатели «Прометейчика», окончившие курсы повышения квалификации по шахматной технологии И.Г.Сухина, ведут работу с детьми и родителями, создают методические разработки, проводят мониторинг и анализируют проделанную работу. Все вопросы обсуждаются на заседаниях шахматной кафедры. Кафедрой детского сада разработан и создан ряд шахматных-дидактических игр: «Спаси Туйаарыма Куо», «Быстрые Кони», «Пешечные превращалки», «Шахматный барабан-поле чудес», «Шахматные кубики для самых маленьких детей», «Увлекательная шахматная геометрия». Начата работа над новой авторской игрой для детей «Шахматные счеты».

Именно в «Прометейчике» пришло вдохновение для сочинения шахматных сказок для детей! Мною написаны шахматные сказки на каждую шахматную фигуру, которые я использую в своей работе. Изданный сборник шахматных сказок и подвижных игр пользуется большим спросом и популярностью среди коллег на различных семинарах регионального и российского уровня.

Обучение игре в шахматы в детском саду положительно влияет на совершенствование у детей многих психических процессов, на развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления. Кроме того, как показала практика, помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет на селе и обучается в сельской малокомплектной школе, а также открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа.

Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, выработка способности действовать в уме. Ребенок становится собранным, самокритичным, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до победного конца и не унывать при неудачах.

Мои планы на будущее - продолжать развивать детские таланты через шахматное образование, создавать дидактические игры для дошколят, ведь шахматы стали для меня своеобразной жизненной моделью.

Меня часто спрашивают: «Чем же являются для ваших детей шахматы?». Я отвечаю так: «Шахматы - это история, культура, математика и литература, эстетика и геометрия». Шахматы для детей - это, прежде всего, дидактические и подвижные игры. Шахматы - это тактика защиты и нападения, нестареющая игра, действия которой мы можем увидеть в нашей повседневной жизни».

Дмитрий МОРОЗОВ.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
02.03.2020 02:18 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ