В Якутии строят крупнейший объект для детского отдыха
У полпреда президента В ДФО подтвердился COVID
Анабарский район переходит на строительство каменных домов
В Архангельской области добыт крупный алмаз
Работники крупных белорусских заводов вышли на забастовку

12 марта ушел из жизни старейший работник Якутского речного порта, почетный работник транспорта России, почетный работник речного флота РФ, почетный работник водного транспорта Якутии, ветеран труда Михаил Семенович Ермолаев. Трудовой стаж этого удивительного человека – 56 лет!

Сегодня благодаря автобиографии, бережно сохраненной в отделе кадров судоходной компании «Якутск», где он в последнее время работал, мы имеем возможность узнать, какой была река жизни Михаила Ермолаева и путь к осуществлению детской мечты – стать капитаном.

«Я родился 14 февраля 1941 года в селе Витим Ленского района Якутской АССР в простой рабочей семье. Отца не помню. Мама – Зоя Петровна Французова одна воспитывала нас, пятерых детей. Я был самым старшим. Свое детство помню плохо, в памяти осталось лишь постоянное чувство голода.

В 1948 году мама перевезла нас жить в поселок Сользавод, где стала работать в местной пекарне. Там я пошел в первый класс. В 1957 году, после окончания семи классов Сользаводской школы, поступил в Пеледуйское ремесленное училище номер 7 на специальность «столяр-рулевой». Учился с большим интересом, открывал для себя много нового.

С благодарностью вспоминаю мастера производственного обучения Кирилла Ивановича Бакулова, который научил меня столярному мастерству и привил любовь к труду. Еще хочется вспомнить Анатолия Константиновича Константинова, который преподавал теорию судовождения. Требования педагогов в то время были очень строгими, но полученные навыки и знания мне потом не раз пригодились в жизни. Я всегда с благодарностью вспоминал своих первых наставников.

В 1959 году я с отличием окончил училище и сразу же был направлен на работу в Якутский речной порт, где меня зачислили на должность рулевого теплохода «Клара Цеткин». Так что началом моей трудовой биографии следует считать 15 апреля 1959 года. Знания, полученные в Пеледуйском ремесленном училище, очень пригодились на практике. Помню первого капитана Николая Ивановича Курочкина и старшего помощника Андрея Николаевича Докучаева, который научил меня читать лоцманские карты и проходить сложные участки рек.

Навигации одна за другой проходили стремительно быстро. Я как старший сын и брат должен был помогать матери поднимать младших, поэтому приходилось работать и в межнавигационный период, совмещая работу с учебой. Зимой 1959-1960 года успешно окончил курсы командного состава в Якутском речпорту.

В навигацию 1960 года я уже работал мотористом-рулевым на теплоходе «Аржаков». Особенно хочу вспомнить капитана Бориса Матвеевича Уваровского, который обучил меня грамотной лоции реки Лена, правильно ориентироваться по створам, проходить перекаты и сложные участки реки. А механик Спиридон Петрович Чиин научил грамотно и творчески подходить к обслуживанию судовых механизмов и технической части теплохода.

Под умелым и грамотным руководством капитана и механика и непреодолимом желании самому стоять у штурвала я добился повышения по службе и уже в навигацию 1961 года стал вторым помощником капитана - вторым помощником механика теплохода «Аржаков». Работа предстояла интересная и ответственная, ведь наше судно работало на пассажирской линии Якутск - поселок Промышленное. Этот поселок находился на реке Вилюй. Особенно запомнилась первая самостоятельная вахта по протоке Тостамуская. По пути следования открывались новые просторы, необычайная красота якутской природы. Я понимал, что не ошибся в выборе профессию и мне хотелось непременно стать капитаном!

Профессионального уровня и практических навыков на теплоходе для дальнейшего роста мне, конечно, не хватало. Я понимал, что с семью классами образования мечта стать капитаном просто невыполнима. Необходимо было получить среднее образование, и я пошел учиться в вечернюю школу рабочей молодёжи. Окончив ее с отличием в 1964-м, сразу поступил в Новосибирский институт инженеров водного транспорта на специальность «Судовые машины и механизмы». Однако проучился я недолго – 18 ноября 1964 года меня призвали в армию, и обучение прервалось на долгих три года.

Начались армейские будни. Первые девять месяцев обучался в школе сержантов в селе Манзовка Приморского края и окончил ее с отличием. Служил в воинской части в посёлке Пограничный - Градеково Приморского края в ракетных войсках. Часть была засекречена, переписка с родными и близкими практически недоступна, поэтому всё своё свободное время я посвящал спорту. Моими самыми любимыми спортивными снарядами были турник и перекладина.

Демобилизовался 17 ноября 1967 года в звании старшего сержанта, и уже 1 декабря 1967 года работал в Якутском речпорту. С этой даты и начался отсчет моего трудового стажа. Забегая вперёд, с гордостью хочу отметить, что 1 декабря 2017 года исполнилось ровно пятьдесят лет, как я работаю в Якутском речпорту. Его много раз переименовывали, менялось руководство, но я всегда был предан своей профессии.

После демобилизации из армии я стал первым помощником капитана - первым помощником механика теплохода «Беркут». Параллельно продолжал обучение в Новосибирском институте инженеров водного транспорта, но уже на заочном отделении.

На теплоходе «Беркут» я проработал четыре года и дослужился до капитана теплохода. Наш теплоход возил пассажиров по маршруту Покровск - Исить. В одном из очередных рейсов я познакомился с очень красивой девушкой. Она вместе со своей подружкой ехали в гости в посёлок Синск. Я так был очарован её красивыми глазами, что у меня возникло желание во что бы то ни стало встретиться с ней снова. И мы встретились вновь на теплоходе «Беркут». Она возвращалась в Якутск из Синска на учёбу. И тут я сказал себе, что больше никуда её не отпущу. Мы познакомились поближе, начали встречаться, и постепенно наша дружба переросла в более серьёзные отношения, которые закончились свадьбой. Это было в 1973 году. В долгом и счастливом браке родились двое детей – дочь и сын. Сейчас они уже взрослые. Как отец я горжусь, что мои дети получили образование и нашли своё призвание.

Сразу после женитьбы, в 1973 году, пришлось перейти работать на берег, так как мне не хотелось оставлять молодую жену одну надолго – мы ждали первенца. Я устроился в службу берегового хозяйства родного Якутского речного порта на должность группового механика. В мои обязанности входил контроль за техническим состоянием судов во время их эксплуатации и контроль за качественным проведением ремонта судов в межнавигационный период.

Жизнь шла своим чередом. Я трудился в родном речпорту, жена работала в Жатайской больнице врачом-терапевтом. Так и прошли 33 года совместной жизни. В 2006-м я овдовел, и только любимая работа помогла найти в себе силы жить дальше.

Контроль за техническим состоянием судов во время их эксплуатации и контроль за качественным проведение ремонта судов в межнавигационный период я выполнял в течение 13 лет в должности начальника службы ремонта флота и плавучей механизации судоходной компании «Якутск», после ликвидации Якутского речного порта.

За плодотворную деятельность по разработке и внедрению в производство я был удостоен звания «Лучший рационализатор речного флота» МРФ РСФСР. За 50 лет работы в системе речного флота я получил благодарность от руководства Якутского речного порта и судоходной компании «Якутск» за преданность профессии и многолетний опыт, который я передаю молодёжи. Также среди наград – знаки «Победитель социалистического соревнования 1973 года» и «Ударник одиннадцатой пятилетки» (1986 год), медаль «300 лет Российскому Флоту» (1996 год), нагрудные знаки «Почетный работник речного флота» (2006 год) и «Почетный работник транспорта России» (2010 год).

В 2000 году по решению исполнительного органа и профсоюзного комитета я был удостоен звания «Ветеран Якутского речного порта». В 2012 году по итогам навигации мне был вручен крест «За заслуги перед флотом», а в 2017-м – знак «Почетный работник водного транспорта РС(Я)».

Михаил Семенович очень любил жизнь. Ценил и уважал людей труда, простых работяг, на которых, как говаривал сам, «весь флот держится». А они уважали его, потому что знали – Семеныч не подведет! Любил якутскую природу, красавицу Лену. Любил дачу, которую построил своими руками. Урожай огурцов, помидоров, кабачков, моркови и свеклы каждый год снимал отменный. Любил свою старшую внучку Таню, от души радовался ее успехам.

Каждый, кто встретил на своем жизненном пути Михаила Семеновича Ермолаева, будет помнить этого доброго, трудолюбивого, отзывчивого и честного человека.

Ирина ГУСЕВА.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
14.03.2020 15:16 (UTC+9)
Комментарии: 1
Москвитин.А.Н 04.05.2020 04:24

Через год /1965,декабрь\,я тоже попал в школу сержантов в Ман зовке,2рота,14 взвод,командир к-н Федяинов


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ