Премьер-министр назначил заместителя министра финансов
АЭБ отправляет платежи в отпуск
В Якутске НКО могут получить субсидии
Строительство сквера в Ленске идет по графику
На севере Якутии долги за электроэнергию превысили 150 млн

В продолжение статьи «О чем рассказала старая фотография», опубликованной 2 апреля ИА SakhaNews, сообщаю, что Указом Президиума Верховного Совета ЯАССР от 5 октября 1945 года было присвоено почётное звание «Заслуженный артист ЯАССР» Бутурлину В.Д.(художественный руководитель и главный режиссёр в 1943-1945 гг.), Белевцеву Г.М, Зиновьеву М.Н., Ивановой Н.С., Крупновой А.Н., Лаврову И.М., Столыпиной Е.П., Урбанович П.В. Грамотами ВС ЯАССР были награждены Ануфриев К.Т., Баташов Б.А., Дедюхин В.Н. (машинист сцены), Лившиц М А., Мальцев А.В. (организатор театра в 1920 гг.), Новиков М.С., Николаев-Никольский Н.Г., Устинская Д.А. (заведующая костюмерным цехом), Шимановская-Юрьева А.Г.

Также привожу в полном объёме статью Павла Урбановича, одного из тех, кто запечатлен на том фото. Она была написана в дни празднования 25-летия Русского театра в Якутске и как нельзя лучше поясняет, кто на этом фото. Поскольку эта статья публиковалась без фотографий, пришлось добавить фото из других номеров газет.

Галина ИВАНОВА.

Нашему зрителю

Премьерой пьесы «Мещане» Горького открыл 29 сентября Русский театр свою 25-летнюю юбилейную декаду. С неустанным интересом переполненный зрительный зал следил за развёртыванием действия на сцене.

Затаённое внимание зрителя, смех, слёзы, аплодисменты – доходят до играющих актеров. Они, в свою очередь, заражаются отношением зрительного зала и ещё активнее и глубже наполняют горьковские образы.

Подготовка спектакля сложное явление – она является результатом работы всего коллектива, состоящего из многих театральных цехов. Зритель не знает названия большинства этих цехов. Даже режиссёр в своём творческом выявлении ясен не всем зрителям. Это нас не обижает. «Режиссёр должен умереть в актёре», – говорил талантливый руководитель МХАТа В.И.Немирович-Данченко. И мы, режиссёры, вместе с цехами театра с удовольствием «умираем» в актёрских образах, предоставляя актёру основное право представительствовать перед зрителем.

Якутский зритель любит наш театр, любит наших артистов, хорошо знает их творческий путь. Зритель наш не вообще идет в театр – он идёт на определённую пьесу, играемую признанными им лучшими актёрами.

Фамилии наших артистов тт. Крупновой, Столыпиной, Юрьевой, Гелих, Вишневецкой повторяются в этих случаях. Не менее заинтересован зритель участием в этих спектаклях нашего лучшего мужского состава. Фамилии тт. Белевцева, Зиновьева, Лаврова, Ануфриева, Лохина, Новикова, Баташова – заранее располагают зрителя к спектаклю.

Бывают иногда и неожиданные явления, когда артисту приходится в том или другом образе преодолевать установившиеся отношения со зрителем.

Артистку Крупнову зрители зарегистрировали, в основном, как комедийную. Ей пришлось завоевывать также внимательное отношение зрителя и к своим драматическим образам. Этого с полным успехом добилась артистка Крупнова в ролях Кручининой в пьесе «Без вины виноватые» А.Островского и Гертруды в «Мачехе» Бальзака.

Значительно труднее преодолевать любовь зрителя к своему комедийному таланту пришлось артисту Зиновьеву. Его появление на сцене сразу вызывает улыбки и смех зрителя. И всё же Зиновьеву удается повести за собой поклонников своего дарования и играть роли, заставляющие зрителя после смеха поплакать – Отец в «Нашествии» Леонова, доктор Вернон в «Мачехе».

Фамилия артиста Белевцева вызывает уверенность в интересном глубоком масштабном образе, независимо от того в какой пьесе и какую роль он играет. Исторические образы Ленина, талантливого полководца Кутузова, или театральный образ Бессеменова в «Мещанах» – всё дается артистом Белевцевым в большом внутреннем насыщении.

С удовольствием признаёт наш зритель подлинное мастерство артистки Столыпиной, умеющей создавать острохарактерные художественные образы, – будет ли это бытовая фигура матери в пьесе «Мещане», или страшный образ Галчихи в «Без вины виноватых».

С интересом ждёт зритель каждой новой роли от артиста Лаврова. Диапазон этого артиста позволяет ему играть острохарактерные роли (Дядюшка в «Последних» Горького, героические роли (Горбунов в «Офицере флота» Крона) и стильные комедийные роли (Боленброк в «Стакане воды» Скриба).

Человеческую теплоту образов, мягкость и женственность несёт в зрительный зал артистка Юрьева (Мать в «Последних», Юлия Антоновна в «Офицере флота»).

В советском театре нет специального деления актёров на амплуа, но практически амплуа существует. Нечастое для театров актёрское явление «герой» представлено у нас несколькими любимыми якутским зрителем актёрами.

Мужественность образов артиста Ануфриева («Дама невидимка» Кальдерона, «Офицер флота»), соединённая с хорошими природными данными и сценической способностью по праву привлекает зрителя к спектаклям с его участием.

Широкие возможности у артиста Лохина. Он играет и героев-любовников («Стакан воды», «Мачеха»), и советских героев («Поединок» братьев Тур и Шейнина), и любовника-простака в пьесе «Без вины виноватые». Не чужды ему и чисто характерные роли («Офицер флота», художник).

Интересную «героическую» фигуру представляет собой артист Новиков. Его отличительной чертой является душевная глубина играемых образов. Играя так называемых двух резонёров (Дядюшка, «Давным-давно» Гладкова, генерал в «Мачехе»), артист Новиков сумел их сделать живыми историческими фигурами. Наиболее же интересной ролью является у него Тетерев в «Мещанах».

В течение менее чем годичного срока сумел завоевать симпатию якутского зрителя наш новый артист Баташов. Его роли Незнамова в «Без вины виноватых» и Петра в «Мещанах» получили реальное претворение в глубокие психологические образы, волнующие зрителя своей естественностью и необычностью.

Разумеется, благодарит артистку Вишневецкую зритель за образ Елены в спектакле «Мещане». Обаяние, жизнеутверждение и человечность, данные артисткой Вишневецкой в этом образе, вносят струю свежего воздуха в мещанскую среду семьи Бессеменова.

С творческим удовлетворением принимает зритель игру артистки Гелих в спектаклях «Давным–давно» (роль Шуры) и в «Мещанах» (роль Татьяны). Серьёзная работа над собой артистки Гелих позволяет полноценно играть ей самые разнообразные роли и, опираясь на свой опыт и стаж, актёрски расти в каждом новом спектакле.

Высказываю только часть мнений, воспринятых от зрителя о наших ведущих артистах: в составе труппы есть ещё ряд интересных актёрских индивидуальностей (тт. Галанина, Слюсаренко, Скитский, Антонов и многие другие). Разбор их творческого лица – вопрос отдельного доклада или статьи.

Необходимо отметить наше растущее молодое поколение. Товарищи: Куклина, Игнатьева, Никольская, Сосновский, Рябцев – ведущая театральная молодёжь органически вошедшая во все наши спектакли, растущая на глазах у зрителя.

Наш актёрский коллектив, в основном, определяет и качество спектакля. Неслучайно поэтому, что в последние годы, театр вместо прежних 15-20 премьер в сезоне дает 10-11. Это показатель творческого роста театра и удовлетворённости зрителя. Средняя жизнь каждой новой постановки – 30 спектаклей. А отдельные из них, как то: «Нашествие» Леонова, «Жди меня» Симонова, прошли по 40-50 раз. Есть основания предполагать, что ряд наших текущих спектаклей (например, «Мачеха») тоже в конце сезона подойдут к цифре 50. Это очень отрадное явление. Многие зрители на любимом спектакле бывают по два, по три раза.

Самостоятельным по творческому значению в нашем театре является художественное оформление спектакля. Главный художник театра тов. Никольский (он же художник большинства спектаклей) сумел поднять этот важный участок работы на большую высоту. Благодаря художественному опыту тов. Никольского, его творческой страстности и технологической осведомлённости, – наш театр может ставить пьесы любого репертуара – советского, классического исторического. Стиль оформления, костюмы, эпоха, быт правильно дополняют и развивают наш спектакль. Тов. Никольский так же, как и актёры, известен и любим якутским зрителем, нередко награждающим при открытии занавеса, оформление аплодисментами.

Большой радостью для нашего коллектива является право воспитывать новые актёрские кадры.

В этом году наш зритель увидит две студийные работы – «Сказка о правде» Алигер (постановка Лаврова) и выпускной спектакль студии из русской классики (постановка Лохина). Этими двумя спектаклями мы исправляем свою ошибку – отсутствие до сих пор юношеского и детского репертуара в нашем театре. Пока же первые результаты нашей воспитательной работы можно увидеть в спектаклях «Мачеха» (роль Полины исполняет студийка Смиронова) и «Мещане» (Поля – студийка Шепелёва, учительница Соловьёва, и кухарка – студийка Алексеева).

Несколько слов о ближайших планах работы. К Октябрьским дням мы покажем пьесу Леонова «Обыкновенный человек» (постановка т.Остер). Практическая группа готовит внеплановый спектакль – комедию-фарс Мольера «Лекарь по неволе» (постановка Урбановича). До конца этого года мы подготовим ещё два спектакля, один из них пьеса русского классика. Репертуар второй половины года будет определен, исходя из ожидаемых нами новых советских пьес. Мы предполагаем поставить также спектакль Шекспира «Виндзорские проказницы». Будет включена в новый год пьеса из якутской национальной классики.

Наш театр работает в ощущении творческой ответственности перед общественностью, перед своим зрителем. Мы жадно, внимательно прислушиваемся к реакции на спектаклях зрительного зала и к мнениям ведущей части якутского зрителя. В этом залог нашего роста и успеха. Приносим творческую благодарность зрителю, по праву разделяющему вместе с нами радость празднования 25-летнего юбилея Государственного Русского театра в Якутии».

П.В.Урбанович,

художественный руководитель и главный режиссёр.

Газета «Социалистическая Якутия». 1945.5 окт.(номер 197).с.2

Примечание Г.Ивановой. В то время история Русского театра в Якутске отсчитывалась с 1920 года, с момента национализации Клуба приказчиков, где работал театр. Возможно, не все читатели знают, что с 2016 года Постановлением Правительства РС(Я) датой основания Русского театра в Якутии было признано 10 мая (по старому стилю) 1891 года, на основании диссертационных исследований кандидата искусствоведческих наук В.К.Крыловой «Русский драматический театр в Якутии (особенности развития в национальной республике)» (1891-2001 гг.) и документов Иркутского государственного архива. Поэтому, переводя на современное летоисчисление, в 1945 году Русскому театру исполнилось 54 года.


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
09.04.2020 11:06 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ