В Якутии за сутки потушили семь лесных пожаров
Ледоход на крупных реках Якутии проходит спокойно
Какие льготы имеют бизнесмены-арендаторы во время пандемии
Мост через реку Тюкян в Якутии открыт
В СВФУ приемная кампания пройдет в электронной форме

"Александр Александрович Петров не только известный учёный, исследователь, ведущий педагог Герценки, один из основателей Института народов Севера РГПУ. Я его воспринимаю как посла Якутии и всех северян в культурной столице России.

Он бескорыстный человек, всегда поможет в Санкт-Петербурге, поддержит своих земляков. Если нужно, проведёт и экскурсию, он прекрасно знает историю этого города, памятные места. Влюблён в него, он стал для него второй родиной. Мы должны гордиться таким человеком, большой личностью и благодарны за то, что он делает для сохранения языков малочисленных народов Севера. Он признанный в мире научный авторитет по тунгусо-маньчжурским языкам.

Насколько я знаю, научное сообщество Санкт-Петербурга с большим уважением относится к Александру Александровичу как к эксперту, учёному. Его имя вошло в 2005 году в сборник "Знаменитые люди Санкт-Петербурга". Так в ответ на нашу просьбу представил своего знаменитого земляка (оба родились на амгинской земле) заведующий кафедрой отделения журналистики филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова(СВФУ) Олег Сидоров.

Интервью у Александра Петрова взяла журналист Алла Кондратьева.

Фото Сардааны Барабановой.

45 лет жизнь Александра Петрова связана с РГПУ имени А.И.Герцена. Из них двенадцать лет возглавлял диссертационный совет. Целой плеяде ученых из Якутии оказал реальную помощь и поддержку. Только бы перечисление их фамилий заняло здесь немало места. Многими своими бывшими студентами он по праву гордится.

- Александр Александрович, как же начинал свою жизнь в Ленинграде юноша из далекой Амги?

- С детства мечтал о Ленинграде. Из книг и фильмов довольно много знал об этом прекрасном городе. А когда окончил среднюю школу в Амге, уже не сомневался: только Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт им. А.И.Герцена. Город на Неве был выбран еще потому, что здесь при прорыве блокады Ленинграда сражался и погиб мой дед по линии мамы Афанасий Васильевич Соловьев. Хотелось найти его могилу и отдать дань его памяти. И, конечно, передо мной был яркий пример – моя учительница русского языка и литературы Зоя Николаевна Васильева, выпускница Герценовского института 1957 года.

И вот в июле 1975 года я прилетел в новенький аэропорт “Пулково”. Нашел приёмную комиссию на набережной Мойки 48, записался на подготовительные курсы для поступающих на филологический факультет, и как подсказали, поехал на Минеральную улицу, где в школе прямо в классах были расставлены раскладушки для поступающих в вуз. Абитуриенты были из разных городов СССР: Доржи Эсенгенов - из Улан-Удэ, Миша Ризман - из Иркутска, Ваня Шутов - из Ленобласти. Жили дружно, занимались, знакомились с городом.

Ленинград меня очаровал: мосты, парки, проспекты, дворцы, музеи... Тогда он был еще городом с лимитной пропиской, очень ухоженный, чистый. Были живы блокадники, которые культивировали особое трепетное отношение к своему городу, берегли его. Неимоверной ценой они отстояли его в годы войны. Нельзя было кинуть бумажку, даже окурок мимо мусорной урны, перейти улицу вне светофора, нельзя было сидеть в транспорте в присутствии старших. Таким высоким был уровень культуры ленинградцев.

Победители республиканского конкурса вокалистов, 1971 г. В первом ряду третий слева - А.Петров.

После моей родной Амги я попал в совсем другой мир, живущий своими ритмами, богатой культурной, научной и производственной жизнью. Сдал все вступительные экзамены, но не нашел своей фамилии в списке поступивших – не хватило одного балла.

- Как все складывалось дальше?

- Я был страшно расстроен. Что делать? Пошёл в приёмную комиссию, чтобы забрать документы. Попросил выдать мне справку, что я все экзамены сдал, но не прошёл по конкурсу. На моё счастье, выдававшая документы девушка посоветовала обратиться с этой справкой и документами в Отделение народов Крайнего Севера (ОНКС).

Уже ни на что не надеясь, пошёл туда (о, удача или судьба!). В это время там, несмотря на период отпусков, как раз находился заведующий ОНКС Юрий Павлович Чистяков. Посмотрев мои документы (аттестат - 4,5 балла, спортсмен, окончил музыкальную школу, а главное – все вступительные экзамены сдал на “хорошо” и “отлично”), Юрий Павлович сказал, чтобы я подождал до 1 сентября, пообещав, что, если будет недобор, то меня возьмут на первый курс отделения. Я, конечно, последовал его совету и с 1 сентября был зачислен сначала вольнослушателем, а затем уже студентом очной формы обучения.

Кстати, родная Якутия дополнительное бюджетное место для меня, несмотря персональный запрос, так и не выделила. Тем не менее, мне очень повезло - я стал студентом знаменитого вуза, имеющего многолетнюю историю. Указ о создании Воспитательного дома, с которого и началась история университета, был подписан Императором Павлом I еще в 1797 году.

Я активно включился в учебу, переехал в общежитие - на проспект Стачек, дом 30. Началась новая интересная пора моей жизни – студенческие годы. В первое время были приступы ностальгии, но постепенно насыщенная интенсивная учебная и общественная работа, участие в спортивных секциях, в ансамбле "Северное сияние" развеяли тоску о родине. Конечно, и теперь, спустя 45 лет, сжимается сердце при воспоминаниях о детстве и юности в родной Якутии, на благодатной амгинской земле, где протекает чистейшая в мире река Амга, где пахнет скошенным сеном и земляничными полянами, а лес и водоёмы полны дичи и рыбы...

- А место захоронения вашего деда вам все-таки удалось разыскать?

- Да, он похоронен в братской могиле в г.Шлиссельбурге (Петрокрепость).

- Расскажите, пожалуйста, из какой вы семьи? Живут ли сейчас ваши родные в Амге?

- Родители мои - простые люди, работали в Амгинском райпо. Отец, Александр Николаевич, родом из села Ляги, а мама, Мария Григорьевна, - из села Эмиссы.

Воспитали пятерых детей, всем дали образование: мне и Марии – высшее, Виктору, Артему и Наташе – среднее специальное. Виктор – спортсмен, мастер спорта по вольной борьбе, воспитанник Чурапчинской спортивной школы им. Дмитрия Петровича Коркина (тоже, кстати, выпускника филфака ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1957 г.), окончил педучилище, работает тренером. Артем закончил музыкальное училище по классу кларнета (играл на фортепиано, баяне, скрипке). Наталья Михайлова (фамилия по мужу) окончила культпросветучилище, известная в республике певица. Мария окончила музыкальную школу по классу аккордеона, выпускница дошкольного факультета РГПУ им. А.И.Герцена, сейчас работает в администрации Амгинского улуса.

С внуками.

Моя старшая дочь Татьяна тоже живёт в Амге, она с отличием окончила ИНС РГПУ им. А.И.Герцена, работает в Амгинской гимназии им. Л.В.Киренского, в семье трое детей, наших внуков. Зять Андрей Иванович Чекальдин тоже выпускник нашего университета, сейчас преподаёт историю и культурологию в Амгинской средней школе. Старшая внучка Валентина окончила бакалавриат Технологического института в Санкт-Петербурге, Иван – ученик 10 класса, Екатерина учится в 5 классе.

- Что из студенческих лет в университете ярко запомнилось?

- Конечно, прежде всего, учёба, ибо занятия вели такие известные профессора и доценты института, как педагог Г.И.Щукина, слависты Г.И.Демидова, И.Я.Сахаров, Н.И.Гамбург, З.А.Воробьёва, фольклористы и литературоведы М.Г.Воскобойников, З.Н.Куприянова, Г.В.Стадников, М.Г.Качурин, А.И.Груздев, историки и этнографы Ч.М.Таксами, Ю.А.Сем, этнохореограф Т.Ф.Петрова-Бытова, североведы Н.И.Гладкова, А.Н.Жукова, П.И.Инэнликэй, Г.А.Меновщиков, Л.В.Беликов, Е.П.Лебедева, М.П.Баландина, М.Я.Бармич и другие.

Самые яркие воспоминания связаны также с участием в студенческом ансамбле “Северное сияние” под руководством заслуженного работника культуры РСФСР Татьяны Федоровны Петровой-Бытовой. Помню наши гастроли в Ленинграде, Москве, Смоленске, Риге, Вильнюсе, Таллине, Тарту и других городах страны, а также за рубежом - в Норвегии и Франции, участие в культурной программе “Олимпиады-80” и XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Ансамбль стал лауреатом трёх медалей ВДНХ СССР – бронзовой, серебряной и золотой, получил высокое звание “Народный коллектив” (1977).

Мы выступали на самых престижных площадках Ленинграда в сводных концертах вместе со звездами российской эстрады - Эдитой Пьехой, Эдуардом Хилем, Людмилой Сенчиной, Михаилом Боярским, Лаймой Вайкуле и другими, вели детский абонемент “Музыка от “А” до “Я” в Большом концертном зале “Октябрьский”...

Я познакомился и подружился с людьми разных национальностей: эвенками, эвенами, ненцами, селькупами, хантами, манси, нганасанами, энцами, долганами, вепсами, саами, коряками, чукчами, эскимосами, ительменами, нивхами, ульчами, нанайцами, ороками, орочами, удэгейцами, алеутами, кетами, юкагирами, а также русскими, евреями, якутами, бурятами и другими национальностями нашей Родины – СССР. Мы жили большой дружной семьёй, постигали азы знаний, проверяли их на практике в пионерских лагерях и школах (от Ленинграда до родных мест – Север, Сибирь и Дальний Восток).

Постепенно стал заниматься научно-исследовательской работой в студенческом научном обществе (СНО) под руководством своих преподавателей, а затем уже самостоятельно, печатал свои первые статьи, например, в газете “Советский учитель”. Мы, комсомольцы, проводили разные рейды, дежурили в общежитиях.

Конечно, не все выдерживали условия городской жизни, изменение рациона питания, а также психологические нагрузки, ритмы большого города-мегаполиса... Им приходилось уезжать, чтобы не заболеть туберкулёзом в сыром климате северного города.

Кстати, позже, уже работая деканом, мне приходилось буквально воевать за жизнь некоторых студентов, больных туберкулёзом. Но одного все-таки не удалось спасти – юкагир Алёша Дьячков умер от милиарного туберкулёза. Государство тогда очень заботилось о студентах-северянах: они были на полном государственном обеспечении (получали одежду и обувь, талоны на трёхразовое питание, на ремонт одежды, в баню, на проезд на городском транспорте, путёвки в дома отдыха и санатории (при этом у них сохранялась ежемесячная стипендия).

Как якут я не подпадал к категории малочисленных коренных народов Севера, и потому не был на гособеспечении. И это было одной из причин того, что учился я “от” и “до”, прилежно, не пропуская ни одной лекции или практического занятия. Учился на “отлично” до третьего курса (затем женился, родилась дочь – пришлось подрабатывать, потому в зачётке появились отметки “хорошо”, но "удовлетворительно" ни разу не было за все время учёбы). Получал стипендию в размере 40 рублей. И её (по тем ценам на продукты) вполне хватало на жизнь...

И вообще - студенческие годы остались в памяти как лучшие годы жизни. Молодость! Любовь! Романтика! А землячества и постоянного представительства Якутии в те годы в Ленинграде не было, но якутяне часто все вместе выезжали за город, играли в волейбол, пели песни. Помню, даже осуохай танцевали перед Казанским собором...

- Расскажите, пожалуйста, о вашей научной деятельности? Ни о чем не жалеете?

- Еще студентом я готовил доклады под руководством Заслуженного работника культуры РСФСР Татьяны Фёдоровны Петровой-Бытовой и доцента Нины Ивановны Гладковой (впоследствии она стала моим научным руководителем, когда я работал над кандидатской диссертацией). Меня в те годы больше интересовали фольклор и этнография народов Севера. Помню свой первый серьёзный доклад на пленарном заседании ОНКС на тему “Фольклор как основа репертуара ансамбля “Северное сияние”.

В аспирантуре учился по специальности “языки народов СССР”, тема диссертации была связана с этнологией: “Лексика, отражающая духовную культуру эвенов (народное искусство и обряды)”. В этот период неоднократно бывал в научных экспедициях, собирал материалы для своей кандидатской диссертации в Момском и Среднеколымском районах Якутии, в Билибинском районе Магаданской области и Чукотском национальном округе.

Диссертацию успешно защитил в декабре 1988 г. в Ленинградском отделении Института языкознания АН СССР, а докторскую - ровно через 10 лет, в декабре 1998 года в Москве в Институте языкознания РАН. Она называлась “Лексика духовной культуры тунугусоязычных народов”.

“Доброжелатели” из ИЛИ РАН написали отрицательный отзыв на мой автореферат. А по положению ВАК, если есть отрицательный отзыв, то зачитываются все другие, а их у меня было шесть. В итоге защита шла пять часов без перерыва, но завершилась для меня успешно. А в 2000 году я получил звание профессора.

Если честно, сейчас понимаю: все эти степени и звания – формальное признание заслуг, а на самом деле можно много сделать (в том числе и в науке) без кандидатских и докторских диссертаций. В истории науки есть яркие тому примеры: Владимир Германович Богораз-Тан получил должность профессора как преподаватель вуза, без защиты диссертаций, Владимир Михайлович Наделяев – основатель сибирской научной фонологической школы тоже не имел степеней и званий. Как говорил когда-то один мой коллега: “Все мы когда-то уйдём – останутся только наши труды”.

Ценность и значимость любого исследователя определяется его конкретным вкладом в науку. С удовлетворением могу сказать, что мои труды, написанные ещё в прошлом, XX веке, и работы, опубликованные позже, до сих востребованы в научной среде и в практике школьного и вузовского образования. Моя докторская диссертация открыла широкое направление в области этнолингвистики не только тунгусо-маньчжурских языков, но в целом и языков народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации моих коллег за последние десятилетия.

- Вы уже несколько десятилетий готовите кадры для дошкольного, среднего и высшего образования.

- Я горжусь многими своими выпускниками. Это учителя, воспитатели дошкольных образовательных учреждений, хореографы, научные работники, народные депутаты... Особо помню первые выпуски: Шарина (Стручкова) Сардана Ивановна, ныне кандидат филологических наук, заведующая отделом северной филологии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, учитель эвенского языка, Почётный работник воспитания и просвещения, ветеран труда РФ Лебедева Екатерина Егоровна, депутат Государственной Думы РФ, Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Григорий Петрович Ледков и многие другие.

За эти годы для регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ подготовлено не одно поколение специалистов высшей квалификации, успешно работающих в различных отраслях народного хозяйства страны, в том числе для Республики Саха (Якутия). Горжусь, что помогал становлению таких известных ученых, как заслуженные деятели науки РФ, доктора наук этнограф А.И.Гоголев, лингвист В.А.Роббек, искусствовед Ю.И.Шейкин, психолог и социолог У.А.Винокурова, этнохореограф А.Г.Лукина, филолог юкагировед ГН.Курилов, исследователи якутского языка С.А.Иванов, Н.Н.Ефремов и многие другие.

С завкафедрой Татьяной Назмутдиновой и нынешним директором Института народов Севера Игорем Набоком.

В диссертационном совете, который возглавлял в течение 12 лет, успешно защитили диссертации соискатели из Якутии: докторскую по языку долган Н.М.Артемьев, кандидатские по этнографии народов Севера и якутов В.С.Акимова, С.А.Алексеева, Е.И.Корнилова, по проблемам якутско-русского билингвизма Т.С.Федорова (Назмутдинова), по эвенскому языку Е.В.Нестерова, Р.П.Кузьмина, Г.В.Роббек, С.Н.Саввинова, И.И.Садовникова, по юкагирскому языку С.Н.Курилова, М.П.Лукина, по эвенской литературе А.А.Винокурова и др.

- Скажите, пожалуйста, Александр Александрович, какие принципиальные изменения произошли в системе подготовки педагогических кадров за последние десятилетия?

- Переход на многоуровневую систему (бакалавриат и магистратура) и отказ от специалитета. Это негативно отразилось на качестве подготовки кадров, по сравнению с подготовкой специалистов. Раньше мы давали (и это было отражено в дипломе о высшем образовании) конкретную квалификацию по определенной специальности. Теперь этого нет.

- Как вы лично, например, относитесь к ЕГЭ в школах, согласны ли с мнением, что эта форма оценки знаний учащихся привела к ухудшению качества среднего образования? Если да, то чувствуете ли вы, что уровень подготовки современных абитуриентов ниже, чем тот, который был у ваших сверстников?

- Дело не в ЕГЭ, ибо это только форма аттестации. Снизился (по сравнению с советским периодом) общий уровень подготовки школьников, а отсюда и абитуриентов.

- Когда вы возглавили Институт народов Севера РГПУ им. А.И.Герцена, какие цели перед собой ставили? Удалось ли их достичь?

- В 1998 году на альтернативной основе тайным голосованием Ученого совета РГПУ им. А.И.Герцена я был избран деканом факультета народов Крайнего Севера (ФНКС). Это уже в 2001 году общими усилиями коллектива ФНКС был реорганизован в Институт народов Севера (ИНС) как структурное подразделение РГПУ им. А.И.Герцена, и я был назначен приказом ректора Г.А.Бордовского первым директором ИНС.

Тогда факультет народов Крайнего Севера находился в плачевном состоянии, даже стульев не хватало на кафедрах. Старшее поколение помнит эти печальные 90-е годы прошлого века. Но мы смотрели в будущее с оптимизмом: команда единомышленников много работала не покладая рук. За короткое время с помощью северных регионов, с которыми мне удалось установить плодотворное сотрудничество, провели ремонт учебного корпуса и общежития, кабинетов родных языков и кафедр.

Были созданы два компьютерных класса, лингафонный кабинет, отремонтированы актовый и конференц-залы, оборудованы учебные аудитории и т.д. На новом качественном уровне стали работать библиотека, музей, театр-студия “Северное сияние” ФНКС.

На снимке(слева направо): Александр Петров, Жорес Алферов, Олег Сидоров.

В период моей работы директором Институт народов Севера вырос до семи кафедр (алтайских, уральских, палеоазиатских языков, русского языка в национальной школе, литературы, этнопедагогики и этнопсихологии, этнокультурологии). В штате стало 17 докторов и 43 кандидата наук; увеличилось число студентов - до 350 человек (300 – очная форма, 50 – заочная форма обучения). Активно работал докторский диссертационный совет по трем специальностям: языки народов РФ, литература народов РФ, Этнография, этнология, антропология, председателем которого я был двенадцать лет.

- Над чем вы сейчас работаете?

- Недавно завершил работу над вторым изданием “Истории изучения тунгусо-маньчжурских языков в России. Очерки и исследования”, а также монографией “Тунгусо-маньчжурские языки России (история и современность)”. В 2019 опубликовал 18 научных статей.

В этом году участвовал в международных семинарах и IV научном симпозиуме, посвященном проблемам языков и культур народов Севера, он проходил в Японии. Там выступал с докладами о современной этнолингвистической ситуации в России в области тунгусо-маньчжуроведения и тюркологии. Сейчас работаю над составлением книги “Ученые, писатели, художники из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока” - к 90-летию Института народов Севера. Написал две статьи о своём учителе-наставнике Татьяне Федоровне Петровой-Бытовой.

- В каждом ли языке, на ваш взгляд, есть своя философия?

- Безусловно. Я много лет занимаюсь этнолингвистикой. Это так называемая внешняя лингвистика, то есть наука, изучающая влияние экстралингвистических (не языковых) факторов на развитие языка. Она исследует язык и духовную культуру, менталитет народа и языковую картину этноса. Мы мыслим категориями того языка, на котором говорим. Не случайно языки типологически делятся на флективные (например, русский язык), агглютинативные (например, якутский язык), инкорпоративные (например, чукотский язык).

У каждого человека, в зависимости от языка, на котором он говорит, своя особая языковая и научно-концептуальная (философская) картина мира. А если человек говорит на нескольких (двух и более) языках, какая это уникальная личность, способная переключать семантические коды и семиологические системы! Поэтому я всегда призываю своих студентов (и не только их) изучать как можно большее количество языков. Это очень обогащает личность человека.

- А сами вы сколькими языками владеете?

- Знаю и могу общаться на пяти языках (родной якутский, русский, немецкий, эвенский, долганский) плюс американский вариант английского языка (со словарем).

- Как вы думаете, в чем секрет неординарных способностей представителей Якутии, многих северных народов, и их успеха в разных уголках мира?

- Главная особенность северных народов, в том числе представителей Якутии, заключается, на мой взгляд, в том, что они в течение тысячелетий смогли освоить самую холодную часть планеты Земля (криолитозону), выработали в этих экстремальных климатических условиях своеобразные культуры хозяйствования: оленеводство, северное скотоводство, охоту, рыболовство, собирательство.

На презентации книги "Пути великих свершений" в Кунтскамере.

Вместе с этим они создали высокие образцы духовной культуры: народные знания (метеорология, космология, метрология, медицина, традиционная кухня и др.), искусство (народные песни, танцы, декоративно-прикладное искусство), обряды (жизненного цикла – рождение, свадьба, похороны; промысловые(культ медведя), фольклор (малые жанры: пословицы, поговорки, загадки, приметы, заговоры; сказки, предания; героический эпос – олонхо) и другое. Закалённый северный характер, своеобразный менталитет – основа успеха таких людей.

- Бываете ли вы в Амге?

- Конечно, я очень горжусь своей родиной, своими истоками, там мои предки, родные... Амгу воспели в своих произведениях В.Г.Короленко (“История моего современника”) и И.А.Гончаров (“Фрегат Паллада”), многие якутские поэты, прозаики, драматурги... Красавица Амга всегда в моем сердце. И люди: родные, друзья, знакомые.

Амгу прославили известный российский этнограф и фольклорист Виктор Николаевич Васильев (1877-1931 гг.), Герой Социалистического труда, академик АН СССР, создатель Института физики в Красноярске Леонид Васильевич Киренский (1909-1969 гг.), механизаторы-хлеборобы, известные доярки и животноводы, артисты, певцы, танцоры...

Много раз я бывал в Амге - и летом, и зимой, с друзьями и дорогими гостями, в том числе и зарубежными... После одной из таких поездок был заключен договор о сотрудничестве Амгинского улуса с Российским этнографическим музеем и Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера РАН). Сегодня я по-прежнему ощущаю тесную связь с родным краем.

- Как ваша семья относится к вашей большой занятости, преподавательской, научной деятельности?

- С пониманием. Родные пытаются меня беречь и помогают всемерно. Моя любимая супруга Ольга Михайловна – мой добрый ангел-хранитель! Она работает врачом неврологом Регионального сосудистого центра. Половина моих побед - и ее заслуга. Я ей очень благодарен за понимание и терпение.

Алексей Петров. Кадр из кинофильма "Перегон".

Дети у меня тоже замечательные: старший сын Михаил – наша опора, опытный специалист в области банковского дела, сын Алексей – актер кино (снимался в фильме “Перегон” режиссера А.Рогожкина), он обладатель Гран-при за лучшую роль второго плана. А дочь Евгения – ученица 10 класса, наша надежда, имеет много достоинств (теннисистка, певица, художник, дизайнер...). Наша мама – Мария Дмитриевна, ветеран тыла и труда, добрый мудрый советчик, хранительница очага...

Все они создают мне условия для творческой научной и учебно-методической работы, подпитывают энергией, дают новые силы и позитивный духовный настрой. Я им за это очень благодарен!

- Как проводите свободное время?

- Люблю читать классическую художественную литературу, бывать на концертах в филармонии, спектаклях театра музыкальной комедии, гулять по Невскому проспекту, в парках Пушкина и Петродворца. Устраиваем с супругой прогулки на велосипедах, посещаем вместе фитнес-зал с бассейном, бывали в путешествиях.

А вообще я Ленинград-Петербург люблю весь как большой единый живой организм. Люблю общаться с ним, каждое утро здороваюсь и благодарю его, пою, беседую с ним во время пеших прогулок в разных районах города, которые за 45 лет жизни я познал многие. Но, вместе с тем, город до сих остаётся для меня загадкой, много еще мест, музеев, дворцов, улиц, скверов и садов, с которыми, уверен, еще познакомлюсь.

- Что можете пожелать своим землякам?

- Мужества и терпения, особенно в период пандемии. Как говорил Поэт, “...всё пройдёт, что пройдёт – то будет мило”. Молодёжи - оптимизма и задора, достижения поставленных целей и выполнения задач, беречь себя и родных и близких.

Я объездил полмира, но краше своей родной Якутии земли не видал. Берегите нашу землю, родные!

Алла КОНДРАТЬЕВА,

г.Санкт-Петербург.

Справка:

Петров Александр Александрович родился 20 декабря 1957 г. в поселке Ляги Амгинского района Якутской АССР.

В 1980 году окончил Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И.Герцена (ныне РГПУ им. А.И.Герцена) по специальности «Учитель русского языка и литературы, эвенского языка и литературы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока средней школы», в 2003 г. - Северо-Западную Академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Социальная работа».

В 1985 г. окончил аспирантуру по кафедре языков фольклора и литературы народов Крайнего Севера ЛГПИ им. А.И.Герцена.

В 1988 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук (по специальности – языки народов СССР), в 1998 г. – докторскую диссертацию (специальности: языки народов РФ, тюркские языки).

В 1990 г. ему присвоено ученое звание - доцент, в 2000 г. – профессор.

С 1980 по 1982 гг. служил в рядах Советской Армии в Карелии.

С 1980 г. - преподаватель-стажер, ассистент кафедры языков, фольклора и литературы народов Крайнего Севера ЛГПИ им. А.И.Герцена.

С 1989 г. - доцент кафедры алтайских языков и методики их преподавания Факультета народов Крайнего Севера.

С 1995 по 2003 г. - профессор, заведующий кафедрой алтайских языков и методики их преподавания РГПУ им. А.И.Герцена.

С 1990 по 1994 гг. - заместитель декана по учебной работе.

С 1998 по 2001 г. - декан факультета народов Крайнего Севера.

С 2001 г. по 2010 г. – директор Института народов Севера (ИНС) РГПУ им. А.И.Герцена. Председатель совета ИНС, член Ученого совета РГПУ им. А.И.Герцена.

В настоящее время - профессор кафедры алтайских языков, фольклора и литературы Института народов Севера РГПУ им. А.И.Герцена в Санкт-Петербурге и приглашенный профессор кафедры северной филологии Института языков и культур Северо-Востока РФ СВФУ им. М.К.Аммосова в Якутске.

Член секретариата Санкт-Петербургского отделения Академии «Северного форума», Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, культурного общества «Саха-Нева», руководитель Лиги молодых ученых Севера.

Член редколлегий серии «Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», научных сборников “Языки народов Севера, Сибири и Дальнего Востока”, “Фольклор и этнография народов Севера”, ответственный редактор сборников “Лингвистические вопросы североведения” (1997), «Ученые-североведы» (2001), «Североведение в вузе: вопросы изучения и преподавания» (2001), «Актуальные проблемы подготовки специалистов для Севера, Сибири и Дальнего Востока» (2001), «Литература народов Севера» (2000-2005), «Североведческие исследования» (2003, 2006, 2008, 2014) и др.

Член Академии «Северного Форума», Санкт-Петербургской арктической общественной академии наук, Русского географического общества.

Награжден медалью “За трудовую доблесть”, Знаком отличия «Гражданская доблесть», медалями Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ “Академик В.А.Роббек”, “За верность Северу”, Почетной грамотой РГПУ им. А.И.Герцена, грамотами президента и правительства Республики Саха(Якутия), почётным знаком “Гордость Амги”, епархиальной медалью Якутской и Ленской епархии Священномученика Евгения (Зернова) III степени и др. наградами.

Имеет почетный знак «Отличник образования Республики Саха (Якутия)».

Почетный гражданин Амгинского улуса Якутии.

Фото с сайта РГПУ и семейного архива А.А.Петрова.


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
19.04.2020 21:16 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ