Передавайте показания счетчиков вовремя!
"Антибиотики нельзя использовать для профилактики COVID"
Суд взыскал миллиарды, украденные на стройке ССК "Звезда"
Сообщите, где торгуют смертью!
В Нижнем Бестяхе построят Центр культурного развития

Народная артистка ЯАССР и РСФСР Нина Алексеевна Константинова (1923 - 2012) и народный артист ЯАССР, директор Русского театра Константин Тимофеевич Ануфриев (1907-1985). Оба фронтовики, интеллигентные, элегантные, с подтянутыми, точеными фигурами (он - атлет, она – статуэточка), с вдохновленными и светящимися изнутри взглядами. У обоих это был уже второй, но очень счастливый, брак, продлившийся более четверти века.

Когда они шли на работу в театр или обратно в свой деревянный с печным отоплением домик (на этом месте сейчас стоит многоэтажный дом «Норд хауз»), все прохожие с белой завистью заглядывались - хотелось хоть немного быть похожими на них.

ЕДИНСТВЕННАЯ И НЕПОБЕЖДЕННАЯ…

Такими эпитетами мне хочется наделить народную артистку ЯАССР и РСФСР Нину Алексеевну Константинову. Народных артисток России, имея в виду представительниц прекрасного пола, в Русском театре города Якутска ни до неё, ни после – увы, не было и до сих пор нет.

Она была королевой русского театра Якутска, которому она посвятила тридцать два года творческой жизни (1956-1988). У неё была великолепная актерская школа, которую она получила в московской театральной студии при театре Ленком, окончив ее с отличием 1950 году, где ее учителями были знаменитые актеры С.Гиацинтова, С.Бирман, И.Берсенев.

В ее репертуарном листе - более ста разнохарактерных драматических, трагедийных, романтических ролей: Катюша Бетелева - «Слушайте, товарищи потомки!» М.Мусиенко (первая её роль на якутской сцене), Маша Забелина - «Кремлевские куранты» Н.Погодина, Анфиса в «Угрюм–реке» В.Шишкова, Елена Ивановна Кручинина - «Без вины виноватые» А.Островского, Баронесса Штраль – «Маскарад» М.Лермонтова, Нила Снежко – «Барабанщица» А.Салынского, Катарина – «Укрощение строптивой» У.Шекспира, «Филумена Мартурано» Э.де Филиппо, Медея – «Медея» Еврипида, Роза Песочинская – «Ретро» А.Галина, Эстер – «Священные чудовища» Ж.Кокто… «Но любимые мои героини – сильные, страстные женщины, в жизни которых, любовь входит как озарение, преображение, счастье и мука, варианты её многообразны в том богатом драматургическом материале, с которым мне посчастливилось встретиться», - писала Нина Алексеевна в своей книге «Моя судьба – театр».

Н.А.Константинова, являясь с 1950 года членом КПСС, была депутатом Верховного Совета ЯАССР трех созывов, избиралась членом Якутского обкома КПСС. Много лет была секретарем партийной организации театра. Она была награждена орденами «Отечественной войны II степени» и «Знак Почета», медалями «За трудовое отличие» и «За доблестный труд». Такой она осталась в народной памяти.

НО ПРЕЖДЕ БЫЛА ВОЙНА…

Она застала семнадцатилетнюю Нину в Куйбышеве с букетом цветущей черемухи в руках после выпускного вечера (так часто показывают в кино). По желанию мамы выпускница подала документы и поступила в Уфимский мединститут, так как к тому времени в Уфу уже была эвакуирована студентка Людмила, ее старшая сестра, вместе с авиационным институтом. По окончании первого курса мединститута, узнав о гибели двоюродного брата – летчика, Нина добилась в горвоенкомате, чтобы ее мобилизовали на фронт добровольцем. Эвакогоспиталь 415, куда направил ее медицинской сестрой отдел кадров Сталинградского фронта, следовал на запад…

Сила и правда её будущих сценических героинь закалялась, по воспоминаниям Нины Алексеевны, "в душных, прокуренных, наполненных стонами раненых солдат палатах, где молоденькие медсестры, чтобы облегчить им боль, тихонько пели песни и читали стихи". Мотаясь по трехъярусным нарам с переливаниями, различными вливаниями и уколами, неоднократно сдавая кровь по 500 кубиков, без отдыха и передышки снова становилась к перевязочным столам. Полуголодные - шрапнель (перловая каша на воде), полураздетые – шинель в морозы, «сапожки», в которые спокойно две ноги входили в один. Руки - в мозолях от носилок: они мыли, поили, кормили, а сколько тысяч километров бинтов пропустили они через себя за годы войны… Нагрузка была колоссальная: госпиталь быль рассчитан на 900 коек, а практически, во время наступлений пропускал 8-10 тысяч раненных, нередко сам попадал под бомбёжки». Но лучшим лекарством для раненых были концерты агитбригады, в которой участвовала Нина, и которой руководил автор знаменитой песни «Давай закурим» композитор Модест Табачников!

На сайте «Память народа» я нашла обнародованный военный документ, представление к боевой награде.

День Победы Нина Алексеевна встретила в Польше в звании ст. сержанта медслужбы с боевыми медалями «За оборону Сталинграда» (1943), «За Победу над Германией» (1945), «За боевые заслуги» (1945).

СИБИРСКИЙ САМОРОДОК

Константин Тимофеевич родился в многодетной семье (5 сестер и 5 братьев) в городе Бодайбо, в центре сибирской добычи золота. Как-то лет пять назад ко мне в кабинет перед спектаклем зашла дама, представившись внучатой племянницей Константина Тимофеевича, и рассказала, о том, что ей, в свою очередь, рассказывали родственники. Дед Константина знал и пользовался одним из месторождений, но в одно время все свернул, и сыновьям строго настрого наказал не подходить даже близко: «золото – это кровь». Забегая вперед, скажу, возможно, этим фактом, объясняется триумф Константина Ануфриева в роли Прохора Громова в 1959 году в спектакле «Угрюм–река» В.Шишкова, после которой актёру было присвоено звание народного артиста ЯАССР.

В 1922 году семья переехала в Олекминск, где Костя окончил 6 классов и стал работать в кузнеце, как и его отец, молотобойцем. В 1927 году семья переехала в Якутск, где Константин стал заниматься в драмкружке клуба профсоюзов. Там этого талантливого, красивого, как сейчас бы сказали, накаченного молодого человека в роли Полевого в спектакле «Разгром» увидел режиссер русского театра Д.А.Хадков и пригласил в театр на амплуа героя-любовника (раньше в театрах строго придерживались амплуа). В 1934 году Константин уехал с труппой в Москву, после начались творческие поиски и постижение профессии в театрах городов Ставрополя, Охи, что на Сахалине, Ворошиловграда, Красноярска, Ржева.

Рядовым пехоты 95-го стрелкового полка он сражался на подступах к Москве, был тяжело ранен, несколько месяцев пролежал в госпитале. После этого опять на фронт, но уже в качестве артиста Омского театра миниатюр.

В родной театр он вернулся осенью 1943 года, где художественным руководителем стал московский режиссер В.Бутурлин, а позже при театре открыл студию тоже московский режиссер П.Урбанович, в которой он создал группу для практикантов, т.е. для актеров, имеющих опыт, но не имеющих образования.

Мужественность образов артиста Ануфриева («Дама невидимка» Кальдерона, «Офицер флота»), по определению П.Урбановича, соединённая с хорошими природными данными и сценической способностью, привлекали внимание зрителей к спектаклям с его участием.

В 1956 году К.Т.Ануфриев был назначен директором театра. В этом же году с московской актерской биржи он привез свою будущую жену Нину Алексеевну, из–за любви к которой в 1960 году, расставшись с прежней семьей, он поплатился должностью директора, оставшись актером. Этот факт обнародуется впервые. Через год он вновь возглавил театр и уже не оставлял его до ухода на пенсию в 1973 году.

За долгую творческую жизнь Константином Тимофеевичем была создана целая галерея, насчитывающая не одну сотню образов, начиная с героев–любовников, и заканчивая дипломатом, членом–корреспондентом, майором гестапо, советским офицером, чекистом, подпольщиком, вожаком восставшего крейсера и многими другими. Снялся в фильме «Утро долгого дня» (Рижская киностудия) в роли белогвардейского генерала Пепеляева.

К.Т.Ануфриев избирался депутатом Якутского городского совета в 1952, 1954, 1957 гг.

Был награжден орденом «Знак Почета» (1971), медалями «За Победу над Германией», «За отвагу», «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.», «За трудовую доблесть», Почетными грамотами Президиума Верховного Совета.

«Во многих спектаклях мы были с ним партнерами, это был удивительно благородный, надежный, добрый человек с красивой душой», написала о нем Нина Алексеевна в своей книге.

Эта красивая пара своим талантом и служением искусству и отечеству вписала яркую страницу в историю Русского театра Якутии.

Галина ИВАНОВА.


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
03.05.2020 11:26 (UTC+9)
Комментарии: 6
Ильина 03.05.2020 13:35

Благодарю! Как здорово,что Вы помогаете не забыть о таких удивительных,замечательных, чудесных людях,которые красивы не только внешне,но и душой! Благодарю!!!


Мира 03.05.2020 13:47

Спасибо, мы обязательно будем жить и ходить в театр!


Татиана 03.05.2020 14:11

Вот и еще одна история жизни. Какая замечательная пара, удивительная судьба. Низкий поклон за мужество и самоотверженность в суровые годы войны.


Удивительная история. 03.05.2020 16:09

Талантливая и красивая пара!


Мда 03.05.2020 16:24

Интересно! Какие люди раньше жили среди нас в Якутске


колючка 03.05.2020 17:44

Фронтовики, это особенные люди


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ