Путин подписал законы о дистанционных выборах
«Игры Дыгына обязательно пройдут в этом году!»
Названы сроки открытия понтонных мостов на А-331 «Вилюй»
Погиб известный российский рэпер
Сайт МРТК признан лучшим на всероссийском конкурсе

ИА SakhaNews. Использование судов на воздушной подушке может стать альтернативой таким методам борьбы с наводнениями в Якутии, как подрыв льда, его распиловка и зачернение, которые наносят вред экологии. Взрывы - это плохо, нигде так много не взрывают, как у нас. Такое мнение ТАСС высказал гидролог, ведущий научный сотрудник Института мерзлотоведения Сибирского отделения РАН, кандидат географических наук Никита Тананаев.

Он добавил, что подрывы для разрушения ледовых заторов нужно проводить аккуратно и с учетом экологических последствий. "Разовые взрывные работы [можно проводить только] во время особенно сильного ледохода после согласований с рыбинспекцией", - сказал Тананаев.

"При движении по льду суда на воздушной подушке создают волны на границе между водой и льдом. При определенной скорости волны попадают в резонанс, и лед ломается. В Якутии для этого можно использовать популярные в регионе амфибийные суда "Ирбис". Их можно заставить ездить по одному маршруту [по реке Лене], от берега к берегу или по другим схемам, пока лед не разрушится", - рассказал ученый.

По мнению Тананаева, в Якутии можно использовать и более экологичную альтернативу зачернения льда. "Вместо песчаной смеси можно рассмотреть опыт использования более экологически устойчивого материала - например, гуашевых красок", - сказал он.

"Наши меры предотвращения наводнений должны быть максимально вариативными и по возможности адаптированными к локальным условиям. Схемы превентивных мероприятий должны ежегодно пересматриваться в зависимости от текущей гидрологической обстановки и изменений русла реки", - подчеркнул гидролог.

Как считает Тананаев, прогнозировать наводнения в Якутии практически невозможно. Все дело - в большом количестве участков Лены, где могут образоваться ледовые заторы. "То, что никак нельзя предсказать - это вероятность заторов. Например, для города Якутска опасны все заторы, которые образуются ниже по течению Лены, на подходе к устью реки Алдан. На этом промежутке десять опасных участков, и худший сценарий - когда затор происходит на каждом из них, и лед, накапливаясь, может достичь опасных для Якутска объемов", - добавил ученый.

В прошлом году из-за маловодья Лена замерзала при низких уровнях. "[Поэтому] больше вероятности, что в этом году все пройдет спокойно. В таких условиях ледоход проходит проще, так как высока вероятность, что при резком подъеме [уровня] воды возникнут трещины, по которым речная вода выйдет на поверхность льда. Это снижает его прочность и, отчасти, обеспечивает малую вероятность заторов", - рассказал эксперт.

По его словам, если река осенью замерзает при высокой воде, а зимой ее уровень снижается, то весной разрушение ледяного покрова произойдет с запозданием, ближе к пику половодья, что может привести к образованию заторов и наводнениям.

"Однако есть второй фактор - количество [тающей] воды. И здесь есть волнующий момент - большой снегозапас в верховьях Лены. Пока непонятно, как снег будет таять. Теплая погода в начале весны - всегда настораживающий фактор. И в этом смысле в центральной части Якутии нужно тщательно следить за погодой", - отметил гидролог.

Тананаев добавил, что поскольку места образования заторов известны и не меняются из года в год, один из методов управления ими - проведение русловыправительных работ.

Ситуация на северных реках Индигирка и Алазея в Якутии, по мнению Тананаева, не может не настораживать - количество воды в бассейнах этих рек, судя по спутниковым данным, ежегодно увеличивается.

"Возможные причины - увеличение толщины слоя сезонного протаивания и содержания воды в нем, а также рост количества осадков и возрастание площади и объема термокарстовых озер (образованных в тундре при таянии подземных жильных льдов - прим. ТАСС). По прогнозам, в этом году сценарий последних трех лет с затоплением поселений может повториться", - сказал ученый.

Выход для северных районов он видит в минимизации последствий природной стихии. "На Аляске, где есть схожая проблема с подтоплениями, много домов перестроено и поднято на винтовые сваи. Мы ездили с коллегами в поселение Галена на Аляске, которое было больше, чем на 90 процентов затоплено в 1970-х годах и затем на 97 процентов - в 2013 году. На Аляске нашли выход в таком подходе к строительству", - пояснил кандидат географических наук.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
06.05.2020 22:28 (UTC+9)
Комментарии: 5
Василий Мазур 07.05.2020 13:21

Как же далёк этот учёный от реалий, думаю. Сравниваю это и тупоголовостью "научного" дальнеструйного дождевания на глазах учёных Академии наук РС (Я) с 1982 г., наплевав на мой термомеханический способ ускоренного получения прочного льда снизу, который я дал в письме БЕА в 1993 г. Об этом можно посмотреть в Ютубе (Василий Мазур): Ледовая переправа. Ну и зачернять лёд в период активных весенних метелей, - могут лишь чудаки, если не сказать иначе. Сами же сотрудники МЧС Якутии давали мне не раз фото плывущих зачернённых льдин, да ещё и очень прочных из-за высшей степени глупости с распиловкой и очумелой бомбардировкой. Какой же позор науки Якутии и некомпетентности с солдафонским принципом МЧС России и Якутии. И СМИ трусливо констатируют лишь факты-инфоповод. Ведь, зная про мои научные методы, профпригодным журналистам не требуется профильное образования. Это же национальный позор, думаю. Подумал, что Елена Масюк сможет продолжить фильм "Страна безмолвия" (2001 г.)


Василий Мазур 07.05.2020 14:49

Вспомнил ещё, что в 2007 г., когда я встречался в Москве с Басиным Е.В., тогда я в книжном магазине возле Корпорации "Трансстрой" купил книгу "История отмороженных в контексте глобального потепления." Наблюдая с 1988 г. в Якутии (переехал с БАМа) невообразимое очумелое дождевание, распиловку , зачернение и бомбардировку льда, подумал, что фильм будет точь-в точь под рубрикой "История отмороженных на голову" в контексте отмеченных факторов. Намедни дал уже идею организаторам создания фильма (Москва) про Чудеса под эгидой власти, академии наук и МЧС РС (Я) на фоне равнодушия общественности. Подождём, посмотрим.


Василий Мазур 07.05.2020 15:35

Дам из честных побуждений ещё веский довод об очевидном и невероятном в Якутии. В 2007 г. по договору с МЧС (РС (Я) я лично в р-не Ленска (о. Половинный) руководил НИОКРом по превентивным мерам, используя свой научный принцип "Лёд против льда." Чудный результат и с заключением солидных учёных. Имел на 2015 г. данные, что на аварийно-восстановит-е работы, начиная с 2004 г. распиловки и зачернения, потрачено в пределах 23 млрд. руб. и участились аварии. Думаю это сравнимо со словами Л. Берии: "В каждой аварии есть Ф.И.О., а также девизом чекистов времён СССР: "Если вы ещё не сидели, - то в этом не ваша заслуга. Это наша недоработка." Сегодня дал и на своей стр. в ФБ мысль, что вместо книги "Время смять" (моего друга-учёного из Москвы), - колокол зовёт на рубрику "Время сажать." Я так думаю. Не знаю как СМИ и ОНФ со странным названием и с ух девизом "За Россию!"


Василий Мазур 07.05.2020 15:52

Допустил ошибку, а исправить не могу. Следует читать "Время сиять."


Василий Мазур 07.05.2020 17:06

И ещё про "новации" с винтовыми сваями. Не хочу резко "опускать" географа, т.к. он, видимо, не знает, что я в 2006 г. дал письмо в ДП-1 о самозакрепляющихся термосваях. Не хочу писать и о низкодушии "Заслуженного дважды строителя Грабцевича, который, стуча в грудь, изрёк что в Якутии 2 строителя :"Я и Слава. Если бы не мы..." Какая же мерзость запустения на фоне фактов, что мы на мостах стали применять термосваи с 2007 г. А винтовые в Якутии - это такой же бред, как и покраска льда гуашью. Прямо Умора! И ещё для ТАСС...


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ