Экс-главу Нижнего Новгорода объявили в розыск
В Якутии начала работу скорая помощь для животных
Лжеклерки дважды за день обманули жительницу Якутии
Кто украл деньги на ремонт исторического дома в Олекминске?
В Якутске расследуется дело о гибели подростка на пожаре

22 мая – День сайылыка, День переезда в летнее жилище, на летнее пастбище. Этот день испокон веков отмечался у народа саха как некий сакральный день. Люди, пережив лютую морозную зиму, радовались первой зелени, солнечному теплу, обилию дичи, обновлению и возрождению Матушки-Природы, развешивали салама – священную бечеву с символами изобилия, прося духов о благополучии и изобилии, поклонялись силам Природы.

Традиции, верования, обычаи народа саха были хорошо изучены этнографами в XVIII-XIX веках. По записям исследователей тех времен видно, что новый год – это празднование новой зелени, приходится на конец весны – начало лета.

«Кумысный праздник приходится обыкновенно около Троицына дня, приблизительно в конце мая... с соснового (бэс ыйа), и с него начинается новый год», - записал Ричард Маак в своем труде «Вилюйский округ Якутской области».

«Ысыахов было много, но главных было два: малый – весною, когда трава покрыла землю...», - находим в книге Вацлава Серошевского «Якуты». Видимо, Серошевский все обряды, связанные с равноденстием, считает Ысыахом.

«Старинный большой кумысный праздник справляется весною (около Троицына дня, в конце мая) в честь божества Айыы...», - отмечал и Эдуард Пекарский, также он писал: «Новый год – новое лето».

Если основываться на записи этих исследователей, то в старину саха отмечали новый год в конце мая. Но тогда что означает Ысыах, который в современное время трактуется как встреча Нового года?

В научной литературе по поводу значения Ысыаха существуют разные точки зрения. В основном исследователи рассматривали его как родовой, религиозный праздник, во время которого совершались бескровные жертвоприношения в честь высшего божества якутов Юрюнг Айыы – Тойона и других Айыы, так считали В.Трощанский и Э.Пекарский, также наш современник профессор Н.А.Алексеев.

Г.В.Ксенофонтов определял Ысыах как праздник торжественной встречи восхода летнего солнца.

А.И.Гоголев рассматривает Ысыах как «культовый праздник плодородия, справляемый в начале года, соединяющий воедино элементы обожествления солнца, неба и земли в своей «Историческая этнография якутов».

В настоящее время многие считают, что Ысыах – это праздник Нового года.

С древних времен у саха были два понятия «сыл» - год и «дьыл» - в значении времена года, сезон. Весь год делился на две части – холодные времена года и теплые. Когда минуют холода, это и означает, что благополучно пережили зиму – холодные времена – «дьылы туораатыбыт». Эти холодные времена заканчиваются именно поздней весной, ближе к раннему лету. А Ысыах – это праздник солнцепоклонников, отмечающих самый длинный день в году, как писал Гавриил Ксенофонтов. И, возможно, и не имел ничего общего со встречей Нового года.

22 мая, возможно, это и есть начало Нового круговорота жизни - Саҥа дьыл. Одна суровая зима позади, надо радоваться яркому Солнцу, олицетворяющему Аар Айыы, цветущей красоте Мироздания.

Варвара КОРЯКИНА,

г.Нерюнгри.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
23.05.2020 02:42 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ