Скончался заслуженный артист России
Якутск примет Кубок мира по вольной борьбе в марте 2019 года
Создана арктическая экспедиционная группировка
У берегов Британии сел на мель российский сухогруз
В мире подскочил спрос на ювелирную продукцию с бриллиантами

С начала 2000-х годов районные власти Нижней Колымы стали позиционировать ее как единый транспортный узел на северо-востоке республики, в который входят аэропорт, морской порт и гидрологическая база. Задача - сохранить имеющийся потенциал транспортных предприятий и развить его – в принципе, выполнена, но этого явно мало.

В прежние годы некоторые предприятия микрорайона Зелёный Мыс были тесно связаны с Чукоткой и конкретно городом Билибино. В Зеленомысском морском порту проводилась перевалка грузов для соседнего региона, а зимой, с открытием автозимника, нижнеколымские автотранспортники эти грузы везли на Чукотку. Но лет десять назад переработка грузов для Чукотки значительно упала, сейчас, правда, есть некоторый рост, но он незначителен. Причины здесь две: общее снижение грузопотока и неудовлетворительная работа причала в селе Анюйск.

По мнению многих специалистов, ситуация могла бы измениться, если бы удалось вернуть весь грузопоток в речной порт Зелёный Мыс, и предприятия Чукотки зимой получали бы там свои грузы. Важную роль в этом могло быть сыграть строительство автодороги Черский – Билибино. Точнее, необходимо построить лишь 68-километровый участок для выхода на автозимник с расширенным сроком эксплуатации Билибино – Анюйск.

Идея соединения Нижнеколымского района Якутии и Билибинского района Чукотки насыпной автодорогой не нова. «Министерству цветной металлургии СССР, Министерству геологии СССР и Министерству энергетики и электрификации СССР совместно с Советом Министров РСФСР в 1988 году решить вопрос о строительстве автомобильных дорог круглогодичного действия Могоча - Чара и Эгвекинот - Мыс Шмидта - Певек - Черский для устойчивого снабжения народного хозяйства и населения северных районов Читинской области и северо-восточных районов Магаданской области и Якутской АССР». Это цитата из Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 19.08.1987 N 958. Реализации этих планов помешал развал СССР, а новая российская власть в силу глобальных проблем в экономике в 90-х годах не занималась большими проектами в северной части страны.

Проект соединения автодорогой двух соседних субъектов Российской Федерации не забыт и обсуждается не только на районном, но и на самом высоком уровне. Президент республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров, подводя итоги 2005 года, сказал: «Вы знаете, что в текущем году в Магадане состоялось большое совещание по золотодобывающей промышленности. Мы совместно с магаданцами предложили построить дорогу Билибино–Черский, где сегодня только автозимники, что позволит стабилизировать работу золотодобывающих предприятий Чукотки». В высших эшелонах власти республики есть определённое понимание необходимости решения этого вопроса, но, по всей вероятности, реализация проекта строительства дороги отложена на долгосрочную перспективу. А что думают руководители района по поводу возможности строительства дороги?

Глава Нижнеколымского района Иван Суздалов:

«Я сейчас собрал все документы, отправленные в Правительство Республики Саха (Якутия) за последние годы. Они затрагивают исполнения протокола заседания экономического Совета при Президенте РС(Я), проходившего в Черском три года назад; наши предложения по строительству автодороги Черский – Билибино и функционированию Зеленомысского речного порта. Мы не отошли от идеи работы района, как единого транспортного узла и регулярно ставим эти вопросы в министерствах и ведомствах республики.

В последнее время морскому и речному транспорту в нашей стране уделяется большое внимание, растёт статус и значение портов. Мы знаем, что ожидается увеличение грузоперевозок по Северному морскому пути, идёт возрождение ранее закрытых метеостанций с целью увеличения точности прогнозирования погоды по этой транспортной магистрали. Возможно, эти мероприятия коснутся и нашего района».

Руководитель Зеленомысского речного порта Михаил Бабичев свидетельствует о желании частных предпринимателей, старательских артелей Чукотского автономного округа более обширно сотрудничать с Зеленомысским портом. «Нужна лишь новая дорога. Раннее открытие автозимника, лучшие погодные условия, складские помещения, портово-перегрузочный комплекс – все это плюсы, которые даст дорога. Во время очередной командировки в Якутск я вновь внесу наши предложения в правительство республики.

У нас есть шансы. Минтранс России в рамках реализации мероприятий «Схемы развития производительных сил РС(Я) на период до 2020 года» выделяет большие средства в развитие транспорта, дорожного строительства. Строительство 68-километрового участка дороги из Черского с выходом на дорогу Билибино – Анюйск даст большие преимущества не только двум соседним регионам – Республике Саха (Якутия) и Чукотскому автономному округу, положительные моменты будут и на федеральном уровне, где сейчас активно реализуются мероприятия по дорожному строительству, направленные на то, чтобы связать все регионы России устойчивой дорожной сетью.

В Нижней Колыме есть перспективы для промышленного развития. Специалисты говорят о хороших запасах углеводородного сырья. Есть у нас и базальтовое сырье, а оно необходимо не только в строительстве, но и в хи-мической и атомной промышленности. И строительство дороги на Билибино может сыграть свою положительную роль».

С главой Нижней Колымы согласен и управляющий администрации МР «Нижнеколымский район» Сахамин Афанасьев:

«Дорога нужна! Но вопрос её строительства пока завис на уровне инвестиционного проекта и переписки с Минтрансом республики. Давайте посмотрим на эту идею с другой стороны. У нас есть республиканская зимняя дорога «Арктика», в которую входит участок Андрюшкино – Черский на территории Нижнеколымского района. Фактически работа этой трассы носит федеральное значение, так как по ней идут грузы (тяжёлая карьерная техника, горное оборудования, запасные части, инженерные коммуникации) не только для Якутии, но и для других регионов. Надо как-то узаконить этот статус трассы. В этом случае можно добиться отчислений и финансирования содержания этой зимней трассы со стороны двух субъектов России – Якутии и Чукотки. Тогда появятся средства для содержания зимника «Арктика» не по нормативам, а исходя из реальных потребностей, появятся средства и для строительства 68-километрого участка с выходом на трассу Билибино-Анюйск.

В случае реализации этого проекта можно значительно увеличить грузооборот Зеленомысского речного порта за счёт сотрудничества с гораздо большим количеством предприятий Чукотки».

…На трассе Билибино – Анюйск стоит указатель «Зелёный Мыс – 68 км». Знак недвусмысленно указывает на направление дороги. Но дороги пока ещё нет. Разговоры о глобализации экономики не остаются только разговорами. Идёт интеграция в экономике, различные субъекты Российской Федерации стали более тесно сотрудничать друг с другом. Нижнеколымчане выражают надежду, что дорога на Билибино будет построена. Остаётся лишь ждать, что заинтересованные стороны поймут целесообразность этого строительства. И, чем быстрее, тем лучше.

Алексей КУРИЛО.

Фото автора.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
27.07.2008 11:56 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ