Как подтвердить отсутствие долгов по взносам на капремонт
Яндекс передал госорганам данные тысяч пользователей
Добро пожаловать в команду «Полюс Алдан»!
Заслуженную артистку России обвинили в мошенничестве
Задержан замминистра Минпромторга Татарстана

ИА SakhaNews. Альтернативные виды топлива доказали свою эффективность при использовании в инфраструктуре АО «АК «Железные дороги Якутии». Об этом сообщил главный инженер ЖДЯ Денис Щукин, выступая 29 сентября с докладом на круглом столе «Железные дороги Севера и Арктики: современность и перспектива». Мероприятие состоялось в рамках Международного «Северного форума по устойчивому развитию», сообщили ИА SakhaNews в ЖДЯ.

Как известно, большой проблемой для северных и арктических территорий является автономное электроснабжение. Более 140 населённых пунктов Якутии обеспечиваются электроэнергией от ДЭС, а дизельное топливо дорогостоящее. Себестоимость генерации по северам составляет от 30 до 680 рублей за 1 квт/час, отметил в начале круглого стола модератор Александр Курчатов.

Денис Щукин рассказал, как организовано автономное электроснабжение раздельных пунктов от Томмота до Кердема, где нет возможности подключения к внешним источникам питания.

Из-за отсутствия стационарной энергетики на участке Томмот – Кердем протяжённостью 364 км руководством компании было принято решение о строительстве энергоцентров на базе микротурбинных электростанций Capstone с комплексами хранения сжиженного природного газа (СПГ).

Основными критериями для применения альтернативного топлива явились отсутствие возможности подключения к сетям электроснабжения, низкая стоимость приобретения сжиженного природного газа, экологичность, а также отсутствие продуктов сгорания и ненужных отходов и др.

Такие энергоцентры сегодня уже установлены и эксплуатируются на девяти из двадцати двух раздельных пунктов ЖДЯ. Это станции Нерюнгри, Чульбас, Болотный, Амга, Карбыкан, Кюргелях, Ханиердах, Олень, Нижний Бестях.

Денис Леонидович обратил внимание участников круглого стола на преимущества электростанций на базе микротурбин Capstone. Прежде всего, это высокая экономическая эффективность: окупаемость инвестиций в среднем составляет два-четыре года, доходность проектов превышает 30 процентов, себестоимость выработки электроэнергии в два раза ниже сетевых тарифов.

Высокая энергоэффективность и энергосбережение подтверждается получением максимальной отдачи за счёт когенерации и тригенерации, коэффициент использования топлива составляет свыше 90 процентов.

Опыт реализации проектов показал низкие затраты на строительство, которое не требует больших финансовых и трудовых затрат на проектные, строительные и монтажные работы за счёт лёгкости установки и запуска микротурбин в работу.

В числе плюсов также отсутствие дополнительных затрат на создание высоких дымовых труб и специального фундамента. Опыт эксплуатации подтвердил низкие эксплуатационные затраты за счёт отсутствия охлаждающей жидкости, смазок и лубрикантов, низкой потребности в сервисном обслуживании – не чаще одного раза за 8 000 часов, ресурс до капитального ремонта — до 60 000 часов.

Немаловажным является компактность и мобильность за счёт небольших размеров, возможности быстрого подключения дополнительных энергоблоков к уже работающей станции. Сроки ввода в эксплуатацию достаточно коротки и составляют в среднем 9–15 месяцев.

В пользу этих установок говорит и высокая степень автоматизации, ведь работа в автоматическом режиме не требует постоянного присутствия обслуживающего персонала, выгодно программирование режимов работы на любой период времени, возможность удалённого управления (например, через интернет) работой любого количества микротурбин из любой точки земного шара.

За счёт внутреннего резервирования, модульности, возможности резервирования от централизованной сети обеспечивается высокая надёжность эксплуатации.

Применение микротурбинных электростанций на СПГ мощностью 65 кВт на раздельных пунктах Болотный, Амга, Карбыкан, Кюргелях, Ханиердах, Олень железнодорожной линии Томмот – Якутск (Нижний Бестях) позволило снизить в 2,7 раза себестоимость выработки 1 кВт/ч электрической энергии при номинальной нагрузке.

Отдельно докладчик остановился на проблемах производства, транспортировки и хранения СПГ. Сегодня единственным в ДФО комплексом малотоннажного производства сжиженного природного газа является ООО «СПГ», расположенный на железнодорожной станции Нижний Бестях. Он построен в 2016 году, производительность комплекса составляет 7 000 тонн СПГ в год.

Данный комплекс разработан совместно с ООО «Управляющая компания «АЯМ» для закрытия потребностей АО АК «Железные дороги Якутии» в обеспечении газовым топливом разъездов и станций железнодорожной линии Нерюнгри–Томмот–Якутск.

При отсутствии возможности строительства газопровода Денис Леонидович предложил выгодную, безопасную и эффективную альтернативу – так называемую виртуальную газовую трубу для создания сети удалённых комплексов хранения и регазификации и локальное газораспределение в небольших поселениях.

Организация железнодорожной транспортировки природного газа в сжиженном виде как альтернатива традиционной транспортировке по магистральным трубопроводам откроет новые перспективы для отечественного железнодорожного транспорта, отметил докладчик.

Такие перевозки могут выполняться в интересах экспорта природного газа, а также для газификации территорий страны в зоне действия железнодорожного транспорта.

Эффективность и преимущества перевозки СПГ железнодорожным транспортом очевидны – это увеличение объёмов перевозок по сети дорог. загрузка малодеятельных участков железных дорог, расположенных в газодобывающих районах, газификация территорий, прилегающих к железным дорогам, повышение уровня жизни в районах, удалённых от магистральных газопроводов, увеличение использования природного газа как альтернативного моторного топлива, обеспечение резервирования и диверсификации отечественной энергетики, отметил Щукин.

«Возможности вывода СПГ по однопутной железнодорожной линии составляют 6-9 млн тонн в год, или 9–13 млрд куб.м, что соизмеримо с производительностью одной нитки магистрального газопровода диаметром 820 мм. Эффективная дальность транспортировки СПГ по железной дороге составляет: при экспортных перевозках – более 3 000 км, при местной развозке – 150 - 350 км», – сказал он.

В завершении своего выступления Денис Щукин назвал проблемные вопросы для решения вопросов эффективного использования СПГ. В первую очередь, это увеличение срока бездренажного хранения транспортных и стационарных криогенных ёмкостей более 70 календарных суток, увеличение объёмов производства стационарных и транспортных криогенных ёмкостей на территории РФ, а также отечественное производство энергоустановок на базе микротурбин.


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
02.10.2020 10:24 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ