ЕС и Великобритания ввели санкции против начальника ГРУ
Депутат получил условный срок за хищение бюджетных средств
Якутии увеличат субсидии для санитарной авиации?
Высокопоставленный чиновник Подмосковья задержан за взятку
Анатолий Быков недолго оставался на свободе

Владимир Членов в особом представлении в Якутии не нуждается: личность он широко известная, за годы работы в республике занимал посты в разных сферах госуправления и вообще по натуре он человек активный, позитивный и коммуникабельный, легко сходится с людьми, может быстро найти общий язык с любым человеком. Мы с ним знакомы уже более сорока лет, поэтому говорим на ты.

Этим интервью мы открываем новую рубрику портала SakhaNews - "Якутяне". В поисках героев нашего популярного у читателей проекта - "Рожденные в Якутии" - не раз убеждались, что немало интересных личностей, родившихся за ее пределами, но отдавших именно Якутии лучшие годы своей жизни, которым есть что сказать. У каждого своя судьба, но все-таки выбор каждый делает сам, который эту судьбу и определяет. У Владимира Членова судьбой стала Якутия. 14 октября ему исполняется 70 лет. В Якутске по-прежнему живет вся его многочисленная семья. А сам он, как и прежде, строит планы и не хочет сидеть сложа руки.

- Ровно полвека назад ты, в то время 19-летний слесарь-инструментальщик завода по ремонту путевых машин, был призван в армию. Служил в якутском поселке Тикси. Скажи, пожалуйста, чем тебя тогда так зацепила Якутия, что ты решил и после службы остаться в ней. Ладно, я понимаю, если бы это был какой-то другой район, но Булунский с его постоянными пургами и ураганами… Большинство твоих сослуживцев, наверное, дни считали до окончания службы, чтобы поскорее уехать подальше от «прелестей» заполярного бытия.

- Я призывался в мае. После месяца «учебки» в г.Казани меня с другими сослуживцами перебросили в конце июня самолетом из Москвы в заполярный поселок Тикси, о котором я тогда не имел ни малейшего представления. Определили в шестую роту, так называемый, шестой причал, который располагался между военным гарнизоном Тикси-3 и морским портом Тикси. Рота из 110 человек базировалась на берегу бухты Тикси. Мы обеспечивали приемку и сохранность грузов для войсковой части 30223, которая занималась строительством аэродромов и других военных объектов.

Июнь – время белых ночей в Тикси, цветущей яркими красками тундры и птичьего многоголосья. Все это напоминало степи южного Предуралья, расположенные на севере Оренбургской области, где я родился.

В армии, как и на гражданке, был инициативным парнем. Редактировал газету, организовывал спортивные соревнования. Сослуживцы избрали меня комсоргом роты, спрос был большой.

Зимой здание казармы заметало так, что приходилось часами откапываться. Пурга с ураганными ветрами длилась от трех до девяти дней. Во время затишья она напоминала оренбургские метели и вьюги. Находясь в изоляции от всего мира, живя без телевидения, что сегодня трудно представить, военнослужащие в свободное время не скучали.

На второй год службы меня включили в состав комсомольского актива района от воинского гарнизона. Будучи сержантом срочной службы побывал в селе Хара-Улах, проводил там военно-патриотическую работу со школьниками и рабочей молодежью. Налаживал шефские связи с оленеводческим хозяйством ОПХ «Приморское».

Летом тесно общался с молодежью Тиксинского морского порта. Через полтора года службы мне дали отпуск. Когда приехал домой, понял, что Якутия зацепила по полной. С гордостью рассказывал землякам про Крайний Север, к которому уже прикипел душой. Перспектива вернуться на родину и пополнить отряд железнодорожников не вдохновляла. После демобилизации остался с другом-сослуживцем работать в морском порту поселка Тикси. Сразу скажу, никогда об этом не жалел. Более того, уверен на все сто, что именно тогда сделал судьбоносный выбор.

- Не было ли подспудного чувства вины, что так и не вернулся на постоянное место жительства домой, к маме, ведь ей пришлось поднимать тебя без отца?

- Вины не чувствовал, но любовь к маме жила в моем сердце всегда. Она была ангелом-хранителем, другом, рассказчиком, советчиком. Мой отец Михаил Семенович, участник Великой Отечественной войны, получил на фронте тяжелое ранение и контузию, ушел жизни в 33 года. Мне тогда и шести лет не было.

Мы остались вдвоем в казенной квартире в 11 квадратных метров. Мама работала учительницей начальных классов, жили тяжело, и она перешла в локомотивное депо техником расшифровщиком скоростемерных лент, по которым определялось движение локомотивов – электровозов и тепловозов, их безопасный маршрут. Этой работой мама занималась около сорока лет до выхода на пенсию.

С наступлением лета меня отправляли в деревню Алферовка помогать бабушке Ирине Ивановне и дедушке Степану Никитичу Брежневым. Здесь я познал колхозно-крестьянскую жизнь от и до. Пас с дедом скот, заготавливал сено, ягоды и грибы, занимался прополкой, собирал урожай. Мама вышла замуж, когда я подрос и отцовского влияния, как она считала, стало очень не хватать. С отчимом Иваном Алексеевичем практически не жил. Когда появилась сестра Нина, в крохотном доме стало совсем тесно.

В 16 лет пошел работать штукатуром-маляром. Затем стал учиться на слесаря-инструментальщика в ПРМЗ. Там вступил в комсомол, выступал за сборную команду «Локомотив» по хоккею и футболу, активно участвовал в общественной жизни города и завода.

До сих пор храню армейский чемоданчик с мамиными письмами, она была в курсе всех событий. В течение 10 лет отправлял ей районную газету «Маяк Арктики».

Став молодежным лидером, возглавлял райком комсомола, был депутатом районного Совета, занимался общественно-полезной работой, проблемами охотпромысла, рыбодобычи, оленеводства. В те года в районе добывалось и перерабатывалось до пяти тысяч тонн первосортной белорыбицы, сейчас столько ловится по всей республике, и было рекордное количество домашних оленей – 42 тысячи, теперь в четыре раза меньше.

С экипажами полярной авиации побывал на многих полярных станциях. На судах Северо-Восточного управления морского флота ходил с моряками в рейсы.

- Вернемся к тому, с чего начиналась твоя жизнь в Якутии, после окончания службы в армии. Как ты считаешь, кто в тот период сыграл важную роль в твоей жизни или какие события той поры существенно повлияли на твою судьбу?

- Тикси называют местом встреч, и это действительно так. Именно встречи с легендарными и особенными людьми - Артуром Николаевичем Чилингаровым, Борисом Михайловичем Дементьевым, Николаем Егоровичем Андросовым. Спартаком Егоровичем Софроновым, Иваном Даниловичем Черовым, Алексеем Александровичем Томтосовым, Агафьей Семеновной Птицыной, Иваном Иванович Наумовым, Владимиром Ивановичем Скоропуповым, Андреем Сандаминовичем Федотовым, Никитой Сергеевичем Ли-Фу, знаменитыми путешественниками – Дмитрием Шпаро, Федором Конюховым повлияли на меня с точки зрения формирования личности. Я не стремился быть ни на кого похожим, но у каждого из них было столько харизмы, потрясающих деловых и человеческих качеств, в хорошем смысле амбициозности и авантюризма, сочетающимися гармонично с фундаментальными знаниями и волевым характером, что это не могло не повлиять на меня позитивно.

Много друзей и соратников у меня было среди коренного населения в Таймылыре, Борогоне, Хара-Улахе, Кюсюре и других селах Булунского района. До сих пор поддерживаю связь с друзьями юности, их детьми и внуками.

Могу сказать, что был участником выполнения государственных решений по развитию традиционных отраслей Севера, в которых работали коренные жители Булунского улуса – эвены, эвенки. Для них возводились в тундре современные поселки. В каждый населенный пункт выполнялись ежедневно два-три авиарейса. Морской порт Тикси перерабатывал ежегодно по миллиону тонн грузов. Тикси превратился на моих глазах в северную жемчужину Якутии. Мне всегда хотелось, чтобы расцвет Тикси оказал положительное влияние на развитие расположенных на северном побережье поселков и сел.

Когда наступили очень тяжелые времена и вместо святящихся окон в домах тиксинцев зазияли черные дыры, я не переставал верить в то, что вдохнуть в Арктику новую жизнь можно. Но для этого нужны сильная воля государства, созидательные, а не разрушительные цели и задачи, которые ставили 20 лет назад бывший первый заместитель Председателя Правительства РФ Анатолий Чубайс и министр экономики Яков Уринсон на совещании о состоянии арктических регионов страны: чиновники призывали закрыть северные поселки, а людей вывезти.

Попытки сдержать развал силами регионов и трудовых коллективов не привели к желаемому результату. Был сделан вывод: альтернативы государственной финансовой поддержки сохранения и развития экономики на Севере нет.

Объявляя 2014 год Годом Арктики, президент республики Егор Борисов извинился перед жителями заполярных районов, признав, что за последние 25 лет в Арктике не было построено ни одного социально-значимого объекта, включая жилые дома. С этого времени началась работа над программой социально-экономического развития арктических районов Якутии, которая сегодня по инициативе главы республики Айсена Николаева трансформировалась в проектное управление – комплексный план развития посёлка Тикси на период до 2025 года. В нем определены семь приоритетных направлений. Это развитие социальной инфраструктуры, морского порта Тикси, энергоэффективность, создание испытательного полигона НОЦ «Север», туристического кластера «Российский Север Арктики», аварийно-спасательного подразделения и экология – очистка Тикси от металлолома.

Недавно появилась завиральная идея о переносе морского порта в село Хара-Улах, вызвавшая, мягко говоря, недоумение. Но предложение сделать Тикси модельным посёлком и базой для фундаментальной науки поддерживаю. Оно имеет реальные перспективы, поэтому я возглавил республиканскую общественную организацию «Якутская Арктика» и региональное отделение Ассоциации полярников России, ею руководит Артур Чилингаров.

- О чем тебе думалось в августе 1991 года, когда рушились не только государственная система, но и судьбы людей, многие из которых еще вчера имели хорошо оплачиваемую работу, авторитет и уважение, уверенность в завтрашнем дне, и вдруг всего этого лишались, и главное – мало кто тогда понимал, как жить дальше.

- Все, что происходило, было мало кому понятно. Люди выпадали из обоймы. На наших глазах закрывались предприятия, разваливались оловянная, золотодобывающая, лесная промышленности, авиационный и речной транспорт, почти прекратилось строительство, начался массовый отток трудоспособного населения из промышленных центров, появились огромные задолженности по выплате заработной платы и пенсий.

Работая в 80-х годах в Ленинском и Сунтарском исполкомах районных Советов, уже тогда чувствовал появление новых лидеров, выражающих свою позицию по наиболее острым вопросам. В Сунтарском районе проходили митинги в защиту экологии и реки Вилюй. Люди возмущались отсутствием продуктов и товаров первой необходимости.

В Якутске были активными неформальные лидеры - Юрков, Дудкин, Бородин, примкнувший к ним Бубякин. Их выступления на митингах подогревали настроение населения, недовольного партийным руководством. Помнятся бесконечные очереди за продуктами, даже туалетной бумагой, дикая коммерциализация, разочарование в принципах, которые раньше казались незыблемыми.

Коммунистическая партия на глазах утрачивала свои лидерские позиции и даже не пыталась отстаивать свою идеологию. Внутриполитические негативные процессы ускорялись. Начавшийся развал экономики завершился финансовым обвалом. В этой ситуации ранее непоколебимая вера в партию обернулась серьезными сомнениями. Я почувствовал это во время учебы в Хабаровской высшей партийной школе: партийные лозунги об ускорении реформ не имели ничего общего с реальной действительностью.

- В 1991 году ваша семья переехала в Якутск – ты получил назначение на должность заместителя министра хлебопродуктов и пищевой промышленности ЯАССР. А ведь тогда проблема обеспечения населения продовольствием была одной из острейших. Как их решало министерство, с чем новым вам приходилось сталкиваться?

- Да, мне предложили в Якутске стать заместителем министра пищевой и перерабатывающей промышленности. В то время министерство возглавлял хорошо известный партийный и государственный деятель Александр Михайлович Ягнышев, человек высоких убеждений, которого я очень уважал. Он был целеустремленным, ответственным и творчески мыслящим руководителем. Я тогда ездил много по республике. Видел как работают предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, в каждом районе были кондитерские цеха, промкомбинаты, производства по розливу безалкогольных и алкогольных напитков, которые централизованно снабжались сырьем, маттехресурсами. В те годы местная пищевая и мясомолочная продукция отличалась высоким качеством и востребованностью.

За годы работы в сфере государственного управления я стал участником огромных преобразований, которые происходили во всех отраслях экономики и социального развития республики.

Внедрение рыночных отношений в нашей северной, оторванной от промышленных и сельскохозяйственных краев и областей, где производились основные нужные товары, оборудование, продовольствие, необходимые для развития производства и жизнеобеспечения населения, подорвали привычный уклад жизни республики.

- В структурах республиканского правительства, в том числе на министерских должностях, ты проработал в общей сложности около 20 лет. Поколение управленцев первых десятилетий после 1991 года формировалось в большинстве своем еще в советское время, когда руководителями становились, в основном, поработавшие «на земле», в разных районах республики. Ты, например, к тому времени, когда стал министром, имел за плечами опыт работы в Булунском, Ленинском [ныне Нюрбинском] и Сунтарском районах. Сейчас в структурах госуправления республикой представители совсем другого поколения. Чем они, на твой взгляд, лучше вас, а в чем безнадежно проигрывают предыдущему поколению управленцев.

- В 90-х годах при подборе кадров учитывался прежде всего опыт работы человека. К моменту назначения меня первым президентом РС(Я) Михаилом Николаевым директором Департамента материально-технических ресурсов РС(Я), затем министром торговли, транспорта и связи я объездил не по одному разу почти все населенные пункты республики. Был знаком не только с руководителями районов, но и предприятий, организаций, хорошо знал их проблемы.

Колоссальный опыт человеческого общения и понимание особенностей развития территорий позволяли инициировать предложения и принимать правильные решения. Моими коллегами по работе в правительстве были авторитетные и опытные руководители районов, крупных предприятий. Высококомпетентные специалисты обладали широким кругозором, твердыми принципами и убеждениями, отличались инициативностью, напористостью, чего сегодня многим управленцам не хватает. Михаил Ефимович умел подбирать кадры и доверять государственные, общественно-значимые посты заслуживающим высокого назначения людям.

Хочу признаться, мне было интересно работать с Вячеславом Анатольевичем Штыровым, Климентом Егоровичем Ивановым, Евгенией Исаевной Михайловой, Егором Григорьевичем Егоровым, Юрием Дмитриевичем Трофимовым, Робертом Андреевичем Бурнашовым, Валерием Красноштановым, Александром Софроновичем Матвеевым, Егором Афанасьевичем Борисовым, Галиной Иннокентьевной Данчиковой, Русланом Юрьевичем Шипковым, Александром Андреевичем Кугаевским, Андреем Саввичем Борисовым, Францем Хомичом Гробманом, Василием Михайловичем Власовым, Юрием Васильевичем Кайдышевым, Семеном Николаевичем Назаровым, Валентиной Ивановной Лемешевой, Зинаидой Степановной Федоровой. Именно они разруливали проблемы и преодолевали трудности переходного периода формирования рыночных отношений во всех сферах жизни.

Про себя могу сказать, что мне достался непростой участок работы, связанный с ликвидацией централизованного государственного снабжения материально-техническими ресурсами отраслей экономики, а также государственных поставок через госторговлю товарами народного потребления. Приходилось мотаться по всей стране, искать продовольствие, нефтепродукты, обеспечивать их завоз, срыв которого представлял большую угрозу национальной безопасности республики.

Это происходило в момент острого дефицита финансовых ресурсов. В этих условиях нужно было налаживать новые хозяйственные связи с поставщиками грузов, которые требовали предоплату или работали по бартеру. В непростых условиях приходилось завозить в республику из других регионов страны около миллиона тонн нефтепродуктов, порядка 90 процентов продовольствия и товаров первой необходимости. Сегодня эти объемы сократились как минимум в три раза.

- Ты не один год возглавлял Министерство транспорта РС(Я). Согласись, что руководство республики долгие годы делало все, чтобы на рынке авиаперевозок был только один участник – авиакомпания «Якутия». Как ты теперь считаешь, это было ошибкой или оправданной мерой? Есть ли, по-твоему, возможность все-таки снизить стоимость авиаперелетов внутри республики и что для этого необходимо?

- 8 октября исполнилось 95 лет со дня рождения авиации Якутии. Авиационному братству есть чем гордиться, я говорю, прежде всего, о заслуженных ветеранах, посвятивших отрасли свою жизнь, и о том, что нужно помнить. Например, как осваивались Боинги и Суперджеты в небе над Якутией, открывали полеты за рубеж, модернизировали аэропорты.

Я испытываю удовлетворение от того, что в трудных рыночных условиях боролся с коллегами за сохранение магистральной авиакомпании «Якутия», региональной авиакомпании «Полярные авиалинии» и создание авиационно-технического училища, которое стало филиалом Санкт-Петербургского авиационного университета.

Последние двадцать лет «Якутия» работает в условиях жесткой конкуренции. Да, руководство республики все эти годы поддерживает компанию, и я не считаю это ошибкой. «Якутия» сдерживает авиатарифы по магистральным направлениям.

Не будь ее, перевозчики установили бы такие цены, что никому бы мало не показалось. Под разными предлогами «Аэрофлот» приостановил полеты из Москвы в Якутск и обратно, ссылаясь сначала на ремонт взлетно-посадочный полосы столицы республики, затем отсутствие запасного аэродрома, с которым надо заключать договор на обслуживание. Затраты, невысокая рентабельностью рейсов «Аэрофлота», привыкшей к жесткой тарифной политике, компанию не устраивают. «Якутия» при поддержке правительства РС(Я) ее сдерживает, сохраняя, тем самым, тысячи рабочих мест и кадровый потенциал республики.

Что касается снижения цен на полеты внутри республики, то их выполняют «Полярные авиалинии» на Ан-24 – морально устаревших и физически изношенных машинах, которые давно нужно вывести из эксплуатации. Но российский авиапром безнадежно отстал с производством новых лайнеров для северных широт. Поэтому пока воздушный парк не обновится, снизить стоимость авиаперелетов внутри республики на старых судах проблематично.

- Работая министром транспорта РС(Я), ты занимался не только развитием авиации, но и строительством железной дорогой Беркакит – Томмот - Нижний Бестях.

– Да, эта дорога, протяженностью более 800 км, стала самым крупным и сложным объектом за последние три десятилетия в сфере отечественного транспортного строительства. Не скрываю, что имею к железнодорожной магистрали и сформировавшейся в республике новой отрасли непосредственное отношение. Стройка много раз приостанавливалась, чего стоило возобновление работ и сдача в постоянную эксплуатацию пускового комплекса Томмот-Якутск (Нижний Бестях), знают только те, кто стоял у ее истоков и добивался завершения строительства, открытия постоянного пассажирского сообщения летом прошлого года на всех уровнях.

В том, что дорога была построена, большая заслуга руководства республики, генерального подрядчика проекта – «Трансстроя» и лично экс-депутата РС(Я) Александра Николаевича Дудникова, результаты работы которого сегодня пытаются свести к минимуму, навешивая на него всех собак. Мне очень обидно за заслуженного строителя, совершившего ради Якутии человеческий подвиг!

Строителям пришлось прокладывать рельсы по вечной мерзлоте, тайге, болотам. Трасса железной дороги изрезана множеством больших и малых рек, поэтому очень много работы было у мостовиков. Но что бы ни происходило в процессе работы, это не помешало решать сложнейшие инженерные задачи, которые ставила перед строителями суровая природа Якутии.

- Уже десять лет ты возглавляешь Торгово-промышленную палату республики. Какие надежды на нее возлагались, какие из них со временем оправдались, а какие так и не исполнились и почему? Какие товары, производимые в Якутии, реально конкурентоспособны сейчас на российском рынке?

- Торгово-промышленная палата Республики Саха (Якутия) остается самой крупной по численности в Дальневосточном федеральном округе. На сегодняшний день у нее 370 членов и все объединены одной целью - развивать свой бизнес, используя возможности палаты. Мы работаем в рамках закона о Торгово-промышленной палате республики, принятого Ил Тумэном, на которую возложены большие задачи по развитию предпринимательства, ведению экономической и внешнеторговой деятельности. Другими словами, с его принятием у ТПП появились новые перспективы, позволяющие некоммерческой организации участвовать в региональных программах, заниматься продвижением местной продукции, товаров и услуг МСП на внутрироссийском рынке.

Палата проводит различные экспертизы, выдаёт сертификаты происхождения товаров для вывоза за рубеж, ведёт реестр с предоставлением официальных документов на товары и услуги «Сделано в Якутии», оформляет трудовые патенты для иностранных граждан, организует выставки и ярмарки, дополнительное профессиональное образование, участвует в разработке нормативно-правовых актов для малого и среднего бизнеса, развиваем семейное предпринимательство, экспортно-импортные операции, способствуем внедрению новых технологий и товаров. Конкретных, а главное полезных дел, проведённых с участием ТПП много, но их могло быть еще больше, не будь пандемии, подставившей большую подножку предпринимательскому сообществу, из-за чего в этом году приостановлена выставочно-ярмарочная деятельность. Ее предстоит возобновить, вывести брендовую продукцию и материалы на зарубежные рынки, когда они заработают.

АНО «Союзэкспертизой» при ТПП РС(Я) разработана Система добровольной сертификации «Сделано в Якутии», которая обеспечивает ее проведение на всей территории Якутии. Знак качества имеют АО ФАПК «Якутия», ОАО «Якутская птицефабрика», ООО «Армада», СХПК «Эрэл», ИП Заморщикова-«Саха чай», ООО «Профи-маркет», СПК «Вилмар», ООО «СГ-Строй», ООО «Сладкие мечты» и другие.

Сегодня государственные выплаты и компенсации для работающих на Крайнем Севере - районные коэффициенты, северные надбавки, оплата проездных в отпуск и другие гарантии возложены на работодателей. Для субъектов малого и среднего бизнеса это непосильное бремя! Необходимо проводить их через государственные институты, или ТОРы, позволяющие осуществлять отдельные инвестиционные проекты.

В Арктике нужен режим особой экономической зоны, который действует в Крыму с правовыми и налоговыми послаблениями для МСП. Слабо развитая инфраструктура северных и арктических районов, сама по себе увеличивающая издержки бизнеса, не выдерживает нагрузки, связанной с повышенным МРОТ, необходимостью предоставлять государственные гарантии и компенсации работающим здесь лицам. Это приводит к неконкурентоспособности бизнеса за Полярным кругом. Палата Якутии предложила обнулить налоговые и другие обязательные платежи для малых предприятий, работающих в Арктической зоне.

Жесткие климатические условия, дорогие энергоносители, высокая плата за техническое присоединение, неразвитая транспортная инфраструктура не только затрудняют, но и делают невозможной реализацию частных бизнес-проектов. Поэтому на территории Арктики нужно создавать особые экономических зоны. Резидентами Арктической ОЭЗ должны быть все МСП независимо от того, чем они занимаются.

Рассказывая о дискриминации на рынке, колоссальных трудностях со сбытом и переработкой продукции, Палата Якутии внесла предложения по законодательному обеспечению добросовестной конкурентной среды в условиях Крайнего Севера. Демпинговые цены на аукционах не дают ей развиваться. За ними, как показывает практика, скрываются некачественная продукция, материалы, поставляемые на региональный рынок. Необходимо пересмотреть систему госзакупок, ввести обязательную внешнюю экспертизу по контрактам, заключенным по низким ценам на товары и услуги.

- В Якутии ты во всех отношениях личность известная. Местные СМИ не раз писали и делали фоторепортажи о твоем увлечении - разведении и содержании коз. Кстати, ты не подсчитывал, сколько коз ты просто подарил? Дело, конечно, не только в них. В вашем летнем птичнике, например, я кого только не видела – и кур, и гусей, и уток, и индюков. Наблюдала, с каким удовольствием ты работаешь с землей – у тебя легкая рука: все, что садишь, растет как на дрожжах. Помню, в каком виде вы приобрели свой дачный участок и какой сейчас это уютный уголок. Кстати, хотя бы назови, какие деревья и кустарники посажены тобой? Откуда эта страсть и любовь к земле, ее возделыванию?

- От предков, которые были очень работящими. Мой дед содержал керосиновую лавку и заезжий двор, где все делал сам с женой и сыновьями. Я тоже своих сыновей учил трудиться, вместе сажали яблони, черемуху, смородину, акацию, малину, кизильник, ели, рябину, сосны, канадский клен, сирень.

Что касается коз, которых содержу уже два десятка лет, то интерес к этим животным перерос в хобби, который стал частью нашей жизни. Были разные породы, доходило до 23 голов. Сегодня у меня три дойных козы, красавец-козел Султан и три молодняка. Молока достаточно, пьём с удовольствием, особенно младший внук, угощаем коллег на работе и друзей. Для себя делаем домашний сыр, очень вкусный. Мне нравится ухаживать за козами, очень чистоплотными, чрезмерно ревнивыми и брезгливыми. В этом деле здорово помогает сосед по даче, хороший специалист-зоотехник и практик Пётр Сергеевич Кондаков.

Отправил шесть лет назад своих козлят на самолете в Чокурдах, а оттуда в село Оленегорск. Теперь там есть небольшое стадо, ребятишки пьют в детском саду и школе целебное молочко. Коз надо разводить, не лениться, особенно на селе, как и другие скороспелые виды животных и птиц – свиней, овец, кроликов, индюков, кур, гусей, уток. Экологически чистые и полезные мясо, молоко, яйца – залог здоровья, которое надо беречь.

- Сколько лет уже вашему союзу с женой Ириной? Кем стали ваши сыновья и сколько у вас уже внуков?

- В прошлом году отметили с женой рубиновую свадьбу, которую устроили красиво дети. У меня пять внуков. Дочь Ирина подполковник, работает в УФСИН, у нее двое детей. Старший внук уже отслужил в армии, закончил финансовый колледж, работает бухгалтером. Внучка Виктория в 6-м классе, обучается игре на хомусе у знаменитой Альбины Дегтяревой, является победителем конкурса юных хомусистов.

Старший сын Михаил предприниматель, у него тоже двое детей. Внучка Алина десятиклассница, ее брат Даниил четырех с половиной лет очень смышленый, рассудительный, подающий надежды добрый, умный и ласковый человечек. У младшего сына Юрия, инженера-строителя по специальности, окончившего Санкт-Петербургский политехнический университет, подрастает жизнерадостный и жизнелюбивый, непоседливый Матвейка, которому немногим более трех.

Парни новой формации, без гаджетов, новых цифровых продуктов уже себя не представляют. Я им по-хорошему завидую, растут продвинутые, на ходу схватывающие полезную информацию дети. Невестки Наталья и Александра – умницы, красавицы, дружат семьями. В праздники и будни всегда вместе, что меня искренне радует. Им с нами хорошо и нам с ними очень комфортно.

- Я знаю тебя как очень жизнерадостного, общительного человека, ты душа любой компании. Но, что касается близких друзей, ты очень постоянен. Думаю, я бы безошибочно составила список основного костяка гостей, которых бы ты пригласил на свой юбилей. Но кто бы мог подумать еще год назад, что собрать традиционно веселую компанию задушевных друзей в твой знаменательный день станет невозможно. Но в любом случае, я знаю, ты в этот день не будешь чувствовать себя одиноким, ведь у нас теперь есть «друг-ватцап», да и сам ты человек позитивный и не в твоих правилах пасовать перед болезнью, впадать в депрессию.

- Пришло время трудных испытаний, к которым, честно скажу, не был готов. Я всегда считал себя абсолютно здоровым человеком и таковым был до травмы ноги, которую получил в Арктике, добираясь на моторной лодке по реке Колыме к побережью в одно из отдаленных сел.

Анализируя сложившуюся ситуацию, понимаю, что переоценил свои силы, работая на даче, как говорит жена, вместо трактора. Заготавливал сено летом для коз, ремонтировал баню. Сейчас лечусь, борюсь, ощущая большую поддержку семьи, любимой жены, друзей, коллег, врачей, которых хочу поблагодарить от всего сердца за помощь. Надеюсь, как только закончатся ограничительные меры из-за коронавируса, выйти на работу. Сидеть дома, поверьте, это не по мне!..

Вопросы задавала Тамара ШАМШУРИНА.

Справка:

Членов Владимир Михайлович родился 14 октября 1950 года в г.Абдулино Оренбургской области.

В 1979 году окончил Якутский государственный университет по специальности "история" с квалификацией "преподаватель истории и обществоведения", в 1990 году - Хабаровскую высшую партийную школу.

В 2004 году прошел профессиональную переподготовку в Санкт-Петербургском институте управления и экономики по программе «Государственное и муниципальное управление».

1969-1970 гг. - слесарь-инструментальщик завода по ремонту путевых машин;

1970-1972 гг. - служба в рядах Советской Армии;

06.1972-07.1972 г. - слесарь-инструментальщик Северо-Восточного управления морского флота;

1972-1973 гг. - инструктор орготдела Булунского райкома ВЛКСМ ЯАССР;

1973-1974 гг. - председатель райкома по культуре и спорту при исполкоме Булунского райсовета депутатов трудящихся;

1974-1980 гг. - заведующий орготделом, II, I секретарь Булунского РК ВЛКСМ;

1980-1982 гг. - заведующий отделом пропаганды и культурно-массовой работы Якутского областного комитета ВЛКСМ;

1982-1985 гг. - инструктор оргинструкторского отдела Совета Министров ЯАССР;

01.1985-03.1985 г. - заведующий отделом пропаганды и агитации Ленинского РК КПСС;

1985-1988 гг. - заместитель председателя Ленинского райисполкома;

11.1988-12.1988 г. - секретарь Сунтарского райкома КПСС;

1988-1990 гг. - председатель Сунтарского райсовета народных депутатов;

1990-1991 гг. - заместитель председателя Ленинского райсовета народных депутатов;

1991-1992 гг. - заместитель министра хлебопродуктов и пищевой промышленности ЯАССР;

1992-1995 гг. - директор Департамента по материально-техническому снабжению Республики Саха (Якутия);

1995-1996 гг. - министр материальных ресурсов, торговли и транспорта Республики Саха (Якутия);

1996-1998 гг. - заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) – министр материальных ресурсов, торговли и транспорта;

1998-2002 гг. - министр материальных ресурсов, торговли и транспорта Республики Саха (Якутия);

2002-2010 гг. - министр транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия);

06.2010-09.2010 г. - советник Президента Республики Саха (Якутия);

С 2010 г. по н/в - советник генерального директора исполнительной дирекции ОАО "Сахатранснефтегаз", президент Торгово-промышленной палаты Республики Саха (Якутия).

Комитет по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики - заместитель председателя комитета;

В Ил Тумэне член комитетов по экономической, инвестиционной и промышленной политике; по предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры.

Член фракции ВПП "Единая Россия" в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Почетный работник транспорта России, Почетный полярник Российской Федерации, Заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха (Якутия), Отличник государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия).

Награжден орденом Республики Саха (Якутия) "Полярная звезда", Почетной грамотой Министерства транспорта РФ, знаком отличия РС(Я) "Гражданская доблесть", почетными грамотами правительства республики и Ил Тумэна.

Почетный гражданин Булунского улуса.

Народный депутат Республики Саха (Якутия) IV, V, VI созывов.


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
14.10.2020 00:14 (UTC+9)
Комментарии: 13
АДК 14.10.2020 05:08

Владимир Михайлович, здоровья Вам, верим, что ты сможешь преодолеть болезнь. Всегда нравится Ваш напор и энергия. А ещё нравится, что Вы не останавливаетесь на достигнутом, всегда стараетесь узнать новое, выслушивать людей, даже если они имеют противоположную точку зрения. Здоровья и удачи!


Наталья Харлампьевп 14.10.2020 08:39

Уважаемый Владимир Михайлович,дорогой Володя! С днем рождения! Как говорят якутские старики- за нашими плечами дорога длиннее,чем та,что впереди... Но это не значит,что все лучшее уже прошло,наоборот впереди ждет много хорошего,светлого,мудрого!Пусть так и будет! Нам есть что вспомнить,над чем посмеяться,погрустить тоже...И светлее в жизни от того,что есть друзья молодости, ведь мы так и остались молодыми для друг друга!


Нюрбинец 14.10.2020 08:56

Поздравляю с днём рождения, Владимир Михайлович!

Здоровья и успехов во всём. Нюрба помнит позитивные, можно сказать коренные перемены в районе середины 80-х с приходом небольшой команды Томтосова А.А.!


Нерюнгри 14.10.2020 09:34

Владимир Михайлович!!

С Днем рождения!

Оптимизма, здоровья, любви близких!

Ваша энергия всегда была движущей силой для многих якутян.


Владимир Михайлович 14.10.2020 13:25

Желаем доброго здоровья,долгих лет жизни,счастья во всем. На руководящих постах,где вы были назначены,следовали только удачи,успех.


Дядя Володя! 14.10.2020 15:53

С днём Рождения Вас! Здоровья крепкого и всего самого наилучшего!


северяне 14.10.2020 16:20

Доброго здравия, Владимир Михайлович! С юбилейным Днем Рождения!!!


Андрей Юрьевич 14.10.2020 17:58

Сердечно поздравляю Вас с днем Рождения1 Желаю крепкого здоровья, успехов в трудах, семейного благополучия и оставаться таким эксклюзивным оптимистом, который бодрит молодежь и не только!


Сергей 14.10.2020 18:44

Уважаемый Владимир Михайлович! От имени комсомольцов Нижней Колымы поздравляю Вас с юбилеем! Желаю вам крепкого здоровья, счастья, благополучия, неиссякаемой энергии!


Якутянка из Калуги 14.10.2020 19:47

Уважаемый Владимир Михайлович! С Юбилеем! Хочется пожелать Вам от всей души всех благ - здоровья, семейного счастья, любви и заботы ваших близких. Оставайтесь таким же жизнерадостным оптимистом, бодрым, деятельным, увлеченным на многие-многие годы. Вы счастливый дедушка, ведь у Вас много внуков, а они прибавляют счастья и энергии. Добра и душевного равновесия вам и вашей семье!


АДФ СВФУ 14.10.2020 23:48

От лица молодого поколения и их старших товарищей искренне и от всей души поздравляем с Юбилеем! Выражаем Вам огромную благодарность за Ваши большие усилия и нужные решения по созданию в республике центра по подготовке кадров для транспорта и дорожного хозяйства! Спасибо за дальновидность и мудрость! Вы - блестящий, как сейчас модно говорить, - визионер! Крепкого здоровья и счастья Вам и Вашим близким!


Георгий Трандин, Воронеж 15.10.2020 13:23

Владимир Михайлович, с днем рождения. С уважением вспоминаю время, когда мы "пересекались",работая в комсомоле, в партийных органах и позже на финансово-хозяйственной работе. Огромное спасибо Тамаре Шамшуриной, что рассказали о нашем товарище юности.


Александр 19.10.2020 13:03

Уважаемый Владимир Михайлович, с Юбилеем, здоровья Вам и всего наилучшего !!!!1!


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ