«Аномальные холода»: в Якутии ожидают 56 градусов мороза
В Якутии ещё 165 человек заразились COVID-19
В российских школах возобновятся очные занятия
Если вы сейчас сейчас на автодорогах "Вилюй" и "Колыма"
Скончался заслуженный артист России

ИА SakhaNews. В пяти километрах от Чульмана продолжается реконструкция аэропортового комплекса «Чульман» - мероприятие сколь долгожданное, столь и необходимое всей Южной Якутии. К декабрю 2020 года здесь уже полностью залит фундамент будущего служебно-пассажирского здания. На 90 процентов выполнено строительство рулежной дорожки, примерно такой же уровень строительства нового ограждения. Практически окончено (98 процентов) строительство рулевой дорожки РД-1. Полностью окончено строительство подземных коммуникаций и вододренажной системы.

Но даже это только начало работ. По графику окончательный срок объекта – октябрь 2022 года.

ТОЛЬКО ПОЛОСА

В последние десять-двадцать лет о чульманском аэропорте было написано и сказано столько негатива, что, пожалуй, не только в Якутии, но и во всей России ни для кого не секрет, что аэропорт «Нерюнгри» - крайне убогое в техническом плане сооружение. Оно совершенно не соответствует не только высоким задачам развития экономики, которые ставит создание в 2016 году в Нерюнгринском районе ТОР «Южная Якутия», но и, вообще, откидывает транспортную инфраструктуру региона на сто лет назад.

Аэропорт «Нерюнгри» (он же «Чульман») - самый южный авиаузел Якутии. Он расположен в 42 км от города Нерюнгри, и обеспечивает регулярное авиасообщение с райцентрами соседних районов и областными центрами - Якутском, Красноярском, Иркутском, Новосибирском, Хабаровском, Москвой.

Аэропорт «Чульман» является запасным аэропортом на внутрироссийских (из-за непогоды в столице Якутии здесь часто приземляются самолеты, которые летят в Якутск) и на трансконтинентальных маршрутах из Северной Америки в Азию. В отличие от здания самого аэропорта, к взлетно-посадочной полосе вопросов нет. Аэропорт имеет две взлетно-посадочные полосы - грунтовую для вертолетов, и бетонную (длиной 3,6 км и шириной 45 метров) для самолетов. В экстренных ситуациях Чульман способен принять самые крупные лайнеры мирового класса - Airbus A300, Airbus A310, Airbus A330, Boeing 757, Boeing 767, Boeing 777 и другие.

При этом здание аэровокзала к приему более 100 пассажиров не готово. Это красноречиво показали экстремальные события октября 2018 года, когда в Чульмане незапланированно один за другим приземлились три рейса в Якутск из Москвы и Санкт-Петербурга (на фото).

Первая, грунтовая, взлетно-посадочная полоса появилась в Чульмане в 1962 году, во время проведения первых крупномасштабных работ по поиску полезных ископаемых.

Аэропорт реконструировали в 70-е годы, во время строительства города Нерюнгри и Южно-Якутского территориального угольного комплекса. Еще чуть позже, в 1986 году, был введен в эксплуатацию пусковой комплекс аэропорта, который остается практически неизменным до сих пор, то есть уже 34 года – ровно треть века!

ПРОПАВШИЕ МИЛЛИАРДЫ

Вопрос о реконструкции северных аэропортов, включая Чульман, имеет долгую историю. В 2016 году ФКП «Аэропорты Севера» не смогло получить финансирование на реконструкцию взлётно-посадочных полос девяти аэропортов Якутии и Магаданской области. В 2017 и 2018 годах история повторилась. Средства выделялись с задержкой, и, как следствие, не осваивались.

В этом списке на реконструкцию аэропорт «Нерюнгри» имел особенно злосчастную судьбу. Еще в начале 10-х годов в государственной программе «Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» на проект нового аэропорта в Чульмане предусматривалось 70 млрд рублей. Проектные работы планировали завершить в 2014 году, а реконструкцию аэропорта должны были закончить в 2016 году.

Средства на проектирование были выделены и «освоены» в 2015 году, но с 2015 года проектная документация так и не была завершена. Удивительное дело: деньги пропали, а ничего сделано не было! 2 февраля 2018 года во время визита в Нерюнгри вице-премьер Юрий Трутнев, не стесняясь в выражениях, заявил о «халтурщиках», занимавшихся проектированием аэропорта Нерюнгри. «Настаиваю на том, чтобы все были наказаны. И те люди, которые получили бюджетные деньги, и по результатам сдали проекты, которые не прошли государственную экспертизу, они просто эти деньги украли. Поэтому я буду обращаться к правоохранительным органам с просьбой организовать еще раз проверку, обеспечить, чтобы все люди, которые обманули, были наказаны в соответствии с законодательством РФ», – сказал тогда полпред президента.

Речь шла о «пропаже» 64 млрд рублей для аэропортов Дальнего Востока. Это касается не только аэропорта Нерюнгри, но и еще нескольких десятков аэропортов. Однако, судя по всему, вопрос «пропажи» миллиардов рублей в итоге так и спустили на тормозах. По крайней мере, о том, чтобы кто-то был наказан или осужден именно по этим делам, до сих пор ничего не слышно.

НОВЫЙ ДОЛГОСТРОЙ?

Почему реконструкция аэропорта несколько лет подряд задерживалась? Правительство России задерживало выделение финансирования на реконструкцию региональных аэропортов по магистральному плану развития инфраструктуры. Когда деньги выделялись в середине года, в ФКП «Аэропорты Севера» утверждали, что выполнить работы в установленные сроки, учитывая климатические условия Якутии, невозможно. И это действительно было так.

В 2019 году, как только стали известны параметры федерального бюджета на 2019-2023 годы, стало ясно, что намерения властей республики вроде бы нашли понимание на высшем уровне. Проект закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусматривал, что из средств Фонда развития на реконструкцию аэропортов Якутии будет направлено 21,177 млрд рублей. При этом самым крупным проектом должна была стать именно модернизация аэропорта в Нерюнгри: на эти работы обещали направить 7,207 млрд рублей в 2019-2021 годах.

Проектной документацией предусмотрено строительство в аэропорту двухэтажного терминала, рассчитанного на обслуживание 300 человек в час. На первом этаже планируют оборудовать зону для вылетающих пассажиров: здесь же разместят стойки регистрации, пункты предварительного контроля, камеру хранения, административные, санитарно-гигиенические и иные помещения. На втором этаже запланированы зона ожидания для пассажиров, столовая, комната матери и ребенка и технические помещения. Общая площадь терминала составит 9 132 кв. м.

Проектно-сметная документация по реконструкции аэропортового комплекса «Нерюнгри» предусматривает также реконструкцию взлетно-посадочной полосы, а также строительство ограждения аэродрома, служебно-пассажирского здания с пропускной способностью 200 человек в час, склада ГСМ объемом 600 кубометров, авиационной службы спецтранспорта на четыре машиноместа.

В ходе реализации проекта пройдет и реконструкция рулежных дорожек, взлетно-посадочной полосы и перрона с выделением площадки для противообледенительной обработки воздушных судов. Кроме того, будут реконструированы системы электроснабжения и светосигнального оборудования аэродрома, водосточно-дренажная сеть, ограждение и 11,8 км патрульной дороги. Также здесь будут построены склад горюче-смазочных материалов, аварийно-спасательная станция и другие необходимые для работы аэропорта объекты.

ШАГИ ВПЕРЕД

Об этом говорилось в первом проекте нового аэропорта с аэровокзалом в Нерюнгри. После повторного рассмотрения Главгосэкспертиза России пришла всё-таки к выводу, что результаты инженерных изысканий и проектная документация соответствуют требованиям технических регламентов. Как говорится в официальных выводах по итогам экспертизы, проектная документация по аэропорту Чульман соответствует результатам инженерных изысканий, выполненных для ее подготовки. Одновременно была проведена проверка достоверности определения сметной стоимости работ, и по итогам её рассмотрения выданы положительные заключения.

2 февраля 2018 года на том же самом выездном совещании в Нерюнгринском районе руководство компании «Колмар» в лице Сергея Цивилева (ныне губернатора Кузбасса) объявило о решении активно помогать финансированию проекта нового аэропорта Нерюнгри. Такая позиция понятна: «Колмар», два горно-обогатительных комбината которого являются якорными резидентами ТОР «Южная Якутия», более других оказался заинтересованным в скорейшей реконструкции аэропорта.

«Сегодня мы понимаем, что без аэропорта никак нельзя. Он нужен с выходом на международные линии, чтобы жители города могли слетать, к примеру, во Вьетнам, в Таиланд. И для этого не надо было бы ехать в Москву. Тогда люди будут чувствовать себя совсем по-другому», - заявил Цивилев.

Тогда казалось, что проект аэропорта всё-таки сдвинулся с мертвой точки. 24 августа 2018 года в то время еще временно исполняющий обязанности главы Якутии Айсен Николаев сообщил нерюнгринцам, что проект реконструкции аэропортового комплекса города Нерюнгри должен быть завершен к октябрю 2018 года: «Мы понимаем, что в Якутии есть необходимость в модернизации ряда аэропортов. Я очень надеюсь, что при поддержке компании «Колмар» проект реконструкции взлетно-посадочной полосы и аэропортового комплекса в Нерюнгри появится в ближайшее время».

СДВИНУЛОСЬ!

Но только в январе 2020 года произошли качественные изменения в процессе этой работы. Росавиация, наконец-то, заключила реальный контракт на реконструкцию аэропорта Нерюнгри с ООО «СтройДорСервис» и официально объявила о том, что строительство современного аэровокзального комплекса и реконструкция взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта Нерюнгри завершится в конце 2022 года. На эти цели из федерального бюджета выделено 7,4 млрд рублей.

ООО «СтройДорСервис» зарегистрировано в Алдане в 2013 году. Основным видом деятельности предприятия является строительство автомобильных дорог и автомагистралей. По сообщениям СМИ, компанией владеет алданский предприниматель Василий Суховерхов, который также контролирует еще пять якутских компаний.

В целом проект аэропорта остался прежним. Подрядчику предстоит реконструировать взлетно-посадочную полосу, а также построить двухэтажный аэровокзальный комплекс общей площадью десять тысяч квадратных метров, рассчитанный на пассажиропоток в 300 человек в час. Также построят аварийно-спасательную станцию и расходный склад ГСМ, мощность которого увеличится до 960 кубических метров.

Активные работы в аэропорту Чульмана ведутся в течение всего 2020 года. Только за первую половину 2020 года в реконструкцию было вложено 556 млн рублей. Выполнены работы по отсыпке патрульной автодороги, зоны КРМ, вертикальной планировке площадки склада ГСМ, по завозу материалов. Одновременно продолжалась разработка рабочей документации объектов, проводилась вырубка леса, разбиралось имеющееся покрытие перрона, проводились земляные работы на РД-1, устройство патрульной дороги, периметрового ограждения, наружных инженерных сетей, котлована под здание аэровокзала.

На территории предприятия находились старые, недостроенные здания, которые были снесены за счет районного бюджета. Это позволило подготовить чистую площадку для строительства нового терминала.

ТРАНСПОРТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ

Республиканские власти всегда пытались заверять нерюнгринцев, что будут уделять внимание решению вопроса об улучшении транспортной доступности района, в частности, авиасообщения. Но именно транспортная доступность Якутии в целом, и Нерюнгринского района, в частности, остается под большим вопросом.

Между тем, это не только вопрос удобства пассажиров, но и от него напрямую зависят тарифы на авиабилеты. Чем менее технологична и более несовременна инфраструктура аэропорта, тем выше стоимость аэропортовского обслуживания - так называемая стоимость «взлета-посадки». Всё это в итоге вкладывается в цену авиабилета. В тех же оценках можно говорить о стоимости авиатоплива, которое обходится пассажиру в 40 процентов от общей стоимости авиабилета. Отсюда астрономическая стоимость билетов, например, от Москвы до Нерюнгри.

Подводя итоги, можно констатировать, что несмотря на растущие затраты на авиацию, доступность авиаперевозок в Якутии снижается! По сравнению с 80-ми годами прошлого века доступность авиатранспорта в республике снизилась в пять раз. Это выглядит очень странно на фоне огромных вливаний в отрасль.

Что касается Нерюнгри, то здесь проблема стоит еще острее в связи с созданием территории опережающего развития «Южная Якутия». О каких потенциальных инвесторах, о каких новых резидентах мы говорим, если не можем обеспечить элементарную транспортную доступность региона? Инвесторам проще вкладывать деньги в яблони на Марсе, чем по космическим ценам каждый раз добираться до Нерюнгри.

Поэтому начавшаяся реконструкция аэропортового комплекса «Чульман» вселяет большие надежды. Будем все-таки верить в то, что в конце 2022 году в Нерюнгри впервые за сорок лет появится современный аэропорт.

Олег СОЛОДУХИН.

г. Нерюнгри.

Фото Андрея Сорокина и из открытых источников.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
19.12.2020 17:04 (UTC+9)
Комментарии: 13
Нюрка 19.12.2020 17:32

Кого не посадили пусть сами летают самолетами аэрафлота.Мы как ездили на такси так и будем ездить.Ничего нового.


свежо предание, да верится с трудом 19.12.2020 17:45

наш а/порт будет строится, еще дольше, чем ,,,ВОСТОЧНЫЙ,,,,Прокуратура, есть работа.


О как! 19.12.2020 18:45
Прокуратура ,да и другие силовики должны были уже давно обратить внимание на складывающуюся ситуацию! Глядишь и закончили бы всё работы,а кто то и отсидел бы уже.

Кеша 19.12.2020 18:46
Есть работа, но работников нет.

Ихтамнет 19.12.2020 18:05

64 миллиарда умыкнули верные путинисты, власть не шевелится. Выйди на митинг, набегут крысы толпами.


Безобразие 21.12.2020 06:42
Столько миллиардов умыкнули и главное до конца не выполнили работу, причем государственного значения, а не частное , даже Трутнев пригрозил открыто и никто не обращает внимание. А тут некоторым главам за 150-300 тыс наручники надевают и главное сажают типа убегут во время следствия. Вот поэтому и воруют даже Москве под колпаком Кремля и ФСБ миллиарды даже силовики или простые чиновники таможни даже, золотые слитки и миллиарды находят в квартирах и частных владениях родственников.

«...чтобы жители города могли слетать, к примеру, во Вьетнам, в Таиланд» 19.12.2020 18:45

Господи, о чем это он? Человек совершенно не в теме!!!


чтобы жители города могли слетать 19.12.2020 21:05
вполне логично - чтобы могли.

ТАЗовод 19.12.2020 19:54

Учитывая тот факт, что в зимний период аэропорт Чульман является основным запасным для Якутска, неужели нельзя было включить мозги тем, кому это положено по должности и запланировать первоочередной стройкой служебно-пассажирское здание, а не размазывать средства по всему комплексу.


Декабрист 20.12.2020 11:19
С этой властью можно ждать до конца света.

Кстати, что там с реконструкцией ВПП аэропорта Якутск?


Фаза 20.12.2020 19:30
Нормально все с Якутском - со следующего года полоса укоротился до 1600м - и станет пригодна только для мелочи типа АН-24.

Роман 20.12.2020 19:39

Так что, так и не нашли 64 млрд.руб. или так искали?


Мирный 20.12.2020 21:01

Давайте кипиш не наводить

Сейчас будет распил аэропорт мирный

Нерюнгри забудется


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ