Скончался заслуженный артист России
В России взлетели цены на такси
В российских школах возобновятся очные занятия
СМИ: сотовая связь в России значительно подорожает
Жители Бурятии зовут Авксентьеву в правительство региона

Одним из приоритетных направлений работы органов прокуратуры является защита прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Наряду с детьми-сиротами они являются одной из наиболее уязвимых категорией населения.

Что изменилось в этом законодательстве о правах данных детей за последнее время? Насколько полно реализуются сегодня их право на бесплатное питание и обеспечение техническими средствами реабилитации? Какая ответственность предусмотрена за нарушение названных прав и куда можно обратиться за помощью?

Об этом интервью с начальником отдела по надзору за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних прокуратуры республики старшим советником юстиции Юлией Николаевной Каминской.

- Юлия Николаевна, здравствуйте! Сколько в республике детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья?

- По состоянию на 01.01.2020 в республике зарегистрировано 6 486 детей-инвалидов (2018 – 6 195 детей). Показатель инвалидности в 2019 году составил 2 455,9 на 100 000 детского населения (2018 г. – 2 345,7). А детей, нуждающихся в технических средствах реабилитации, около 300 (272) на апрель 2020 года, из них 94 в Якутске.

- Какие вопросы чаще всего ставят родители и законные представители детей-инвалидов и детей с ОВЗ в жалобах в органы прокуратуры?

- Как правило, обращения содержат жалобы на неполучение лекарств, бесплатного питания, технических средств реабилитации, качество оказания медпомощи, недостаточность соответствующих дошкольных организаций и групп в них, несогласии с решениями бюро МСЭ по вопросу о присвоении инвалидности.

- Какими правовыми актами регулируются права детей-инвалидов и детей с ОВЗ? Что изменилось в этом законодательстве за последнее время?

- Основными законами, конечно, является Конституция РФ и федеральные законы «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 номер 181-ФЗ, "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 номер 178-ФЗ; «Об образовании», а также указ президента РФ «О дополнительных мерах господдержки инвалидов» 1992 года, постановлением правительства РФ номер 95 от 20.02.2006 г. «О порядке и условиях признания лица инвалидом» и законом РС(Я) «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов в РС(Я)». Всего около 80 правовых актов.

К новеллам законодательства об инвалидах можно отнести: возможность получения технических средств реабилитации не только по месту регистрации, но и по месту фактического проживания (например, в социальных организациях) либо пребывания (в другом регионе); право использовать материнский капитал на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации детей-инвалидов.

Информацию о своих правах инвалиды, родители детей-инвалидов могут получить на портале Госуслуг (информация Минцифры от 02.12.2020), где запущен новый сервис информирования граждан о пособиях и льготах, для чего через личный кабинет нужно выразить своё согласие на получение такой информации. Также хочу сообщить, что президент РФ Владимир Путин 18.11.2020 поручил правительству РФ разработать план график выполнения субъектами РФ в срок до 01.01.2025 (т.е. за четыре года) мероприятий, направленных на обеспечение жильём семей с детьми инвалидами и инвалидов, вставших на учёт до января 2005 года.

- Во всех ли случаях дети-инвалиды обеспечиваются необходимыми техническими средствами реабилитации? Если нет, то в чем причины и что делать гражданам?

- К сожалению, не во всех случаях. Указанное бывает вызвано несколькими причинами. В частности, такими как недостаточность финансирования, изменение законодательства, как, например, в отношении ребёнка-инвалида в Якутске, который в течение трех лет не был обеспечен параподиумом, стоимость которого составляет от 150 тыс до 200 тыс руб. Только после вмешательства прокуратуры республики этот ребёнок был обеспечен таким техническим средством.

Еще одной причиной является ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей, которые своевременно не обращаются по поводу переосвидетельствования инвалидности детей, что влечёт невыдачу лекарств, пенсии по инвалидности. В основном это касается, конечно, неблагополучных семей. Так, например, в Сунтарском районе прокурором было установлено, что семилетний ребёнок с ДЦП около двух лет не получал памперсы, пенсию. Несмотря на то, что он не мог самостоятельно передвигаться, у него не было кресла-коляски.

В отношении матери, которая злоупотребляла алкоголем, было возбуждено уголовное дело по ст.156 УК РФ (жестокое обращение с детьми), а медработники, которые знали об этом и не приняли мер к защите прав ребёнка, привлечены к дисциплинарной ответственности. Поэтому педиатры, работники бюро МСЭК должны обращать внимание на факты непрохождения переосвидетельствования детьми из неблагополучных семей, информировать о них КДНиЗП, органы опеки. Также имеют место случаи, когда родители официально не отказались от проведения мероприятий, но детям такие реабилитационные услуги не оказываются.

- А кто должен контролировать обращение родителей за получением средств реабилитации и переосвидетельствованием?

- В рамках федерального закона номер 120 об основах системы профилактики - это медицинские работники, педиатры, работники бюро МСЭ, которым становится известно о том, что ребёнок не явился по каким-то причинам на переосвидетельствование. Об этом они согласно ст.122 СК РФ и ст.9 ФЗ номер 120 должны информировать орган опеки и КДНиЗП для установления уважительности причин и привлечения родителей к установленной законом ответственности.

Если же родители не согласны с действиями медработников они вправе обратиться в Росздравнадзор, министерство здравоохранения РС(Я), а также в вышестоящее бюро МСЭ, в правоохранительные органы, органы прокуратуры либо в суд.

- Как обстоят дела с реализацией права на бесплатное питание? Какие органы могут и должны в этом помочь?

- За питание детей-инвалидов ответственны органы здравоохранения и образования. Из 5,6 тыс. детей с ОВЗ: 1 230 на дому; около 2 тыс. в общеобразовательных школах; остальные - в коррекционных.

В соответствии с п.7 ст.79 федерального закона номер 273-ФЗ «Об образовании в РФ» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Финансирование мероприятий по организации двухразового горячего бесплатного питания осуществляется на основании постановления правительства РС(Я) от 27.03.2010 номер 132. В бюджете республики на 2020 год на указанные цели выделено 58 309 тыс руб.

Дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ОВЗ, получающие образование на дому (рекомендации Минобрнауки РФ от 14.01.2016 номер 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому») должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.

Зачастую эти требования в республике не исполнялись из-за отсутствия соответствующего порядка, который сейчас разрабатывается министерством образования и науки РС(Я) после внесения представления прокуратурой республики. Такие же нарушения выявлены прокурорами на муниципальном уровне. Например, в Хангаласском районе на обеспечение бесплатным питанием 186 детей с ограниченными возможностями здоровья дополнительно выделено 4 109 тыс руб.

Вопросы предоставления продуктов лечебного питания для детей-инвалидов закреплены в федеральном законе от 17.07.1999 номер 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Финансирование расходов на данные цели осуществляется путем субсидии из федерального и республиканского бюджета, средств обязательного медицинского страхования, а также средств фондов и других источников (постановление правительства РС(Я) номер 420 от 27.12.2017 г. об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов). Правительством Российской Федерации утверждён перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (распоряжения номер 2273р от 22.10.2018 и номер 3053р от 31.12.2018), страдающих такими заболеваниями, как лейциноз, муковисцидоз, целиакия и др.

Обеспечение детей-инвалидов лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, при оказании амбулаторной медицинской помощи осуществляется по назначению врача (фельдшера) в соответствии с выданными рецептами (приказ Минздравсоцразвития России от 12 февраля 2007 г. номер 110), которые выписываются врачами (фельдшерами) медицинских организаций. В отношении хронических больных срок действия рецепта может быть установлен до одного года.

- Какая ответственность предусмотрена за нарушение данных прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ?

- Начиная от дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой в отношении родителей в части ограничения либо лишения их родительских прав, вплоть до уголовной за халатность либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

- Нередко по результатам переосвидетельствования инвалидов лишают инвалидности или меняют категорию на более мягкую. Возможно ли обжаловать такое решение в случае несогласия с ним?

- Порядок обжалования решений бюро МСЭ установлен разделом 6 постановления правительства РФ номер 95 от 20.02.2006 г. «О порядке и условиях признания лица инвалидом». Решения бюро МСЭ районного и республиканского уровня могут быть обжалованы как в вышестоящую организацию, так и в суд, а решение Федерального бюро только в суд. Гражданин может обратиться с заявлением путём личного приёма, по почте в электронном виде или через портал госуслуг. Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.

Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в трехдневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

Главное бюро не позднее одного месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Вышестоящей организацией назначается повторное СМЭ, после которой в месячный срок выносит решение.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
30.12.2020 02:24 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ