Президент согласился провести голосование по Конституции 22 апреля
Российским военным разрешили сбивать нарушившие границу гражданские самолеты
Историку-расчленителю Соколову предъявлено новое обвинение
Скончался высокопоставленный чиновник Минобороны
Во Владивостоке судят бывшего замминистра по развитию Дальнего Востока

SakhaNews. Девочка, родившаяся в маленьком якутском селе и слова-то «балет» до третьего класса не слышала... А теперь её имя навсегда вписано в историю русского классического балета в Якутии. Позади 22 года блистательной сценической жизни и шесть лет – педагогической в качестве преподавателя хореографии Арктического государственного института культуры и искусства Республики Саха (Якутия).

Прима-балерина Ирина Борисова, чья слава была особенной в восьмидесятых годах благодаря таланту, артистическому обаянию и красоте танцовщицы, покорявшей не только зрителей, но и всех, кому доводилось видеть эту очаровательную женщину, готовится к своему юбилейному вечеру, который состоится 20 декабря на сцене театра оперы и балета в Якутске

О том, каким вспоминается прошлое, видится будущее и чем наполнена жизнь сегодняшняя, по моей просьбе рассказывает и отвечает на вопросы заслуженная артистка ЯАССР, первый профессиональный балетовед в Якутии Ирина Борисова.

- Я родилась в селе Майя Мегино-Кангаласского улуса и вполне естественно, что даже и не мечтала стать балериной, просто потому что ничего не знала ни о балете, ни о существовании профессии танцовщицы. Моя жизнь неожиданно изменилась, когда я третьеклассницей попала в поле зрения артистов балета музыкально- драматического театра, специально приехавших из Якутска в поисках одарённых детей для обучения искусству классического танца.

Так я, как и другие дети из разных уголков республики, оказалась сначала в нашей столице, а после отбора профессионалами из Ленинграда во главе с Марией Боярчиковой, стала жительницей северной столицы России и воспитанницей академического хореографического училища имени Вагановой. Теперь это учебное заведение имеет статус Санкт- Петербургской Академии Русского балета имени профессора Агриппины Яковлевны Вагановой. В 1977 году по окончании учёбы я начала работать в балетной труппе Якутского музыкально- драматического театра, ныне Государственного театра оперы и балета РС(Я).

-Ирина Иннокентьевна, двадцать два года отдано сцене, практически вы станцевали все главные партии, что были в репертуаре того времени, а сегодня роль какой героини вспоминается в первую очередь?

- Партия Одетты из балета « Лебединое озеро». Это было адажио в программе концерта, самого балета ещё не было в репертуаре, но танцевать Одетту доверяется тому, кого уже считают профессионалом и …это для исполнителя - экзамен на состоятельность и признание. Со стороны нашего очень требовательного балетмейстера Алексея Попова такое доверие было наградой для балерины.

-Но ведь этот талантливый балетмейстер, блистательный танцовщик и красивый мужчина был вашим мужем…

-Ну что вы, это случилось много позже. А тогда он был для меня состоявшимся мастером и Главным балетмейстером, от которого зависели моя творческая жизнь, вдохновение, переживания и радости. Это был главный человек и наставник для всех артистов балета нашего театра, и иногда я его даже побаивалась, расстраивалась, если что-то не сразу получалось, и с большим уважением относилась к его советам и замечаниям.

-Люди неординарные, с ярко выраженной индивидуальностью, как правило, обладают «неудобным» для окружающих характером и Алексей Андреевич, вероятно, не был исключением?

- С ним нелегко было вышестоящим руководителям. Если он был убеждён в своей правоте, то отстаивал свою позицию перед кем бы то ни было. В отношении артистов деспотом или тираном Алексей не был никогда, его требования выражались порой жёстко, но всегда корректно: он уважал артистов и щадил их самолюбие, но, добиваясь профессионального мастерства, бывал очень взыскателен.

-А вне работы?

-Заботливый и очень семейный по натуре человек. Если я была занята, то сам вставал к плите и варил борщ. Наша личная и профессиональная жизнь взаимосвязаны, большую часть проводили в театре. Общая работа, интересы так нас объединяли, что сейчас нюансы сближения подзабылись и кажется, что наша семья создалась сама собой. Жаль, что это прекрасное время уже в прошлом, зато дочка Машенька выросла, и теперь она взрослый самостоятельный человек – режиссёр кино и телевидения, живёт и работает в Санкт-Петербурге.

-На сцене Алексей Андреевич был вашим партнёром?

-Только один раз - в миниатюре «О, Солнце!» Чаще всего я танцевала с Александром Ягодкиным. Это было успешное сотворчество и разноплановое: в «Абакаяде» он был Семёном Дежнёвым, в «Лебедином» - принцем Зигфридом…

-Ирина Иннокентьевна, а чем и как сегодня живёте вы?

По-прежнему работой и почти в прежнем ритме, только вид деятельности кое в чём изменился. С утра спешу в институт к студентам: занятия, репетиции, концерты. Дома работаю над книгой об истории якутского балета и о тех, кто его создавал, совершенствовал и выводил на тот уровень признания, который присущ ему сегодня. Книгу начала писать два года назад, работа над ней близится к завершению и …должна признаться, процесс настолько увлек меня, что сегодня для меня писать книгу – даже интереснее, чем танцевать. Встречаюсь с коллегами-друзьями: Наташей Христофоровой, Клавой Ивановой, Анатолием Ултургашевым. Наше общение - всегда радость, взаимопонимание, а для меня ещё и помощь в работе над книгой: их подсказки, советы и воспоминания –это то, что насыщает книгу, вдохновляет меня на новые идеи и замыслы Кроме того, поскольку время и обстоятельства требуют, продолжаю учиться в аспирантуре, пока я – вольнослушатель и соискатель, но надеюсь стать полноправным аспирантом. Учёба – это один из моих сегодняшних приоритетов.

- Вы овладели новой профессией - искусствоведа-балетоведа и так увлечены самообразованием… Как это произошло?

- Я оставила сцену в 1999 году и ушла в… ни-ку-да. Просто отдыхать и заниматься домашними делами мне очень быстро надоело. В 2001 году я поступила в Санкт-Петербургскую Академию Русского балета. Вернулась в родные пенаты, но уже за высшим образованием в своей же профессии по специализации искусствоведа. Параллельно с 2002 года стала преподавать хореографию в АГИКИ. И вот теперь учусь, учусь и учусь…и надо сказать – с большим интересом.

-Какой спектакль выбрали для своего творческого вечера по случаю юбилея?

- «Кармен»-сюиту в версии Алексея Попова – это и для меня, и в память о нашем главном балетмейстере и моём муже Алексее Андреевиче. Танцевать будут уже известные зрителям Надежда Корякина и Ренат Хон и совсем молодой, но привлекающий внимание знатоков балетного искусства Андрей Никулин. Жду встреч с коллегами, родным театром и зрителями – это приятное ожидание, но и волнуюсь очень. Конечно, хочется, чтобы всё получилось как задумано.

-Юбилейный день рождения...Новый год - праздник, который всегда остаётся немножко сказочным. Чуда и сюрпризов ждёте?

Сюрпризы, я почти уверена - будут, а чуда…. Хотелось бы! Впрочем, вполне возможно, что оно произойдёт…Дело в том, что на мой юбилей намерена прилететь Машенька, долгожданная встреча - это уже праздник, а чудеса у нас с ней тоже запланированы, хотим чуть-чуть попутешествовать, правда, ещё не решили, поехать в Финляндию или Францию, но, думаю, что приятные сюрпризы в любом случае нам обеспечены.

-Выходит, вторая половина человеческой жизни - это всего лишь начало нового этапа жизни?

-А почему бы и нет, ведь мы становимся мудрее и бережнее относимся ко времени и каждому прожитому дню.

-Здоровья вам и удачи, Ирина Иннокентьевна!

Инна ФЕОКТИСТОВА

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
08.12.2008 18:31 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ