Планы догнать Германию по размеру экономики пошли прахом?
В Якутии действуют более сотни народных дружин
Бывший украинский футболист попался на шпионаже
Когда авиаперевозки в Арктике станут более доступными?
Все северные аэропорты Якутии нуждаются в реконструкции

Якутская ГРЭС обеспечивает электричеством 60 процентов потребителей республики. Газотурбинные установки станции могут работать как на природном газе, так и на дизельном топливе. Недавно на Якутской ГРЭС произошло историческое событие – в завершение реконструкции первой очереди запущена четвертая турбина. В этот день многие работники дружного коллектива Якутской ГРЭС получили заслуженные награды из рук Президента РС(Я) Вячеслава Штырова. Директор ГРЭС Владимир Викторович Спириденко был награжден Знаком РС(Я) «Гражданская доблесть».

- Владимир Викторович, реконструкция ГРЭС началась еще в 1988 году, а как давно вы работаете на этом предприятии?

- Я пришел на ГРЭС молодым, красивым, кудрявым в 1973 году. Мне тогда было 23 года. Начинал с дежурного электромонтера, прошел все ступени оперативной работы, работал заместителем главного инженера, главным инженером. Стать директором не стремился, видимо, само как-то получилось в силу моего упорного характера.

- Как давно существует ЯГРЭС, и как она строилась?

- 13 января 1970 года произошел запуск первого агрегата станции, его строили года два. Всего на ЯГРЭС две очереди, в каждой из которых по четыре турбины. Они строились в три этапа. В 1970 году была запущена первая машина, в 1971 – вторая, затем третья и четвертая. Последняя – восьмая - турбина была запущена в 1982 году.

- Реконструкция такого производства очень специфическое дело, много сложных специальных терминов. А если попытаться объяснить просто, в чем она заключалась и почему длилась так долго?

- Реконструкция началась немного раньше, с подготовки проекта. Где-то в 1986 году было готово технико-экономическое обоснование выбора оборудования, хотя тогда выбирать особо нечего было, поэтому остановились на модели ГТЭ-45-3, которую выпускал харьковский завод «Турбоатом». Проект прошел серьезную экспертизу в министерстве энергетики и был осуществлен в рамках существовавших тогда нормативов.

В 1988 году начался демонтаж первой очереди ГТ-25 . В течение года демонтировали до основания все старые строительные конструкции и затем возводили новые. Компоновка классическая, как на других типовых станциях. Возвели новый фундамент и смонтировали установку ГТЭ-45-3. Первый пуск состоялся в 1990 году. ГТЭ–45–3 - головной образец, на ЯГРЭС эта машина пускалась без обкатки, как на полигоне. У нас на станции с ней было много проблем. Мы их решали три года, после чего она начала нормально работать. Главная проблема заключалась в сильной вибрации агрегата. За три года мы довели функционирование агрегата до нормы и уже знали, как действовать. В 1994 году начали демонтаж второй машины, в 1996 году она уже работала. С ней проблем было меньше, у нас был опыт работы, поэтому все технические решения перенесли в конструкцию. Проблемы с вибрацией второй турбины устранили быстро.

После реконструкции первой очереди был определенный перерыв (с 1993 года ухудшилось финансирование), тем не менее, в 1997 году за счет зачетной схемы с Украиной была поставлена третья турбина. С 1999 года мы стали демонтировать третью машину и устанавливать новую. В 2002 году ее запустили. К тому времени она уже была модернизирована заводом (двухступенчатое сгорание, соблюдены экологические нормативы по выбросам в атомосферу, учтены все новые требования и доработки). Третья и четвертая машины были запущены в серийное производство. Всего было выпущено четыре таких агрегата для нашей ГРЭС и больше таких машин нет ни в России, ни за рубежом. Конечно, реконструкция первой очереди длилась слишком долго, за это время машины успели морально устареть. Нормальная практика -менять их раз в 10 - 15 лет.

- На сколько лет была рассчитана реконструкция по проекту?

- На пять. Она должна была быть закончена в 1992 году. Но растянулась на семнадцать лет. Пока решали проблему замены турбин первой очереди, изменилась экономика, можно сказать, произошла не только социальная, но и техническая революция.

- Вам пришлось заниматься реконструкцией в сложный период - инфляция, дефолт, ликвидация прежних экономических связей. Кто в этих условиях финансировал реконструкцию?

- Она была нужна нам – «Якутскэнерго», поэтому в основном эта компания и вкладывала средства. Расходы за счет федерального и местного бюджетов составили меньше десяти процентов от их общего объема.

- Какое участие в реконструкции принимала головная компания РАО «ЕЭС», поддерживает ли она ваши начинания?

- Где-то через год-два после создания АК «Якутскэнерго», РАО приобрело контрольный пакет. Денег на реконструкцию РАО практически не выделяло, но разрешило АК «Якутскэнерго» использовать на эти цели собственные средства. Здесь политика РАО и наши интересы совпадают: одновременно с реконструкцией растет стоимость компании.

- Что изменилось с завершением реконструкции первой очереди?

- Повысилась мощность электростанции - с 240 МВт до 320 МВт.
Экономический эффект возрастает, будем работать более экономно, несмотря на то, что топливо растет в цене. Идет систематическое снижение расходов условного топлива (45 граммов на киловатт/час - снижение расхода топлива по проекту, на самом деле снижение расхода топлива будет значительнее).

Завершение реконструкции первой очереди – это составная часть программы «Развитие электроэнергетики РС(Я) на период до 2010 года с перспективой до 2015 года». Ее перспективным направлением является сокращение зоны децентрализованного энергообеспечения. Поэтому перед АК «Якутскэнерго» стоит задача по замещению дизельных электростанций линиями электропередачи от Якутской ГРЭС, что позволит снизить себестоимость электроэнергии минимум в пять раз.

Мы строим ЛЭП «Сулгачи-Эльдикан-Усть-Мая» в габаритах 110\35 кВ общей стоимостью 800 млн. рублей. После завершения строительства энергетики получат экономию дизельного топлива в сегодняшних ценах на сумму 250 млн. рублей. Эта линия позволит исключить из северного завоза 15 тысяч тонн дизельного топлива (сегодня на выработку электроэнергии в районах с децентрализованным энергоснабжением тратится 115 тысяч тонн дизельного топлива). Издержки по строительству окупятся за четыре года.

В Центральном энергорайоне Якутская ГРЭС обеспечивает электроэнергией 500 тысяч населения. Город Якутск получает еще и тепло. Якутская ГРЭС будет увеличивать подачу тепла в Якутск. Мы вырабатываем дешевую тепловую энергию. Сегодня Центральный энергорайон снабжают теплом ЯГРЭС и ЯТЭЦ. Тариф за тепло ниже, чем у других источников энергии. С нами поспорить могут только автономные котельные, где нет затрат на работу обслуживающего персонала.

Если будем больше вырабатывать электричества, будет больше тепла. В Якутске к нашим сетям стремимся подключить больше потребителей. Тогда они будут платить за тепло примерно в два раза меньше. Учитывая, что со временем будет осуществлен переход на полную оплату коммунальных услуг, то, сами понимаете, что это в интересах населения. Такая программа есть, но она ограничена техническими возможностями районов города. Надо строить магистральные линии трубопроводов.

- Вторая очередь станции служит уже более двадцати лет, как можно оценить ее состояние?

- В 2005 году мы заканчиваем реконструкцию первой очереди. Завершение реконструкции первой очереди, которое отмечали недавно, – это общественно-политическое событие. Установку четвертой машины мы завершили еще в октябре 2004 года, после чего налаживали ее, устраняли определенные недоделки. Сейчас работают все четыре машины, вся первая очередь в рабочем состоянии.

Нужно смотреть вперед и менять оборудование второй очереди станции, которое отработало тридцать лет. Выработало свои ресурсы, эффективность стала слабой. Замену второй очереди нужно произвести быстро, эффективно. Скорее всего, пойдем на установку импортных образцов. Сейчас у нас все машины и первой, и второй очереди – харьковского производства, мощностью 45 МВт и 35 МВт.

- Все помнят аварию на Якутской ГРЭС, которая произошла зимой 2002 года, недавно еще более крупная авария случилась в Москве. Справится ли наша ГРЭС со всеми нагрузками только с одной рабочей очередью?

- После аварии 2002 года мы сделали выводы, построили резервный источник питания. Тогда, напомню, электричества в городе не было два-три часа, но горожане были напуганы. Мы-то на станции знали, что произошло, и что нужно делать, как выйти из этой ситуации. Такие ситуации случаются во всем мире ежегодно. Недавно в Москве, а до этого в США. Тогда вылетело тридцать тысяч МВт – это сто таких станций, как наша. Установленная мощность ЯГРЭС 320 МВт. Располагаемая (фактически возможная) при -40÷45°С атмосферного воздуха достигает 420МВт, что значительно больше, чем ожидаемый максимум зимних нагрузок, поэтому ближайшие 5 лет баланс мощности будет положительный. Во всем мире на таких станциях одна очередь работает – вторая реконструируется. Мы часто бываем в зарубежных поездках, изучаем их опыт. Например, в Японии меняют оборудование на станциях раз в 10÷15 лет. Мы делаем то же самое, но в меньших масштабах. Инвестиционная часть в энергетике должна быть постоянной. Инвестиции идут за счет прибыли, амортизации производства.

-Несколько лет назад в Якутии сложилась такая ситуация, что некоторые электрические сети оказались бесхозными. Существует ли такая проблема сегодня?

- В советское время все имущество было народным хозяйством. В перестроечный период оно частично было приватизировано с созданием юридических лиц, некоторые из которых разорились, и возникло бесхозное имущество, в т.ч. бесхозные электрические сети. Позиция АК «Якутскэнерго» такова, что наша электроэнергия должна доходить до потребителя, поэтому была проведена большая работа по приемке таких сетей на обслуживание и баланс Компании. В настоящее время бесхозных сетей практически нет.

- Недавно Вячеслав Штыров и Константин Ильковский встречались с Анатолием Чубайсом по поводу дальнейшего развития малой энергетики. Было ли принято на встрече какое-то принципиальное решение?

- Об этом лучше спросить у генерального директора Константина Ильковского. Конечно, они обсуждали проблемы энергетики Якутии. Один из спорных моментов реформирования энергетики - развитие конкуренции и рынка. РАО соглашается, что Якутия - особая зона, она не входит в единую электрическую сеть России, и рынка здесь быть не может, должна быть регулируемая энергетика. Только Нерюнгринская ГРЭС имеет связь с энергосистемой Дальнего Востока. Нерюнгринская ГРЭС с Южными электросетями присутствует в наших расчетах, поэтому мы надеемся, что пока никаких изменений в структуре АК «Якутскэнерго» не будет.

- Владимир Викторович, в заключении расскажите немного о себе. Стать энергетиком мечтали с детства или на ваш выбор профессии повлияло что-то еще?

- Я приехал с Урала, там закончил горно-строительный техникум Министерства угольной промышленности СССР. Работал на открытых разработках угля. После армии приехал к родственникам в Якутск. На ГРЭС пришел электромехаником. Одновременно учился в Магнитогорске в горно-металлургическом институте. Дочке тогда было меньше двух лет, уезжать из Якутска на сессии в другой город было сложно, поэтому перевелся в ЯГУ на горное отделение ИТФ. Специальности энергоснабжение тогда не было, а технология близка к горной (кстати, Ильковский по образованию тоже горный инженер). Практику осваивал здесь, на ГРЭС. Это очень специфическое производство, высокие требования к специалистам. Приходят многие, остаются не все, но, кто остается, работают по много лет. Коллектив стабильный, предприятие хорошее, со своими традициями. В советское время больше привлекала романтика, сказывалось влияние комсомола и партийной организации. Сейчас традиции - в подходе к воспитанию кадров, преемственности, начиная от слесаря и заканчивая директором - по всей цепочке.

-У многих мужчин в Якутии среди увлечений охота и рыбалка. А что нравится Вам?

- Не люблю охотиться, жалко живность. Лучше по банкам пострелять, посидеть с удочкой отдохнуть. Мое главное увлечение - цифровая видео камера, из поездок привожу фильмы, сам монтирую, озвучиваю, записываю на DVD. Фотографирую. Всему учился методом проб и ошибок.

Сейчас растет внучка Даша, думаю, что подарю ей несколько дисков с фильмами о том, как она росла.

- На работе вы руководитель, а какие обязанности у вас по дому?

- Моя супруга Наталья Сергеевна фармацевт по первой специальности, окончила ЯГУ, биолог. Преподавала в СПТУ-16, работала в «Сахафармации», сейчас на пенсии. Дети живут отдельно. Каких-то особых обязанностей нет, просто помогаю жене по дому, занимаюсь дачей, неплохо готовлю плов. Могу приготовить любое блюдо по инструкции (книге рецептов).

- В больших трудовых коллективах нередко появляются семейные династии. Ваши дети пошли по вашим стопам или выбрали специальности, не связанные с энергетикой?

- Старшая дочь Ольга работает в налоговой инспекции Якутска. Младшая Надежда – инженер-программист на ГРЭС, через пару лет будет экономистом.

Анастасия НОВИКОВА

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
24.06.2005 11:21 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ