Во 14 регионах режим самоизоляции продлен
В России могут разрешить жестокие методы охоты?
"Газпром" намерен увеличить добычу газа на Ковыкте
Глава Якутии выйдет в прямой эфир в социальных сетях
В Якутске 29 мая будут работать три офиса АЭБ

ИА SakhaNews. В Москве вышла в свет монография Алексея Черткова "Институциональная экономика рынка драгоценных металлов и драгоценных камней".

В результате исследования автор приходит к выводу о том, что в ближайшее время должны произойти серьезные институциональные изменения в системе институтов рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. "Назрела необходимость организации инфраструктуры отечественного оптового и розничного рынка, повышение статуса и авторитета некоммерческих институтов рынка, реформирования сложившихся институтов, имитирующих рыночные инструменты бизнеса, (например, "Алмазная палата России" - псевдоалмазная биржа или биржа одного продавца)", - сказал в интервью ИА SakhaNews Алексей Чертков.

По мнению автора исследования, российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней далек от совершенства. Россия должна преодолеть сырьевую направленность золотоплатиновой и алмазной отрасли, использовать значительные конкурентные преимущества по сравнению с любым другим государством мира.

Автор обосновывает концепцию, при которой государство должно уступить свое место в акционерном капитале обществ, не имеющих стратегического значения для обеспечения обороноспособности и безопасности, частному бизнесу, создав условия для частно-государственного партнерства в алмазной и вернуть утраченные позиции в золотоплатиновой промышленности.

Институциональный анализ деятельности государства, бизнеса, различных отраслевых объединений по созданию в России рынка драгоценных металлов и драгоценных камней позволяет не только восстановить процесс его становления, но и наметить контуры стратегии деятельности по совершенствованию экономических отношений между предприятиями, перспективы государственного регулирования данных отраслей промышленности.

Институциональная теория - важнейшая основа для выработки методов государственного регулирования, воплощения экономической политики современного государства, реформирующего различные элементы национальной хозяйственной системы и экономику страны в целом.

Институционально-эволюционная теория развивается уже около ста лет - в 1898-1899 г.г. опубликованы фундаментальные исследования Торстейна Веблена, сформулировавшего методологическую основу изучения экономических процессов с позиций анализа общественных институтов. Американское институционалистское направление экономической науки - Р.Коуз, О.Уильямсон, Д.Норт и другие подняли институционализм на небывалую высоту.

Современные исследователи расширили рамки применения институционального анализа, сформулировав принципы разработки "передаточного механизма институциональной макроэкономики". Согласно положениям новой институциональной экономики институты "задают рамки восприятию интересов", а индивиды способны изменять эти институциональные рамки (Д.Норт). Институты не только формируют социальный порядок в обществе, но и устанавливают рамки экономической свободы хозяйствующих субъектов в рыночной экономике. Именно этот главный постулат институционализма стал отправной точкой для написания настоящей книги.

Важнейшими условиями создания реального рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации становится необходимость трансформации самих государственных институтов, выработка согласованной концепции дальнейшего развития данного рынка и программы ее осуществления. Пока же государственные и общественные институты рынка драгоценных металлов и драгоценных камней не выработали действенных механизмов взаимодействия, с помощью которых государство и бизнес могли бы проводить открытый аудит рынка или его сегментов, принимать выверенные эффективные решения без ущерба для экономического и финансового состояния его агентов.

В связи с этим огромное внимание институциональная экономическая теория уделяет вопросам самоидентификации и самоуправления агентов - теории регуляции, координации и согласования. Регулирование правил и контроль за привычками (неформальными институциональными рамками) должны соотноситься с осознанным выбором государства при проведении экономической политики.

В результате развала союзного государства в начале 1990-х годов и невозможности государственных органов управления обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов золотодобывающей и алмазодобывающей отрасли обозначилась тенденция трансформации данной институциональной среды.

Движущими силами этого процесса стали сами экономические агенты, поддержанные институтами субъектов Федерации, которые были заинтересованы в сохранении налогооблагаемой базы за счет предприятий, функционирующих на их территории. Государство же в целом не могло обеспечить выполнение своих обязательств по финансированию золотодобычи, поддержке алмазодобывающей отрасли страны. Такое состояние экономисты вирджинской школы называют "фиаско государства".

Ослабление государственных институтов того периода привело к структурным изменениям в рассматриваемых отраслях экономики страны, акционированию крупнейших корпораций цветной металлургии, в результате чего здесь образовались новые группы собственников - органы исполнительной власти субъектов Федерации, частные предприниматели и компании, трудовые коллективы. Итоги провала государства (government failure) в осуществлении властных полномочий в период перехода к стихийному рынку имели далеко идущие последствия.

Кризис институциональной структуры (институциональная каталлактика) золотоплатиновой и алмазной промышленности был разрешен с использованием механизмов государственного регулирования нормативно-правового пространства и расширением правительственных иерархий управления отраслями. В результате в России сложился организованный ограниченный рынок драгоценных металлов и драгоценных камней, характеризующийся значительным государственным участием и регулированием. Государство не только выступает опосредованным регулятором рынка, но и осуществляет предпринимательскую деятельность, используя механизмы государственного управления, софинансирования деятельности крупных российских корпораций в данной отрасли, отдельных проектов.

Поскольку государственные институты по-прежнему ориентируются на поддержку системообразующих, стратегических отечественных корпораций, опирающихся в своей деятельности на научно-технические разработки, автор предлагает в этой связи расширение институциональной реформаторской задачи - обеспечить переход от политики государственного предпринимательства к политике государственно-инновационного предпринимательства. Изменение вектора экономической политики в данном направлении послужит выработке современных финансовых, технологических, наукоемких и других инноваций, способных вывести агенты рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на более высокий качественный уровень в условиях редкости ресурсов и обостряющейся конкурентной борьбе на мировом рынке.

Степень зрелости институциональной среды изучаемых отраслей экономики страны, свидетельствует о готовности его агентов к работе в условиях нарождающихся новых институциональных форм. Особое внимание в этой связи следует уделить выработке концепции свободного рынка драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, избавленного от множества искусственных правоприменительных проблем и административных барьеров.

Государственный контроль за извлечением, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней предлагается сосредоточить лишь над системообразующими элементами рынка, обеспечивающими законность приобретения драгоценных металлов и драгоценных камней, функционирование оптового и розничного внутреннего рынок драгоценных металлов и драгоценных камней, аффинаж добытых из любых источников драгоценных металлов.

Задача перехода от закрытого внутреннего рынка к свободному региональному рынку драгоценных металлов и драгоценных камней, охватывающему большинство стран постсоветского пространства, потребует осознанных комплексных усилий институтов власти и бизнеса. В основе столь радикальных институциональных изменений должны лежать две основополагающие идеи: свободная торговля, перемещение драгоценного товара и невмешательство государства в процесс установления базовой цены на драгоценные металлы и драгоценные камни. Пока же рассматриваемый российский рынок действует в условиях несовершенной конкурентной среды.

Успешное реформирование и развитие рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в РФ невозможно без решения следующих основных задач:

- дальнейшее развитие рыночных отношений между агентами посредством совершенствования нормативно-правовой базы;

- создание рыночной инфраструктуры, соответствующей специфике данной сферы экономики;

- приоритетное развитие геолого-поисковых и геологоразведочных работ на драгоценные металлы и алмазы с целью поддержания устойчивой минерально-сырьевой базы российских отраслей;

- выработка практических мер по интеграции российской золотоплатиновой и алмазной промышленности с мировыми товарными и финансовыми рынками;

- разработка и осуществление комплекса мер по предотвращению интервенции на внутренний рынок страны контрабандных и незаконно произведенных ювелирных изделий;

- устранение искусственных правоприменительных проблем и административных барьеров (отказ от обязательного регламентирования и контроля внутреннего порядка использования ценностей предприятием, кроме государственных, выбор технологических режимов и оборудования, за исключением общих правил учета и инвентаризации и др.).

По мере становления вертикально-интегрированных российских корпораций и достижения ими с помощью государства институциональных преобразований, макроэкономического эффекта, который окажет благотворное воздействие на деятельность рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в целом, государство должно уступить свое место в акционерном капитале таких обществ частному бизнесу или создать условия для частно-государственного партнерства.

При этом государство сохранит возможность регулировать посредством законодательных установлений сферу недропользования, освободившись от излишнего регулирования вторичного рынка рассматриваемого природного сырья, а также право первоочередного обеспечения стратегических товарных запасов, направляемых для удовлетворения военно-промышленного комплекса страны.

Серьезные институциональные изменения должны произойти в системе институтов рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, а именно:

- реформирование сложившихся институтов, имитирующих рыночные инструменты бизнеса (например, "Алмазная палата России" - псевдоалмазная биржа или биржа одного продавца) и организация инфраструктуры отечественного оптового и розничного рынка (биржа драгоценных металлов, алмазная биржа, кредитные институты, сертификационные центры, имеющие международный статус, институты перепродавцов, оценщиков и т.д.);

- повышение статуса и авторитета некоммерческих институтов рынка - профессиональных объединений, советов, комитетов по драгоценным металлам и драгоценным камням Торгово-промышленной Палаты РФ, субъектов Федерации и др.;

- внесение изменений в деятельность правоохранительных и фискальных органов (налоговых, таможенных и др.), взаимодействующих с агентами отрасли, которые должны заключаться не только в запретительных и карательных функциях, но и снижать излишние барьеры для бизнеса, исключающие коррупцию и административный произвол.

Целями реформы институциональной среды российского рынка драгоценных металлов и драгоценных камней должно стать преодоление сырьевой направленности золотоплатиновой и алмазной отрасли, создание полноценного зрелого отраслевого рынка, использующего значительные конкурентные преимущества Российской Федерации по сравнению с любым другим государством мира, а именно - существенными запасами в недрах золота, платины, алмазов, способных не только удовлетворить спрос российского военно-промышленного комплекса и высокотехнологичных отраслей промышленности, но и получать непременно большую прибавочную стоимость за счет развития отечественной ювелирной промышленности.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
26.10.2009 21:46 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ