День шахтёра - праздник мужественных и верных своему делу людей! Видео
Петр Мамонов в реанимации: инфаркт
Один из лидеров сборной РФ по хоккею попал в «кокаиновый» скандал
Музыкальные инструменты для юных талантов Нерюнгринского района
Навальный вышел на свободу после 30 суток ареста

ИА SakhaNews. Об актуальном искусстве Якутии, творчестве, воспитании мо­ло­дых «адеп­тов» якутского постмодернизма и дизайнеров с художницей Ольгой Рах­ле­евой бе­седует корреспондент ИА SakhaNews Ольга Сергеева.

– Когда вы после учебы в Москве вернулись домой, наверное, сложно было найти коллег-единомышленников?

– Да нет. В 1993 г., когда я вышла на работу в Художественный фонд, в Якутск приехали выпускники художественных вузов (в основном, это были девушки) из разных городов страны: Красноярска, Санкт-Петербурга, Владивостока. В то время в изобразительном искусстве Якутии главенствовали мужчины. И мы, молодые, самоуверенные, жаждавшие заявить о себе, создали творческое объединение «Флогистон», с которого, можно сказать, в якутском искусстве началась эпоха матриархата. (Смеется). На самом деле среди нас были и ребята.

Мы практически каждый месяц организовывали выставки, где находили свое выражение творческие искания молодых художников, смелые эксперименты с образами. Это были совместные арт-проекты, гармоническое сочетание разных видов искусства – изобразительного, музыкального, поэзии и танца. Старшие товарищи из Союза художников Якутии с пониманием относились к нашим новациям, предоставляли выставочный зал.

С той поры минуло более пятнадцати лет, флогистоновцы повзрослели, стали известными мастерами. Это Туяра Шапошникова, Ольга Скорикова, Наталья Николаева, Михаил Старостин, Марина Ханды (она была лидером «Флогистона»), Сардана Иванова и многие другие.

– Однажды в галерее Комдрагмета гости – бельгийские художники – осуществили перформанс: накалякали на бумаге тетеньку, приклеили ей на причинное место состриженные у зрительницы волосы и объявили: мы вдохнули в нее жизнь! А мне при сем художественном действе почему-то вспомнился Франкенштейн.

По слухам, бельгийцы намеревались продать свой рисунок за весьма приличные деньги. Но никто, кажется, так и не купил. На мой взгляд, местные художники гораздо интереснее.

Не сочтите за провокацию, но недавно мне довелось услышать такое мнение молодого известного поэта о «Черном квадрате» Малевича: фигня.

– Искусствовед Зинаида Иванова-Унарова обронила, тоже недавно, что она наконец поняла: знаменитый «Черный квадрат» – это, на самом деле, экран монитора.

Восприятие картины Малевича, ее понимание могут изменяться от времени, в котором живет зритель, его настроения, чувств, надежд и чаяний и т.д.

«Черный квадрат» может быть и «фигней», и монитором, и много еще чем, и – черной дырой, поглотившей прежнюю Россию после революции.

И сюрреализм, и авангардизм, и постмодернизм позволяют художнику выразить свой внутренний мир, раскрепостить личность, дойти до потайных уголков бессознательного. А созданные художником образы, навеянные «Оно», действуют на бессознательное зрителей, позволяя последним решать какие-то важные для них вопросы.

– В этом плане весьма интересной, на мой взгляд, была выставка «Обратная перспектива», особенно арт-объект «Клево жить» Н.Стуковой и О.Кондратюк, соз­дан­ный молодыми и для молодых.

Я бы назвала ее иначе – «Жить одним днем», погибая в хмельном угаре, вводя в свои жилы наркотик, наплевав на близких. Это произведение в буквальном смысле является актуальным искусством.

Мне кажется, что подобные работы должны выставляться в общедоступных местах, в фойе кинотеатра, например, чтобы их видели как можно больше людей, чтобы она кого-то напугала, кого-то заставила задуматься и остановиться. Пусть упрекнут меня в наивности, но здесь я верю в волшебную силу искусства…

Расскажите, пожалуйста, о проекте «Хабар – кочующие свитки», объединившем российских художников и их коллег из ближнего зарубежья. Что это – дань кочевому прошлому тюрков, возвращение к истокам, попытка сообща противостоять «гидре глобализации»? Хотя неформальное искусство является ее частью…

– Искусство призвано отвечать на вечные вопросы: кто мы? откуда и куда идем? Художник Наталья Николаева съездила на встречу с сотрудниками международной организации «Тюрксой», где познакомилась с художниками из Татарстана, Башкортостана, а после задумала создать выставку «Хабар». Идея витала в воздухе, и Наталья Васильевна, автор проекта, чутко уловив ее, успешно помогла ей материализоваться.

Свиток – древняя система изобразительного ряда. Это обращение к корням, истокам человеческой цивилизации с помощью художественных образов, архаических форм в противовес холодной технократической современности.

Мы думали, что наша выставка привлечет к участию художников тюркского происхождения, но идея кочующих свитков заинтересовала многих авторов – из Москвы, Санкт-Петербурга, сибирских городов – разных национальностей и возрастов, и работы их образовали единое гармоничное целое – выставку «Хабар – кочующие свитки».

В каждом городе был выпущен отдельный каталог. От нашей республики участвовали Надежда Федулова, Жанна Хунгеева, Туяра Шапошникова, Анна Петрова, Валентина Никифорова, Мария Уваровская, Наталья Давыдова, Мария Седалищева, Наталья Николаева и я.

Открытие выставки состоялось в Доме национальностей в Москве в рамках этно-арт-фестиваля «Прямая линия». Присутствующий на ней посол Азербайджана в России Полад Бюль-Бюль-оглы сказал: «Такие выставки нужны. Как воздух, нужны для того, чтобы люди с большим уважением относились друг к другу, и для того, чтобы люди различных национальностей лучше понимали друг друга».

На второй год своего путешествия «Кочующие свитки» прибыли в Якутию. Открытие выставки состоялось в Картинной галерее им. Зосимова в г. Покровске, затем ее увидели жители Намцев, закончилось путешествие свитков в Москве. Возможно, мы повторим подобную выставку.

Занятие искусством – дело невыгодное, денег не приносит, а для свитка не нужен багет, его легко переслать почтой. Вот поэтому и смогли участвовать в «Хабаре» двести авторов. Конечно, у нас был спонсор – Министерство культуры и духовного развития РС(Я), к тому же каждый город оказывал помощь выставке соответственно своим возможностям.

– Какую работу вы представили на «Хабар»?

– Это «Кут-сюр» (Душа–дух) – римейк моей давней работы, воплощающий древние представления тюрков о мироздании. Решение сделать его продиктовано тем, что оригинал находится в частной коллекции, а мне хотелось, чтобы свиток видели люди. Мне очень приятно, что «Кут-сюр» стал символом выставки «Хабар – кочующие свитки».

Второй мой свиток, участвовавший в выставке, называется «Линия жизни. Послание», олицетворяющий связь времени и пространства. Пусть минули века, тысячелетия, но мы помним прошлое нашего народа, как встарь, носим те же украшения, пьем кумыс из чоронов (правда, только на ысыахе), и это дает возможность чувствовать «времен связующую нить».

Есть еще одна подобная работа, находящаяся в частной коллекции, выполненная совместно с Анной Петровой, – триптих «Знаки прошлого». Широкой зрительской аудитории она не была представлена, и читатели SakhaNews увидят ее первыми.

– А еще какие работы у вас есть?

– Панно «Indian summer» («Бабье лето») участвовало в нескольких выставках. Индейское, цыганское, бабье лето – очень короткая, особенно у нас на Севере, прекрасная пора, когда солнце еще ласково, но в прозрачном воздухе, как ощущение скоротечности происходящего, уже разлита тонкая грусть, а лес одет в осенний убор. В панно я использовала растительные мотивы, характерные для изобразительного искусства большинства народов мира.

Пока у меня новых работ нет. Просто потому, что в этом году к осени я получу мастерскую и теперь нахожусь в предвкушении нового творческого цикла, в ожидании нового проекта.

– В прошлом году у вас был арт-проект, связанный с оформлением свай. Вы и строителей подвигли заняться актуальным искусством?

– До строителей еще не дошли, а вот с архитекторами дружим: третий год работает наше творческое объединение «Азарт», собравшее вместе художников, архитекторов и дизайнеров. В марте 2009 г. на свайном поле неподалеку от ЯГСХА мы осуществили ин­стал­ляционный проект «Нулевой цикл».

Сваи – характерная примета нашего города, и мы решили это обыграть. Разбились на команды, каждой из которых были «выделены» сваи, которые надо было оформить. Но об этом было немало написано в Интернете.

– Вы преподаете графический дизайн в Якутском филиале Московского института современного искусства. Расскажите о творчестве ваших студентов.

– В 2010 г. в проекте «Светуарий» – выставке авторских светильников участвовали молодые художники и студенты. Она проводилась в недостроенном здании в микрорайоне 203, затем – в культурно-развлекательном центре «Бригантина», незначительная часть светильников выставлялась в галерее «Ургэл». Большинство работ составляли инсталляции.

В апреле в проекте «От классики до авангарда», осуществленном совместно с хореографической студией «Маленькие ангелы», наши студенты создали визуальную часть, это было очень интересно. Участие в выставках позволяет молодым заявить о себе, способствует их творческому росту. Мы стараемся, чтобы студенты участвовали в разных конкурсах, выставках – республиканских, общероссийских, международных. При­обре­тается опыт, происходит взаимообогащающее общение.

– Что интересного мы увидим в ближайшем будущем?

– В июне в Национальном Художественном музее РС (Я) благодаря выигранному потанинскому гранту состоится биеннале актуального искусства «Арт-поиск», к участию в которой приглашаются художники в возрасте до 36 лет. Приедут гости из Красноярска, Москвы, Дальнего Востока и из Франции.

Я буду куратором выставки от нашего института. Очень надеюсь, что студенты порадуют зрителей и поклонников актуального искусства концептуально новыми произведениями.

– Якутск – город небольшой. Вероятно, вашим подопечным сложно бывает найти работу после окончания института?

– Специальность моих выпускников – графический и средовой дизайн. Трудятся они не только в столице, но и в районах. Можно устроиться в рекламное агентство (а их у нас не так уж и мало), практически каждое уважающее себя предприятие имеет собственных дизайнеров. Скажу так: в Якутии дизайна много, вопрос в том, насколько он качественный. А качество могут обеспечить специалисты, которых готовит наш институт.

Конечно, не все выпускники способны к творчеству, но грамотность и исполнительность дорогого стоит. Есть креативный человек, генератор идей, и есть тот, кто грамотно претворяет их в жизнь.

Наши ребята открывают свое дело, выполняют заказы, идут учиться дальше, работают в улусах, в дизайнерских агентствах Москвы и Санкт-Петербурга – у каждого свой путь.

– Желаю вам и вашим студентам творческих удач и находок!

Справка

Рахлеева Ольга Афанасьевна родилась 22.07.1966. в Якутске.

Образование: художественный факультет Московского технологического института (1985-1990 гг.).

Работала в Национальном Художественном музее РС(Я), Союзе художников Якутии, ГУ «Сахаполиграфиздат», ГУ «Дом печати».

В настоящее время является завкафедрой графического дизайна, доцент ЯФ Института современного искусства (г. Москва).

Член Союза художников России. Член международной ассоциации дизайнеров. Отличник культуры РС(Я).

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
27.05.2010 14:45 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ