Петросян и Степаненко развелись после 33 лет брака
Ушла из жизни супруга первого президента Татарстана
В благотворительном фонде «Харысхал» пройдет День открытых дверей
В Верхоянском районе Якутии у населения изъято 8 единиц оружия
Более 50 экологических акций провели ленчане за сезон

Итак, свершилось! Погожим осенним субботним днем, 25 сентября, на станции Кердем, на правом берегу Лены напротив Покровска, было уложено символическое «серебряное звено».

Когда пять лет назад начиналось строительство железной дороги Томмот–Якутск, то именно станция Кердем считалась конечной для первого титула Томмот–Кердем. Там даже планировалось строительство речного порта для перевалки грузов с железной дороги на речной транспорт. Потом произошло объединение титулов Томмот–Кердем и Кердем–Нижний Бестях, благодаря чему именно Бестях стал считаться конечным пунктом, а Кердем потерял свое значение, превратившись в транзитную вспомогательную станцию. Но память о Кердеме – «конечном пункте» - осталась.

Кроме того, для строителей и для всех нас психологически важно, что железная дорога наконец пришла в центральную Якутию и вышла на берег Лены. Правда, опять-таки, это весьма условно, так как на самом деле станция Кердем находится в нескольких километрах от Лены, в глухом лесу. Но это не суть важно… Главное – железная дорога уже действительно здесь, можно сказать, под боком у Якутска, что должно коренным образом преобразить нашу жизнь. Не сразу, конечно - постепенно, но преобразит обязательно.

На дворе XXI век, в Якутии запланированы масштабные промышленные мегапроекты, и транспорт Якутии давно стал слабым звеном и не удовлетворяет насущные народнохозяйственные нужды. Его главный недостаток – сезонность и (или) дороговизна. Так, по главной транспортной артерии республики – реке Лене – перевозка грузов возможна только четыре месяца в году. Воздушный транспорт слишком дорог, что в полной мере дает о себе знать именно в рыночные времена. Автомобильный транспорт – тоже не панацея, хотя и необходим. Тем более в наших суровых северных условиях, где строить высококлассные дороги и нерентабельно, и очень сложно.

Железнодорожный транспорт обладает рядом преимуществ перед другими видами транспорта. Он всесезонный, климат и капризы погоды практически не влияют на него. Он дешевый – себестоимость перевозки грузов по железной дороге значительно ниже, чем в авиации и на автомобильном транспорте. Он дает много удобств пассажирам. В общем, по всем выкладкам, и экономическим, и чисто логическим, получается, что железнодорожная магистраль Беркакит–Томмот–Якутск, которую строят еще с советских времен, должна прийти к своему логическому завершению – этого требует сама жизнь, так как транспортная схема республики сейчас такая, что с грехом пополам, может быть, была бы удовлетворительной лишь для времен первой половины XX века.

После того, как это произойдет, 22 района республики из 35 попадают в зону круглогодичной транспортной доступности; для центральной Якутии исчезнет само понятие «северного завоза» и, возможно, со временем мы отучимся говорить: «возьму отпуск и выберусь на материк», словно живем на каком-то острове – действительно, ведь мы, можно сказать, отрезаны от большого мира, от цивилизации.

С этим и призвана покончить железная дорога, и это будет лишь реализацией нашего конституционного права на свободу передвижения. Как неоднократно отмечал наш главный транспортный строитель Александр Николаевич Дудников, он и его корпорация «Трансстрой-Восток» считают, что никто в нашей стране не должен подвергаться транспортной дискриминации, и делают все, чтобы обеспечить отдаленные уголки надежной, стабильной транспортной связью.

Ну а другие виды транспорта после того, как железная дорога придет в Якутск и заработает в полную силу, отнюдь не захиреют, как это стараются представить ретрограды, противники самой идеи строительства железной дороги, которые у нас, если честно, все еще есть.

Наоборот, они получат толчок к дальнейшему развитию. Так, например, китайцы уже сейчас «присматриваются» к нашему АЯМу, в воздухе давно витает идея строительства моста через Амур с перспективой организации транспортного коридора Китай–Якутск–р.Лена–Северный морской путь–Европа. Надо ли говорить, что тогда ЛОРП будут иметь блестящие перспективы. Не зря ведь отмечал недавно приезжавший в Якутск заместитель министра транспорта Российской Федерации Виктор Олерский, что якутским речникам уже сейчас надо обновлять свою инфраструктуру, готовиться к тем большим объемам грузов, которые нахлынут на Якутский речной порт после завершения строительства железной дороги.

На торжественном митинге, который прошел в Кердеме перед укладкой «серебряного звена», Александр Дудников отметил: «Вот мы уложили, приложив титанические усилия, эти 360 км рельсошпальной решетки. Много это или мало? С точки зрения преодоления политических и прочих препон, поверьте, очень много. Эти километры стоили многих седых волос не одному строителю и функционеру транспорта. Приходилось преодолевать огромное сопротивление чиновников и в Москве, и в Якутске, многократно доказывая необходимость строительства железной дороги. Но, с точки зрения трех миллионов квадратных километров площади Якутии, конечно, это капля в море. Будем работать дальше!»

Александр Дудников поблагодарил нынешнего президента республики – Егора Борисова и предыдущего – Вячеслава Штырова – за всемерную поддержку и выразил уверенность в том, что с такой поддержкой начатое дело обязательно будет доведено до конца.

На митинге также выступали Президент РС(Я) Е.А.Борисов, Председатель Правительства РС(Я) Г.И.Данчикова, вице-спикер Ил Тумэна А.П.Морозкин, министр транспорта, связи и информатизации Якутии С.В.Винокуров, депутат Ил Тумэна Ю.А.Песковская, знатный строитель БАМа и АЯМа А.В.Бондарь и другие. Тут же состоялось чествование и награждение, как сказали бы раньше, ударников комтруда.

Ну а потом наступил самый волнующий момент. Пришел в движение путеукладчик, взметнул высоко ввысь последнее, посеребренное звено, подошел к краю дороги и медленно опустил его на насыпь. Тут же строители корпорации «Трансстрой-Восток» принялись прикреплять эту последнюю плеть к насыпи и предыдущему звену, забивая костыли и закручивая гайки. Вокруг щелкали, трещали фото- и видеокамеры – журналисты и все присутствующие стремились запечатлеть исторический момент. Из динамиков оглушительно гремела музыка Георгия Свиридова – сюита «Время, вперед!» И когда все было готово, президент перерезал ленточку. Кердем взят!

После этого начался концерт коллективов художественной самодеятельности из Якутска, Алданского, Хангаласского и Мегино-Кангаласского районов.

Тут же, рядом, на насыпи, то есть на месте будущей станции Кердем, в одном из шатров можно было посмотреть экспонаты из музея строительства АЯМа с макетами железной дороги и моста через Лену, множеством интересной и познавательной информации о строительстве железной дороги вообще и АЯМа в частности.

Действовала также полевая кухня. Каждого желающего, то есть проголодавшегося, угощали гречневой кашей с тушенкой и горячим чаем. Бесплатно, разумеется.

Впрочем, работал и вагон-ресторан – на путях стоял рабочий поезд, прибывший из Алдана с железнодорожным начальством, артистами и поварами. Полевая кухня имела большую популярность; впрочем, немало было и тех, кто направил свои стопы в вагон-ресторан, и не только для того, чтобы вкусить блюд алданских поваров…

Под конец, когда мы уже собрались уезжать, неожиданно пришёл Александр Дудников. Журналисты тут же взяли его в плотное кольцо с явным намерением не отпускать, пока он не ответит на вопросы.

Отвечая на вопрос «что вы будете делать дальше?», гендиректор корпорации «Трансстрой-Восток» отметил, что сейчас объем производимых работ несколько уменьшится, но это временно. В текущем году строители дойдут с укладкой до разъезда Менда (20 км к северу от Кердема), после чего укладка будет пока приостановлена, и акцент будет смещен в сторону земляных работ. Это, впрочем, понятно: не подготовив к укладке нижнее строение пути, не приходится говорить и о самой укладке.

А.Дудников заверил журналистов, что главная задача – зайти с укладкой на станцию Нижний Бестях в 2012 году – непременно будет выполнена. В самом деле, до Бестяха осталось каких-то 80 км – опыт строительства АЯМа показывает, что уложить рельсы на таком отрезке можно за три неполных месяца. В частности, мы помним, как в прошлом году трансстроевцы уложили 180 км рельсошпальной решетки за полгода.

Просто до Бестяха еще не готовы полностью насыпь и мосты. На подготовку этого уйдет весь 2011 год и часть 2012, и в конце 2012 г. строители зайдут с укладкой на Бестях.

Пассажирское движение от Бестяха планируют открыть в 2013 г., вопреки мнению скептиков, что это будет не раньше чем через 10 лет. Станция Нижний Бестях и пассажирский вокзал будут находиться не в самом теперешнем Бестяхе, а примерно в 8-10 км к юго-востоку от него – добираться туда придется по автодороге «Амга», затем еще пару километров к югу от нее по подъездной автодороге. Сделано это с расчетом на будущее – именно в этой местности много места для будущей большой станции. Будет разрастаться и сам Бестях – ведь он должен стать городом – и, возможно, в не таком уж далеком будущем станция окажется не на отшибе, а на территории города Нижний Бестях…

Ответил Александр Николаевич и на вопросы про дальнюю перспективу – Магадан, Уэлен… Он отметил, что технически это вполне выполнимо уже сейчас. А за годы строительства наверняка появится новый опыт, новые технические решения. Так что, кто знает, может, и мы с вами доживем до того времени, когда через Якутск или Бестях будет проходить межконтинентальный экспресс Лондон – Нью-Йорк…

Андрей ЛАСКОВ,

специальный корреспондент ИА SakhaNews.

Фото автора.

На нижнем снимке: проект железнодорожного вокзала на станции Нижний Бестях.


Смотрите фоторепортаж

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
27.09.2010 05:38 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ