Глава Нижнеколымского района вступил в должность
Якутский боксер проиграл в 1/8 финала чемпионата мира
Ушел из жизни народный артист России
Футболисты Кокорин и Мамаев вышли на свободу
Экипаж северокорейской шхуны напал на российских пограничников

В Сергиевом Посаде – в центре православной Руси - открылась персональная выставка действительного члена Российской Академии художеств, народного художника СССР, Российской Федерации, действительного члена Национальной Академии художеств Республики Кыргызстан, народного художника Якутии, заслуженного деятеля искусств Якутской АССР, лауреата государственной премии им. Репина и многих других премий, президента Академии духовности республики Саха (Якутия) Афанасия Осипова – более шестидесяти тщательно отобранных работ, написанных за последние три года.

Сергиев Посад – это сама святая история, связанная с именем преподобного Сергия Радонежского, основавшего монастырь и благословившего Московского князя Дмитрия в поход на татар. Сергиев Посад - это намоленные стены Троице-Сергиевой лавры, признанной шедевром нематериального наследия человечества и взятой под охрану ЮНЕСКО. И это, ко всему прочему, Святитель Иннокентий (Вениаминов) Владыка Камчатский – апостол Америки и Сибири, мощам которого якутяне перед открытием выставки Афанасия Осипова поклонились в Успенском соборе Лавры.

Пять лет назад, кстати, Осипов был удостоен чести открывать свою персональную выставку в духовной академии в Лавре - тогда была выставлена большая серия его работ по древним русским городам, привлекшая внимание местных художников. Теперь состоялась еще одна – в Сергиево-Посадском Доме художника, где по всему было видно, как творческий союз этому рад. И тому, что у города появился большой художник (Афанасий Николаевич не только рисовал город, но и приобрел себе там жилище), и тому, что Новый год и Рождество начались с его имени (раз год с Мастера начинается, значит, все удастся) и называют его здесь не иначе, как «наш Осипов».

Нет, здесь не забывают, что у него есть своя малая родина, потому к Якутии относятся с некоторым трепетом и благоговением. Что это за край такой заповедный - край чудес неизведанных, возникающий с прекрасных осиповских полотен?! Вон какие там лошадки живут мохнатые - человечные… А какие стоят исполины - таинственные… А небеса там и впрямь - особенные…

Попросили его показать любимую картину, он указал ту, в которой запечатлел якутские скалы Кисилях. Рассказал: «Сама красота этих мест, простор и величие привлекают меня как художника. Поднимаюсь к скалам, неделями живу в палатке. Это - Верхоянье, полюс холода, скалы там удивительные. Миллионы лет происходило выветривание! Вокруг выветривается, а красота и сила остаются. «Киси» - это «человек» по-якутски. Издали смотришь - люди. То ли кочуют, то ли странствуют, едут на лошадях и так далее – много чего рождает воображение. Этих человеческих скал - целая серия, несколько я привез в Сергиев Посад.

Хотя на выставке представлены картины, написанные в горах Швейцарии, Италии, Черногории, акцент все же расставлен на пейзажах Якутии и Сергиева Посада. Афанасий Осипов не противопоставлял, нет, он разместил работы так, как ему дорого: по правую руку – горные пейзажи дикой Якутии, по левую – Сергиев Посад. И все – в одном зале. И справа оказалось – чистый лист, начало естественное, заповедное, нетронутое человеческим бытием, огромный и непостижимый мир, философия жизни. Слева то, чем этот лист заполняется - рукотворные воплощения Божьего замысла, золотые купола устремленных ввысь величественных храмов, уютные домики, тихая провинция, милая доброму сердцу, написанная с особой теплотой и трогательной до слез любовью.

Председатель Сергиево-Посадского отделения Союза художников России Иван Харченко, который вел вечер, посвященный открытию выставки, говорил с восхищением: «Наша организация за год не напишет, а он написал посадскую серию проездом в Черногорию!» А о том, какова она, эта посадская серия - «Афанасий Николаевич человек православный, крещеный, потому чувствуется особая доброта, особый настрой и светоносность картин».

Ничего удивительного в этой особости нет, хотя тут и задавались вопросом: наверняка Осипов подбирал для жизни и творчества наиболее подходящий подмосковный городок, а выбрал этот – почему? А он объясняет: художник должен жить в своей среде. Нет среды – нет роста. Вот этот пруд – я в нем купался, и каждое утро на этом берегу делал зарядку - шестьдесят пять лет назад, когда учился в Московской средней художественной школе им. В.И.Сурикова. Это - после первого года обучения, в 1945 году, когда три месяца он провел в лагере труда и отдыха в Муханово, что в тридцати километрах от Сергиева Посада.

И вся теплота сергиевопосадской серии Осипова – это и есть воспоминания юности, самые светлые и самые трепетные. В них и колокольня в Загорске была, кажется ему теперь, красной, и храмы – прекрасными, и педагоги фанатели от своего дела, стремясь напитать юношескую душу самым что ни на есть божественным. Хотя кресты писать не советовали, возили ребят на этюды в Загорск, Абрамцево, Тутаево...

В Муханово Осипов съездил с художником Леонидом Деминым в ноябре – тогда и написал этот пруд. Школа деревянная - снесена, футбольное поле обнесено высоким забором… Нет ничего - только память. В мастерской у Демина жил – написал этюд у башни…

Так что эти места на карте - частица жизни. А он – их частица. Но есть и другая частица – горы. В Сергиевом Посаде по этому поводу говорят: «Осипов - Гражданин Земли и Человек Мира», и искренне восхищаются тем, что он писал пейзажи Монголии, Гималаев, Турции, Италии, Швейцарии, Черногории… «Высота, горы для художника раскрывают, расширяют горизонты, - говорит Афанасий Осипов. - Можно сказать, я весь азиатский горный пояс прошел: Верхоянские горы, хребет Печерского, Становой, Саяны, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи – во всех этих местах работал. Горный кряж не исчерпаем своими разнообразием и красотой. Самые высокие горы – семитысячный Тянь Шань и восемь тысяч Эвереста, восемь тысяч восемьсот сорок метров Джомолунгмы (это крыша мира!) не может не привлечь внимания художника. Недаром великий Рерих провел там половину творческой жизни. А недавно я был на выставке Левитана в Третьяковке. Смотрю, он написал Подножие Монблана – это точно та точка, какую и я написал!»

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, оргсекретарь Союза художников России, главный редактор газеты «Художник России» и журнала «Художник», директор Сергиево-Посадского художественно-педагогического музея игрушки Александр Греков отметил: «Выставка Афанасия Осипова имеет знаковый характер для нашей организации и для нашего города, поскольку еще раз вводит нас в круг великих мастеров. На этой земле всегда были великие художники, они приезжали, уезжали и возвращались. Отрадно, что в последние годы эта традиция восстанавливается, и нить преемственности, протянувшаяся от XIX века до сегодняшних дней, продолжается. Афанасий Николаевич не зря приехал сюда: для человека, который хорошо чувствует глубинные токи русской культуры, это решение вполне обоснованно. А Афанасий Николаевич принадлежит к той плеяде выдающихся деятелей отечественной культуры, к числу тех немногих народных художников, кто дает почувствовать величие нашей культуры и русского изобразительного искусства».

Художника приветствовали народный художник СССР, действительный член Российской Академии художеств, секретарь Союза художников России Геннадий Провоторов, назвавший выставку «не то, что обширной, а планетарной», заслуженные художники России Дмитрий Воронцов, Леонид Дёмин, Валерий Секрет, заместитель постоянного представителя РС(Я) при Президенте РФ Лия Яковлева, советник по культуре, директор культурного Центра Саха-Арт Мария Космолинская, дочь первого партийного секретаря Якутии и основателя Якутской автономной советской социалистической республики Максима Аммосова Лена Аммосова, ветераны Великой Отечественной войны - полковник в отставке Георгий Корнеев и его супруга, чей портрет на выставке можно было тут же сравнить с оригиналом. Кстати, имея в виду эту работу, Геннадий Провоторов не мог не отметить успех Осипова и в портретном жанре.

Но как порадовал Афанасия Николаевича художник Виктор Багров! Он принес в подарок набор старых открыток - раритет. Осипов открыл и сразу как-то очень оживился, заулыбался: «Надо же, - говорит, - моя дипломная работа! Она была приобретена Министерством обороны и отправилась в Ангарск, и больше я ее не видел!»

Много на открытии было сказано верных слов – о художнике и его времени, сколько точно подмечено – о Мастере и духовности. В яблочко попала Лена Аммосова, которая заметила: он рисует не простых людей – он запечатлевает эпоху.

И все-таки. Почему Афанасий Осипов начал год с Сергиева Посада? Почему не с Москвы, где все готово к его приему? Сказал просто: «Сейчас идут святые дни, и для меня открывать персональную выставку в это время большая честь и большая ответственность». Все у него удалось. А мы будем еще долго хранить ощущение, что прикоснулись к чему-то очень высокому и, конечно, непостижимому, но - очень и очень радостному.

Елена СТЕПАНОВА,

пресс-служба постоянного представительства РС(Я) при Президенте РФ.

PS. Персональные выставки Афанасия Осипова проходили в Египте, Франции, Чехословакии, Болгарии, Румынии, Германии, Финляндии, Монголии, Китае, Японии, его работы представлены в Государственной Третьяковской галерее в Москве, в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, в Национальном Художественном музее Республики Саха (Якутия), в других музеях и галереях России и в частных коллекциях разных стран.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
17.01.2011 21:59 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ