Скончался величайший современный композитор
Правоохранители заинтересовались Мирнинским театром
«Якутскэнерго» поэтапно начинает очный прием граждан
Кому положено возмещение взносов на капремонт
Как в Якутске отметят День семьи, любви и верности

Прошедшие в республике выборы депутатов Госсобрания (Ил Ту-мэн) РС(Я) завершились вполне предсказуемым результатом: более половины мест в депутатском корпусе заняли представители разных отраслей промышленности. Попробуем поразмышлять, что же все-таки стоит за этим фактом, как его расценивать.

Скоро завершится первый год руководства республикой Вячеславом Штыровым. Анализируя проводимую им политику, обозреватели подчеркивают ее экономическую направленность , возвращение к некоторым тем методам руководства, которые применялись в партийные времена. Что это, шаг назад, возвращение к исходным позициям, когда приоритет отдавался базису, а не надстройке?! Результаты завершившегося года показывают, что это все-таки поступательное движение вперед, основанное на соблюдении объективных законов развития общества: нельзя гарантировать конституционные права граждан, обеспечивать социальную защиту нуждающегося в этом на-селения без прочной материальной базы. Сравнивая политику двух президентов республики, не трудно увидеть, в чем их коренное отличие. У Михаила Николаева было много хороших идей, которые в принципе трудно оспаривать. Некоторые из них осуществились, за что многие испытывают по отношению к первому президенту искреннюю благодарность. Как, к примеру, можно опровергать необходимость таких крупных социальных объектов, которые составляют гордость республики, - тот же Национальный центр медицины, спортивные сооружения, современные школы, саха-театр и другие? Они сегодня есть - и это данность, с которой надо считаться.

Но это политика прошлого, когда сначала формировались идеи, а под них подстраивалась вся политика, в том числе экономическая. Подобная политика, как правило, лишь скользит по поверхности, не затрагивая основ жизнедеятельности общества. Сверху - престижные современные объекты, снизу -нищета и безысходность.

К исходу десятилетия правления первого президента очевидней становилось, что экономическая модель нашего общества все более походит на перевернутую пирамиду , и это грозило республике катастрофой.

Старики говорят о нынешнем президенте: «Нам его послал сам бог». А ведь новый президент начал свои первые шаги, с, казалось бы, непопулярных мер, открыто заявив, что надо, затянув потуже пояса, взяться за развитие производственной сферы. Это не встретило, как прогнозировали некоторые политики, резкого сопротивления на местах, хотя и восторгов по этому поводу, конечно, не было: «халява-плиз» для многих закончилась (кстати, для их же блага).

Основательность, с которой подходит президент к решению экономических задач, дает людям основание верить ему уже сегодня, хотя до главных результатов еще далеко.

Возьмем, к примеру, такую нашу болевую точку, как село. Разве можно упрекнуть Михаила Николаева в том, что он не уделял должного внимания селу? Конечно, нет. Это была единственная производственная сфера, которая активно финансировалась из республиканских бюджетов. На ее поддержку была направлена и кредитная политика. Была создана целая теория «сельской семейной экономики», на которую израсходовали немало средств. Но все это не только не дало желаемых результатов, но и поставило некоторых селян в положение безработных, которых ждет впереди лишь социальная пенсия: закон не предусматривает экономическую деятельность, при которой люди не платят

Вячеслав Штыров решил поднять сельское производство до уровня современного агропромышленного комплекса . Для этого сначала было изучено и проанализировано реальное состояние дел в каждой сельскохозяйственной отрасли, каждом селе. Президента интересовала правда, и она оказалась еще более горькой, чем он ожидал. Загляните в разработанную в итоге программу по селу, предусматривающие меры, направленные на его развитие до 2006 года, и вы убедитесь, что там все расписано до мелочей и разложено «по полочкам». В любом селе теперь знают, что надо делать, и не заблуждаются относительно того, что кто-то придет со стороны, чтобы все это выполнить.

Качественный состав нового парламента свидетельствует о том, что народ республики своим выбором фактически одобрил действия Вячеслава Штырова на данном этапе. И это самый важный результат выборной кампании.

Поспешное определение некоторыми обозревателями прихода в политику ведущих представителей менеджмента республики (причем не суть важно, какой конкретно отрасли) как некой «диктатуры» говорит о непонимании ими наиважнейших задач , стоящих сегодня перед парламентом.

Не умаляя заслуг прежнего депутатского корпуса, который провел большую работу по расчистке правового поля, сегодня очевидно, что нельзя ограничиваться решением лишь внутриреспубликанских проблем. И пример в этом подает сам президент республики, который и начал свою работу прежде всего с наведения «мостов» между республикой и федеральным Центром . Зачем демонстрировать свою «самостийность» и оставаться в позе гордого одиночества, когда можно гораздо больше пользы извлекать из конструктивного сотрудничества?!

Но усилий одного президента явно недостаточно. Именно парламент должен стать той мощной силой, которая поможет «пробивать» на федеральном уровне интересы республики при формировании особо важных законов, различных социально-экономических программ. И не последнее слово в этом деле должны сказать депутаты парламента республики, хорошо разбирающиеся во всех тонкостях экономической политики, знающие «лабиринты» высоких коридоров федеральной власти.

О том, какие задачи им предстоит решать, - тема отдельного разговора. В качестве примера можно привести активное участие президента республики в доработке федерального закона «О недрах», его стремление добиться введения районирования, признания республики в качестве территории наиболее дискомфортного проживания, что должно учитываться при определении размеров пенсионного обеспечения северян, и т.д. Эти действия, к которым должны подключиться и депутаты парламента, направлены во имя главной цели - якутяне должны жить достойно.

ИДЕЯ НАШЛА НАС САМА

Десять лет бесплодных дискуссий, поисков единой национальной идеи , которая бы объединила всех, кто проживает на территории республики, так ни к чему и не привели, пока не произошли коренные изменения во власти. Сегодня же налицо все признаки этой идеи в действии: она пришла как бы сама собой, объединив и тех, кто, казалосьбы, еще вчера и не пытался слышать друг друга. Эта идея, сформулированная президентом, предельно проста и понятна: мы сами должны вывести республику из кризиса, и мы можем это сделать...

Зерна этой идеи дали первые всходы прежде всего на «политическом поле». Это проявилось в конструктивности начавшихся диалогов между законодательной и исполнительной властью, между властью и политическими партиями, общественными объединениями. Дело, конечно, не во всеобщем благодушии или единомыслии, а в появившемся в обществе стремлении действовать, сообразуясь с главной целью, - вывести республику из кризиса. И это начало получаться.

Первый опыт создания общественно-консультативного совета, который начал активно действовать в период последних выборов, показал, что это не такая уж утопическая идея - собрать вместе разных политиков, в том числе, казалосьбы, абсолютно непримиримых, и попытаться совместно вырабатывать общий курс.

Можно по-разному оценивать результаты деятельности общественно-консультативного совета, но нельзя не признать ценность его опыта как такового и особую его важность в преддверии выборов депутатов Государственной Думы РФ. Плоды бессмысленной битвы «гигантов» мы пожинаем последние годы: республика, в отличие от многих других, в том числе небольших субъектов Федерации, имеет в составе высшего законодательного органа страны лишь одного депутата . Отсюда и общая цель у политического менеджмента республики: сделать все, чтобы в результате предвыборной кампании Якутию в российском парламенте представляло как можно большее число депутатов, в том числе, насколько это, конечно, будет возможно, в составе фракций «Единой России». КПРФ. СПС. «Народный депутат» и т.д. Время покажет, каких конкретно. Для нас, чем больше, тем лучше.

Появление единой национальной идеи позволяет по-новому расставить акценты и в молодежной политике , которая у нас, стоит это признать, давно зашла в тупик.

Молодость - это то состояние, когда хочется романтики, новых открытий, возможности почувствовать, что ты силен, начать все с «чистого листа», освободившись от контроля взрослых родственников, а заодно и заведомо предвзятого отношения к специалисту со стороны многочисленных друзей и просто знакомых, нередко - и от клановых пут.

Село без молодых, что дерево без новых побегов. Как же обрести ему эту поросль в виде молодых высококвалифицированных специалистов? Четкий ответ на этот вопрос должен дать именно новый парламент. И сделать это он сможет, вспомнив забытое старое. Прежде всего - необходимость использования в кадровой политике ротации ведущих специалистов , что дает возможность наиболее способным из них совершать карьерный рост, а республике - обеспечить системное обновление власти опытными, хорошо знающими положение дел на местах, квалифицированными управленцами.

Выпускники вузов, средних специальных учебных заведений готовы сегодня ехать в самую глубинку республики, но нередко не туда, где родились и выросли, а в новые для них места проживания. Такую возможность сегодня молодым можно обеспечить, законодательно закрепив за ними как за молодыми специалистами, определенные льготы-на обеспечение жильем, оплату труда и т.д. Это касается молодых специалистов не только сельскохозяйственной сферы, но и промышленности.

Именно молодежь может стать той мощной силой, с помощью которой можно добиться значительных результатов экономической политики, проводимой в республике. Но для этого надо четко представлять, как и что для этого следует сделать

УЧИТЬСЯ БУДЕМ НА ЧУЖИХ ОШИБКАХ?

Попытки решать те или иные проблемы бывают безуспешными, так как мы нередко путаем причину со следствием. Вспомните, какие бурные дискуссии велись в восьмидесятых годах на страницах печати по поводу необходимости бережного отношения к хлебу, который, несмотря ни на что, продолжали покупать на корм свиньям, выбрасывать в мусорные баки и т.д. Этой проблемы не стало в 90-х, когда цены на хлеб изменились и стали соответствовать затратам на его производство.

То же самое в кадровой политике . Попытки остановить быстрый рост бюрократического аппарата механическим сокращением кадров, как правило, не дают положительных результатов по той причине, что сегодня наблюдается максимальная централизация власти в Якутске. Как только самоуправление станет реальной силой, многие ответвления аппарата отомрут сами по себе: им будет некем и нечем управлять. Надо только приветствовать усилия власти по созданию демократического государства, для чего она и делится властью с обществом в лице органов самоуправления. Более того, с созданием местного самоуправления гражданские инициативы наконец-то приобретают реальную почву для участия граждан в управлении. Не только через единовременное выражение своей воли путем голосования, но уже через институты местного самоуправления . Суть этих изменений в том, что резко повышается ответственность каждого конкретного общества (читай, муниципального образования) за свои решения.

Но до этой цели путь неблизкий. Наличие общей идеи дает возможность надеяться, что мы сможем, объединив усилия, преодолеть серьезный рубеж, который стоит на пути формирования самоуправления. И отступать уже некуда. Нас много пугали самоуправлением. Критиковали за то, что не внедряли его в республике. Критикуют теперь за то, что вводим тогда, когда страна находится на пороге его реформирования. Но наш народ принял решение, и дело остается за парламентом - обеспечивать «коридоры», по которым самоуправлению в республике предстоит развиваться.

Показательно в этом отношении то, что около половины муниципальных образований городов и улусов возглавили новые люди. Есть случаи, когда некоторые из прежних глав администраций вообще не участвовали в выборах, причем, мотивом отказа как раз стал переход на самоуправление.

Для тех, кто пришел в органы местного самоуправления на местах, наступили нелегкие времена, когда необходимо не только принимать важные практические решения, но и учиться по ходу дела. В одиночку с этим никому не справиться. Между тем, раньше местная власть чаще всего никоим образом не поддерживалась в парламенте республики. И тот факт, что из прежнего депутатского корпуса в новый парламент избрано всего лишь семнадцать человек, говорит о том, что народ дал отрицательную оценку практике, когда человек, которого избрали депутатом, забывал о своем избирательном округе - до следующих выборов.

Сегодня депутатам парламента предстоит строить свои отношения с местной властью , возможно, создавать неформальные объединения совместно с депутатами местных представительных органов для того, чтобы помогать местным органам самоуправления решать свои проблемы на уровне республики, оказывать им при необходимости практическое содействие.

Деление нового состава Госсобрания на фракции по принципу партийной принадлежности неминуемо: с июля этого года заработает положение федерального закона «О политических партиях» об организации выборов только по партийным спискам.

Как бы ни была важна экономика, она не может существовать вне политики. Коренные изменения, происходящие в производственной сфере республики, дали мощный толчок созданию новой политической модели республики как единого организма, основы которого и были заложены прошедшими в республике выборами.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
03.06.2005 13:38 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ