Планы догнать Германию по размеру экономики пошли прахом?
В Якутии действуют более сотни народных дружин
Бывший украинский футболист попался на шпионаже
Когда авиаперевозки в Арктике станут более доступными?
Все северные аэропорты Якутии нуждаются в реконструкции

Не так давно в Москве прошло совещание по проблемам финансирования дорожной отрасли. Кроме дорожников на нем присутствовали представители правительства, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Вопрос рассматривался болезненный: о распределении средств на дорожное строительство. Во время обсуждения этого вопроса у одного из сенаторов вырвалась реплика: «А зачем якутам дороги, пусть ездят на оленях!» Статья министра транспорта, связи и информатизации РС(Я) Владимира Членова, опубликованная в «Парламентской газете», по сути является ответом на эту обидную реплику. Мы публикуем ее с небольшими сокращениями.

В 2002 году мы все в Якутии, атак-же в Москве, Петербурге отметили знаменательную дату- 370-летие вхождения Якутии в состав России. Разумеется, по такому случаю было сказано немало хороших слов о вечной любви, дружбе, верности. И слова эти - искренние, идущие от сердца. Но и до юбилея, и после него иной раз задумаешься: а сколько же еще лет(десятилетий, столетий) республика, одевавшая всю царскую знать соболями и черно-бурыми лисицами, направившая в казну Советского, а затем и Российского государства 1700 тонн золота, алмазы на миллиарды долларов, - сколько она еще будет оставаться глухим северо-восточным углом страны? За 370 лет на средства из бюджета Центра построена одна дорога длиною в тысячу километров. И это на три с лишним миллиона квадратных километров, то есть на территорию, равную всей Индии. На всех материках, за исключением, может быть, Африки, нет такой трассы, как Амуро-Якутская магистраль, на которой столько опасных, коварных, местами непреодолимых взлобков и подъемов.

За 370 лет Якутия так и не заимела транспортной связи со своими соседями: Иркутской и Читинской областями, Хабаровским и Красноярским краями, Республикой Бурятия. Я уж не говорю о Чукотке.

Якутия еще малоизученный край, но уже сегодняшний разведанный и прогнозный потенциал месторождений полезных ископаемых оценивается более чем в триллион долларов. Это богатство не востребовано, потому что «на оленях», как, впрочем, и на «Мерседесе», мало что увезешь, разве только охотника или того самого остроумного сенатора. И хотелось бы мне пригласить последнего в республику, скажем, на красивую заснеженную гору, названную геологами Сказкой, в подножиях которой хранятся 500 тонн золота. В долларах - 5 миллиардов. Или привезти гостя в Кучус на Каларском нагорье, где лежат втуне 200 тонн золота-2 миллиарда долларов. При желании могли бы добраться на оленях до хребта Улахан-Бом, где сосредоточено месторождение свинца, цинка и германия , которых хватит России на сотню лет. А золото Джугджура, нефть и газ Непто-Ботуобинской провинции мирового значения, железо и медь Чары и Удокана, титан Олекмы и Кодара, уголь Зльги, платина Станового, олово Полоусного и Черского хребтов, алмазные россыпи Оленька, лес Учура и Витима! Но ко всем этим богатствам нужны дороги.

Кстати, все перечисленные месторождения находятся на границах с соседними областями и краями. Не случайно поэтому президент республики Вячеслав Штыров вместе с губернаторами Иркутской области и Хабаровского края Борисом Говориным и Виктором Ишаевым ходатайствуют перед Президентом России о строительстве федеральной дороги Якутск-Усть-Мая - Аян , которая связала бы территории двух регионов и вышла к Охотскому морю, а также достроить 140 километров дороги Якутск-Мирный-Усть-Кут, соединив таким образом алмазные и нефтегазоносные провинции Якутии с автотрассами и железной дорогой Иркутской области.

В Якутии всего около 18 тысяч километров дорог , 7 тысяч из них с грунтовым покрытием, причем плохо оборудованных, по многим из них можно проехать только зимой. Из 558 мостов 177 находятся в неудовлетворительном состоянии, 38 - в аварийном. При новом Налоговом кодексе дорожный фонд республики получит 1, 3 миллиарда рублей, половина уйдет в федеральный Центр. А только на содержание якутских зимников и пролазов требуется 2. 6 миллиарда. Недостаток средств отразится не только на состоянии дорог, но и на людях. В республике 26 специализированных унитарных предприятий дорожной отрасли, в которых трудятся около тысячи человек. Они-то и содержат 7 тысяч километров дорог. Если финансирование сокращается на две трети, то и организации, и людей придется сокращать на две трети. Соответственно и две трети зимников превратится в непроходимые проселки.

Странную все же политику проводит федеральный Центр при распределении государственной помощи и субсидий. Никакой логики! Скажем, доля в общей дорожной сети в Дальневосточном федеральном округе у Магаданской области равна 4,5 процента, у Сахалина -2, 3 процента. А субсидии им распределили соответственно 20,3 и 20,8 процента. Доля Приморского края -21,6, Республики Саха (Якутия) - 23,3 процента. А субсидий получим опять-таки соответственно 5, 9 и 4, 8 процента. Прошу соседей не обижаться, знаю, у них проблем не меньше, чем у нас. Но хотя бы какая-нибудь логика должна быть? Или по старинке будем жить: кто покруче, тому и поднос пошире? На том же заседании, где якутам посоветовали ездить на оленях, представитель Москвы требовал 10 миллиардов рублей на строительство Третьего кольца. Вот это аппетиты! Этих денег хватило бы на содержание дорог Забайкалья и Дальнего Востока.

Стали уже расхожей фразой слова «Центр силен регионами». Так и есть. Без северного газа, нефти, алмазов, золота, никеля, платины что представляла бы собой Москва, вся Россия?

Я не могу понять, как Центру удалось превратить сильную и богатую Якутию в дотационную территорию ? Не понимаю, почему надо ломать приличные гостиницы, которые составили бы гордость для любой областной, республиканской столицы, и тратить громадные средства на возведение новых? Если так богата наша любимая Москва, то в таком случае не следовало бы вырывать последние крохи из того же дорожного фонда, а рассчитывать на свои возможности.

Якутии, разумеется, не до третьего и не до четвертого, пятого кольца, нам бы только срубить кочки на зимниках, подлатать мосты, чтобы в зимние месяцы завезти людям крупу, сахар, чай, дизтопливо для движков... Вот почему нехороший резонанс в Якутии вызвала некорректная реплика сенатора (не хочется называть его имя) о том, что, мол, якутам дороги не нужны, пусть ездят на оленях.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
03.06.2005 14:31 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ