В Якутии запускается новый телевизионный проект «Правительство LIVE»
Якутск примет Кубок мира по вольной борьбе в марте 2019 года
Создана арктическая экспедиционная группировка
У берегов Британии сел на мель российский сухогруз
Скончался заслуженный артист России

Среди целого ряда учебных заведений культуры, существующих в Якутии, хореографическое училище всегда стояло как-то особняком. Может оттого, что балет очень обособленно стоит в ряду искусств, хотя и связан тесно со многими из них. Маленькие дети, переступившие когда-то порог училища сегодня блистают на сценах театров, и не только нашего города. Из ребятишек, слабо владеющих своим телом, они превращаются за годы учебы в раскованных и уверенных в себе танцовщиков. За всем этим -колоссальный труд, преодоление боли, себя. И как вознаграждение - свет прожекторов и аплодисменты зрителей.

В конце мая Республиканское хореографическое училище им. А.В. Посельской, отмечает свое десятилетие. И наша собеседница сегодня - Наталья Семеновна Посельская, директор и художественный руководитель Республиканского хореографического училища, заслуженный работник культуры РФ и РС(Я), член Всемирного Совета танца ЮНЕСКО, лауреат приза «Душа танца-2003» в номинации «Учитель», лауреат Госпремии РС(Я) им. П. Ойунского, лауреат Национального Фонда возрождения «Баргарыы» при Президенте РС(Я). .

У ИСТОКОВ

В конце 30-х – начале 40-х годов правительство СССР начало своих некоторых граждан по разным причинам отправлять на Север – кого в лагеря, а кто и сам ехал, особенно в годы войны – с Украины, из Ленинграда эвакуировались подальше от мест боев. В те годы и приехали в нашу республику будущие заслуженные артистки ЯАССР Мария Яковлевна Жорницкая и Неля Даниловна Сильванович, хореографы Владимир Климов, Ольга Зимина – профессионалы, педагоги. Они, разумеется, не сидели здесь без дела – начали заниматься с местными детьми. Таким образом, в 40-х годах появилась возможность открыть отделение хореографии в Якутском музыкальном училище для довольно взрослых детей – 15-16 лет. Обучение длилось тогда три года.

В 1947 году был поставлен первый якутский балет по заданию нашего правительства. В нем приняли участие Аксинья Посельская, Иннокентий Христофоров, также был поставлен и первый классический советский балет на музыку композитора Асафьева «Бахчисарайский фонтан».

Годы восстановления народного хозяйства после войны в первую очередь больнее всего ударили по культуре. Но все же постепенно возродился музыкальный драматический театр. Творческую молодежь в те годы направляли в Москву, Ленинград, Пермь, Новосибирск, Улан-Удэ на учебу. После возвращения новоиспеченных артистов балета с учебы в театре возобновились постановки балетных спектаклей. С 1964 года начал накапливаться балетный репертуар, несмотря на постоянную нехватку хореографов.

ВО ИМЯ НОВЫХ ПОКОЛЕНИЙ

Настоящий прорыв в развитии культуры в нашей республике произошел в 90-е годы. Близко по времени в те годы были открыты учебные заведения, где одаренные дети со всей республики смогли развить и приумножить свои творческие наклонности. Это Высшая школа музыки, примерно тогда же был учрежден Президентский хор мальчиков, а также открыто и Республиканское хореографическое училище, которому позднее было присвоено имя первой якутской балерины А.В. Посельской. По заданию президента при помощи Фонда будущих поколений в кратчайшие сроки было выстроено здание хореографического училища – учебный корпус и интернат. Наталья Семеновна вспоминает о том времени:

- Стройка для меня – это настолько было сложно, ново, незнакомо. Но я выдюжила эту стройку благодаря опыту комсомольской, профсоюзной работы и своего характера, который помогает мне не умирать, а встать, идти вперед, всего достичь.

Но прежде надо было доказать необходимость хореографического училища в республике. С началом перестройки, когда рухнули все устои, редко кто из якутян мог отправить своего ребенка на учебу в другой город – это расходы на дорогу, плата за интернат, питание и т.д. Не каждому это было по плечу. Мне удалось убедить в этом Михаила Ефимовича Николаева. В результате за 7-8 месяцев училище было построено, и в октябре 1996 года мы отметили новоселье.

КЛАССИКА – ОСНОВА ВСЕГО

Классическое искусство – это высшее достижение человеческого ума. Классическая литература, музыка, живопись, танец – это искусство, которое не имеет возраста, переживет все эпохи и формации. Главная задача училища – сохранить искусство классического балета. Балет - очень консервативное искусство. Оно передается по преемственности, из рук в руки, от учителя ученику. Учитель задает форму, а ученик наполняет ее содержанием. Это и есть проявление Таланта в деле, к которому ты призван Богом.

Еще одна задача – сохранить репертуар театра. Театр – это не действо, не шоу, не просто зрелище. Это комплексное искусство – живопись, музыка, танец, освещение, костюмы. И перед зрителем стоят задачи овладеть искусством посещения театра – умение одеваться, умение вести себя, беседовать о театре. Это дает высшего уровня развитие нашего общества.

Также перед училищем стоит задача наполнения труппы театра оперы и балета, пополнения профессиональными педагогическими кадрами учебных заведений. Я рассматриваю десятилетие РХУ как своего рода рапорт президенту, правительству, народу, зрителям о той работе, которую мы за это время проделали. Я отдаю себе отчет, что республика в не самое легкое время построила это училище, и поэтому я старалась работать каждый день так, как будто заново. Мне доверили – и я сегодня содержу училище, работаю с педагогами, помогаю им подготовить достойных артистов балета. Мы разрабатываем и внедряем методики преподавания основных дисциплин, чтобы наши дети овладели в совершенстве искусством танца, могли станцевать сполна.

ДИАЛОГ С УЧЕНЫМИ



Два года назад мы провели первую научно-практическую конференцию по проблемам балета. Как ни странно, оказалось, что ученым есть что сказать нам, работникам балетного искусства. Артист балета начинает учиться специальности в 10 лет. В годы учебы нагрузки, как физические так и психологические – очень большие. Я призываю диетологов, антропологов, невропатологов, хирургов, терапевтов обратить внимание на артистов балета. Тем более, что для нашего народа балет – искусство насажденное, и физические параметры коренного населения не соответствуют классическому облику артиста балета. Как все привести в соответствие, где-то обмануть природу, где-то приложить усилия. К тому же не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что труд артиста балета – жестокий. Все против природы, все время в противоборстве с собой, все время себя переламываешь, переделываешь, и так с самого детства. И все ради чистоты линий, того романтического рисунка танца, что так привлекает зрителей, ради чего они приходят на балетные спектакли.

О СТАТУСЕ АРТИСТА БАЛЕТА

Наталья Семеновна делает все для того, чтобы повысить статус артиста балета. Ни для кого не секрет, что, начав танцевать профессионально в 18 лет, как правило в 37-38 лет артисты балета выходят на пенсию. Еще молодые в общем-то люди начинают искать применение себе в дальнейшем. И оказываются в тупике – кроме как танцевать они ничего не умеют. Хорошо, если кто-то устроится на преподавательскую работу, а если вчерашний артист балета пополнит ряды обслуживающего персонала в театре, или идет работать в киоск, или уборщицей…

- У артиста балета – среднее образование. Они получают низкую заработную плату. И не только у нас – по всей стране. Из-за этого после того, как перестают выступать на сцене, они не могут работать на выборных должностях, в каких-то представительных органах. Оперные артисты, артисты хора – выпускники консерватории. У них высшее образование. Так же профессионально выступающий на этой же сцене артист балета имеет среднее. На первой НПК я представила свою программу по обучению артистов балета по такой схеме: начальное обучение с 8 до 10 лет, затем среднее – с 10 до 15, и высшее – последние три года. Я должна довести это дело до конца.

Поэтому я обратила внимание участников научно-практической конференции на то, чтобы из стен хореографического училища выходили люди с дипломом о высшем образовании. Но сопротивляется министерство культуры России. Работа артиста – трудная в психологическом плане. Артист проживает на сцене чужую жизнь – это огромные нервные затраты. Спектакль – это отражение не только затраченных сил, эмоций, ума и таланта, но еще и мироощущение в момент его создания. Иногда путаешься – ты ли это? Но человек растет и меняется, и его отношение к творчеству меняется каждый раз. Артисты - особый, художественно мыслящий народ.

106 ЮНЫХ ДАРОВАНИЙ

Всего у нас обучается 106 детей. Программа обучения обширная. Кроме специальных и общеобразовательных предметов дети изучают историю искусства, историю театра, живопись, музыку, обучаются игре на фортепьяно. Занятия идут с утра до вечера. Задача педагогическая – дать как можно больше знаний, как можно большему научить – не только танцевать, но и думать, творить. При каждой возможности стараемся участвовать в конкурсах. Скоро восемь наших детей примут участие в международном конкурсе среди хореографических училищ, который проводится в Новосибирске. Это Ксения Лукина, Ирина Лаптева, Варя Петрова, Леня Попов, Паша Филиппов, Стас Местников, Паша Необутов, Алеша Пермяков.

В училище прекрасный педагогический коллектив. В его составе заслуженные артисты РС(Я) З.Н. Попова, Д.Н. Дмитриев, народные артисты РС(Я) И.В. Мясоедов и Г.В. Дулова, заслуженные артисты РФ О.И. Абрамова, А.Н. Ултургашев, отличники культуры Д.Г. Иванова, Г.В. Афанасевич, солисты балета ГТОиБ Д.И. Дмитриева, Г.А. Те, В.М. Местников. Преподавателями вернулись в училище наши выпускники А.Ф. Макарова, М.А. Дегтярева, М.А. Ефремова, О.П. Лаврентьева, О.С. Им.

- В этом году в рамках мероприятий к 10-летию училища мы собираемся провести вторую научно-практическую конференцию «Гений Петипа». Я преклоняюсь перед этим человеком. Француз, приехал в Россию в 1847 году. Его вклад в развитие классического балета в России невозможно переоценить. В его постановке вышли балеты «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Дон-Кихот». Петипа – первый, кто сделал академию танца, на его основе сделаны и другие балеты, но так или иначе хореография Петипа превалирует. На фестивале, который пройдет в связи с 10-летием училища, мы предложим зрителям балеты «Спящая красавица», «Гранд-па», «Баядерка» в постановке великого хореографа.

Приедут гости из Уфы – Бинчурин А.С. – директор училища, из Новосибирска – Г. Юдаев, Н. Соковикова. Приимут участие вторжествах и приглашенные из Москвы артисты «Кремлевского балета», а также наш выпускник Илья Кузнецов, которого все якутяне помнят по блестящему исполнению партии Ромео в балете «Ромео и Джульетта» (хореография Ю. Григоровича). Сегодня Илья – солист Краснодарского театра «Балет Григоровича».

НЕОБЫЧНЫЕ ДЕТИ



Среди планов на будущее самый глобальный – это ввести высшее образование в хореографии. Наше училище до сих пор продолжает оставаться «скорой помощью», источником кадрового пополнения для театра оперы и балета и театра танца.

Также в планах поездка учащихся в Китай на гастроли. Сегодня уже завершены переговоры с китайской стороной. Ожидается, что поездка состоится в октябре-ноябре. Также хорошо было бы наладить обмен учащимися, преподавателями из других училищ. Для этого у нас есть все условия – прекрасный интернат, хорошо оборудованные классы, репетиционные залы.

Я заметила, что дети в училище особенные. Они выделяются не только летящей походкой, красивой осанкой, но и ясным, необыденным выражением лиц. Наталья Семеновна сразу подхватывает мою мысль:

- Наши дети не должны быть похожими на других детей. Они должны стать достоянием республики. Мы их учим, что их достижения, талант принадлежат народу. Они должны быть примером достойного поведения, творческого и бережного отношения к истории и культуре своего народа, своей страны.

На мой вопрос в конце встречи, считает ли она себя везучей, Наталья Семеновна, на минуту задумавшись, ответила: «Я везучая женщина, потому что все везу сама».

Действительно, только счастливый человек может ответить так. А может, это не совсем верно, говорить об удачливости и везучести. Ведь Наталья Посельская все время шла вперед, делала, что хотела, и практически всегда побеждала. Во всяком случае, ей везло…

Анастасия Кирилловна Павлова, исполнительный директор Национального фонда возрождения «Баргарыы».

С Республиканским хореографическим училищем нас связывает многолетняя тесная совместная работа. В первую очередь я хочу сказать, что поражена энергией, упорством, подвижнической преданностью своей работе Натальи Семеновны Посельской, директора училища. Это редко бывает, чтобы задуманное так скоро воплотилось в жизнь. Она буквально своими руками создала хореографическое училище, и до сих пор очень много работает над совершенствованием педагогического процесса, над укреплением материальной базы училища. Ею подобран очень сильный коллектив, который создал в училище атмосферу красоты, творчества, гармонии. Люди работают в одном русле, на одну идею. Чтобы так сплотить людей, несомненно, нужен огромный талант организатора.

Наш фонд создан в первую очередь для того, чтобы поддерживать одаренных детей и юношество. РХУ активно участвует в проекте «Новые имена» В рамках проекта проводит семинары с преподавателями хореографических отделений музыкальных школ. В этом году уже второй раз в программе «Новых имен» были представлены и балетные номера. Кроме того, в училище проходят мастер-классы известных преподавателей, то есть руководство училища не варится только в своем соку, а привлекает новые знания в своей области, все новое, что есть в балете. Фонд оказывает всяческую поддержку при участии в конкурсах, фестивалях, при выезде на стажировку.

В свою очередь училище занимается пропагандой балета и танцевального искусства. Учащиеся активно выступают с концертами в общеобразовательных школах, учреждениях на предприятиях. Благодаря училищу сегодня можно сказать, что заметно повысился уровень балета нашего оперного театра. Каждый год учащимися училища готовится какой-либо балетный спектакль. Так, в прошлом году с успехом был принять зрителями спектакль «Матушка Оленча», в этом году подготовлена программа, посвященная юбилею Победы.

Мы рады, что наши дети могут приобщиться к высокому классическому искусству.

Также мы рады тому, что училище состоялось за эти десять лет. Я желаю Наталье Семеновне исполнения желаний, чтобы сбылась ее мечта сделать училище высшим учебным заведением. При ее энтузиазме, упорстве это вполне возможно.

Елена КУЗЬМИНА
Фото Эмиля Галецкого

Новости Якутии», №19, 2005 год

Поздравляем!

Указом президента РС(Я) почетное звание «Заслуженный артист Республики Саха (Якутия)» присвоено Новиковой Альбине Сергеевне – преподавателю-концертмейстеру Республиканского хореографического училища имени А.В. Посельской Министерства культуры и духовного развития РС(Я), город Якутск. Грамотой Президента Республики Саха (Якутия) награждена Посельская Александра Алексеевна – заведующая общежитием Республиканского хореографического училища имени А.В. Посельской Министерства культуры и духовного развития РС(Я), город Якутск.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
03.06.2005 15:22 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ