Какие продукты помогут защититься от COVID-19
Желающих построить аэропорт в Мирном вновь не нашлось
В частном секторе Якутска реконструируют ЛЭП
«Водоканал»: Открыты все центры обслуживания населения
Срок уплаты НДФЛ за 2019 год истекает 15 июля

ИА SakhaNews. Наш корреспондент Алексей Курило едет из Черского до Якутска на теплоходе теплоход “Капитан Шандровский». Предлагаем вашему вниманию окончание его очередного фоторепортажа - хроники одного рейса.

27 сентября. Второй день огибаем дельту Лены. Если родная Колыма имеет протяжённость 2200 км, то главная водная артерия Якутии – 4400 км. Отсюда и такая обширная дельта. Утро встретило теплоход погожей погодой и небольшой качкой. Навстречу с обоих бортов прошли танкеры «Вентспилс» и «Ленанефть-2064». Первый был вне визуальной видимости, и мы наблюдали его только по приборам, а второй прошёл в двух милях южнее.

Во второй половине дня поверхность моря лишь слегка омрачалась плавной рябью, но теплоход шёл навстречу ненастью: прогноз погоды не обещал ничего хорошего – сильный ветер, осадки. К счастью, мы попали лишь в полосу редкого снегопада, вечером волнение немного усилилось, на небе были облака, но мы могли спокойно наблюдать закат солнца.

Днём мы видели несколько нерп, а в вечерних сумерках на теплоход пожаловала неожиданная гостья – сова. Видимо, она утомилась, облетая свои владения, и решила передохнуть на теплоходе, устроившись на крышке трюма. Откуда она пожаловала сказать трудно. В тот момент мы были в Оленёкском заливе в 25 милях от полуострова Терпяй-Тумса. А севернее от «Капитана Шандровского» был остров Лейкина, но до него ещё дальше. Сову удалось запечатлеть для истории. Через несколько минут она мощно взмахнула крыльями и покинула твердь «сибирского». Полетав позади корабля, птица всё-таки решила вернуться, но, посидев пару минут, вновь взлетела и больше не вернулась.

28 сентября. Утром проснулся с чувством, что что-то не так. Взглянул в иллюминатор – темно. Тут же вспомнил, как капитан говорил, что в этих местах другой часовой пояс и разница во времени с Якутском составляет два часа. Ночью встретилась «Ленанефть», шедшая из Анабара.

12.30. Подходим к узким «воротам» (если смотреть, конечно, по карте) пролива Восточный между полуостровом Нордвик и островом Большой Бегичев. На Нордвике отчётливо виден маяк и мачта антенны с растяжками. Издалека самая северная часть полуострова смахивает на голову кита. Проходим далее и тут уже начинается территория Красноярского края.

По приборам увидели, что впереди корабль. Оказалось, это сухогруз «Сормовский-3066» Хатангского морского торгового порта следует c грузом металлолома в Беломорск и Череповец. Вахтенный этого судна сообщил нам, что лучше всего входить в реку Хатангу, начиная с 17.30 местного времени, когда прилив набирает большую силу. Следовательно, ночью придётся вставать на якорь и ждать следующего вечера, поскольку с нашей осадкой (3 метра 60 сантиметров) сейчас не пройдёшь.

В одном месте видели посёлок геологов: два десятка вагончиков, большой автокран, машины. Красноярский край богат на полезные ископаемые, и геологам здесь работы хватает.

29 cентября. В 3.20 встали на якорь на траверсе мыса Князевка. До 9 утра вода шла на убыль. Меня всегда интересовало происхождение географических названий. Глянул на карте – такое ощущение, что мы до сих пор в Якутии. Вот и тут по левому борту - мыс Рассоха; озёра Арылах, Улахан-Самака, Огоннёр-Кюельлере, Уолбут и др. Интересно, что название бухты и реки Сындасско пишется с двумя «с», а расположенное чуть далее озеро – с одной. По правому борту вдали виден полуостров Таймыр. Здесь есть часть местных названий, другая часть понятна и без перевода – бухта Шлюпочная; озёра Чокурдах, Бригадное, Кривое, Сёстры, Заветное. Непонятным осталось название реки - Большая Балахня. Надо будет покопаться в литературе.

На связь с Хатангой выйти не удалось, хотя мы слышали, как нас вызывают, поэтому для получения информации пришлось использовать другие суда, находящиеся выше нас по течению. Тронулись в путь в 14 часов, когда прилив был близок к своему пику. Как раз в это время подошёл из Хатанги сухогруз «Пётр Анохин». Самые мелкие места барового участка Хатанги он прошёл, имея под судном всего 80 сантиметров глубины. Такая же глубина была и под днищем нашего теплохода. Всего в этот день мы прошли порядка 100 километров.

Пошёл дождь, реку затянуло туманом, а впереди два переката, которые нужно проходить, визуально контролируя навигационную обстановку, и глубина там совсем небольшая. Якорь бросили на рейде посёлка Новорыбное, которого из-за тумана совсем не было видно. Из-за тумана невозможно было посмотреть и памятник Харитону Лаптеву, расположенный ниже по этому берегу. Впервые за последние дни посмотрели телевизор: поймали две федеральные и одну местную программу.

30 сентября. Утром были хорошо видны огни посёлка Новорыбное. Кстати говоря, на карте обозначено и Старорыбное, но это место сейчас нежилое. Поскольку видимость была хорошая, то тронулись в путь, не дожидаясь рассвета. Впереди нас ждал Жарковский перекат. Его протяжённость составляет пять километров. Первую часть прошли без особых проблем, хотя глубина была менее метра, а вот вторую проходили практически впритирку. Капитан Андрей Плотников говорит, что первый раз видит Хатангу такой: «Сколько ходим, обычно воды бывает больше. Вешки, стоящие сейчас на суше, должны быть в воде. Даже когда прошлым рейсом проходили – воды было много».

Река Хатанга на этом участке изобилует множеством островов и проток. Глядя на некоторые острова, видишь, как рушится размытый берег – понятно, что при нормальной гидрологической обстановке уровень воды здесь держится на более высоком уровне. А нынешняя ситуация обусловлена южным ветром, дующим на протяжении недели.

После обеда впервые за последние дни смогли поговорить по радиосвязи с диспетчерской ЛОРПа. А чуть позже на связь с ЛОРПом вышел теплоход «Капитан Орлов». Он также шел на Хатангу с каменным углем, и в тот момент ожидал прилива в Хатангском заливе.

Если первую половину дня берега Хатанги представляли собой тундру, то после 13 часов на них стали появляться деревья, т.е. это уже была лесотундра. Иногда на берегах можно было видеть избушки рыбаков с хозяйственными постройками. Попался небольшой катер с бочками и снегоходом – видимо забрасывает рыбаков на осеннюю и зимнюю рыбалку в низовья реки. Если на баре реки было от -1 до +1, то сейчас уже было 9 градусов тепла, и лишь устойчивый южный ветер был не совсем тёплым и напоминал, что сейчас завершается осенняя пора.

Неприятные минуты были перед прохождением участка реки около посёлка Жданиха. Под сухогрузом вначале было два метра, затем полтора, позже 0,9 метра, а потом эхолот вообще не смог зафиксировать хоть какую-то глубину. И по тому, как шло судно, было ясно без слов – ползём по песку. Слава богу, проползли. А через несколько десятков метров глубина стала 5,6,9 метров. Я где-то читал, что у лётчиков, которые летали на подбор льдин для дрейфующих станций «Северный полюс», при посадке на лёд пульс зашкаливал за двести ударов в минуту. По-моему, нечто подобное было в момент прохождения этого переката у Андрея Плотникова и Виктора Павлова, капитана и старпома теплохода.

Наконец миновали этот участок. До Хатанги дошли за два с половиной часа. Позади 212 километров от барового участка до порта назначения. А всего за 9 дней пройдено 3048 километров по Восточно-Сибирскому морю и морю Лаптевых.

Алексей КУРИЛО.

Фото автора.


Смотрите фоторепортаж


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
05.10.2011 05:50 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ