Какие продукты помогут защититься от COVID-19
Желающих построить аэропорт в Мирном вновь не нашлось
В частном секторе Якутска реконструируют ЛЭП
«Водоканал»: Открыты все центры обслуживания населения
Срок уплаты НДФЛ за 2019 год истекает 15 июля

ИА SakhaNews. Продолжаем серию репортажей корреспондента ИА SakhaNews Алексея Курило, который следует на теплоходе «Капитан Шандровский» из Черского в Якутск. Очередной пункт остановки – Хатанга.

«Капитан Шандровский» пришёл в Хатангский морской торговый порт вечером 30 сентября. Диспетчер ещё на подходе к порту уточнил загрузку сухогруза и сообщил место швартовки. Два крана сразу же начали разгрузку судна. Уголь из трюмов теплохода грузили на отечественные и импортные самосвалы и перевозили на угольный склад. Работа была завершена к вечеру следующего дня. Сухогрузы Ленского объединённого речного пароходства уже не первый год занимаются перевозкой твёрдого топлива в Красноярский край. Но из порта Зелёный Мыс уголь на Хатангу начали отправлять лишь с 2010 года.

Знакомство с Хатангским морским торговым портом началось ещё в заливе, а потом и на самой реке, когда мы встретили с интервалом в 100 километров два сухогруза - «Сормовский-3066» и «Пётр Анохин». Эти суда принадлежат морскому порту, летом работают на завозе грузов в Хатангу и распаузке больших морских теплоходов, а осенью уходят работать на запад, принося дополнительный доход порту. Они внешне похожи на «сибирские», но являются морскими судами. Есть в порту ещё парочка таких же судов, работающих в других регионах России.

Правильно говорят, что первые впечатления бывают обманчивы. Так и у меня первые впечатления о Хатангском морском торговом порте были не очень. Во-первых, порт расположен на низком берегу и заливается водой в период паводка. Во-вторых, вместо портальных кранов используются три плавкрана. В-третьих, мне показалось, что для порта здесь мало коммуникаций. Но это были только первые впечатления. Оказалось, что помимо этих трёх плавкранов есть ещё и два автокрана на 40 и 100 тонн грузоподъёмности. Имеется достаточно автотехники для оперативного вывоза грузов с причала. Докеры и водители своё дело знают чётко, и промедления с их стороны нет.

Есть речные и морские буксиры, а также суда типа СПН – «Харитон Лаптев», «Анабар», «Лена». Предприятие работает с прибылью и каждый год приобретает новую технику, пополняет свой флот. Порт в самое ближайшее время ожидает коренная реконструкция: будет построен капитальный причал. Есть тенденция к увеличению объёмов переработки грузов, а значит есть и перспектива дальнейшего развития порта. Порт возглавляет Олег Грязютин. Сейчас на предприятии трудятся порядка 130 человек.

Хатанга является сельским поселением, хотя издалека она смотрится как небольшой город. Возглавляет поселение Сергей Зверев. Хатанга основана в 1626 году. Минувшим летом село отметило свой 385-летний юбилей. Сельское поселение Хатанга входит в Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район и включает в себя 9 посёлков: Кресты, Новая, Хета, Катырык, Жданиха, Новорыбная, Попигай, Сындасско и Каяк. Площадь поселения – 336,5 тысячи квадратных километров. Численность населения - около 6000 человек.

Здесь работают 10 домов культуры, централизованная библиотечная система, центр народного творчества, информационный центр «Хатанга», 11 школ, 7 детсадов, районная больница, поликлиника, аптека, государственный природный биосферный заповедник «Таймырский», Полярная ГРЭ, авиапредприятие, морпорт, гидробаза, МУП «Хатанга-Энергия», ЖКХ, почта, «Ростелеком», ЗАО «Горняк», промыслово-рыболовецкая артель «Новая», ПЧ-136, филиал «ТЗ-Энерго», отделение Сбербанка, отделение «Енисейского объединённого банка», погранпост и др. В Хатанге есть Свято-Богоявленский храм, которому в 2005 году исполнилось 300 лет.

Побывав в Хатанге, посетив ряд магазинов, увидел, что ассортимент продовольственных и промышленных товаров здесь достаточно широк. Особенно в этом плане отличается магазин, который местные жители называют «Стекляшка». В нём большой торговый зал и солидный ассортимент товаров. Что-то дешевле по сравнению с другими магазинами.

В местном авиапредприятии работают 200 человек. Постоянно базируются три вертолёта Ми-8. В Хатангу летают самолёты Як-42д и другие воздушные суда большой пассажировместимости.

Оснащению районной больницы могут позавидовать медицинские учреждения областного уровня, а располагается она в большом четырёхэтажном здании.

Идёт трансляция пяти каналов телевидения, а на канале «Енисей» постоянно идёт «бегущая строка» с местными объявлениями. В Хатанге работают три сотовых оператора, причём, для одного из них летом поступила аппаратура связи третьего поколения. Нынешним летом авиацией доставлено новое оборудование, так что скоро здесь будет мобильная связь третьего поколения.

Конечно, Хатангу не миновали проблемы многих населённых пунктов Севера, но здесь отчётливо видно, что территория развивается и это касается буквально всего, в том числе и ЖКХ. Коммунальщики переводят вверенное хозяйство на новые технологии – устанавливают пластиковые трубы, новые радиаторы отопления, пластиковые окна, счётчики тепла и энергии.

У старой Хатанги есть хорошее настоящее и перспективное будущее. Продолжаются поисково-оценочные геологические работы. Есть в хатангской земле золото, серебро, алмазы, каменный уголь Баннер, размещённый на одном из жилых домов, гласит: «Хатанга – форпост Северного морского пути». Пожелаем же ей и быть таковой.

Алексей КУРИЛО,

с. Хатанга.

Фото автора.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
10.10.2011 05:53 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ