Почему России не нужен миллион программистов
Около 10 авиакомпаний РФ оказались в зоне финансового риска
В Якутии сверили планы по работе с Юнармией
Экс-замгубернатора арестован по делу о мошенничестве
В Якутии добыт крупный алмаз фантазийного желтого цвета

В октябре-ноябре два российских телеканала обратились к схожей теме. «НТВшники» обсудили роль интеллигенции. «Культура» обратилась в программе «Тем временем» Александра Архангельского к проблемам преподавания истории в школе. Эти две темы, если не об одном и том же, то они сходятся в главном вопросе: куда Россия, российская культура и мы, с нашим российским менталитетом, идем? Много говорили о роли не только истории, но и культуры, интеллигенции. Потом в довершение целостности картины, по «первым» каналам показали, как президент одаривает наградами деятелей культуры и искусства. Культура, история, интеллигентность и интеллигенция на подхвате. И этому вниманию есть объяснение. Выборы.

Пишу эти заметки еще и под впечатлением своей американской поездки и откликов на мою заметку «Форум духовности в Якутии. Олонхоленд и год единения», «О Кулаковском над Атлантикой». Но сегодня не об этом, впрочем, все же об этом хочу поговорить.

Сложно признать в словах и делах человека, современника, с которым сталкиваешься ежедневно (если не к лицом лицу, а в той же телевизионной картинке или на газетно-журнальных страницах) истинное и правильное. Или в человеке, современнике, признать его лидерство. Как мы знаем, это не ново. Помните: «Несть пророка в отечестве своем».

Но мне иногда кажется, что этот вопрос связан с глобальной проблемой. Скажем, вот с такой: один из главных вопросов мировой повестки дня – «столкновение цивилизаций» или борьба за сохранение национальной идентичности.

Один из самых больших и богатых в прямом и переносном смысле музеев Вашингтона — Национальный музей американских индейцев. Америка - страна покоренных коренных народов. Народы Америки – индейцы - жили в слиянии с природой: «Мы – деревья, мы – скалы, мы – вода». Музей в Вашингтоне, открытый в 2004 году, в своем внешнем виде, архитектуре и дизайне внутренней среды следует этому принципу.

Чем гордятся вашингтонцы и по праву, так это своими музеями, расположенными вокруг главного парка города — Нэшнл Молл (Национальной аллеи). Значит ли это, что американцы уважают и помнят свою историю? Порой трагическую, и во многом показательную для всего человечества, как путь прозрения истинных ценностей. «У Америки нет большой истории» – известный нам с советских времен пропагандистский штамп (имея в виду США как государство). Но важно не столько, какая глубокая или не глубокая была история, а важно, как сохраняют, значит, как относятся к своей истории. Истории страны и народа. В этом смысле, американцы удивили меня своим трепетным отношением к каждой частице своей истории.

Пример этому – огромный музей индейцев, характеризующий американцев, как нацию и потомков индейских племен, сохраняющих и показывающих всему миру свою идентичность в этих музейных реликвиях. Построив этот крупнейший музей в центре Вашингтона, Соединенные Штаты признали одним из своих брендов идентичности – культуру коренных народов – индейских племен. Следует уточнить, что первый музей, посвященный жизни индейцев, был открыт в Нью-Йорке еще в 1922 году.

Всегда, во все времена вопрос сохранения идентичности стоял перед лицом всех народов и наций. Я думаю, это относится и к нашим временам.

Природа непонимания лидеров не то, что не нова, но и говорит о духовном здоровье нации. Об общем кризисе духовности, который охватил наше общество. Общество понимает, но не хочет делать ничего. Мы, каждый, будь человек или группа, сообщество, завязли в своих проблемах, понимаю.

Как определяется идентичность? Понимание идентичности, как и любое понимание, со временем претерпевает изменения. Трансформируется. И как же оно меняется? Что происходит? Как меняется понимание народом своей идентичности? Небольшой экскурс в историю Якутии.

Конец XIX – начало ХХ веков. Надо было дать общественный, мировоззренческий ответ на новую быстро меняющуюся ситуацию. В конце XIX века в Российской империи создалась новая культурная и общественно-политическая ситуация. Отмена крепостного права, реформы: судебная и земская, в просвещении и печати, в общем, то, что мы знаем под термином «великие реформы Александра II». Общество становилось другим. И на это требовалось дать ответ. В том числе и на окраине империи – Якутской области. Этот вызов времени прочувствовали и дали на него свой ответ своим творчеством и своей трагической, драматической судьбой Василий Васильевич Никифоров-Кюлюмнюр и Алексей Елисеевич Кулаковский-Ексекюлях Елексей.

Такая же ситуация повторилась в 90-х годах ХХ века. 20 лет назад. Возможно, ситуация повторяется и в наши дни. Ход истории, общественно-политические процессы изменили не только каждодневную жизнь якутян, но и не могли не повлиять на идентичность, на самосознание народа. Что мы понимаем под этим, когда говорим о самосознании народа? Это восприятие своего прошлого, истории, культуры и настоящего. Вместе с тем возникает вопрос об идентичности народа. Социальной, национальной, культурной. Михаил Николаев определил вектор развития общественно-политического строя и мысли. А Андрей Борисов и Николай Лугинов своим творчеством повлияли на изменение самоидентификации народа в новых открывшихся условиях, которые создавал общественно-политический климат в республике и стране.

Такую же роль сыграли в свое время Максим Аммосов и Платон Ойунский.

Векторы развития духовности Якутии: тенгрианство и православие. Север и восток. Евразийство.

Точно угадать, определить направление вектора — удел немногих. Немногих политиков, мыслителей, культурных деятелей. Потому при всех неизбежных каких-то противоречиях они совершают один рывок, в итоге - в одном направлении.

Михаил Николаев: «Выбираю человека и свободу».

Далан: «Тыгын Дархан».

Андрей Борисов: «Тумсуу! Сайдыы! Баргарыы! (Объединение! Развитие! Возрождение!)».

Суорун Омоллоон; «Мир дому вашему, имя которого Земля! Мир дороге вашей, имя которой Жизнь!».

Николай Лугинов: «По велению Чингис хана».

Чем не концептуальные символы, девизы, идеи эпохи?

Показательна фраза Кулаковского, эмоциональная и написанная по-другому поводу в знаменитом «Письме к якутской интеллигенции»: «Неужели мы, вольные и здоровые, будем ждать житейскую бурю спокойно лишь, чтобы быть стертыми с лица земли первым ее порывом?». Это очень важная позиция для понимания роли интеллигенции и Кулаковского и их восприятия тогдашней сложившейся ситуации в России и мире. Кулаковский призывал быть активными, не «сидеть на судне жизни». Он призывал к культивизации Якутии. Культура защищает. Культурный код, данный природой (Матерью-природой), богом, защищает нацию.

В последнее двадцатилетие были выработаны символы идентичности народа саха, как единая система ценностей. «Хомус (музыка) – Ысыах (празднества) – Олонхо (эпос) – Итэгэл (верования)». Символы идентичности идут из глубин памяти, глубин веков. Потому мы можем утверждать, что сохраняем духовность, говорим о духовности, спорим о духовности, в уже изменившейся культуре XXI века. Культурологи говорят о совершенно другой культуре XXI века. Меняется мышление. Новые технологии влияют на мышление человека.

Для нынешнего молодого и будущих поколений среди символов культуры XXI века, наравне с ними — символы идентичности народа саха. Вот это и есть реальное достижение последнего 20-летия. Начиналась эта эпоха еще раньше в 1982 году, c «Желанного голубого берега», спектакля Андрея Борисова.

Возвращаясь к Соединенным Штатам, замечу, что их опыт, их отношение к своим государственным раритетам просто восхищает. Они берегут, как зеницу ока, исторические документы, исправленные, подписанные рукой Вашингтона или Линкольна. Чем не пример для нас? А сохранили ли мы документы, подтверждающие то, как рождалась, составлялась Конституция Республики Саха (Якутия) 1992 года? Не могу ни подтвердить, ни отрицать.

Олег СИДОРОВ.


Ссылки по теме:

Спасибо за добавление статьи в:
Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
29.11.2011 15:29 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ