Опрос: половина якутян не прочь переехать в другой регион
Как работает Якутский «Центр СПИД» во время пандемии
Молодёжное правительство Якутии названо лучшим в России
Заслуженную артистку России обвинили в мошенничестве
«Перезагрузка» с АЭБ: рефинансирование потребкредитов

ИА SakhaNews. Всемирно известный роман юкагирского писателя Семена Курилова «Ханидо и Халерха», возможно, будет экранизирован. На этой неделе члены Координационного совета Ассоциации коренных малочисленных народов Севера РС(Я) подготовили ходатайство об этом президенту республики Егору Борисову в надежде, что государство сможет взять на себя часть организационных и финансовых расходов по созданию кинокартины по уникальному произведению мировой литературы.

СЕМЁН КУРИЛОВ

Юкагирский писатель Семён Курилов родился 9 сентября 1935 года в местности Тустах-Сень нынешнего Олёринского наслега Нижнеколымского района. Он окончил всего семь классов школы, работал в колхозе, в сельском Совете, в культурно-просветительных учреждениях своего улуса. В то же время он был очень талантливым писателем, художником, публицистом, владел русским, якутским, эвенским и чукотским языками. После создания и опубликования литературных произведений стал писателем с мировым именем.

Благодаря этому удивительному человеку многие люди в разных странах узнали о существовании малочисленного северного народа – юкагиров, смогли больше узнать о жизни людей Арктики. Первое произведение Семена Курилова увидело свет в 1961 году - рассказ "Увидимся в тундре" был опубликован в сборнике "От Москвы до тайги одна кочевка" издательства "Молодая гвардия".

Вершиной творчества Семёна Курилова стал роман "Ханидо и Халерха", который вышел в 1969 году в издательстве "Советская Россия". В том же году автор романа был принят в Союз писателей СССР.

О ЧЕМ РОМАН

«Ханидо и Халерха» - первое крупное прозаическое произведение юкагирской литературы. Действие романа начинается в конце XIX века и доходит до 1915 года. Через судьбы юноши Ханидо и девушки Халерхи (по-юкагирски - Орлёнок и Чайка) писатель показывает историческую судьбу своего народа. Место действия - колымская тундра близ озёр Большое и Малое Улуро, в которой юкагирский тордох, припорошенный снежной пыльцой, соседствует с чукотской ярангой и эвенскими чорама дю. Этих людей очень мало на земле: юкагиров на земле по переписи 1897 года (примерное время действия романа) оставалось всего 754 человека (по переписи населения 2002 года – 1529).

Вопреки названию, это роман не о любви, или не только о любви. Ханидо и Халерха появляются лишь в эпизодах, каждый раз по-новому повзрослевшие, и читатель так и не узнает, поженятся ли они или нет. Герои романа – юкагирский голова Апанаа Куриль, шаманы: якут Токио, чукчи Мельгайвач и Кака, юкагиры Сайрэ и Тачана, сирота Пайпэткэ, родственник Куриля Пурама, американский купец Томпсон, якутские купцы, пастухи…

Юкагирский голова Апанаа Куриль стал богатым человеком, владельцем огромного стада оленей после смерти своего друга-пастуха. Он владеет не только оленями, но и душами бедняков, помогает ламутам и якутам, находит общий язык с русскими чиновниками.

В то же время Куриль уже на первых страницах романа замышляет искоренить шаманство. Он успешен в своей борьбе. Шаман Сайрэ сдается, признаваясь в обмане: «Нет духов,— тихо проговорил Сайрэ, не открывая глаза. — И - я не шаман. Я не был шаманом. Я обманывал вас... Темный мир... Бог... может... простит — каюсь. Нет духов. Я не был шаманом». В конце романа происходит «крещение тундры».

В романе показано столкновение двух миров – внутреннего замкнутого мира северных народов и внешнего агрессивного мира быстро «жиреющего» капитализма. С одной стороны – богатые купцы, в том числе американец Томпсон, с другой - чукчи, ламуты, юкагиры, за бесценок отдающие охотничью добычу. С одной стороны – алчность, жесткость, расчет. С другой - наивность, доверчивость и честность.

МИРОВОЕ ПРИЗНАНИЕ

"Ханидо и Халерха" – «многослойное» полифоническое произведение, в котором соединены общечеловеческие мотивы. Свое мировое признание роман получил, в том числе, и за то, что писатель сумел показать жизнь северных народов как модель фундаментальных, доцивилизационных основ формирования человека.

Юкагиры, чукчи и другие малые народы, какими они предстают в романе – естественным образом сложившиеся этносы, лишённые государственности, живущие практически по первобытным законам рода. Речь идёт об обычаях, вызывающих у современного человека протест. Это, например, удушение немощных стариков арканами, запрет на умывание, особый вид гостеприимства, когда гостю предоставляют не только жилище и еду, но также и свою жену.

При этом, все эти обычаи совершенно объяснимы: они обусловлены суровой тысячелетней практикой физического и генетического выживания. Описан и обычай юкагиров на могиле умершего забивать кнутами до смерти оленя, чтобы в загробном мире он резвее нёс своего хозяина. Это может шокировать «цивилизованного» читателя, но, благодаря этим описаниям, человечество может осознать, с чего оно начиналось и куда в итоге пришло.

Не менее важным лейтмотивом романа остается социальный оптимизм. Он возникает от осознания типичного для романа образа физически беззащитного, но непобедимого духом человека. Герой постоянно оказывается один на один не только с людьми и жизненными обстоятельствами, но и с суровой северной природой – и главное, побеждает её - ради своей жизни.

У романа есть еще один важный герой – природа. Это не просто пейзажи, это сама жизнь, с её философией и мироустройством.. «Колыма... Она некогда была молодой. Она родилась где-то в далекой тайге, среди гор, и никто ее за речку настоящую не считал. Петлял ручеек этот между камней, пропадал в болотах. Он боялся пересохнуть, пропасть - и потому стал искать море-бабушку. Как всякое юное существо, Колыма сильно петляла в жизни и в поиске. И не заметила она, как повзрослела и как стали появляться у нее дети. Очень доброй была река к людям - и потому детей своих она называла самыми лучшими именами, а учила их только добру.

Реке Балыгычан мать Колыма сказала: «Людям не хватает еды - и ты разведи для них много рыбы». Другой дочери - Коркодон велела быть узкой и высокобережной - чтобы люди под берегами прятались от холодов. Река Анюй родилась самой последней, но и ей она приказала: «Пусть на твоих берегах густо растут тальники - чтобы люди у огня согревались, пусть разведутся возле тебя куропатки и зайцы - чтобы люди сытыми были».

Из всех многих своих детей Колыма одну только дочь попросила помогать ей самой: «Старая стала я, тяжело мне теперь от зимнего сна пробуждаться. А мне ведь надо море искать. Ты, Омолон, пораньше меня буди». И стала могучей, неспокойной река Омолон. Раньше всех - во второй половине мая река эта вдруг ломает свой лед и теребит, будит старушку мать.

Долго еще искала бы Колыма море, может, и не нашла бы его. Но море узнало, что есть река, которая всю свою жизнь рвется к нему, - и само шагнуло навстречу. Оно разбросало землю, плеснулось вперед и соединилось с рекой. Потому-то матушка Колыма так неожиданно широко разливается при впадении в море...»

КАК СДЕЛАТЬ ФИЛЬМ

Концепцию будущего фильма может помочь осознать спектакль «Ханидо и Халерха» Якутского драматического театра, поставленный в начале 80-х годов Андреем Борисовым. Авторам фильма придется передать универсальный характер романа Семена Курилова, вместивший в себя противоречивый духовный мир человека, глубину драматических столкновений героев, историческую правду, этнографическую и бытовую достоверность.

Однако, прежде, чем начинать решать художественные задачи, для создания фильма, необходимо будет найти решения финансовых и организационных вопросов.

Оксана ЛАГОЙДА.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
03.03.2012 05:35 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ