Якутянин - чемпион Международных армейских игр!
Петр Мамонов в реанимации: инфаркт
Один из лидеров сборной РФ по хоккею попал в «кокаиновый» скандал
Музыкальные инструменты для юных талантов Нерюнгринского района
День шахтёра - праздник мужественных и верных своему делу людей! Видео

Каким должно быть школьное образование – вопрос, который волнует большую часть нашего общества. Нам важно знать, какой станет страна лет через 20, когда нынешние школьники станут самой активной социальной группой населения. При этом, многие справедливо считают, что воспитание невозможно без духовно-нравственных ориентиров, а ориентиры невозможны без знания основ культуры, которая, по их мнению, есть порождение религиозного культа.

Обо всем этом мы беседуем с Натальей Попковой, директором общественной организации «Центр помощи жертвам сект» в Якутске.

– Как вы относитесь к тому, что в школьную программу с этого года введен предмет «Основы религиозных культур и светской этики»?

– Мы все видим, что происходит в нашей стране: убийства, изнасилования, грабежи, взрывы, пьянство, наркомания, проституция, аборты. На каждом шагу зазывают к себе маги, экстрасенсы, колдуны, шаманы, астрологи, сектантские проповедники. За этим невооруженным глазом видна духовно-нравственная деградация общества. По-моему, нам с вами уже некуда отступать. Россия без преувеличения находится на краю гибели.

И введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» – это попытка остановить сползание страны в пропасть. Попытка спасти подрастающее поколение, дать ему шанс выжить.

– Кажется, «Основы» в некоторых школах начали преподавать еще года два назад?

– Да, в порядке эксперимента преподавание «Основ религиозных культур и светской этики» было начато два года назад примерно в двадцати регионах России. И, как сообщалось в прессе, к примеру, в Белгородской области в эти годы на 25% уменьшился уровень подростковой преступности.

Однако, споры о необходимости преподавания такого предмета в школе по-прежнему не утихают. Тему подогревают и журналисты. На мой взгляд, ими не всегда корректно ставятся вопросы. Иногда сами, не желая глубоко вникать в суть поднимаемой темы, они вводят в заблуждение зрителей, слушателей или читателей.

К примеру, недавно на местном телевидении прошла передача «Религия в школе: «за» и «против». Подчеркну, вопрос звучал именно так: «Как вы относитесь к преподаванию в школе религии?»

Господа тележурналисты, вы о чем?! Вы что, и в самом деле думаете, что в школе кто-то будет преподавать религию? Или о том, что школьный учитель должен знать и преподавать какую-то или даже все мировые религии?

– То есть вместо слова религия должно стоять основы религиоведения...

– Нередко звучат предложения: давайте изучать культуру и религию других народов! Это, по их мнению, поможет уладить возникающие межнациональные и межрелигиозные конфликты. И с этим трудно не согласиться.

Однако, с другой стороны, мы плохо знаем свою родную культуру и уважать ее разучились. Так давайте начнем с ее изучения! Только через свои корни, свои истоки, поняв и полюбив их, можно и нужно научиться уважать и ценить чужую культуру и религию и жить дружно.

Наверное, уже для всех очевидно, что практически вся живопись до середины XIX века закрыта для человека, если он не незнаком с Библией. Как можно что-то понять в российской истории до XVIII века, если мы не знаем православия? И неужели все наши герои, наши святые – заблуждались?

Мы ничего не поймем и в классической русской литературе. Для нас попросту закрыта смысловая сторона. О чем «Капитанская дочка» Пушкина, романы Достоевского? Или, к примеру, вспомните знаменитую картину Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Что означает ее поднятое вверх двоеперстие?.. Без православия непонятна вся наша культура.

Без знания библейской истории невозможно понять западноевропейское изобразительное искусство, музыку... И разве не преступно закрывать для детей эти величайшие сокровища?

– Наталья Николаевна, а как быть с детьми неправославных родителей? Им тоже изучать православную культуру?

– Никто не принуждает выбирать ОПК детям неправославных родителей.

Другое дело, что мы живем в стране с тысячелетней православной историей и культурой и знать ее желательно всем. Да и социологические опросы свидетельствуют, что три четверти россиян номинально относят себя к православным христианам.

Никто не ставит целью изучать в школе Библию или Закон Божий, но познакомить детей с десятью заповедями Божьими необходимо. Пугаться этого не стоит, ведь даже постулаты «Морального кодекса строителя коммунизма» в свое время были позаимствованы у христианства.

– Кто должен преподавать ОПК?

– Школьный учитель. Хорошо бы учитель истории, обществознания, литературы, но необязательно. По-моему, главное – любовь к предмету и его отличное знание. Любой предмет можно испортить, если просто «оттарабанивать» часы.

– Что, кроме расширения кругозора, ожидается от введения ОПК?

– Детям в десятилетнем возрасте, а именно о них идет речь, курс даст, как считают сами учителя, необходимую базу (если хотите, ключ) к дальнейшему изучению гуманитарных циклов, той же истории, литературы, музыки.

Долгие годы наше образование было отсечено от религии, мы получали гуманитариев-атеистов.

В результате имеем то, что имеем: если наши математики, физики, химики ценились за рубежом и были востребованы всюду, то дипломы наших гуманитариев не везде признавались, и образование считалось однобоким.

К слову сказать, теология и сегодня еще пробивает себе дорогу у нас в стране, тогда как, например, в Оксфорде степень «доктор теологии» считается самой высокой из докторских степеней.

Авторы курса ОПК ставили одной из его целей повышение качества базового гуманитарного образования и духовно-нравственное воспитание детей.

– Спасибо за беседу.

Ольга СЕРГЕЕВА

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
11.12.2012 00:22 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ