Петросян и Степаненко развелись после 33 лет брака
Ушла из жизни супруга первого президента Татарстана
В благотворительном фонде «Харысхал» пройдет День открытых дверей
В Верхоянском районе Якутии у населения изъято 8 единиц оружия
Более 50 экологических акций провели ленчане за сезон

Якутский речной порт в июне этого года отметил свой сто шестой день рождения. Юбилей получился скромный: некогда речникам в разгар навигации устраивать праздники. Якутский речпорт или, как его раньше любили называть – «речные ворота Якутии» - знавал разные времена. Бывали в его истории бурный рост и развитие, времена застоя и даже период упадка. Три года назад на базе ОАО «Якутский речной порт» была создана холдинговая компания с одноименным названием. Перемены дались непросто и были обусловлены объективными причинами – ОАО находилось, по сути, в состоянии банкротства. Именно тогда к управлению холдингом пришли новые, молодые люди, с четко продуманным планом вывода «ворот республики» из ситуации краха и с задачей выхода на новый виток развития. Как это произошло, чего удалось достичь за три года, какое будущее ждет речпорт – об этом наш разговор с генеральным директором ХК «Якутский речной порт» Радием Васильевым. - Радий Вениаминович, в каком году вы пришли на работу в Якутский речной порт? В 1999-м. Я начал с должности специалиста юридического отдела. Затем, спустя некоторое время, возглавил юротдел. Последняя моя должность, до избрания гендиректором ХК «Якутский речной порт», председатель совета директоров одноименного ОАО. - Вы говорите о речпорте как о холдинге. А что входит в его состав? - Холдинг представляет собой группу компаний, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом. Холдинговая компания – это главное, структурирующее подразделение, которое осуществляет общее руководство над другими. В структуру холдинга входят восемь предприятий, в том числе: ООО Холдинговая компания «Якутский речной порт» (управление холдингом – авт.), ООО Судоходная компания «Якутск» (перевозка грузов, реализация песка и ПГС, погрузо-разгрузочные работы, паромная переправа), ООО Речной порт «Якутск» (переработка и хранение груза, погрузо-разгрузочные работы), ООО Пассажирское Райуправление» (пассажирские перевозки, чартерные туристические рейсы), ООО Судоходная компания «Вилюй» (перевозка грузов, перевозка пассажиров), ООО «Столовая речного порта» (организация общественного питания), ООО «Типография речного порта» (выпуск печатной продукции), ИП Производственный участок «СтройБлок» (производство щебня, мелкоштучных бетонных блоков). Как видите, виды деятельности наших предприятий – самые разные, именно поэтому в 2003 году было принято решение о разукрупнении ОАО и создания холдинга, в котором каждое предприятие получило бы определенную хозяйственную самостоятельность, а ХК осуществляла бы стратегическое управление. Все наши предприятия осуществляют комплекс услуг, связанный с перевозкой грузов и пассажиров речным транспортом в бассейне реки Лена - от порта Осетрово до Жиганска, включая боковые притоки Алдан и Вилюй, а также переработкой и хранением груза в портовых терминалах. Головное предприятие не вмешивается в оперативную деятельность своих структур, осуществляя лишь контроль ключевых показателей, отслеживая их эффективность, вырабатывает единую стратегию развития бизнеса и инвестиционную политику, а также единое корпоративное управление. Хочу заметить, что основные подразделения были созданы еще на базе ОАО, в принципе еще с советских времен руководство речного порта думало о вариативности его работы. По сути, транспортные и пассажирские перевозки могут осуществляться у нас в республике только четыре месяца в году, но ведь предприятие не может остальное время «лежать на боку», значит – нужно продумывать, чем занять рабочих, во что вложить средства, на чем зарабатывать во время долгой якутской зимы. - Чего удалось достичь в результате преобразования? - Говорить об итогах еще рано, прошло только три года, но и они уже показывают положительную динамику развития. Все наши предприятия работают с прибылью, в отличие от единого ОАО, которое терпело убытки. Природно-климатические сложности мы испытываем и сейчас, природу Якутии не переделать, но провалы доходности бизнеса по итогам года у нас не такие, какими были в бытность ОАО. Нам удалось ликвидировать на предприятие такое явление, как задолженность по заработной плате. Просрочек с выплатой свыше одного месяца у нас не бывает, а с началом сезона перевозок, зарплата выплачивается ежемесячно. Мы отмечаем также определенное улучшение в экономическом и, как следствие, социальном климате на предприятии. Мы наконец-то получили возможность для развития предприятия, приобретения новой техники, материалов. - Краны на причале больше не простаивают? - Вся портовая техника находится в рабочем состоянии и задействована. Конечно, объемы грузооборота, со времен СССР упали, массовый централизованный завоз по госзаказу уменьшился в разы, но набирает обороты коммерческий оборот, а значит – мы не сидим без дела. Хочу заметить, что в эту навигацию краны якутского речпорта работают и ночью, чего не бывало уже давно. - Что ввозят в республику через «речные ворота»? - Безусловно, структура груза изменилась с советских времен, она и будет меняться. Сейчас больше стало поступать товаров в контейнерах, растет ввоз пиломатериалов, леса, металлоконструкций. Уменьшился ввоз продуктов питания – через речпорт сейчас завозят только муку, крупы и осенью овощи. С приходом железной дороги до Якутска ситуация еще более изменится. - Давно ли речпорт, кроме переработки грузов, занимается еще и грузоперевозками? - У Якутского речного порта всегда был свой флот, начиная с тех времен, когда он еще назывался просто пристанью. В советское время флот постоянно обновлялся, модернизировался, и сейчас мы не жалеем средств на приобретение новых судов, реконструкцию старых. И флот возвращает сторицей. Достаточно сказать, что на сегодня мы являемся вторым крупнейшим грузоперевозчиком в Ленском бассейне - после ОАО ЛОРП. Три наших перевозчика – судоходная компания «Якутск», «Пассажирское Райуправление», судоходная компания «Вилюй» - всегда загружены работой и, признаться, мы создаем определенную конкуренцию ЛОРПу на Вилюйском, Алданском, Жиганском направлениях, в верховьях Лены, а значит – грузоперевозки на этих маршрутах ведутся по конкурентоспособным, выгодным для клиента ценам. - Не пришлось ли для вывода из кризиса предприятия, для успеха в конкурентной среде, избавиться от социальной инфраструктуры, которой, в свое время, Речпорт был здорово обременен? - Безусловно, мы делали это, но выборочно, постепенно, не «резали» по живому. Жилые дома, общежития, детсад перешли в свое время в ведение муниципалитета, иначе предприятие бы просто не выжило – социнфраструктура очень затратна. Зато у нас действует эффективный соцпакет, соблюдаются условия коллективного договора, и если мы сами перестали строить жилье, хотя возводили его до середины 90-х, теперь у нас есть возможность субсидировать приобретение квартир работниками. Кроме того, вполне возможно, по крайней мере, мы просчитываем такие варианты, что ХК Речпорт, вернее его «строительная» структура «СтройБлок», снова вернется на рынок строительства жилья. Сейчас мы закупили новое автоматизированное оборудование по производству бетонных блоков, нарастили мощности – до 30000 штук блоков в месяц. Так что вполне возможно, займемся и строительством. В рамках холдинга это возможно. Его структура подразумевает полную хозяйственную самостоятельность входящих в него предприятий. Каждое из них специализированно и занимается своим видом деятельности, а значит, может четче и гибче, оперативно реагировать на все изменения рынка. Холдинговая компания занимается лишь финансовым планированием в целом, корпоративным управлением, централизацией активов, консолидацией ресурсов – финансовых, материальных. Каждое предприятие – самостоятельное юридическое лицо, холдинг не вмешивается в его оперативную хозяйственную деятельность, получается что-то вроде системы хозрасчета, доказавшей свою эффективность в конце восьмидесятых годов прошлого века. - Я знаю, что возглавляемая вами компания вошла в число учредителей Транспортного Союза РС(Я), созданного в 2005 году. С какой целью создавался Союз, и нет ли противоречия в том, что предприятия, конкурирующие между собой на рынке грузоперевозок, объединились в единую организацию? - Противоречий нет, ведь на собраниях Союза мы не решаем между собой вопросы конкуренции. Его задача – поиск решения по общим проблемам, помощь предприятиям-членам в проблемах, которые испытывает отрасль в целом. Мы не занимаемся примирением участников и не создаем монополии, а решаем конкретные задачи, которые встают перед всеми членами Союза, даже когда их виды деятельности абсолютно различны. Взять, к примеру, паромную переправу. На ней смыкаются интересы речников, дорожников, автомобилистов, даже авиаторов, а с учетом того, что, в нашем случае, переправа осуществляется на дороге федерального значения – еще и интересы государства. Если бы мы бились, тянули каждый в свою сторону, паромы могли бы и не ходить, а так, мы встречаемся на заседаниях Союза, координируем свою деятельность и проблемы – решаются. - Не проигрывает ли в конкурентной борьбе на паромных переправах СК «Якутск» «частникам»? - Нет, потому что мы с самого начала стараемся работать цивилизованно. Заметьте, на паромах речпорта вы сможете пересечь реку уже в пять часов утра. Мы работаем строго по расписанию, а не ждем, как частники, скопления машин. Такая стабильность продолжается еще с «советских» времен. Это, безусловно, привлекает клиентов. - Как обстоят дела с грузоперевозками? - На эту навигацию наша компания заключила договоры на перевозку приблизительно 150 тыс. т груза, что составляет примерно третью часть всего речного грузооборота республики. Все договоры заключаются в ходе проведения тендеров, и единственное, чем мы можем конкурировать, тарифами на перевозку, причем тарифы приходится защищать в федеральной энергетической комиссии и республиканской РЭК. Выигрывает на конкурсах, безусловно, тот, кто предложит наименьшую цену, причем цена тарифа, правильность ее расчета компаниями проверяется государством в лице РЭК. Мы, речники, на разных уровнях говорим: нет смысла государству регулировать тарифы, их стоимость должен определять рынок. Он сам регулирует их величину, снижая цену в условиях конкурентной борьбы. Нам же приходится защищать цифры, которые потом, в борьбе за клиента, все равно приходится снижать. Причем с тарифами ЯРП испытывает те же трудности, что и остальные перевозчики. Ввиду постоянно растущей цены на топливо, нам приходится срезать прочие затраты, заложенные в тарифе, – на обновление флота, на рост заработной платы и прочие нужды предприятия. Тем не менее, нам удается платить достойную зарплату людям. Сейчас у нас одна из высоких средних зарплат в отрасли. Здесь мы ориентируемся на ЛОРП. И, если у них ее размер составляет 13 тыс. рублей, то у нас – 14,5. В этом году намечено очередное повышение, а ведь всего три года назад у нас были самые низкие зарплаты! Но, если на рост зарплаты мы средства еще находим, то на покупку новых судов их не хватает. Единственный выход для нас - это лизинг на 5, 10 лет и реновация отработавших свое судов. Мелкие, небольшие компании, создающие определенную проблему демпинга на рынке грузоперевозок, не работают ведь на перспективу. Они живут одним днем, их деятельность сводится лишь к тому, чтобы заработать сейчас, мы же работаем, чтобы иметь возможность развиваться и для этого используем все возможности. Например, в прошлом году мы купили СК «Михаил Шелковников», такой тип судна еще называют «верблюдом» - у него на корме и на носу сделаны специальные надстройки, т.е. он стал не просто буксиром, но имеет возможность перевозить грузы сам, это повышает экономическую эффективность его работы. В этом году мы приобрели еще одного такого же «верблюда». - А как дела обстоят с перевозками пассажиров? - На сегодняшний день Якутский речной порт остается доминирующим предприятием речного транспорта по пассажирским перевозкам. В этом году парк скоростных судов на подводных крыльях пополнился еще одним теплоходом. «Полесье» приобрели в Казахстане, и с августа оно вышло на пассажирскую линию Олекминск – Ленск – Пеледуй. Это новый маршрут, в навигацию 2005 года мы работали на линии Олекминск – Ленск. В этом году маршрут продлили до Пеледуя. Характеристики судна позволяют в течение светового времени доходить до Пеледуя, а на следующий день возвращаться в Олекминск. Якутский речной порт приобрел теплоход именно на эту линию, чтобы закрыть социальную потребность в пассажирских перевозках. От Пеледуя до Усть-Кута также работает скоростной флот и, в принципе, на сегодня линия Осетрово-Якутск полностью обеспечена скоростным флотом. Но, если в верховьях Лены маршруты следования пассажирских судов ЯРП продлены, то на Вилюе мы испытываем серьезные трудности. Там завершается строительство круглогодичной автомобильной дороги, люди пересели с водного транспорта на автомобильный, поэтому нам пассажироперевозки в этом направлении пришлось прекратить из-за нерентабельности. В эту навигацию не будет также регулярных рейсов по маршруту Якутск - Хандыга. Автомобильная дорога «Колыма» практически открыта и закрывает потребности населения. Однако возникает вопрос о сообщении с поселком Джебарики-Хая. Сейчас там речное сообщение осуществляется заказными рейсами. Остальные пассажирские линии будут работать в привычном режиме. - Выгодно ли ЯРП возить пассажиров? - По тарифам ситуация следующая. Они, как известно, регулируются РЭКом и в этом году выросли в среднем на 10-20 процентов, в зависимости от линии. Кстати, в нынешних тарифах топливо заложено по ценам, которых сегодня уже нет даже у государственных заказчиков. Хорошая новость для жителей населенного пункта Исить. В этом году государство вернуло дотацию на линию Якутск - Исить. Без дотации на этой линии работать невозможно, а без скоростного флота сообщения с этим населенным пунктом нет. Мы пытались работать на коммерческой основе, но без убытков все равно не получается, поэтому вынуждены были отказаться. Что касается возраста скоростного флота, то он, конечно, не молодой. Но если учесть, что навигация длится считанные месяцы, срок службы корпусов судов еще вполне нормальный. Другое дело - двигатели. Их необходимо полностью менять. В речном порту разработана специальная программа их модернизации. - Какие перспективы у компании? - Мы связываем наши планы со строительством железной дороги до Якутска, которое потребует перевозки, переработки большого объема грузов. Кроме того, ждем заказов и от строителей нефтепровода «ВСТО», так что планируем рост объемов работ. Решение Правительства РС(Я), Минтранса РФ относительно того, чтобы Якутский речной порт не только имел статус «речных ворот» республики, но и стал своеобразным «мостом», соединяющим возможности железной дороги и водного транспорта, вселяет в нас уверенность в будущем предприятия, а будет работа – будет жить и речной порт.

Беседовал Евгений ГРИБЧАТОВ.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
09.08.2006 11:24 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ